Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 15:24, контрольная работа

Краткое описание

Большинство норм Особенной части УК предусматривает ответственность одного лица за совершенное преступление. Однако практике известны многочисленные случаи, когда преступление совершается не одним, а двумя и большим количеством лиц. Такие случаи оцениваются законом и судебной практикой как соучастие в преступление. Особенность этого понятия заключается в том, что в результате совместных действий несколько лиц, связанных и часто заранее согласованных между собой, совершается единое преступление, достигается общий преступный результат

Содержание

Понятие соучастия…………………………………………………………………..2
Виды соучастников преступления…………………………………………………5
Ответственность соучастников преступления……………………………………11
Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой………………………………………………...16
Список литературы…………………………………………………………………20

Прикрепленные файлы: 1 файл

Уголовное право.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

Первая форма преступной деятельности организатора заключается в том, что он всегда является инициатором совершения преступления, ему принадлежит идея конкретного преступления. для реализации этой идеи он подыскивает соучастников и объект посягательства, разрабатывает план совершения преступления, готовит соучастников, обучая их специальным навыкам и приемам, распределяет роли и т.д.

Вторая форма  организации преступления заключается в руководстве всей преступной деятельностью соучастников. Руководитель координирует их действия, определяет их последовательность, другими способами обеспечивает реализацию преступного намерения и способы прикрытия преступной деятельности.

Особенно опасной  фигурой организатор становится при реализации третьей формы  деятельности, когда он создает организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию). Преступные организации создаются для совершения тяжких и особо тяжких преступлений. Действия организатора при этой форме деятельности в значительной части совпадают с действиями, характеризующими первую форму деятельности. Общественная опасность организатора повышается в связи с тем, что дополнительно им принимаются меры по сплочению членов преступного объединения, поддержанию дисциплины и обеспечению конспирации. Организатор разрабатывает структуру объединения, поскольку оно создается, как правило, для совершения не одного преступления. в настоящее время, как свидетельствует практика, организатор нередко устанавливает преступную связь с работниками правоохранительных органов и другими должностными лицами, поддерживает связь с другими преступными группами. Организатор может не выполнять все перечисленные действия самостоятельно, а распределить их среди других членов объединения.

Руководство преступными  объединениями и совершаемыми ими преступлениями, как четвертая форма деятельности, означает действия лица, которое не было организатором. Его деятельность осуществляется в рамках уже созданной сплоченной преступной группы или преступного сообщества. Руководитель может возглавлять все преступное объединение в целом или его структурное подразделение или осуществлять руководство преступной операцией.

С объективной  стороны действия организатора заключаются  в объединении других участников в процессе подготовки и совершения преступления. его деятельность отличается от действий других соучастников тем, что он не участвует в выполнении преступления, он объединяет, направляет и контролирует преступные действия других соучастников.

С субъективной стороны действия организатора характеризуются прямым умыслом. Он осознает преступность своих действий, других соучастников (осознает, какие конкретно преступления они совершают, предвидит преступные последствия от своей деятельности и действий других лиц) и желает их наступления. Организатор может не знать рядовых членов преступных объединений, но обязательно должен знать о совершаемых ими преступлениях.

Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговоров, подкупа, угрозы или другим способом. ( ч. 4 ст. 33 УК).

Подстрекательские действия с точки зрения развития процесса причинения всегда предшествуют во времени действию (бездействию) исполнителя  преступления. внутренний механизм связи  подстрекателя и исполнителя заключается в том, что подстрекатель своими действиями всегда вызывает решимость у исполнителя на совершение преступления.

Арсенал средств  воздействия на исполнителя у подстрекателя весьма многообразен: подкуп, приказ, поручение, угрозы, физическое насилие и т.п. однако главное заключается не в продолжении этого перечня средств подстрекательства, а в том, что подстрекательство должно быть всегда там, где, с одной стороны, лицо возбудило в другом решимость совершить конкретное преступление, предусмотренное Особенной частью УК, а с другой - такая решимость проявилась в подготовке либо совершении этого преступления. Только при этих условиях использование любого из названных средств может быть признано подстрекательством.

Виновное отношение  подстрекателя к содеянному в  принципе сходно с виновным отношением исполнителя преступления. различия состоят в том, что сознанием подстрекателя охватываются подстрекательские действия как составляющая общих с исполнителем усилий и имеет место желание достичь результата посредством деяния исполнителя.

Подстрекательство, осуществляемое любыми способами и в любых формах, всегда совершается в отношении конкретного лица и по поводу определенно-конкретного преступления. Призывы совершать преступления, обращенные к неопределенному кругу лиц, вообще не образуют признаков соучастия, но в некоторых случаях могут составлять признаки самостоятельных преступлений (ч. 3 ст. 212, ст. 280, 354 УК и др.).

Таким образом, объективная сторона подстрекательства  заключается в активных действиях  подстрекателя, в процессе которых  ему удается склонить другое лицо к совершению преступления. его действия обуславливают наступление общественно опасных последствий в виде совершения склоненным лицом преступления. и если преступление будет совершено или начнется подготовка к нему, то нужно установить причинную связь между этими деяниями и действиями подстрекателя.

Субъективная  сторона подстрекательства характеризуется  прямым умыслом. Подстрекатель осознает, что уговорами, подкупом, угрозами или  другими способами склоняет другое лицо к совершению преступления, и желает его склонить к конкретному преступному акту. Действия подстрекателя преследуют цель – вызвать решимость у другого лица совершить преступление. Таким образом, подстрекательство может быть совершено только с прямым умыслом.

Пособником признается лицо, которое содействовало совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, заранее обещало скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, заранее обещало приобрести или сбыть такие предметы (ч. 5 ст. 33 УК).

Из законодательного определения пособника видно, что  его действия (в некоторых случаях  бездействие) находятся вне рамок преступления, осуществляемого исполнителем. Пособник, не принимая личного участия в совершении преступления, создает лишь необходимые условия для его совершения, в том числе на стадии приготовления. Пособник, как правило, менее опасная фигура в соучастии по сравнению с организатором или исполнителем преступления: инициатива совершения преступления принадлежит не ему, а подстрекателю; он не руководит совершением – это делает организатор преступления, и, наконец, он не принимает участия, совместно с исполнителем, в совершении действий, характеризующих объективную сторону преступления.

С объективной  стороны деятельность пособника  выражается в содействии совершению преступления. пособник различными способами  помогает организатору или исполнителю  в осуществлении их преступных намерений, не включаясь в само преступление. Пособник может оказать помощь организатору в подборе соучастников преступления или путем предоставления информации способствует выработке плана преступной операции. Еще шире может быть его помощь исполнителю преступления. Закон перечисляет способы пособничества, которыми, по существу, охватываются все возможные формы преступной деятельности пособника. Часть 5 ст. 33 УК называет, в зависимости от способов оказания помощи в совершении преступления, три формы совершения преступления:

а) содействие преступлению советами, указаниями, предоставлением  информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий;

б) заранее обещанное  укрывательство преступника, средств  или орудий совершения преступления, следов преступления, либо предметов, добытых преступным путем;

в) заранее обещанное  приобретение или сбыт таких предметов.

 

 

 

Ответственность соучастников преступления.

Основанием  уголовной ответственности соучастника преступления так же, как и в случаях индивидуально совершаемых преступлений, является виновно (умышленно) совершенное им общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом, т.е. наличие в содеянном каждым участником признаков определенного в законе состава преступления. поскольку совместность усилий и общего результата имеют место применительно к одному и тому же преступлению, все соучастники несут ответственность на одном основании и в одинаковых пределах, предусмотренных санкцией применяемой к ним статьи (части ее) Особенной части УК РФ.

Признание единства основания уголовной ответственности  как при индивидуально совершаемом  преступлении, так и при соучастии  в преступлении не исключает его  особенностей применительно к последнему. Эти особенности находят отражение в объективной и субъективной сторонах состава преступления. так, объективная сторона состава преступления применительно к организатору, подстрекателю и пособнику, если они одновременно не выступают и как исполнители (соисполнители) в преступлении, складывается из признаков, характеризующих образ их преступного поведения в ст. 33 Общей части УК, а также из последствий, предусмотренных в соответствующей статье Особенной части УК.

Субъективная  сторона состава преступления независимо от вида и формы соучастия представлена всегда умыслом, интеллектуальный элемент которого включает осведомленность об общественно опасном характере не только своего собственного поведения, но и поведения исполнителя, охватывая при этом и факт сложения усилий. То же имеет место и на стороне исполнителя преступления.

Волевой элемент  умысла складывается из желания достичь  преступного результата путем сложения усилий или сознательного допущения  результата, наступающего от соединения усилий. Пределы ответственности соучастников преступления предопределяются прежде всего тем, насколько правильно произведена квалификация содеянного каждым из них. Это, в свою очередь, находится в прямой зависимости от учета общих условий и ряда обстоятельств частного порядка.

Общими условиями  правильной квалификации содеянного соучастником преступления являются: правильное определение  вида соучастия (простое, сложное, без  предварительного соглашения, с предварительным  соглашением, организованная группа и  преступное сообщество), выяснение того, предусмотрено или нет в диспозиции статьи Особенной части УК применительно к данному случаю то либо иное видовое проявление соучастия в качестве основного признака (ст. 208) или квалифицирующего обстоятельства (ст. 158, 161).

Среди обстоятельств  частного порядка, влияющих на пределы  ответственности соучастников и  связанных с квалификацией содеянного ими, выделяются обычно следующие: отдельные  объективные и субъективные обстоятельства, предусмотренные в статье Особенной  части УК и имеющиеся на стороне не всех соучастников, эксцесс исполнителя, добровольный отказ соучастника от начатой совместной преступной деятельности, неудавшееся соучастие в преступлении.

Вопрос о  влиянии на пределы ответственности  соучастников указанных выше объективных и субъективных обстоятельств в теории и практике решается в своей основе следующим образом. Во-первых, объективные признаки, составляющие свойства самого деяния и его последствий и имеющиеся на стороне одного, вменяются в ответственность другим (другому) соучастникам, если они охватывались умыслом последних. Так, если подстрекатель склонил исполнителя к совершению простого убийства, а исполнитель совершил квалифицированное убийство (способом, опасным для жизни многих людей), то это последнее обстоятельство не может быть вменено в ответственность подстрекателю, так как не охватывалось его умыслом. Во-вторых, объективный признак может относиться к характеристике объекта преступления. например, в случае убийства беременной женщины, когда это обстоятельство было заведомо известно подстрекателю, а исполнителю - нет.

Что же касается субъективных признаков, то их вменение в ответственность другому соучастнику  зависит от того, характеризуют ли они свойства самого деяния либо целиком  принадлежат только их носителям. В первом случае они вменяются в ответственность другому соучастнику, если охватывались его умыслом (например, при убийстве представителя власти исполнитель знает, что подстрекатель действовал с целью прекращения его политической деятельности). Во втором случае субъективный признак вменяется в ответственность только его носителю независимо от того, знают или нет о нем другие соучастники (например, признаки повторности, рецидива, особо опасного рецидива).

В одном ряду с рассмотренными обстоятельствами находится и так называемый эксцесс исполнителя, под которым понимается совершение исполнителем такого преступления, которое не охватывалось предвидением других соучастников, не осознавалось  ими. За эксцесс отвечает только сам исполнитель, а другие соучастники при этом отвечают лишь за деяние, которое охватывалось их умыслом (ст. 36 УК).

По степени  отклонения исполнителя от состоявшегося  соглашения соучастников различаются  количественный и качественный эксцессы. В случаях первого из них исполнитель при совершении согласованного с остальными соучастниками деяния выходит за пределы соглашения либо в части квалифицирующего обстоятельства, либо в части формы преступного посягательства. Примером этого могут быть совершение исполнителем квалифицированного убийства вместо согласованного с остальными соучастниками простого убийства либо совершение исполнителем грабежа вместо согласованной с остальными соучастниками кражи. В случае второго из них исполнитель совершает вместо согласованного другое преступление, причиняющее ущерб иному объекту охраны (например, вместо кражи – изнасилование).

Добровольный  отказ от продолжения начатой  совместной преступной деятельности тоже относится к числу обстоятельств, влияющих на пределы ответственности  соучастников преступления.

Добровольный  отказ при соучастии в преступлении так же, как и в случаях индивидуально  совершаемых преступлений, характеризуется  признаками добровольности и окончательности  и является обстоятельством, устраняющим  ответственность, если в содеянном до момента принятия решения об отказе от продолжения преступной деятельности не содержится признаков иного состава преступления. Однако при соучастии в преступлении добровольный отказ имеет свои особенности, которые обычно увязываются с видом соучастия, видом соучастника и с формой реализации решения о прекращении преступной деятельности. 

В простом виде соучастия соисполнителю достаточно прекратить свое участие в начатом  преступлении и изъять тем самым  свое поведение из совокупно действующего причиняющего фактора. Вместе с тем в отдельных случая, когда по причине своей специфики поведение соисполнителя не совпадает по месту и времени с поведением других, оно не может ограничиться пассивной формой отказа, а должен заявить об этом другим соисполнителям.

Информация о работе Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой