Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:26, контрольная работа
Возникший в прокурорской практике целый комплекс проблемных вопросов, связанных с более четким определением специфики предмета и пределов прокурорского надзора, разработкой современных наиболее оптимальных и эффективных организационно-методических и тактических новелл, обеспечивающих своевременное выявление, устранение и предупреждение правонарушений, вызвал острую необходимость глубокой теоретической разработки проблем прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности органов государственного контроля. Решение указанных вопросов требует системного подхода в исследовании направлений прокурорской деятельности в их единстве, взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодополняемости по различным направлениям.
Введение………………………………………………………………………3
Прокурорский надзор……………………………………………………….5
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания…………10
Прокурорский надзор за законностью условно-досрочного
освобождения осужденных ………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………...19
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением
законов администрациями
Таким образом, в общем виде
направления прокурорского
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания
Если не брать амнистии и помилования, то условно-досрочное освобождение или как его еще часто называют УДО – наиболее реальный шанс для осужденного выйти на свободу досрочно, не отбывая полностью весь назначенный судом срок.
В ст. 79 УК РФ определено, что лицо, отбывающее исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, может быть условно-досрочно освобождено от продолжения их исполнения при наличии ряда обстоятельств, перечисленных в законе. При этом возможно частичное или полное освобождение и от дополнительного наказания.
В прошлом многолетняя практика применения условно-досрочного освобождения от наказания в основном относилась к лишению свободы. Условно-досрочное освобождение осужденных от отбывания исправительных работ и от нахождения в дисциплинарном батальоне носило единичный характер.
В ст. 531 УК РСФСР 1960 г. содержались значительные ограничения применения условно-досрочного освобождения лиц, отбывающих лишение свободы. Условно-досрочное освобождение нельзя было применять к особо опасным рецидивистам, лицам, осужденным за ряд тяжких преступлений: бандитизм (ст. 77), умышленное убийство (ст. 102, 103, п. "в" ст. 240), умышленное тяжкое телесное повреждение (ч. 2 ст. 108) и т.д. Этот перечень был обширен. Запрещалось вменение условно-досрочного освобождения к лицам, которым наказание в виде смертной казни заменялось лишением свободы в порядке помилования или амнистии, к лицам, ранее более двух раз осуждавшимся к лишению свободы за умышленные преступления, если судимость за предыдущее преступление не снята или не погашена в установленном законом порядке; к лицам, ранее освобождавшимся из мест лишения свободы до полного отбытия назначенного судом срока наказания условно-досрочно и вновь совершившими умышленные преступления в течение испытательного срока или обязательного срока работы при условном освобождении из мест лишения свободы с обязательным привлечением осужденного к труду. По формальным признакам не допускалось применение условно-досрочного освобождения примерно к 54% лиц, отбывающих лишение свободы. Тем самым были лишены важнейшего стимула к исправлению лица, более всех нуждавшиеся в этом.
По расчетам А.С.Михлина даже в колониях общего режима 5,4% заключенных не подлежали условно-досрочному освобождению от лишения свободы. Не являлось ли это одной из причин того, что многие из данной категории лиц чаще по сравнению с иными осужденными злостно нарушали режим отбывания наказания?
На лиц, совершивших преступление в возрасте до 18 лет, ограничения в применении условно-досрочного освобождения не распространялись (ст. 55 УК РСФСР).
Несомненным достижением ныне действующего УК РФ является отказ от формальных ограничений применения условно-досрочного освобождения в отношении каких-либо категорий осужденных.
Вместе с тем в ряде стран условно-досрочное освобождение от наказания ограничивается. Так, § 57 УК ФРГ запрещает применять его к осужденным, которые скрыли имущество, подлежащее конфискации. В ст. 69 УК Кыргызской Республики установлен запрет на применение условно-досрочного освобождения к лицам, признанным особо опасными рецидивистами, и к лицам, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы.
В ст. 73 УК Республики Узбекистан применение условно-досрочного освобождения еще более сужено. Оно неприменимо не только к особо опасным рецидивистам и к лицам, которым смертная казнь была заменена в порядке помилования лишением свободы, но и к лицам, осужденным за умышленное убийство с отягчающими обстоятельствами, насильственное удовлетворение половой потребности в противоестественной форме в отношении потерпевшего, заведомо для виновного не достигшего 14 лет, преступления против Республики Узбекистан, мира и безопасности человечества, организацию преступного сообщества, контрабанду ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового уничтожения, материалов и оборудования, которые заведомо могут быть использованы при его создании, а равно наркотических средств или психотропных веществ в размерах, превышающих небольшой.
В ч. 7 ст. 76 УК Таджикистана также предусмотрен широкий перечень ограничений применения условно-досрочного освобождения от наказания. Оно неприменимо к следующим категориям осужденных:
1) к осужденным, которым
смертная казнь заменена
2) к осужденным, совершившим
преступление при особо
3) к организаторам,
участникам организованной
4) к лицам, осужденным за преступления против мира и безопасности человечества.
Представляется, что позиция ст. 79 УК РФ предпочтительнее. Широкое ограничение применения условно-досрочного освобождения лишает значительное число осужденных стимула к исправлению и, по нашему мнению, необоснованно. Любому осужденному надо дать перспективу на освобождение от наказания. Неисправимыx нет. Есть неумные, неподготовленные представители исправительных учреждений и плохо функционирующие места лишения свободы.
Существуют различные точки зрения о юридической природе условно-досрочного освобождения осужденных от наказания.
В первой половине XIX в. в Австралии была создана марочная, или звездная прогрессивная система отбывания лишения свободы, согласно которой это наказание отбывалось в трех ступенях: одиночного заключения, совместного заключения и условно-досрочного освобождения. Последнее сопровождалось строжайшим надзором за условно-досрочно освобожденными и многочисленными ограничениями их прав и свобод.
По мнению создателя этой тюремной системы Мэконочи, это свидетельствовало о продолжении отбывания наказания условно-досрочно освобожденными. И в наше время некоторые юристы считают условно-досрочное освобождение последней ступенью исполнения наказания.
Эта точка зрения представляется ошибочной. Если бы при условно-досрочном освобождении продолжалось отбывание наказания, то присоединению подлежала бы только та часть испытательного срока, которая была "не отбыта".
Нельзя рассматривать условно-досрочное освобождение от наказания как внесение корректив в приговор. Изменить приговор может только вышестоящий суд в порядке кассационного или надзорного производства, а не суд, вынесший приговор, или иной одноименный суд, который решает вопрос об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания.
Условно-досрочное освобождение не колеблет стабильности приговора. К тому же ошибки при его применении могут быть исправлены отменой условно-досрочного освобождения для реального исполнения неотбытой части срока наказания.
Некоторые авторы рассматривают условно-досрочное освобождение как "субъективное право осужденного. Представляется, что приведенное словосочетание не является определением условно-досрочного освобождения. Оно лишь отмечает, что осужденный, как полагают сторонники этой точки зрения, имеет право на условно-досрочное освобождение от наказания.
В юридической литературе встречается определение условно-досрочного освобождения как поощрения.
Прокурорский надзор за законностью условно-досрочного
освобождения осужденных.
Действующее законодательство (ст. 79, 81 УК РФ) предусматривает широкие возможности досрочного освобождения от отбывания наказания лиц, осужденных за совершение преступлений, делая эти меры поощрения одним из важнейших стимулов исправления осужденных. Существенное расширение контингента осужденных, к которым может быть применено досрочное освобождение от отбывания наказания, значительно повышает ответственность администрации исправительных учреждений, органов суда, прокуратуры общественных организаций за принятие законного и обоснованного решения о досрочном освобождении осужденного, так же как и за необоснованный отказ в досрочном освобождении.
При наличии установленных законом условий к осужденным могут быть применены условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и закон о досрочном освобождении может быть применен также к лицам, заболевшим в период отбывания наказания психической или иной тяжелой болезнью (см. ст. 81 УК). Правильность применения законов о досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания зависит в существенной мере от действенности прокурорского надзора. Ошибки в применении закона о досрочном освобождении осужденного дискредитируют в глазах широкой общественности исправительную политику нашего государства, формируют ошибочные представления о безнаказанности преступников, тем более, если досрочно освобожденный впоследствии совершает тяжкое преступление или уклоняется от труда и ведет паразитический образ жизни.
Рассмотрим некоторые особенности прокурорского надзора по каждому из указанных выше видов досрочного освобождения осужденных от отбывания наказания.
Осуществляя надзор за законностью применения закона (ст. 363 УПК) об условно-досрочном освобождении, прокурор проверяет как соблюдение установленного порядка представления осужденных к этой мере поощрения, так и соответствие закону судебных решений. Однако некоторые прокуроры формально выполняют свои обязанности, явно Недооценивая процессуальное значение условно-досрочного освобождения как важного стимула к исправлению осужденных.
В связи с этим Генеральный прокурор РФ в приказе № 8 от 26 февраля 1997 г. предлагает прокурорам: "Регулярно проверять законность досрочного освобождения от отбывания наказания, а также установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
Задача прокурора состоит в том, чтобы не допустить, с одной стороны, досрочного освобождения из мест лишения свободы осужденных, не вставших на путь исправления, а с другой стороны, исключить из практики случаи отказа в применении этой меры поощрения к тем, кто этого заслуживает. Прокурор в целях предупреждения или устранения нарушения закона при применении закона об условно-досрочном освобождении осужденных применяет следующие меры:
1. Еще до судебного заседания прокурор тщательно изучает материалы, содержащие представление администрации исправительного учреждения, согласованное с наблюдательной комиссией об условно-досрочном освобождении осужденного. Иногда администрация ИУ представляет к условно-досрочному освобождению осужденных, к которым в силу закона условно-досрочное освобождение вообще применено быть не может. В таких случаях прокуроры предупреждают направление в суд таких материалов, а если этого сделать не удалось, дают в судебном заседании заключение об отказе в применении условно-досрочного освобождения.
2. Если нельзя сделать вывод о законности и обоснованности представления о досрочном освобождении по направленным в суд материалам, прокурор знакомится с личным делом осужденного или с данными картотеки о поощрениях и взысканиях. Это делается потому, что в отдельных случаях администрация ИУ, чтобы представить в суд более "убедительный" материал, срочно снимает с осужденных взыскания, изымает из личных дел документы о наложенных взысканиях, приказы, докладные записки о нарушениях, объяснения осужденного, составляет на осужденных необъективные характеристики, умалчивая в них о допущенных осужденным нарушениях установленного режима. По этой причине ежегодно суды (судьи) по заключениям прокурора отказывают в применении закона об условно-досрочном освобождении в отношении большого числа осужденных.
3. Одной из действенных форм надзора за законностью условно-досрочного освобождения является участие прокуроров в работе наблюдательной комиссии. Они оказывают комиссиям большую правовую помощь в принятии законных и обоснованных решений. Однако не все наблюдательные комиссии тщательно знакомятся с материалами, представленными на их рассмотрение. Есть факты, когда участие наблюдательной комиссии сводится к формальности: заседания не проводятся, материалы об условно-досрочном освобождении не рассматриваются, участие и контроль комиссии сводится к тому, что председатель подписывает представленные в комиссию администрацией ИУ документы. Прокурор должен реагировать на такие нарушения закона путем принесения протеста или внесения представления. Если наблюдательная комиссия приняла незаконное или необоснованное решение, то прокурор приносит протест на это решение, требуя его отмены. Протест вносится или в комиссию, принявшую незаконное и необоснованное решение, или в орган местного самоуправления.
4. Прокурор определяет наличие критериев исправления осужденного, при которых может быть применено условно-досрочное освобождение. Условно-досрочное освобождение применяется к осужденному лишь в том случае, если он доказал свое исправление честным отношением' к труду и примерным поведением. Между тем важно четко представлять, какие факторы определяют честное отношение к труду и примерное поведение осужденного и как это должно быть отражено в процессуальных документах. Честное отношение к труду - это постоянное выполнение осужденным установленных норм выработки, с хорошим качеством работы, строгое соблюдение трудовой дисциплины, а также овладение более сложной специальностью или получение более высокого разряда. Примерное поведение выражается в безусловном и образцовом выполнении осужденным требований установленного режима, повышении своего общеобразовательного уровня, участии в самодеятельных организациях.
Информация о работе Прокурорский надзор за условно-досрочным освобождением заключенных