Преступления против правосудия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 00:56, курсовая работа

Краткое описание

С принятием в 1993 году Конституции в структуре правовой системы России произошли изменения, выразившиеся в создании новых институтов, отразивших необходимость регулирования отношений между субъектами права.
В связи с провозглашением и закреплением в Конституции РФ демократических начал, стартовал процесс приведения в соответствие с Конституцией, актом, обладающим высшей юридической силой, и традиционных отраслей права.

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО УГОЛОВКЕ.docx

— 96.49 Кб (Скачать документ)

 Федеральным законом  от 06.04.2011 N 66-ФЗ в Уголовный кодекс Российской Федерации введена статья 314.1, предусматривающая ответственность за уклонение от административного надзора. Звучит она следующим образом:  «Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, -

наказываются обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года»18.

Таким образом, объектом данного преступления являются общественные отношения, обеспечивающие надлежащее поведение лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную и неснятую судимость.

Объективная сторона заключается в уклонении от выполнения запретов и правил, установленных в рамках административного надзора. Ответственность по статье 314.1 УК РФ наступает при наличии обязательных признаков объективной стороны этого преступления. К ним относятся:

– неприбытие без уважительных причин к избранному освобождаемым лицом месту жительства или пребывания в установленный администрацией исправительного учреждения срок;

– самовольное оставление этим лицом места жительства или пребывания.

 Состав преступления, предусмотренного статьей 314.1 УК РФ, является формальным. Это означает, что преступление считается оконченным в момент истечения срока, в течение которого лицо, должно было явиться к избранному им месту жительства или пребывания, или в момент, когда поднадзорное лицо самовольно покинуло территорию населенного пункта его места жительства или пребывания.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и дополняется таким обязательным признаком, как цель - уклонение от административного надзора. Таким образом, если невыполнение обязанностей, возложенных на лицо, не имело цели уклонения от административного надзора, а например, имело цель навестить родственников, сдать вступительные экзамены либо в силу стечения жизненных обстоятельств, лицо было вынуждено покинуть избранное им место  жительства и т.п., то такое деяние не может являться преступлением.

Субъект преступления - специальный. Лица, в отношении которых может устанавливаться административный надзор, определены в статье 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» № 64-ФЗ и в статье 173.1 УИК РФ.

Так, административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 ст. 3 Федерального закона, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:

1) тяжкого или особо тяжкого  преступления;

2) преступления при рецидиве  преступлений;

3) умышленного преступления в  отношении несовершеннолетнего.

В отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 3 Федерального закона, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ19.

Административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона. Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с федеральным законом.

В отношении указанного в части 1 статьи 3 Федерального закона лица административный надзор устанавливается, если:

1) лицо в период отбывания  наказания в местах лишения  свободы признавалось злостным  нарушителем установленного порядка  отбывания наказания;

2) лицо, отбывшее уголовное наказание  в виде лишения свободы и  имеющее непогашенную либо неснятую  судимость, совершает в течение  одного года два и более  административных правонарушения  против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок  и общественную безопасность  и (или) на здоровье населения  и общественную нравственность.

Исходя из положений статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ и статьи 173.1 УИК РФ, административный надзор может быть установлен в отношении лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте и достигших восемнадцати лет к моменту или после освобождения из мест лишения свободы.

Применение административного надзора к иностранным гражданам и лицам без гражданства возможно при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях.

Уклонение от административного надзора является длящимся преступлением и моментом его окончания является обнаружение или задержание поднадзорного лица.

Согласно ч. 1 ст. 31 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьей 314.1 УК РФ, подсудны районному суду.

 

 

III. Проблемы квалификации преступлений, предусмотренных      ст. 314. 1 УК РФ.

Как уже было отмечено выше, задачами административного надзора являются предупреждение повторных преступлений и других правонарушений со стороны поднадзорных лиц, проведение с ними индивидуально-профилактической работы в целях защиты государственных и общественных интересов.

Однако на практике возникают проблемы с правоприменением статьи 314.1 УК РФ.

Проведенный анализ показал, что в представленном виде состав преступления не охватывает весь круг лиц, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом установлен административный надзор.

Субъектом указанной статьи может являться только лицо, в отношении которого установлен административный надзор в местах лишения свободы при освобождении его из исправительного учреждения.

Диспозиция статьи не распространяется на лиц, в отношении которых административный надзор установлен по инициативе территориальных органов внутренних дел после их освобождения из исправительного учреждения, что  препятствует возбуждению уголовных дел и объявлению по ним в розыск лиц, самовольно оставивших место жительства или пребывания с целью уклонения от административного надзора.

Так, например, прокуратурой Орджоникидзевского района г. Перми,  в сентябре 2013 г. было отменено постановление о возбуждении уголовного дела в отношении С. по  подозрению его в совершении  преступления, предусмотренного ст. 314.1 УК РФ в связи с тем,  административный надзор был установлен ему не при освобождении из исправительного учреждения, а в период непогашенной судимости за совершение особо тяжкого преступления, а следовательно С не является субъектом данного преступления.

Кроме того, определенные проблемы возникают у сотрудников правоохранительных органов при установлении  и вменении периода уклонения от  административного надзора, умысла виновного лица и способа совершения.

06.09.2013 г. суд Н-сго района г. Перми вынес оправдательный приговор по делу Ш., обвиняемого по ст. 314.1 УК РФ.

В ходе расследования уголовного дела было установлено, что 19.01.2013 г. Ш., в отношении которого судом установлен административный надзор, освободился из исправительного учреждения и должен был прибыть к  избранному им месту жительства 01.02.2013 г.

 Прибыв к месту жительства лишь 13.02.2013 г. и встав на учет в органах внутренних дел, Ш. впоследствии оставил место жительства без уведомления соответствующих органов, обязанности, возложенные на него судом при  установлении административного надзора, не исполнял. После возбуждения уголовного дела в отношении Ш., он был объявлен в розыск. При установлении его места нахождения,  сотрудниками полиции было выяснено, что в период с 10.06.2013 г. по 21.06.2013 г. он находился на стационарном лечении. После выписки из медицинского учреждения, Ш. вновь от правоохранительных органов скрылся. В июле 2013 г. его местонахождение вновь было установлено, с него взято объяснение и обязательство о явке в правоохранительные органы для исполнение  условий адмнадзора. Однако, Ш., нарушив данное обязательство, вновь в ОВД не явился. Также в ходе расследования были допрошены свидетели, которые указали, что Ш. знал о необходимости явки в ОВД и исполнении условий адмнадзора. 21.07.2013 г. Ш. был задержан, допрошен в качестве подозреваемого, вину в инкриминируемом ему деянии признал в полном объеме.. 31.07.2013 г. уголовное дело с обвинительным актом было направлено в суд.

При составлении обвинительного акта, дознавателем Ш. был вменен  период совершения преступления -   с 01.02.2013 г. до момента его задержания 21.07.2013 г. Кроме того, Ш. были вменены оба способа совершения преступления – неприбытие в установленный срок и самовольное оставление места жительства.

В судебном заседании Ш. заявил, что не мог проживать по  избранному им месту жительства по семейным обстоятельствам, а вовремя он не прибыл, так как заезжал по пути домой к родственникам.

Суд, вынося оправдательный приговор, сослался на то, что  неприбытие к указанному месту жительства Ш. не совершил, так как, хотя и с опозданием, но прибыл и встал на учет, впоследствии умысла на уклонение от отбытия административного надзора у него не имелось, не проживал он по месту жительства по объективным причинам,  период самовольного оставления места жительства ему вменен не верно.

Еще одной проблемой является привлечение лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 314.1УК РФ, к административной ответственности за то же деяние в предыдущие периоды. Сложившаяся в настоящее время в Пермском крае судебная практика показывает, что если лицо в течение года уже привлекалось к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ, то, как правило, речь об уголовной ответственности в этом случае, вестись не будет.

Хотя, согласно требованиям КоАП РФ, административная ответственность наступает за несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 64-ФЗ, а также несоблюдение административных ограничений, предусмотренных статьей 4 указанного закона, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Данные обстоятельства является основанием для привлечения лица к административной ответственности по статье 19.24 КоАП РФ.

Целью административного закона является обеспечение практической реализации функции административного надзора. Административная ответственность за нарушение ограничений и неисполнение обязанностей поднадзорным лицом является средством реализации этой функции.

Уголовная ответственность наступает за умышленное уклонение от административного надзора лица, в отношении которого установлен административный надзор.

Целью уголовного закона является обеспечение безопасности личности, общества и государства от лица, не исполняющего требования административного надзора. Уголовная ответственность в таком случае является формой реагирования государства на деяние, которое, становится общественно опасным и поэтому данное деяние отнесено в сферу уголовно-правовых отношений.

Для  обеспечения четкого отграничения преступления, связанного с уклонением от административного надзора, от созвучного административного правонарушения, связанного с уклонением от соблюдения условий административного надзора, можно было бы внести в диспозицию ст. 314.1 изменения, согласно которым, уголовная ответственность за  самовольное оставление лицом, в отношении которого установлен административный надзор, без уважительных причин места жительства или пребывания, определенных администрацией исправительного учреждения, в целях уклонения от административного надзора, наступала бы лишь после привлечения его к административной ответственности за данные нарушения.

Необходимо отметить, что соответствующий законопроект о введении уголовной ответственности за неоднократное нарушение условий пребывания под административным надзором может быть введена внесло в Госдуму Законодательное Собрание Республики Карелия. Законопроектом предусматривается, что если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два и более раза в течение года, то оно будет привлекаться к уголовной ответственности20.

Также изучение практики рассмотрения уголовных дел по ст. 314.1 УК РФ показало, что судьи не всегда правильно определяли подсудность уголовных дел об уклонении от административного надзора.

Так, постановлением Президиума Пензенского областного суда от 5 сентября 2013 года отменен приговор мирового судьи судебного участка №1 Пензенского района Пензенской области, которым Д. осужден по ст. 314.1 УК РФ.

Мировым судьей было нарушено требование п. 1 ст. 228 УПК РФ, согласно которого, судья должен выяснить подсудно ли уголовное дело данному суду.

Информация о работе Преступления против правосудия