Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:04, курсовая работа
Целью работы является изучение наиболее сложных и важных вопросов понимания и применения состава принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
- характеристика принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения в системе преступлений в сфере экономической деятельности;
- уголовно-правовой анализ объективных и субъективных признаков принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения;
- рассмотрение квалифицирующих признаков преступления, предусмотренного ст. 179 УК;
- изучение судебно-следственной практики по делам о принуждении к совершению сделки или к отказу от ее совершения, в том числе исследование вопросов квалификации анализируемого преступления;
- выявление вопросов, связанных с отграничением принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения от смежных составов преступлений.
Введение 3
1. Уголовно-правовая характеристика принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения 5
1.1 Объект принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения 5
1.2 Объективная сторона принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения 8
1.3 Субъективные признаки принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения 15
1.4 Квалифицирующие признаки принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения 17
2. Отграничение преступления, предусмотренного ст. 179 УК РФ, от вымогательства 20
Заключение 26
Список использованных источников 29
Устанавливая
повышенную уголовную ответственность
за совершение принуждения к совершению сделки
или к отказу от ее совершения организованной
группой, законодатель тем самым защищает
общественные отношения, связанные с реализацией
принципов добросовестной конкуренции
в области производства, торговли, оказания
услуг и т.д. Следует отметить, что закрепление
рассматриваемого квалифицирующего признака
в п. «в» ч. 2 ст. 179 УК РФ предоставляет возможность
суду применить более строгое наказание
к виновным.
2. Отграничение преступления, предусмотренного
ст. 179 УК РФ, от вымогательства
Отличительной чертой состава преступления, предусмотренного ст. 179 УК РФ, является отсутствие признаков состава вымогательства.
Вымогательство, то есть
требование передачи чужого имущества
или права на имущество или
совершения других действий имущественного
характера под угрозой
Предмет вымогательства, по смыслу содержания ст. 163 УК РФ, ― имущество, право на имущество и действия имущественного характера, которые потерпевший должен совершить по требованию вымогателя в его пользу (погашение долга, оплата покупки, производство ремонта и т. д.). Требование совершить сделку или отказаться от ее совершения – это, прежде всего, принуждение установить, изменить или прекратить гражданские права и обязанность18. То есть в данном случае авторы проводят различие по предмету преступления.
Если в содеянном присутствуют признаки вымогательства, налицо преступление, предусмотренное ст. 163 УК РФ. В отличие от вымогательства, принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения будет иметь место, когда указанные в ст. 179 УК РФ угрозы насилия, уничтожения или повреждения имущества, распространения сведений, которые могут причинить вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких, не связаны с требованиями совершить действия имущественного характера. Это могут быть сделки по выполнению работ, по оказанию услуг, предоставлению информации и т. п.19. Иначе можно сказать, что по ст. 179 УК РФ следует квалифицировать лишь принуждение к совершению тех сделок или к отказу от их совершения, которые не представляют собой действия имущественного характера.
Различие между составом преступления, предусмотренным ст. 179 УК РФ, и составом вымогательства, предусмотренным ст. 163 УК РФ, заключается в направленности соответствующих действий: в первом случае лицо принуждается к совершению или к отказу от совершения сделки, в случае вымогательства лицо принуждается к передаче имущества или права на имущество. Если лицо принуждается к совершению или отказу от совершения сделки, связанной с установлением, изменением или прекращением имущественных прав и обязанностей, содеянное подлежит квалификации как вымогательство20.
Вымогательство определяется как требование передачи имущества, права на имущество, совершения иных действий имущественного характера. Требование это должно подкрепляться конкретными, перечисленными в УК РФ действиями: насилием, угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, распространения позорящих сведений о потерпевшем или его близких, а равно иных сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких.
Статья 179 УК РФ формулируется как принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения. Подкрепляется это принуждение почти теми же действиями, что и в вымогательстве, кроме распространения позорящих сведений. Термин «требование, соединенное с насилием, угрозами» и т. д. означает ни что иное, как принуждение. В уголовно - правовой литературе даже доказывается, что правильнее бы употреблять в ст. 163 УК РФ термин «принуждение». Вымогатель требует передать имущество, право на имущество, совершения иных действий имущественного характера. В ст. 179 УК РФ принуждают к совершению действий или к отказу от их совершения. По поводу предмета вымогательства высказываются различные суждения. Принимая во внимание объект посягательства (к сожалению, и по поводу содержания отношений собственности ни у экономистов, ни у юристов нет единства мнений) можно предположить, что «имущество» включает в себя и «имущественные права». Требование передать право на имущество означает передать «титул» собственника или на отдельное правомочие собственника на имущество. Что касается понятия иных действий имущественного характера, то ими могут быть любые действия, результатом совершения которых является получение имущественной выгоды для вымогателя. Сделка также определяется как действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (ст. 153 ГК). В цивилистической литературе раскрываются признаки сделки. Их анализ позволяет заключить, что и по характеру действий рассматриваемые составы совпадают (если абстрагироваться от понятия недействительности сделки). Отсюда следует, что под признаки состава преступления, предусмотренного ст. 179 УК РФ, подпадут только те сделки, которые не имели цели безвозмездного удовлетворения имущественных потребностей. Если не признать оказание услуг составляющими отношений собственности, то эта часть вымогательских действий должна квалифицироваться по ст. 179 УК РФ. Существует мнение, что именно по видам гражданско-правовых отношений происходит разграничение принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ) и вымогательства (ст. 163 УК РФ), так как последнее предполагает посягательство на право собственности.
Потерпевшими при вымогательств
Таким образом, отсутствие признаков вымогательства имеет место, если принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения не было направлено на изменение отношений собственности.
Рассмотрим примеры. Если Петров желает купить (заключить договор купли-продажи) квартиру Иванова и угрожает, что в случае отказа продать квартиру будет убита его жена, то в данном случае имеет место вымогательство, так как в результате этой сделки право собственности на квартиру должно перейти от Иванова к Петрову.
Вымогательство будет иметь место и в случае, если Иванов собирался продать квартиру Сидорову, а Петров требует (высказывая те же угрозы), чтобы квартира была продана ему, так как целью Петрова является опять-таки переход от Иванова к нему права собственности на квартиру.
В случае же, если Иванов собирался заключить договор подряда на строительство дома с Сидоровым, а Петров, желая получить этот подряд для своей бригады, требует от Иванова отказаться от заключения договора с Сидоровым и заключить его именно с ним (Петровым) и при этом угрожает, что в случае отказа будет убита жена Иванова, то действия Петрова должны быть квалифицированы по ст. 179 УК РФ. В данном случае речь не идет о переходе права собственности на дом, так как независимо от того, кто конкретно будет выполнять строительные работы: бригада Сидорова или бригада Петрова, право собственности на дом будет принадлежать Иванову. Речь в данном случае идет только о праве произвести работы и получить плату за труд21.
Сложности отграничения рассматриваемых преступлений нередко приводит к ошибкам квалификации в судебно-следственной практике.
Рассмотрим следующий пример, в котором неправильная квалификация по ст. 179 УК РФ привела к изменению судебных решений.
Приговором Железнодорожного городского суда Московской области от 10 декабря 2009 года Б.Р.К., ранее судимая, осуждена в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных п.п. «а, в, г» ч. 2 ст. 163 УК РФ; п.п. «а, ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ; п.п. «а, г, е» ч. 2 ст. 117 УК РФ; п. «б» ч. 2 ст. 179 УК РФ; п. «а» ч. 3 ст. 174.1 УК РФ к 6 годам 2 месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.
Этим же приговором К.А.Х., ранее не судимый, осужден в соответствии с ч. 3 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных п.п. «а, в, г» ч. 2 ст. 163 УК РФ; п.п. «а, ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ; п.п. «а, г, е» ч. 2 ст. 117 УК РФ; п. «б» ч. 2 ст. 179 УК РФ; п. «а» ч. 3 ст. 174.1 УК РФ; ч. 1 ст. 116 УК РФ к 6 годам 3 месяцам лишения свободы, со штрафом в размере 10 000 рублей в качестве основного наказания, в исправительной колонии общего режима.
В порядке ст. 10 УК РФ действия осужденного К.А.Х. по п. «а» ч. 3 ст. 174.1 УК РФ переквалифицированы на ч. 2 ст. 174.1 УК РФ с освобождением от наказания в связи с декриминализацией деяния.
В кассационном порядке приговор оставлен без изменения.
Согласно приговору К.А.Х. и Б.Р.К. вынудили потерпевших З.Э.Н. и З.Г.Н. выдать доверенность К.Р.Н. на право приватизации принадлежащей ему квартиры, на основании которой был заключен договор передачи в долевую собственность потерпевших имущества в виде квартиры, что квалифицировано как принуждение к совершению сделки. Затем осужденные заставили потерпевших передать им в дар указанную квартиру, чему дана юридическая оценка как вымогательство. Фактические обстоятельства дела свидетельствуют о том, что К.А.Х. и Б.Р.М., применяя к потерпевшим насилие, заставили последних выполнить ряд действий, направленных на завладение квартирой. Данные действия суд квалифицировал по п. п. «а, в, г» ч. 2 ст. 163 УК РФ и п. «б» ч. 2 ст. 179 УК РФ.
Квалификация действий виновных по п.п. «а, в, г» ч. 2 ст. 163 УК РФ не вызывает сомнений, в то время как в соответствии с диспозицией ст. 179 УК РФ уголовная ответственность за принуждение к совершению сделки наступает в том случае, когда действия виновного не содержат состава другого преступления – вымогательства.
При таких обстоятельствах президиум исключил из обвинения Б.Р.К. и К.А.Х. указание суда об осуждении их по п. «б» ч. 2 ст. 179 УК РФ22).
Грань отличия ст. 179 УК РФ от ст. 163 УК РФ проводить не приходится, если имело место принуждение к отказу от совершения сделки, либо к ее совершению в целях изменения или прекращения гражданско-правовых отношений. Однако ситуация обостряется, когда лицо принуждает другое установить указанные отношения, причем зачастую вымогатель стремится придать отношениям договорной (легальный) характер.
Отграничение между данными составами следует проводить прежде всего по объекту посягательства. Объектом вымогательства являются отношения собственности, принуждения к сделке – отношения в сфере экономики.
Сделка, заключенная при принуждении, всегда будет недействительной, но не мнимой, так как виновное лицо действительно желает возникновения прав и обязанностей. Когда субъект желает завуалировать акт вымогательства гражданско-правовыми отношениями, эта «сделка» всегда будет мнимой. По итогам проведенного отграничения принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения от вымогательства, приходим к следующим выводам.
Отграничение необходимо проводить по таким признакам как объект преступления, предмет посягательства, характер действий (возмездность или безвозмездность), содержание деяния, образующего объективную сторону преступления, а также отношение виновного лица к своему деянию, его намерения.
Преступление, предусмотренное ст. 179 УК РФ посягает на принципы ведения экономической деятельности, причиняет ущерб отношениям добросовестной конкуренции, может факультативно причинить вред личности, собственности и другим правоохраняемым интересам. Объектом преступления являются отношения в сфере экономической деятельности, то есть в сфере производства, распределения и потребления материальных благ. Непосредственно нарушается фундаментальный принцип гражданского права - свободы договора. Целью ст. 179 УК РФ является защита права участников совершения сделки на свободу волеизъявления. Дополнительным непосредственным объектом выступает здоровье, собственность, а также иные права и законные интересы потерпевшего или его близких.
Взаимодействие норм уголовного и гражданского права при квалификации преступлений в сфере экономической деятельности (пример – ст. 179 УК РФ) позволяют сделать вывод о том, что понятия, критерии, признаки юридических явлений, разрабатываемые в рамках одной отрасли права, применимы в другой, и наоборот: понятие сделки, волеизъявление сторон и др.; понятие угрозы, насилия и т.д.; при формулировании преступлений в сфере экономической деятельности законодатель оперирует понятиями, раскрываемыми в других отраслях права и др.
Объективная сторона анализируемого преступления выражается в принуждении к совершению сделок или к отказу от их совершения под угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения чужого имущества, а равно распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких.
Состав преступления сконструирован как формальный, момент окончания связан с началом совершения самого деяния, подкрепленного одним из способов, независимо от наступления или ненаступления последствий в виде совершения сделки или ее несовершения.
К числу сделок, принуждение к совершению (отказу от совершения) которых образует состав преступления, предусмотренного ст. 179 УК РФ, относятся не только предпринимательские, но и иные экономические сделки (например, сделки с имуществом, не используемым в предпринимательской деятельности; сделки, совершаемые гражданами, которые не занимаются предпринимательством, и т. д.). Таким образом, потерпевшим может быть признано любое лицо, как предприниматель, руководитель организации, так и иное физическое лицо.
Не все способы воздействия на потерпевшего являются уголовно наказуемыми. Ненаказуем, например, обман, хотя сделка, заключенная под влиянием заблуждения или обмана, признается в гражданском праве недействительной (ст. ст. 178, 179 ГК РФ). Все уголовно-наказуемые способы совершения деяния объединяются понятием угрозы – психического воздействия на участника сделки, что приводит к волеизъявлению при отсутствии внутренней воли. Угроза применения насилия охватывает возможность причинения вреда здоровью любой тяжести, в том числе убийство. Реальное применение насилия в целях понуждения потерпевшего к совершению либо отказу от совершения сделки квалифицируется по п. «б» ч. 2 ст. 179 УК РФ. Все виды угроз определены в законе и их расширительное толкование не допустимо. За рамками данного состава остаются общественно опасные деяния, имеющие практически все признаки ст. 179 УК РФ, но не подпадающие под перечень перечисленных в этой статье угроз. Диспозиция части 1 ст. 179 УК РФ не позволяет привлечь фактических преступников к уголовной ответственности.
Информация о работе Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения