Преступление против половой неприкосновенности и половой свободы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 04:29, курсовая работа

Краткое описание

В советском уголовном праве норма, аналогичная ст. 133 УК РФ, впервые появилась 10 июля 1923 года, когда в действующий тогда УК РСФСР 1922 года была введена ст. 169-а, устанавливающая ответственность за понуждение женщины к вступлению в половую связь с лицом, в отношении которого женщина является материально или по службе зависимой. С принятием УК РСФСР 1926 года состав данной нормы был расширен: в него было, кроме половой связи, было включено и удовлетворение половой страсти в иной форме.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОЛОВОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ И ПОЛОВОЙ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ
1. 1 Общая характеристика преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности
1.2 Изнасилование
1.3 Насильственные действия сексуального характера
1.4 Понуждение к действиям сексуального характера
1.5 Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим четырнадцатилетнего возраста
1.6 Развратные действия
2. УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНУЖДЕНИЯ К ДЕЙСТВИЯМ СЕКСУАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

Прикрепленные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 166.50 Кб (Скачать документ)

Подобная квалификация является неизбежной, так как угроза применением физического насилия  не предусмотрена в ст. 133 УК как  способ принуждения (понуждения) к совершению сексуальных действий. В то же время  она не согласуется с содержанием деяния в объективной стороне преступления, предусмотренного ст. 132 УК, так как Н. собственно сексуальных действий не совершал, в них не участвовал.

Как уже отмечалось, подобная практика квалификации является вынужденной. Она обусловлена несовершенством законодательного описания объективных признаков сексуального насилия. С точки зрения формальной логики, способ осуществления насилия при совершении предусмотренных статьями 131, 132 и 133 деяний не может служить видоизменяющимся признаком при делении общего понятия в силу отсутствия самого общего понятия деяния (каким, например, является общее понятие хищения при дифференциации его форм по признаку способа совершения преступления).

Системообразующим началом в признаках объективной  стороны преступления является деяние: в ст. 131 УК – совершение полового сношения; в ст. 132 УК – совершение иных сексуальных действий. Применение насилия, угроза его применения или использование беспомощного состояния жертвы являются признаками способа совершения этого деяния, которому придается значение обязательного признака объективной стороны этих преступлений. Однако уголовно-правовое значение способа совершения преступления не меняет значения (тем более – содержания) самого деяния (полового сношения или иных сексуальных действий).

Ст. 133 УК сформулирована иначе: системообразующим началом  объективной стороны предусмотренного в ней преступления является не сексуальное  действие субъекта преступления, а принуждение другого лица к совершению сексуального действия. Содержанием признака "деяние" здесь ограничивается именно принуждением другого лица.

С точки зрения законодательной техники, допущена погрешность: преступления одной разновидности (сексуального насилия) различаются  не по одному признаку (как этого  требует формальная логика), а по двум различным критериям – с одной стороны, по способу насильственных действий, а с другой стороны, по характеру нарушения половой свободы (половой неприкосновенности) жертвы насилия. Эта непоследовательность дает повод к разноречивому толкованию признаков преступлений, предусмотренных статьями 132 и 133 УК, и провоцирует нарушение правил квалификации этих преступлений.

Таким образом, понуждение другого лица к совершению действий сексуального характера путем  применения насилия или угрозы его применения не имеет точного законодательного отражения и вынужденно приспосабливается судебной практикой к такой уголовно-правовой норме, которая отражает лишь степень общественной опасности преступления, но не признаки самого деяния. Сложившаяся ситуация схожа с той, которая была предусмотрена в ст. 10 УК РСФСР 1922 г., т.е. с применением уголовного закона по аналогии.

Поскольку принуждение (понуждение) другого лица к совершению сексуальных действий характеризует  не способ совершения преступления, а  само деяние, его признаки действительно зависят от законодательного усмотрения. Однако это усмотрение должно иметь под собой социально-правовые основания. Так, если признаки понуждения к совершению действий сексуального характера ограничиваются психическим насилием над жертвой преступления (угрозами), то уголовно-правовое значение должно придаваться не отдельным, а всем типичным его проявлениям.

Представляется, что для устранения отмеченной выше технико-юридической погрешности  целесообразно изложить ст. 133 УК в следующей редакции: "Понуждение другого лица к половому сношению, совершению действий сексуального характера путем угрозы применения насилия, шантажа, либо угрозы уничтожением, повреждением или изъятием имущества либо с использованием материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей)".

Понуждение  другого лица к совершению сексуальных  действий относится законодателем  к преступлениям небольшой тяжести. По этой причине субъектом рассматриваемого преступления может быть только лицо, достигшее 16 лет. Дополнение ст. 133 УК признаком угрозы применения насилия не изменит категории этого преступления, поскольку среди преступлений против личности степень общественной опасности даже угрозы убийством или причинением тяжкого вреда здоровью отвечает признакам категории преступлений небольшой тяжести.

Шантаж (угроза распространением позорящих сведений), угроза уничтожением, повреждением или  изъятием имущества являются такими способами оказания психического давления на жертву, содержание которых является достаточно ясным. Более сложным по содержанию является признак использования материальной или иной зависимости потерпевшего (потерпевшей).

В литературе зависимость  определяется "как такая социальная связь между обвиняемым и потерпевшим, при которой реализация существенных интересов потерпевшего была обусловлена поведением обвиняемого либо реализация существенных интересов каждого была обусловлена обоюдным поведением"[6] Таким образом, выделяются следующие виды зависимости.

Вертикальная  зависимость основана на доминировании одного человека над другим. При этой зависимости (например, служебной или административной, а также материальной и пр.) доминирующее лицо: а) ограничивает волю зависимого – при зависимости подчиненного от начальника; б) расширяет возможности реализации воли другого лица – при материальной зависимости потерпевший полностью или частично получает материальное содержание от доминирующего лица.

Горизонтальная  зависимость имеет место в  социальных отношениях между людьми, обладающими в них равными  статусами – зависимость между супругами или между членами одного коллектива.

Вид, а также  социально-психологическое значение зависимости не влияют на квалификацию деяния, предусмотренного ст. 133 УК. Она, во всяком случае, трактуется как фактор, ограничивающий волю потерпевшего (потерпевшей), влияющий на мотивацию его (ее) поведения. В то же время, по справедливому мнению Т.В. Кондрашовой, нельзя относить к понуждению сам по себе факт предложения мужчине или женщине, находящимся в определенной зависимости от виновного, вступить в половую связь или совершить действия сексуального характера, если такое действие не сопровождалось соответствующими угрозами или действиями [7].

По существу, использование зависимости потерпевшей (потерпевшего) является способом понуждения к совершению сексуальных действий только в случаях угрозы причинения неблагоприятных последствий, наступление которых зависит от воли доминирующего лица, определяемой его служебным, социальным и пр. статусом в отношениях с потерпевшим (потерпевшей). Российская уголовно-правовая доктрина и судебная практика не относят к понуждению обещание выгоды, незаслуженных поощрений, денег, подарков и пр.

С одной стороны, совершение сексуальных действий за вознаграждение (хотя бы и при наличии  зависимости) трактуется как проституция. Обещание вознаграждения не ограничивает свободу воли потерпевшего (потерпевшей) и, следовательно, не несет общественной опасности. С другой стороны, для объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 133 УК, использование зависимости как способ понуждения должно иметь негативное значение для прав и законных интересов потерпевшего (потерпевшей).

По законодательству США этот вопрос решается иначе в  связи с установлением ответственности  за сексуальные домогательства. Так, согласно Инструкции по дискриминации по половому признаку, разработанной Комиссией по равноправию при приеме на работу в 1987 г., к сексуальным домогательствам относится "не приветствуемое женщиной одностороннее поведение мужчины, которым половая роль женщины ставится выше, чем ее функции работника"[8].

В этом контексте  для состава сексуального домогательства не требуется угрозы или посулов. Не имеет существенного значения и то, связано ли домогательство с применением насилия. В условиях зависимости работника от работодателя как домогательство трактуется любое проявление сексуальной активности работодателя. Эта особенность обусловлена спецификой социальной природы сексуального домогательства, объектом которого выступают не половая свобода и половая неприкосновенность личности, а ее равноправие [9].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Средневековые юристы в качестве состава преступления рассматривали основание, достаточное для производства по уголовному делу. В дальнейшем учение о составе преступления, его объективных признаках получило развитие в уголовно-правовом аспекте в трудах немецких криминалистов К. Биндига и Ф. Листа.

В XIX веке русские  ученые Н.С. Таганцев, А. Кистяковский и  другие отечественные криминалисты детально исследовали основные элементы состава преступления, в том числе объект посягательства, объективную и субъективную стороны, субъект преступления. Особое внимание при этом уделялось признакам деятеля: возрасту уголовной ответственности и вменяемости.

В юридической  литературе понятие «состав преступления»  является дискуссионным.

Одни ученые традиционно понимают под составом преступления совокупность (систему) элементов и признаков, характеризующих общественно опасное деяние как преступление.

Другие авторы трактуют состав преступления как «законодательную модель», которая содержит необходимые и достаточные для привлечения к уголовной ответственности и квалификации признаки преступления.

Третьи считают, что состав преступления - это «научная абстракция», посредством которой  характеризуются системные признаки преступления.

Таким образом, ученые, которые традиционно отождествляют  состав преступления с преступлением, единственным основанием уголовной  ответственности признают состав преступления.

Авторы, отождествляющие  состав преступления с законодательной конструкцией, признаки которой даны в диспозициях уголовно-правовых норм, рассматривают состав преступления в качестве юридического (формального) основания уголовной ответственности, выделяя наряду с формальным основанием фактическое - совершение преступления.

Ряд авторов вообще отрицают, что состав преступления является основанием уголовной ответственности, так как отождествляют состав с научной абстракцией.

В современной  теории квалификации состав преступления состоит из четырех элементов, которые  характеризуют общественно опасное деяние как преступление.

Такими элементами являются: объект, объективная сторона, субъективная сторона и субъект  преступления.

Указанные элементы, в свою очередь, включают в себя обязательные и факультативные признаки.

Первый элемент - объект преступления - есть то, на что совершается посягательство, т.е. общественные отношения, охраняемые уголовным законом.

В ряде составов в структуре объекта законодатель выделяет его материальную часть - предмет  преступления и потерпевшего.

В общем составе преступления предмет и потерпевший являются факультативными (дополнительными) признаками объекта.

Второй элемент - объективная сторона преступления - это внешняя (зримая) сторона посягательства, которая осуществляется в форме общественно опасного действия или бездействия.

В так называемых материальных составах наряду с деянием  она включает в себя общественно  опасное последствие в форме  преступного результата, каузальную (причинно-следственную) связь между  деянием и последствиями

В общем составе  преступления в качестве факультативных (дополнительных) признаков объективной стороны выступают способ, орудия, средства, место, время и обстановка совершения преступления

Третий элемент - субъективная сторона преступления – это внутренняя (невидимая) сторона посягательства, которая характеризует психическое (субъективное) состояние субъекта во время совершения преступления

Обязательным  элементом субъективной стороны  преступления является вина в форме  умысла (прямого или косвенного) либо неосторожности (в виде легкомыслия или небрежности).

Проблема квалификации преступлений сексуального характера  насильственных действий осложняется  всегда тем, что данный вид преступления носит многосторонний характер его  рассмотрения. Деяния подобного рода в юридической практике носит слабовыраженную субъективную сторону; одно и то же преступление с наличием насильственных действий сексуального характера может квалифицироваться как по ст. 131 УК РФ, так и смежным статьям, а так же из-за отсутствия или наличия отягчающих обстоятельствах.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:

 

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ст.33 Виды соучастников преступления.

Ст.35 Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией).

Ст.105 Убийство.

Ст.109 Причинение смерти по неосторожности.

Ст.111 Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.

Ст.118 Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью по неосторожности.

Ст.119 Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью.

Ст.121 Заражение венерической болезнью.

Ст.122 Заражение ВИЧ-инфекцией.

Ст.131 Изнасилование

Ст. 132 Насильственные действия сексуального характера.

Ст.133 Понуждение к действиям сексуального характера

Информация о работе Преступление против половой неприкосновенности и половой свободы личности