Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 23:57, реферат
Цель исследования заключается в определении сущности преступной группы, видов ее участников и особенностей их ответственности, выработке на этой основе научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию соответствующих уголовно-правовых норм и практики их применения.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
– изучена сущность преступной группы и дано ее понятие;
– проанализированы признаки преступных групп, являющихся формами соучастия и не являющихся таковыми;
– рассмотрено понятие участия в преступной группе;
– проведено исследование видов участников преступной группы, закрепленных в уголовном законе;
– изучены особенности квалификации деяний участников преступной группы;
– рассмотрена проблема учета преступной группы в качестве квалифицирующего признака состава преступления;
– сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию норм уголовного закона, регламентирующих ответственность участников преступных групп.
Введение
1. «Понятие преступной группы и ее разновидности»
2. «Участие в преступной группе и участники преступной группы»
3. Пределы уголовной ответственности участников преступной группы
Заключение
Литература
Тема: "Проблемы ответственности соучастников преступления. Квалификация преступлений по признаку "организованной группы"
Содержание
Введение
1. «Понятие преступной группы
и ее разновидности»
2. «Участие в преступной группе
и участники преступной группы»
3. Пределы уголовной
Заключение
Литература
Введение
Актуальность темы исследования. В уголовном законодательстве преступная группа рассматривается как фактор, существенно повышающий общественную опасность криминальной деятельности лиц. Это находит выражение в придании группе лиц значения обстоятельства, отягчающего наказание (п. «в» ч. 1 ст. 63 УК РФ); учете в качестве квалифицирующих или особо квалифицирующих признаков составов преступлений в ряде статей Особенной части УК РФ; рассмотрении действий, заключающихся в создании преступной группы, руководстве ею либо участии в ней, как самостоятельного оконченного преступления. В качестве одной из негативных характеристик современного состояния преступности следует отметить существенную долю преступлений, связанных с деятельностью преступных групп. Например, количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней), в 2009 г. увеличилось по сравнению с 2003 г. более чем в девять раз. При этом средний удельный вес в 2003-2009 г. лиц, совершивших преступление в группе, в общем числе несовершеннолетних осужденных составил 58,1 %.
Преступная группа в различных
своих проявлениях требует
Следует констатировать, что уголовный
закон и правоприменительная
деятельность ввиду своей противоречивости,
отсутствия последовательности в решении
многих вопросов, связанных с ответственностью
за участие в преступной группе, требуют
совершенствования. Заметим, что ряд таких
попыток в последнее время был предпринят.
Свидетельством тому служат Федеральный
закон от
Однако указанный закон внес
еще больше противоречий в анализируемую
совокупность уголовно-правовых норм,
регламентирующих ответственность
за участие в преступных группах.
На сегодняшний день требуется создание
непротиворечивой, логически последовательной
действенной системы уголовно-
В связи с этим актуальность темы исследования обусловлена необходимостью системного изучения теоретических и практических проблем ответственности за участие в преступной группе и совершенствования уголовного законодательства в этой области.
Степень научной разработанности темы исследования. В уголовно-правовой литературе некоторые вопросы, связанные ответственностью за участие в преступной группе, подвергались исследованию в рамках научного анализа института соучастия (Д.А. Безбородов, Ф.Г. Бурчак, Л.Д. Гаухман, В.А. Григорьев, П.И. Гришаев, А.Э. Жалинский, А.П. Жиряев, А.Ф. Зелинский, В.Д. Иванов, Р.Г. Калуцкий, М.И. Ковалев, А.П. Козлов, Г. Колоколов, Г.А. Кригер, А.В. Наумов, А.А. Пионтковский, Н.С. Таганцев, П.Ф. Тельнов, А.Н. Трайнин, И.Я. Фойницкий, М.Д. Шаргородский, М.А. Шнейдер и др.), рассмотрения видов лиц, принимающих участие в совместном преступлении (В.В. Качалов, Т.И. Косарева, В.В. Малиновский, А.Н. Павлухин, А.В. Пушкин, В.Г. Усов, И.Я. Хейфец, А.М. Царегородцев и др.), анализа ответственности соучастников преступления (Р.С. Рыжов, М.В. Сидирякова и др.), изучения групповых преступлений, разновидностей групп лиц и форм соучастия ( В.Быков, Н.П. Водько, Р.Н. Гордеев, Н.Г. Иванов, С.В. Максимов, А. Мондохонов, В. Тюнин, Н.И. Святенюк, B.C. Устинов, Т.А. Хмелевская, Л.Г. Шнайдер, А.А. Яровой и др.).
Отдельные вопросы, касающиеся ответственности участников криминальных групп, затрагивались в работах Н.Г. Кадникова, А.Н. Красикова, B.C. Комиссарова, В.Н. Кудрявцева, Э.Ф. Побегайло, А.Н. Попова, А.И. Рарога и др.
В целом следует констатировать, что данная проблема в основном исследовалась в общем контексте проблем соучастия либо составов преступлений Особенной части УК РФ. Хотя в работах некоторых ученых преступная группа изучалась как явление, выходящее за рамки соучастия (Р.Р. Галиакбаров, Д.В. Савельев и др.).
Нисколько не умаляя значимость и
полноту проведенных
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с ответственностью участников преступной группы.
Предметом исследования являются нормы ранее действовавшего, современного и зарубежного уголовного законодательства, научные работы и судебная практика, касающиеся ответственности участников преступной группы.
Цель исследования заключается в определении сущности преступной группы, видов ее участников и особенностей их ответственности, выработке на этой основе научно обоснованных рекомендаций по совершенствованию соответствующих уголовно-правовых норм и практики их применения.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
– изучена сущность преступной группы и дано ее понятие;
– проанализированы признаки преступных групп, являющихся формами соучастия и не являющихся таковыми;
– рассмотрено понятие участия в преступной группе;
– проведено исследование видов участников преступной группы, закрепленных в уголовном законе;
– изучены особенности
– рассмотрена проблема учета преступной группы в качестве квалифицирующего признака состава преступления;
– сформулированы предложения и рекомендации по совершенствованию норм уголовного закона, регламентирующих ответственность участников преступных групп.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, современное и ранее действовавшее отечественное уголовное законодательство, а также уголовное законодательство некоторых зарубежных государств в части, касающейся регламентации различных аспектов ответственности участников преступных групп.
1. «Понятие преступной группы и ее разновидности»
Раскрыть данный параграф невозможно без определения понятийного аппарата.
Преступная группа – это обладающее повышенной общественной опасностью криминальное объединение двух или более лиц, являющееся формой соучастия, которое относится законодателем к обстоятельствам, отягчающим наказание, и квалифицирующим признакам состава преступления (ч. 1–3 ст. 35 УК РФ), либо не являющееся формой соучастия, относящееся к конститутивным признакам составов преступлений в Особенной части УК РФ (ст. 208, 209, 210, 239, 2821, 2822).
Многовариантность проявлений преступного сообщества, альтернативность его признаков, не позволяющих провести четкой границы между организованной группой и преступным сообществом, дуалистический характер данной разновидности преступной группы, выступающей в качестве формы соучастия и в качестве конститутивного признака состава преступления, требуют внесения изменений в УК РФ. Преступное сообщество необходимо исключить из ч. 4 ст. 35 УК РФ, закрепив его понятие в ч. 1 ст. 210 УК РФ, и определить его как объединение устойчивых преступных групп, созданное для осуществления преступной деятельности.
Участие в преступной группе, являющейся формой соучастия, охватывает собой деяния, выражающиеся в соисполнительстве, – применительно к группе лиц по предварительному сговору и группе лиц без предварительного сговора, а также деяния, предполагающие систематическое осуществление совместных преступлений, – применительно к организованной группе, в преступной группе, не являющейся формой соучастия, включает деяния, заключающиеся в организации преступной группы и ином участии в преступной группе, не связанном с совершением организационных действий.
Сущность разновидностей
Квалификация деяний участников организованной группы или преступной группы, являющейся конститутивным признаком состава преступления, совершивших преступление, в случае отсутствия в соответствующей части (пункте) статьи УК РФ квалифицирующего признака «организованной группой», по признаку «группой лиц» или «группой лиц по предварительному сговору» допускается, исходя из сущности данных групп, только при наличии соисполнительства в преступлении.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что общее понятие преступной группы в УК РФ не содержится. В юридической литературе нет единообразия в части подходов к пониманию данного термина.
Мы попытаемся провести отграничение преступной группы от таких смежных понятий, как соучастие, группа лиц, групповое преступление, имеющих свое собственное юридическое значение.
При этом мы предлагаем исходить из того, что преступная группа – универсальное понятие, являющееся собирательным, включающим в себя различные по своей сущности и содержанию групповые образования.
К таковым, с одной стороны, относятся группы лиц, закрепленные в ст. 35 УК РФ в рамках института соучастия: группа лиц без предварительного сговора, группа лиц по предварительному сговору, организованная группа и преступное сообщество (преступная организация). С другой стороны, преступная группа включает в себя и криминальные объединения, понятие которых дается в статьях Особенной части УК РФ: незаконное вооруженное формирование (ст. 208), банда (ст. 209), преступное сообщество (ст. 210 УК РФ), объединение, посягающее на личность и права граждан (ст. 239), экстремистское сообщество (ст. 2821) и экстремистская организация (ст. 2822).
Особое внимание хочется обратить на разницу в правовой природе указанных разновидностей преступной группы. Группа лиц, группа лиц по предварительному сговору и организованная группа являются проявлениями соучастия и выступают в качестве квалифицирующих признаков в отдельных составах преступлений, предусмотренных Особенной частью УК РФ. В этом смысле преступная группа – группа, которая совершает преступление. Преступные группы иной разновидности (незаконное вооруженное формирование, банда, преступное сообщество, объединение, посягающее на личность и права граждан, экстремистское сообщество и экстремистская организация) являются конститутивными признаками конкретных составов преступлений Особенной части УК РФ. Участники таких групп становятся соучастниками преступления при совместном совершении иных преступлений в рамках этих объединений.
Отмечается, что преступное сообщество (преступная организация) не определено в качестве квалифицирующего признака ни в одной статье Особенной части УК РФ. Законодатель установил отдельно ответственность за сам факт организации преступного сообщества, руководства им или участия в нем (ст. 210 УК РФ). В этом плане преступное сообщество «не работает» на институт соучастия. Более того, имеется существенная разница в определении преступного сообщества в ч. 4 ст. 35 и ч. 1 ст. 210 УК РФ.
Анализируя юридическую
Группа лиц без предварительного сговора по своей сути является соисполнительством, которое имеет вполне конкретное содержание – совершение каждым из соисполнителей действий, входящих в объективную сторону преступления. При этом в рамках соисполнительства возможно распределение ролей, не выходящее за рамки объективной стороны состава преступления.
Выделяются два основных подхода при толковании такого признака группы лиц по предварительному сговору, как участие двух или более лиц в совершении преступления: действия участников группы лиц по предварительному сговору, не связываются с выполнением каждым из них деяний, входящих в объективную сторону состава преступления, и связываются с выполнением каждым из них таких действий. Приемлемым является второй подход.
В связи с этим общим и основным признаком группы лиц и группы лиц по предварительному сговору является наличие соисполнительства. Более расширительное толкование данных групп или соисполнительства приводит к стиранию грани между сложным соучастием и данными разновидностями преступных групп. В результате теряется логика их обособления в рамках ст. 35 УК РФ.