Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 21:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение наиболее сложных и важных вопросов понимания и применения состава принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения.
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
- характеристика принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения в системе преступлений в сфере экономической деятельности;
- уголовно-правовой анализ объективных и субъективных признаков принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения;
- рассмотрение квалифицирующих признаков преступления, предусмотренного ст. 179 УК;
- изучение судебно-следственной практики по делам о принуждении к совершению сделки или к отказу от ее совершения, в том числе исследование вопросов квалификации анализируемого преступления;
- выявление вопросов, связанных с отграничением принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения от смежных составов преступлений.

Содержание

Введение 3
1. Уголовно-правовая характеристика принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения 5
1.1 Объект принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения 5
1.2 Объективная сторона принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения 8
1.3 Субъективные признаки принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения 15
1.4 Квалифицирующие признаки принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения 17
2. Отграничение преступления, предусмотренного ст. 179 УК РФ, от вымогательства 20
Заключение 26
Список использованных источников 29

Прикрепленные файлы: 1 файл

Уголовное право_итог_курсач.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

Форма и вид сделки, к которой принуждается виновный, квалифицирующего значения не имеет. Это  может быть, например, купля-продажа, обмен, завещание, подряд и так далее. Принуждение состоит в воздействии на потерпевшего с целью заставить его поступить нужным для виновного образом. По первой форме объективной стороны виновный воздействует на потерпевшего, чтобы заставить его совершить сделку, во втором случае, напротив, для того, чтобы заставить потерпевшего отказаться от своих намерений от заключения сделки. Для состава не имеет значения, в интересах кого должна быть совершена сделка, или кому она может причинить ущерб. Принуждая потерпевшего, виновный может действовать в своих интересах или в интересах третьих лиц (в том числе и возмездно, за вознаграждение).

Уголовно-наказуемыми  являются далеко не все возможные  способы воздействия на потерпевшего. Ненаказуем, например, обман, хотя сделка, заключенная под влиянием заблуждения или обмана, признается в гражданском праве не действительной (ст. 178, 179 ГК РФ).

Все уголовно-наказуемые способы совершения деяния объединяются понятием угрозы, то есть психического воздействия на потерпевшего9.

Второй обязательный признак объективной стороны – способ, при помощи которого совершается деяние. Принуждение, выражающееся в психическом насилии, бывает трех видов: угроза применить насилие; угроза уничтожить или повредить имущество; угроза распространить сведения, оглашение которых может причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких.

Основной функцией психического насилия при любом виде угрозы является воздействие на психику потерпевшего с целью побудить его к совершению сделки или к отказу от ее совершения.

Способ выражения угрозы может быть различным.

Угроза применения насилия  включает в себя угрозу убийством, причинением вреда здоровью различной степени тяжести, ограничением свободы.

Угроза уничтожения  или повреждения чужого имущества предполагает различные формы обещания привести это имущество в полную или частичную негодность. Не имеет значения, кому принадлежит имущество, оно должно быть чужим для виновного и может находиться в собственности или во владении у потерпевшего, может принадлежать близким потерпевшего.

Угроза распространения  сведений, которые могут причинить  существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких, ― это угроза оглашения сведений, которые потерпевший или его близкие хотели бы сохранить в тайне, и желание это не противоречит закону. Уголовный закон не оговаривает характер сведений; они могут быть истинными и ложными, компрометирующими деловую репутацию, позорящими и не имеющими подобных характеристик. Обязательным условием угрозы является возможность причинения существенного вреда правоохраняемым интересам при претворении ее в действительность. Понятие существенного вреда закон не раскрывает; вопрос о его содержании решается в каждом конкретном случае. Угрозой распространить сведения, огласка которых может причинить существенный вред, считается сообщение сведений как многим лицам, так и одному, мнением которого дорожит потерпевший. На квалификацию не влияет, ложные эти сведения или достоверные. Важно другое: они способны причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких. Оценка существенности такого вреда зависит от субъективного восприятия этого потерпевшим.

Угроза правам и интересам, которые противоречат закону, не подпадает  под способ принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения. Соответственно, если лицо заставляет другое лицо совершить, например, сделку по покупке недвижимости, угрожая в противном случае сообщить правоохранительным органам о совершении этим лицом преступления, которое или неизвестно органам или нераскрыто, или уголовное преследование по нему не доведено до конца в связи с розыском преступника, привлечение первого лица к ответственности по ст. 179 УК РФ невозможно. В данном случае отсутствует угроза законным интересам потерпевшего.

Иначе, если правоохранительным органам известно о совершении потерпевшим ранее преступления, за которое он уже был привлечен к ответственности на законных основаниях. Желание сохранить в тайне факт привлечения к уголовной ответственности в данном случае закону не противоречит. Поэтому принуждение к заключению той же сделки по покупке недвижимости под угрозой оглашения факта совершения потерпевшим преступления здесь полностью подпадает под ст. 179 УК РФ при условии, что последнее действие может причинить вред, например, деловой репутации потерпевшего или другим его правам и интересам.

Если виновный принуждает потерпевшего заключить сделку или  отказаться от ее заключения под угрозой оглашения заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, а затем распространяет такие сведения, его действия квалифицируются по ст. 179 и 1281 УК РФ (клевета).

Угроза любого вида по составу должна носить реальный характер, то есть у потерпевшего должны иметься  основания ее опасаться, и может быть направлена на потерпевшего или его близких. К последним относятся родственники потерпевшего, его супруг (-а), друзья и другие лица, судьба которых ему небезразлична.

Способ доведения угрозы до потерпевшего квалифицирующего значения не имеет. Угроза может быть высказана устно (по телефону, через третьих лиц), письменно10.

Реальность угрозы и  ее восприятия в качестве таковой  зависит в конечном счете от совокупности ряда обстоятельств: от характера угрозы, ее интенсивности, особенностей личности угрожающего, их числа, места, времени, обстановки, в которой это происходит и так далее. При этом не имеет значения, намеревался ли виновный привести угрозу в исполнение, а также то, кто является адресатом угроз ― сам потерпевший или его близкие.

Для привлечения лица к уголовной ответственности  необходимо установить реальную угрозу причинения вреда дополнительному объекту. Например, угрозу распространения сведений, подрывающих деловую репутацию предпринимателя или его близких, в благополучном ведении дел которыми он заинтересован11.

По конструкции состава  преступления относится к категории  формальных. Преступление окончено с момента принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения, в независимости от того, достиг ли виновный своей цели: заключена ли сделка или потерпевший отказался против своей воли от ее заключения12.

Если лицо выполнило  требования виновного, сделка или действия лица по ее отказу должны быть, в соответствии с гражданским законодательством, признаны недействительными со всеми вытекающими отсюда гражданско-правовыми последствиями.

 

1.3 Субъективные признаки принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения

Субъективные признаки состава принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения предполагают совокупность признаков, характеризующих субъекта и субъективную сторону исследуемого преступления.

Традиционным для отечественной  уголовно-правовой доктрины является следующее понимание субъекта преступления. Субъект преступления – это физическое вменяемое лицо, достигшее на момент совершения преступления 16-летнего возраста.

Субъект преступления, предусмотренного ст. 179 УК РФ, наделен общими признаками субъекта. Иных дополнительных требований для привлечения к уголовной ответственности виновного лица не предъявляется.

Соответственно, к уголовной ответственности  по ст. 179 УК РФ могут быть привлечены не только индивидуальные предприниматели или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих организациях, но и лица, не занимающиеся предпринимательством. Однако если это деяние совершено должностным лицом или лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, содеянное может потребовать дополнительной квалификации по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за должностные преступления или преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях (например, по ст. ст. 201, 286 УК РФ).

Субъективная сторона преступления представляет собой психическое  отношение лица к совершенному преступному  деянию и его последствиям. Субъективная сторона анализируемого преступления выражается в виде прямого умысла и в наличии специальной цели. Совершая преступление, предусмотренное ст. 179 УК РФ, виновный сознает, что незаконно принуждает лицо совершить сделку или отказаться от ее совершения, и желает этого в интересах контрагента или выгодоприобретателя, используя при этом способы, перечисленные в диспозиции анализируемой статьи Особенной части УК. В качестве контрагента (выгодоприобретателя) может выступать как сам виновный, так и другие лица13.

По мнению Т.В. Устиновой, при применении насилия возможен и косвенный умысел, при котором субъект безразлично относится к наступившим последствиям либо сознательно допускает их наступление14.

Неотъемлемым свойством принуждения является его целенаправленность на совершение принуждаемым какого-либо деяния. В конечном итоге, принуждение всегда сводится к требованию совершить определенное действие или бездействие. Следовательно, обязательным признаком субъективной стороны исследуемого состава является цель преступления, то есть тот мысленный результат, к достижению которого стремится виновный. В преступлении, предусмотренном ст. 179 УК РФ, таким желаемым результатом являются совершение сделки или отказ от ее совершения, которые необходимо признать альтернативными целями рассматриваемого преступного деяния. Таким образом, целями действий виновного выступают: 1) стремление заключить сделку; или альтернативно 2) стремление сорвать ее заключение.

Мотивы преступления могут быть различными.

 

1.4 Квалифицирующие признаки принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения

В качестве квалифицирующих  признаков ч. 2 ст. 179 УК РФ включает: принуждение, совершенное с применением  насилия (п. «б» ч. 2 ст. 179 УК РФ), и совершенное организованной группой (п. «в» ч. 2 ст. 179 УК РФ).

Под применением насилия понимаются побои, причинения легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью. В случае умышленного причинения смерти потерпевшему содеянное деяние подлежит дополнительной квалификации по ст. 105 УК РФ15.

Под насилием Н.А. Лопашенко  понимает причинение потерпевшему простого или квалифицированного тяжкого вреда здоровью (ч. 1 и 2 ст. 111 УК РФ), вреда здоровью средней тяжести или легкого. По ее мнению умышленное причинение особо квалифицированного тяжкого вреда здоровью или убийство потерпевшего квалифицируется дополнительно по ч. 3 и 4 ст. 111, ст. 105 УК РФ16.

Самостоятельным квалифицированным  составом принуждения к совершению сделки или отказу от ее совершения является совершение этого преступления организованной группой (п. «в» ч. 2 ст. 179 УК РФ). Совершение рассматриваемого преступления организованной группой оказывает непосредственное влияние на пределы уголовной ответственности соучастников, каждый из которых признается соисполнителем, вне зависимости от характера и степени фактического участия в преступлении.

Члены организованной группы необязательно должны выполнять  объективную сторону преступления (предъявлять требования или применять психическое насилие), они могут оформлять документы, сообщать информацию, необходимую для осуществления сделки, и т. д. Несмотря на различный характер выполняемых членами группы функций, все они несут ответственность по ч. 2 ст. 179 УК РФ как соисполнители.

Прежде всего, такая  преступная деятельность должна характеризоваться совместным умышленным участием двух или более лиц в совершении действий, направленных на осуществление того или иного вида деятельности.

Все участники организованной группы должны осознавать, что предпринимаемая ими деятельность в виде принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения осуществляется вопреки воли потерпевшего лици. Осознавая данное обстоятельство, все участники организованной группы желают осуществлять ее в нарушение установленных требований. Они либо общими усилиями совершают одно и то же деяние, либо каждый из них вносит посильный вклад в совершаемое преступление. Это означает, что только действия каждого из соучастников приносят определенные преступные результаты, и эти действия находятся в причинной связи с совершенным в целом общественно опасном деянием.

Формулировка  «совместное умышленное участие» подчеркивает, акцентирует внимание на том, что каждый из участников сознает общественно опасный характер своего действия в совокупности с действиями иных лиц, принимающих участие в совершении преступления, предвидит наступление общественно опасного последствия в результате этого совместного участия и желает достижения поставленной перед собой цели именно совместными действиями всех участников. Сознанием соучастника охватывается, что он действует не в одиночку. И только совместные, слаженные действия каждого из них, могут привести к наступлению желаемого результата17.

Чтобы конкретное лицо могло выступать в качестве участника организованной группы, необходимо, чтобы оно обладало общими признаками, характеризующими субъекта преступления, т.е. оно должно быть вменяемым и достигшим возраста уголовной ответственности. Участниками организованной группы могут быть любые лица, достигшие возраста уголовной ответственности — 16 лет. Причем ими могут быть как руководители незаконно работающей организации, в чьи обязанности входили регистрация сделок, регистрация права собственности, удостоверение факта перехода права собственности и т.д., так и иные физические лица, поскольку организованная группа отличается распределением ролей, и необязательно все участники такой группы должны быть соисполнителями, как это имеет место при совершении преступления группой лиц или группой лиц по предварительному сговору.

Таким образом, организованная группа характеризуется множественностью участников, непосредственным участием каждого из них в обеспечении действий, составляющих объективную сторону принуждения к совершению сделки или к отказу от ее совершения. Такое участие может проявляться как в интеллектуальной деятельности, так и в приложении определенных физических усилий. Каждый из участников организованной группы принимает на себя определенные обязательства, вытекающие из целей такого объединения. Любой акт преступного поведения того или иного участника, совершенный в направлении достижения общей цели, является актом индивидуальной воли того или иного соучастника, и в то же время является выражением согласованных преступных устремлений участников организованной группы в целом. Роли, объем выполняемых действий тщательно планируются, имеется руководитель, направляющий деятельность прочих участников.

Информация о работе Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения