Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 19:58, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Уголовному праву"
Отграничение причинения средней тяжести вреда здоровью от покушения на убийство и покушения на причинение тяжкого вреда здоровью проводится по субъективной стороне составов этих преступлений. Существенное значение здесь имеет установление содержания и направленности умысла виновного.
Умышленное причинение легкого вреда здоровью. В соответствии с законом умышленное причинение легкого вреда здоровью имеет место в случаях, когда оно вызываеткратковременное расстройство здоровья потерпевшего или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности либо приводит к наступлению обоих этих последствий.
Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит в противоправном причинении легкого вреда здоровью другого человека.
Объективную сторону в данном составе
образуют: а) общественно опасное деяние (
Легкий вред здоровью заключается в причинении потерпевшему: 1) кратковременного расстройства здоровья; 2) незначительной стойкой утраты общей трудоспособности.
Согласно п. 48 Правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью под кратковременным расстройством здоровья следует понимать временную утрату трудоспособности продолжительностью не свыше трех недель (21 дня).
Под незначительной стойкой утратой трудоспособности подразумевает
К причинению легкого вреда здоровью
относятся, например, потеря пальца руки
(кроме указательного и
При решении вопроса о
Субъективная сторона данного преступления
характеризуется умышленной виной. Умысел при этом может
быть прямым или косвенным. Чащ
Для квалификации деяния виновного по ст. 115 УК РФ необходимо установить, что виновный желал причинить именно легкий вред здоровью человека либо сознательно допускал возможность причинения такого вреда или относился к его наступлению безразлично. Если виновный имел намерение причинить смерть либо тяжкий вред здоровью, но по не зависящим от него обстоятельствам причинил только легкий вред здоровью потерпевшего, содеянное надлежит рассматривать как покушение на убийство или на причинение тяжкого вреда здоровью.
Причинение легкого вреда
Мотивы и цели данного преступления разнообразны (месть, ревность и др.).
13. Побои и истязания
Побои представляют собой действия, выражающиеся в нанесении ударов, или иных насильственных действий, причиняющих физическую боль человеку. Если побои вызывают последствия, указанные в статьях 111, 112 или 115, содеянное квалифицируется по этим статьям, и упоминания ст. 116 УК не требуется.
Побои могут вызвать царапины, ссадины, кровоподтеки и т.п., но могут и не оставить никаких следов на теле человека. Иные насильственные действия могут выражаться в щипании, сечении, укусах натравленных собак и т.д.
Субъективная сторона может выражаться только в прямом умысле.
Истязание определяется в
законе как причинение физических или
психических страданий путем
систематического нанесения побоев
либо иными насильственными
В отличие от побоев, предусмотренных ст. 116 УК, истязание связывается с нанесением систематических побоев. Систематичность предполагает как нанесение побоев несколько раз (практика исходит из того, что это было не менее трех раз), так и внутреннюю связь этих избиений. Побои могут быть нанесены рукой, палкой, плетью, розгами или любыми другими предметами.
Страдания - это многократная, длительная боль, которую испытывает потерпевший. Иные насильственные действия могут заключаться в длительном лишении пищи, питья, запирании в холодном подвале, привязывании на длительное время на морозе. Психические страдания могут быть причинены, например, привязыванием боязливого человека (женщины, ребенка) ночью на кладбище, в лесу, запирании в темном помещении.
Субъективная сторона - прямой умысел.
Квалифицированный состав преступления предусмотрен ч. 2 ст. 117 УК. Он констатируется в том случае, если истязания совершены в отношении двух или более лиц; в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга; в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; в отношении заведомо несовершеннолетнего или лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, а равно лица, похищенного либо захваченного в качестве заложника; с применением пытки; группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; по найму; по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды.
Большинство этих признаков рассматривалось при анализе ст. 105 УК. Под материальной или иной зависимостью понимается зависимость несовершеннолетних детей от родителей, престарелых родителей от содержащих их детей, иждивенца от лица, который его содержит, подчиненного от начальника, ученика от учителя и т.д. Пытка означает особо изощренный способ физического воздействия с целью вызвать особые страдания потерпевшего (например, прижигание утюгом, использование электротока, кипятка, введение игл под ногти, использование специальных приспособлений для пыток и т.п.).
15. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 119 УК). Объект преступления — жизнь и здоровье личности. Объективная сторона выражена в угрозе убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, если при этом имелись основания опасаться осуществления угрозы.
Угроза — запугивание, обещание причинить кому-нибудь вред, зло. Подобное запугивание представляет собой разновидность психического насилия над личностью, негативного психологического воздействия на человека по тем или иным мотивам, с той или иной целью.
С точки зрения уголовного права угроза представляет собой обнаружение умысла лица на совершение преступления. Она есть выраженное вовне намерение лишить кого-либо жизни или причинить тяжкий вред здоровью, не сопровождающиеся на этом этапе совершением конкретных действий, направленных на реализацию умысла. Если же определенные действия в этом направлении уже совершены, ответственность должна наступать не по ст. 119 УК, а за приготовление к убийству или умышленному причинению тяжкого вреда здоровью либо за покушение на них.
Анализируя угрозу, следует говорить о ее содержании, способах выражения и о предъявляемых к ней уголовным правом требованиях.
Содержание угрозы четко определено диспозицией ст. 119 УК. Уголовно наказуема лишь угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Если же высказывалось намерение причинить иной вред личности, ст. 119 УК не применяется. Однако угроза причинением иного вреда может выступать конструктивным признаком иных составов преступлений, например, угроза уничтожением или изъятием имущества при понуждении к действиям сексуального характера (ст. 133 УК), угроза распространить сведения, позорящие потерпевшего или его близких при вымогательстве (ст. 163 УК) и т.д. В этих случаях угроза не имеет самостоятельного значения и не образует отдельного состава преступления. Угроза убийством и причинением тяжкого вреда здоровью также в ряде случаев названа законодателем в качестве способа совершения иного преступления, например, изнасилования (п. «в» ч. 2 ст. 131 УК), вымогательства (ст. 163 УК и др.), при этом она охватывается составом соответствующего преступного деяния и не требует дополнительной квалификации по ст. 119 УК.
Способы выражения угрозы могут быть различными: устная (высказанная как непосредственно, например, по телефону, так и через посредников), письменная, путем жестикуляции, демонстрации оружия, частей тела лиц, уже лишенных жизни, и т.д. На квалификацию это влияния не оказывает.
Для привлечения к ответственности по ст. 119 УК необходимо также, чтобы угроза отвечала определенным требованиям, а именно, была действительной и реальной. Действительность угрозы означает, что она была высказана определенным образом на самом деле, а не в воображении потерпевшего. Реальность угрозы означает, что она воспринималась потерпевшим как явное намерение виновного осуществить свое обещание лишить жизни или причинить тяжкий вред здоровью, и у него имеются основания опасаться ее реализации. Однако для оценки реальности угрозы недостаточно опираться лишь на ее субъективное восприятие потерпевшим, необходимо учесть всю совокупность обстоятельств дела.
Преступление считается оконченным в момент высказывания угрозы тем или иным способом.
С субъективной стороны преступление характеризуется виной в виде прямого умысла.
Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
16. Принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации
*ВВС. 1993. №2. Ст. 62.
В качестве живых доноров не могут выступать лица, не достигшие 18 лет (за исключением случаев пересадки костного мозга); лица, признанные в установленном порядке недееспособными, а также те, в отношении которых будет установлено, что они страдают болезнью, представляющей опасность для жизни или здоровья реципиента (ст. 3). Не допускается изъятие органов и тканей для трансплантации у лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от реципиента, а также принуждение любым лицом живого донора на изъятие у него органов или тканей (ст. 3).
Принуждение живого донора к изъятию у него органов или тканей для трансплантации при отсутствии его согласия влечет при наличии определенных указанных в Законе условий уголовную ответственность по ст. 120 УК.
Объект преступления — здоровье личности. Потерпевшими при совершении посягательства могут быть любые лица, включая тех, в отношении которых Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» устанавливает ограничения.
Объективная сторона — принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения, т.е. она включает в себя деяние виновного и способ совершения этого деяния. Деяние представляет собой принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации. Принуждение — это попытка заставить лицо совершить какие-либо действия вопреки его воле. Способами принуждения, указанными в законе, является применение насилия либо угроза его применения. Применение насилия — это непосредственное физическое воздействие на потерпевшего, которое может выразиться в нанесении ему побоев и в причинении вреда его здоровью — легкого и средней тяжести (при отсутствии отягчающих обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 112 УК). Угроза как разновидность психического насилия может содержать в себе обещание применить к потерпевшему насилие любой интенсивности и любой тяжести вплоть до лишения жизни.
Преступление считается оконченным с момента принуждения независимо от того, удалось виновному добиться желаемого результата или нет.
С субъективной стороны деяние характеризуется виной в виде прямого умысла. Субъект — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Преступление квалифицируют такие обстоятельства, как совершение его в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного — ч. 2 ст. 120 УК (их содержание раскрывалось выше).
17. Заражение венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией
В отличие от ранее действовавшего законодательства заражение другого лица венерической болезнью наказывается только в том случае, если это последствие наступило. Поставление в опасность заражения путем полового сношения или иным путем, если заражение не наступило, уголовной ответственности не влечет.
Способ заражения не имеет значения - посредством полового сношения или бытовым путем (использование общей посуды, белья, полотенца и т.п.).
Субъективная сторона - прямой
или косвенный умысел либо легкомыслие.
Закон прямо говорит, что речь
идет о лице, знавшем о наличии
у него венерического заболевания.
При прямом умысле виновный может
руководствоваться мотивом