Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 17:10, курсовая работа
Исполнение наказания в виде штрафа регулируется Уголовно-исполнительным кодексом Республики Беларусь (ст.ст. 29-30). Срок для уплаты штрафа установлен в 30 дней со дня вступления приговора в законную силу. Если осужденный не имеет возможности оплатить штраф, то суд может отсрочить или рассрочить его уплату на срок до одного года. При этом необходимо ходатайство осужденного и заключение судебного исполнителя. Если по истечении установленного для уплаты штрафа осужденный его не уплатил, он взыскивается в принудительном порядке. При этом используется способ обращения взыскания на имущество осужденного, перечень которого предусмотрен в ч.1 ст.167 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК). Взыскание штрафа не может быть обращено на имущество, не подлежащее конфискации, перечень которого содержится в Приложении к УИК.
Таким образом, уголовно-правовое значение штрафа заключается в том, что это одна из мер уголовной ответственности, выражающаяся в определённом объёме ограничением имущественного характера. В юридической литературе высказывались мнения, что при назначении штрафа невозможно достичь цели исправления преступника, что эта мера является лишь энергичным напоминанием виновному о необходимости впредь быть более осмотрительным и воздержанным. Но подобная позиция противоречит уголовному законодательству, в котором закреплены равные цели для всех видов наказаний, входящих в его систему. Штраф может и должен достичь цели исправления преступника. Другое дело, что способ ее достижения у штрафа весьма специфичен – непосредственное ущемление материальных прав виновного.
Раздел 2.3. Назначение штрафа судом
В текущем году следует развивать положительную динамику применения судами штрафа. Эффективность данного наказания подтверждается судебной практикой и низким уровнем судимости за уклонение от его уплаты. Так, по ст. 418 УК в 2007 году осуждено всего 43 лица, притом что штраф в 2006 году назначался 8 617, в истекшем – 8 748 лицам.
Анализ уголовного закона и судебная практика свидетельствуют о том, что возможности применения этого вида наказания в полной мере не исчерпаны. Например, традиционно высокий удельный вес этого вида наказания имеет место в судах Могилевской области (17,9 %). Одновременно в судах Минской, Гомельской областей назначение штрафа составило всего по 9,9 %.(юстиция Беларуси №10 2011)
Направленность уголовного законодательства на гуманизацию выдвигает штраф в качестве перспективного средства реализации уголовной ответственности. Возрастание роли материальных благ в жизни людей обеспечивает штрафу достаточный карательный потенциал и одновременно позволяет цивилизованным путём достигать целей уголовной ответственности. Штраф должен стать достойной альтернативой лишению свободы при осуждении за большинство нетяжких преступлений. Штраф, назначаемый в качестве дополнительного наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений корыстной направленности, может с успехом заменить конфискацию имущества.
Неурегулированность в настоящем Уголовном кодексе порядка и условий применения штрафа в качестве дополнительного наказания обусловила его невостребованность в судебной практике. В качестве основного наказания штраф применяется за совершение преступлений, относящихся к категории не представляющих большой общественной опасности и менее тяжких, а в зависимости от объекта посягательства – ненасильственных преступлений без применения насилия, преступлений, повлекших причинение материального ущерба, неосторожных и иных преступлений, если посредством осуждения к штрафу возможно достижение целей уголовной ответственности.
Наиболее оптимальным способом исчисления штрафа следует признать исчисление по системе штрафо-дней. Она хороша тем, что позволяет одновременно наилучшим образом учитывать тяжесть совершённого преступления, материальное положение виновного и реальность исполнения назначенного денежного взыскания. Вместе с тем, на мой взгляд, для её использования необходимы соответствующие экономические и социальные условия, которые в республике пока отсутствуют. Поэтому до их создания целесообразно исчисление штрафа производить на основе минимальной заработной платы, устанавливаемой в республике, а при осуждении за корыстные преступления и в размере, кратном причинённой преступлением сумме ущерба до 10 раз.
Проблема обеспечения исполнения штрафа не может быть разрешена путём установления уголовной ответственности за уклонение (злостное уклонение) от его уплаты. Во-первых, при этом криминализируется деяние, общественная опасность которого не бесспорна в контексте признания его преступным. Во-вторых, приговор остаётся неисполненным. Если же исходить из концепции применения штрафа как наказания, альтернативного лишению свободы, то более тяжкое наказание следует устанавливать в приговоре одновременно с назначением штрафа и заменять им штраф в порядке исполнения приговора. Параллельно должен быть принят и ряд мер, обеспечивающих принудительное взыскание штрафа и стимулирующих его добросовестное исполнение: наложение ареста на имущество при расследовании уголовного дела, отмена уголовного осуждения к лишению свободы и отсрочки исполнения приговора при уклонении от уплаты штрафа, назначенного в качестве дополнительного наказания.
Таким образом, штраф является эффективным уголовным наказанием, что подтверждается невысоким уровнем рецидива среди лиц, осуждавшихся к этому наказанию, в отличие от уровня рецидива среди лиц, осуждавшихся к лишению свободы. В связи с этим желательно принятие Верховным Судом республики постановления, ориентирующего суды на приоритетное применение штрафа во всех случаях, когда изоляция осужденного не вызывается необходимостью. Такое решение позволит не только нормализовать обстановку в местах лишения свободы, но и за счёт средств, поступающих от взыскания штрафов, разрешить проблему возмещения причинённого ущерба потерпевшим от преступлений.