Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 14:21, контрольная работа
В российском уголовном праве любое преступление имеет совокупность признаков, которые характеризуют состав преступления. Уяснение юридических признаков, характеризующих основные элементы состава преступления, имеет важное значение для правильной квалификации разбойных нападений.
Преступление как и всякое иное явление, можно рассматривать с различных точек зрения, поскольку преступления - это человеческий поступок, то вполне закономерным и вполне важным представляется его психологический анализ - изучение преступления как проявление свойств данной личности, раскрытие мотивов и целей преступника. Раскрывая данную тему важно детально рассмотреть объективные и субъективные признаки разбоя, а так же изучить особенности квалифицирующих признаков этого преступления
Введение 2
1. Понятие, объект и объективные признаки разбоя 4
2. Субъект и субъективные признаки разбоя 14
3. Квалифицирующие признаки разбоя 19
Заключение 27
Библиография: 28
Специальная литература: 29
Наряду с понятием “субъект преступления в уголовном праве”, в криминологии существует понятие “личность преступника”. В общем плане их отождествление допустимо и для уголовного права, поскольку субъект - как раз та самая личность, которая совершила преступление. Однако эти понятия все же не идентичны. Если “субъект” в доктрине и на практике как бы характеризует лицо, совершившее преступление, то личность раскрывает индивидуальные черты каждого субъекта преступления.11Российское уголовное право. Общая часть. (под ред. В.Н. Кудрявцева и А.В. Наумова), М.: 1997. с. 117-121.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что субъектом разбойного нападения может быть только физическое вменяемое лицо, которому к моменту совершения преступления исполнилось 14 лет.
Вменяемость - это психическое состояние лица, заключающееся в его способности по состоянию психического здоровья, по уровню социально-
психологического развития и социализации, а также по возрасту осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, руководить ими во время совершения преступления и нести в связи с этим уголовную ответственность.
В статье 23 УК РФ указано на то, что опьянение лица, совершившего преступление, учитывается при назначении наказания. В отличие от ранее действующего УК, в котором состояние опьянения могло быть признано при назначении наказания обстоятельством, отягчающим ответственность, в новом УК такой нормы нет.
В ч. 1 ст. 21 УК РФ говорится, что не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно-опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия, либо иного болезненного состояния. Невменяемость характеризуется двумя критериями: 1) медицинским (биологическим) и 2) психологическим (юридическим). Наличие только одного медицинского критерия не дает достаточных оснований для признания лица невменяемым. Это объясняется тем, что психическое заболевание само по себе не свидетельствует о невменяемости лица. Только органическое сочетание двух упомянутых критериев дает возможность сделать обоснованный вывод о невменяемости.
Медицинский (биологический) критерий невменяемости предполагает наличие у лица хронического психического заболевания, временного расстройства, слабоумия, либо иного болезненного состояния. К хроническим психическим заболеваниям относятся: эпилепсия, шизофрения, прогрессивный паралич и некоторые другие трудно излечимые или неизлечимые заболевания. Временное психическое расстройство - это кратковременное или само по себе проходящее заболевание. Сюда относятся “бессознательные состояния”, понимаемые буквально, т.е. состояния отсутствия сознания, патологическое опьянение, некоторые виды острых психических расстройств и др. Любое из перечисленных заболеваний или недостатков психики в отдельности может оказаться достаточным для признания наличия медицинского критерия невменяемости.
Психологический (юридический) критерий невменяемости предполагает отсутствие у лица способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), т.е. интеллектуальный признак, либо отсутствие способности руководить ими, т.е. волевой признак. Для психологического достаточно одного из этих признаков.
Большинство квалифицирующих признаков разбоя совпадает с соответствующими квалифицирующими признаками кражи. Специфическими для этой формы хищения являются такие квалифицирующие признаки, как совершение разбоя с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (ч. 2 ст. 162 УК РФ), с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего (п. «в» ч. 4 этой статьи).
Совершение разбоя с применением оружия создает реаль-ную опасность для жизни и здоровья потерпевшего и в связи с этим представляет повышенную общественную опасность.
Под оружием понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения цели. Пленум Верховного Суда РФ в указанном выше постановлении от 27 декабря 2002 г. указал, что при квалификации действий виновного по ч. 2 ст. 1б2 УК как разбоя с применением оружия следует руководствоваться Федеральным зако-ном от 13 ноября 1996 г. «Об оружии» и на основании экспертного заключения устанавливать, является ли примененный при нападении предмет оружием, предназначенным для поражения живой или иной цели. При наличии к тому оснований, предусмотренных законом, действия такого лица должны дополнительно квалифицироваться по ст. 222 УК (п. 23).
Нельзя признать применением оружия использование при разбой-ном нападении неисправного оружия и предметов, имитирующих оружие. Если виновный угрожал заведомо негодным оружием или имитацией оружия, например, макетом пистолета, игрушечным кин-жалом и т.д., не намереваясь использовать эти предметы для причи-нения телесных повреждений, опасных для жизни, его действия сле-дует квалифицировать как разбой без применения оружия.
К предметам, используемым в качестве оружия, могут быть отнесе-ны предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью, предметы хозяйственного, бытового или иного назначения (бритва, топор, нож, молоток), а также пред-меты, предназначенные для временного поражения цели (например, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаря-женные слезоточивыми и раздражающими веществами).
По ч. 2 ст. 162 УК следует квалифицировать и случаи, когда в целях Хищения чужого имущества в организм потерпевшего вводится опасное для жизни или здоровья сильнодействующее, ядовитое или одурмани-вающее вещество с целью приведения потерпевшего в беспомощное со-стояние. С учетом конкретных обстоятельств дела такой же квалифика-ции подлежат действия лица, совершившего нападение с целью хищения чужого имущества с использованием собак или других животных, представляющих опасность для жизни или здоровья человека.
Применение оружия или предметов, используемых в качестве ору-жия, означает их фактическое использование в процессе нападения для причинения вреда здоровью человека, а также демонстрация и за-пугивание ими и угрозой их реального применения. В то же время для квалификации разбоя по признаку применения оружия недостаточно одного лишь факта его наличия у виновного, когда последний не ис-пользует его для достижения своей преступной цели.
Если в целях психического насилия виновный угрожал заведомо негодным оружием или имитацией оружия (макет пис-толета, игрушечный кинжал), не намереваясь использо-вать их для причинения телесных повреждений, опасных для жизни или здоровья потерпевшего, его действия (при отсутствии других квалифицирующих признаков разбоя) должны квали-фицироваться по ч. 1 статьи 162 УК РФ, либо как грабеж, если потерпевший понимал, что ему угрожают негодным или не-заряженным оружием либо имитацией оружия.
По ч. 2 ст. 162 УК РФ квалифицируются дей-ствия виновного, если нападение совершено им с применением газового пистолета или газового баллончика, если судом будет установлено, что содержащийся в патроне или баллончике газ был опасен для жизни или здоровья человека11 ВВС РФ. 1993. № 1. С. 10-11.
.
Если газ такой опасности не представлял, содеянное следует квалифицировать как грабеж22 ВВС РФ. 1994. № 2. С. 15.
.
Для квалификации действий по ч. 2 рассматриваемой ста-тьи необходимо установить не только то, что виновный имел при себе оружие или иные предметы, используемые в этом качестве, но и факт применения их во время нападения. Под применением понимается не только факт физического воздействия, но и попытка нанесения оружием или упомянутыми предметами повреждений потерпевшему, а также демонстрация их лицам, подвергшимся нападению, или третьим лицам, свидетельствующая о готовности преступника пустить их в ход.
По ч. 3 ст. 162 УК подлежит квалификации разбой, совершенный с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хра-нилище или в крупном размере.
Особо квалифицирующими обстоятельствами разбоя в ч. 4 ст. 162 УК являются совершение преступления:
а) организованной группой,
б) с целью завладения имуществом в особо крупном размере,
в) с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего.
Разбой, сопряженный с причинением тяжкого вреда здоровью по-терпевшего, следует признать наиболее тяжким и опасным видом этого преступления. Тяжкий вред здоровью при разбое может быть причинен в целях облегчения завладения имуществом, преодоления сопротивления потерпевшего в процессе завладения им либо для удержания имущества непосредственно после завладения им.
Поскольку разбой является умышленным преступлением, его ква-лификация по п. «в» ч. 4 ст. 162 УК предполагает совершение разбоя с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Неосторожное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего при разбое не дает основания для квалификации преступления по ч. 3 ст. 162 УК. Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потер-певшего в процессе разбойного нападения охватывается ч. 4 ст. 162 УК и дополнительной квалификации по ст. 111 УК не требует. Одна-ко умышленное причинение тяжкого вреда здоровью при разбое, по-влекшее за собой по неосторожности смерть потерпевшего, образует совокупность преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 4 ст. 162 и ч. 4 ст. 111 УК.
По совокупности п. «в» ч. 4 ст. 162 и п. «з» ч. 2 ст. 105 УК следует квалифицировать разбой, сопряженный с умышленным причинением смерти потерпевшему.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 27 января 1999 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» указал: «Как сопряженное с разбоем, вымогательст-вом или бандитизмом следует квалифицировать убийство в процессе совершения указанных преступлений. Содеянное в таких случаях квалифицируется по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ в совокупности со статьями УК, предусматривающими ответственность за разбой, вымогательство или бандитизм»11Сборник постановлений пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Рос-сийской Федерации) по уголовным делам. С. 555.
.
Когда в действиях виновного в разбойном нападении, сопряжен-ном с умышленным причинением смерти, были установлены другие отягчающие обстоятельства, предусмотренные ст. 162 УК (например, разбой, совершенный группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в жилище, с применением оружия), они должны быть отражены в описательной части приговора.
В связи с тем, что лишение жизни потерпевшего не охватывается объективной стороной разбоя, представляется обоснованной допол-нительная квалификация по ст. 109 УК разбойного нападения, сопря-женного с причинением потерпевшему смерти по неосторожности.
Возможны случаи причинения вреда здоровью потерпевшего не в целях завладения имуществом либо его удержания, а из других, в том числе хулиганских побуждений, и последующего тайного изъятия имущества. В подобных случаях в действиях виновного нет состава разбоя, содеянное может быть квалифицировано как хулиганство (ст. 213 УК) или преступление против здоровья и как тайное хищение чужого имущества.
Разбой, совершенный организованной группой (п. «а» ч. 4 ст. 162 УК), следует отличать от бандитизма.
Так в "Российской юстиции" № 3 за 2001 год опубликован материал В. Быкова "Как разграничить бандитизм и разбой"11 Быков В. Как разграничить бандитизм и разбой // Российская юстиция. 2001. № 3., где предлагается разбой, совершенный организованной и вооруженной группой, квалифицировать как бандитизм по ст. 209 УК. Под эту идею подведено теоретическое обоснование, которое из-за некорректной постановки вопроса и столь же неубедительной аргументации способно лишь поломать сложившуюся судебную практику.
Действительно, при совершении разбоя организованной группой с применением оружия (п. "г" ч. 2, п. "а" ч. 3 ст. 162 УК) необходимо провести разграничение с бандитизмом (ст. 209 УК). Практика это с успехом делает, не допуская серьезных ошибок22 Приложение №2. Выделю основные критерии.
Во-первых, в разбое, совершенном организованной группой лиц, устанавливается наличие оружия или предметов, используемых в качестве оружия. В банде же должно быть только оружие.
Во-вторых, в разбое оружие должно использоваться по назначению. Для бандитизма необходимо лишь наличие оружия. На данный признак обращено внимание в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 января 1997 г. "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм". В-третьих, имеется отличие по моменту окончания посягательств. По п. "г" ч. 2 ст. 162 УК разбойное нападение квалифицируется в тех случаях, когда оружие применено в ходе нападения. Нападение вооруженной банды считается состоявшимся и тогда, когда имевшееся у членов банды оружие не применялось (п. 6 упомянутого постановления). Более того, уже само создание банды образует оконченный состав преступления.
Давая весьма спорную рекомендацию практике и критикуя решения Верховного Суда РФ, В. Быков не учел, что по закону разбой и бандитизм - разные составы с четко различающимися юридическими признаками. Подменять один состав другим, не меняя уголовного законодательства, недопустимо. Вооруженный разбой организованной группой - это нападение с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия. В бандитизме признаки состава иные: создание устойчивой вооруженной группы в целях нападения на граждан или организации, а также руководство ею или участие в такой группе. В вооруженном разбое, совершенном организованной группой, всегда устанавливается корыстная направленность - цель хищения чужого имущества. В составе бандитизма цели деятельности шире: нападение на граждан или организации. Само такое нападение более опасно, так как представляет угрозу не только для собственности граждан, но и для их личной безопасности, нормального функционирования государства, коммерческих или иных организаций (п. 5 упомянутого постановления).
При разбое, совершенном организованной группой, есть группа, но всегда нет банды как более опасного формирования. Вооруженная организованная группа, совершившая разбой, и банда - вовсе не совпадающие понятия. Банда относится не к организованной преступной группе, а именно к разновидности преступного сообщества. Налицо разные составы. Приведу несколько аргументов в защиту такого решения и сложившейся судебной практики. Во-первых, оценивая ст. ст. 162 и 209 УК, нельзя упускать из поля зрения содержание объектов посягательств. Разместив ст. 162 УК в главе "Преступления против собственности", законодатель четко ограничил рамки применения нормы. Статья 209 УК размещена в главе "Преступления против общественной безопасности". Объект бандитизма иной - общественная безопасность. Во-вторых, то, что банда - разновидность сообщества, доказывается и размещением состава рядом со ст. 210 УК. Последняя является общим составом для состава бандитизма. В-третьих, ч. 5 ст. 35 УК четко оговаривает, что лицо, создавшее организованную группу или сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими, подлежит уголовной ответственности за их организацию и руководство ими в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Закон связывает наличие преступного сообщества именно со статьями Особенной части УК, а не только со ст. 210 УК, тем самым позволяя уточнить, что банда есть разновидность преступного сообщества, а не просто организованная группа.
Информация о работе Понятие, объект и объективные признаки разбоя