Понятие и признаки соучастия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 20:44, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной контрольной работы – изучить понятие, формы и виды соучастия.
В соответствии с этим можно выделить следующие задачи, которые необходимо выполнить в ходе написания данной работы.
Во-первых, изучить общую характеристику соучастия. В частности понятие и признаки соучастия с виды соучастников.
Во-вторых, проанализировать формы и виды соучастия.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Соучастие в преступлении.docx

— 61.58 Кб (Скачать документ)

Мотивы  и цели подстрекателя и исполнителя  могут не совпадать по своему содержанию, и это не влияет на решение вопроса  о квалификации содеянного этими  лицами. Так, если подстрекатель на почве ревности склоняет к убийству другое лицо за денежное вознаграждение, то мотивом преступления исполнителя является корысть. Действия исполнителя должны квалифицироваться по п. "з" ч. 2 ст. 105 УК как умышленное убийство, совершенное из корыстных побуждений, а подстрекатель отвечает по ч. 4 ст. 33, п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ. [1]

Пособник  преступления – это лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы (ч. 5 ст. 33 УК).

Пособничество с объективной стороны  характеризуется теми способами, которые  перечислены в ч. 5 ст. 33 УК РФ.

Перечень способов пособничества, содержащийся в приведенной норме, является исчерпывающим. Высказанное  в отдельных работах мнение о  том, что он примерный, не соответствует  закону. Согласно ч. 1 ст. 14 УК РФ «преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». Поэтому то или иное действие или бездействие, которое прямо не запрещено уголовным законом – Особенной или Общей частями УК – не может быть признано преступным. [1]

Деятельность  этого соучастника, как правило, менее опасна по сравнению с деятельностью  других соучастников. Пособник менее  активен, он не руководит преступной деятельностью, не выполняет объективной  стороны преступления, не склоняет других к совершению преступления. Безусловно, степень выраженности пособничества  может быть различна, что должно найти отражение в квалификации содеянного и в решении вопроса  об индивидуализации ответственности.

В законодательном  определении пособничества предусмотрены  способы и средства оказания помощи в совершении преступления, которые  могут быть физическими (материальными) и интеллектуальными (психическими). Учитывая специфику в теории уголовного права, пособничество делят на два вида: физическое и интеллектуальное.

К физическому  пособничеству относят действия, способствующие выполнению исполнителем объективной стороны преступления. Такие действия могут быть выражены в предоставлении исполнителю необходимых  средств для совершения преступления, в устранении препятствий совершению преступления исполнителем.

Интеллектуальное  пособничество выражается в психическом  воздействии пособника на сознание и волю исполнителя. Это воздействие  направлено на укрепление решимости  исполнителя совершить преступление. К средствам интеллектуального пособничества относятся советы, указания, а также заранее данное обещание скрыть преступника, орудия и средства совершения преступления, следы преступления и предметы, добытые преступным путем, а равно обещание приобрести или сбыть такие предметы.

Содействие  исполнителю советом и указанием, предоставление информации состоит  в разъяснении, объяснении более  подходящих способов совершения преступления и других обстоятельств, которые  способствуют достижению преступных намерений. Эти советы и указания должны поддержать решимость исполнителя совершить  преступление. От подстрекателя пособник отличается тем, что не он возбуждает решимость совершить преступление, он лишь поддерживает эту решимость. Пособник своими советами, указаниями облегчает, ускоряет исполнение преступного  намерения. [10]

Пособничество проявляется и в  осуществлении каких-либо действий, позволяющих устранить ту или  иную помеху совершению преступления. Так, пособник может отвлечь внимание сторожа или других лиц, охраняющих чужое имущество, отключить охранную сигнализацию и т.п.

Вследствие того, что пособник направляет свои действия на содействие исполнителю, эти действия находятся в причинной  связи с преступлением, совершенным исполнителем. Следует подчеркнуть, что для наличия пособничества не имеет существенного значения, фактически помогли или нет действия пособника исполнителю, использовал их последний или обошелся без них. Например, совет или указание, данные исполнителю, либо предоставленная ему информация, когда они оказались неверными вследствие заблуждения пособника и не только не содействовали совершению преступления, но даже затрудняли его осуществление, следует рассматривать как пособничество, хотя и не оконченное (покушение на пособничество).

Пособничество представляет собой  оказание содействия конкретному лицу или группе конкретных лиц в совершении определенного, а не любого преступления. С субъективной стороны пособник осознает, во-первых, фактические обстоятельства совместно совершаемого преступления; во-вторых, что своими действиями он оказывает содействие конкретному  лицу или группе конкретных лиц в  совершении деяния; в-третьих, что его  действия находятся в причинной  связи с преступлением, совершенным  исполнителем, вследствие чего он совместно  с исполнителем участвует в его  осуществлении. Пособник предвидит  общий преступный результат и  желает его наступления. Субъективная сторона пособничества, как и  любого соучастия, включает осознание  виновным также всех объективных  признаков состава преступления и вменяемых ему квалифицирующих  обстоятельств.

Мотивы и цели пособника и  исполнителя могут совпадать, а  могут и различаться. Возможно, в  частности, что при совершении кражи  исполнитель действует из корыстных  побуждений, а пособник оказывает  ему содействие с целью отомстить  потерпевшему.

Пособничество отличается от соисполнительства тем, что пособник ни в какой части и ни в каком виде не выполняет действий, образующих объективную сторону преступления, совершаемого в соучастии, и не принимает непосредственного участия в таком совершении.

Действия пособника квалифицируются  по статье Особенной части УК, предусматривающей ответственность за преступление, которому он способствовал, со ссылкой на ст. 33 УК РФ. Если лицо принимало непосредственное участие в совершении преступления, то ссылка на ст. 33 этого УК не требуется, ибо такой «пособник» по своей юридической природе является исполнителем. [9]

соучастие преступление противоправность

 

Глава 2. Формы соучастия

 

В уголовном  законодательстве России не было и пока нет исчерпывающего решения вопроса о формах (видах) соучастия в преступлении. Не используется в нем и само понятие «форма соучастия», как и понятие «вид соучастия».

В специальной  и учебной литературе о соучастии  в преступлении варианты классификации  соучастия в преступлении весьма многообразны, что обусловлено в  основном различием в критериях  деления соучастия в преступлении на формы или виды. Нередко то, что в одном месте обозначается понятием «форма соучастия», в другом месте обозначается как «вид соучастия» в преступлении.

Наиболее  оптимальным вариантом классификации соучастия в преступлении с позиций уголовного закона, широты охвата всех известных практике случаев проявления этой специфической формы преступной деятельности, глубины проникновения в ее особенности представляется наиболее часто встречающееся деление всех случаев соучастия в преступлении, с одной стороны, на формы, а с другой — на виды соучастия. С некоторыми коррективами он может быть взят за основу (см. Приложение).

В соответствии с этим вариантом классификации  все случаи соучастия в преступлении сначала подразделяются на виды: простое  соучастие (соисполнительство) и сложное (при наличии в нем фигур подстрекателя, пособника или организатора), а затем на формы соучастия в преступлении: соучастие без предварительного сговора, соучастие с предварительным сговором, организованная группа и преступная организация. По существу, в этом варианте представлены две классификации с использованием различных критериев, положенных в основу деления. [8]

Деление соучастия на виды произведено с  использованием такого критерия, как  различие в характере поведения  соучастников преступления, а деление  на формы — с использованием признака степени согласованности поведения соучастников вместе с внешними его проявлениями. Однако различие в характере поведения соучастников (критерий деления на виды) прежде всего ориентирует на особенности образа преступного поведения соучастников преступления (подстрекательство, пособничество, организаторские действия, исполнительские действия) и заслоняет особенности совместной преступной деятельности при простом виде соучастия и сложном его виде.

Все совместно  действующие лица при соисполнительстве (простой вид) непосредственно своими действиями выполняют объективную сторону деяния, предусмотренного статьей Особенной части УК, то есть непосредственно воздействуют на объект охраны. В случаях же сложного соучастия (когда наряду с исполнителем в преступлении участвуют подстрекатель, пособник или организатор) особенность совместной преступной деятельности проявляется в том, что только исполнитель (соисполнители) непосредственно своими действиями выполняет объективную сторону деяния, предусмотренного статьей Особенной части УК, а остальные соучастники выполняют ее опосредованно, то есть посредством действий исполнителя (соисполнителей). [4]

Из сказанного следует, что акцент должен делаться не на различии в характере действий соучастников, а на обусловленном  этим различием том или ином способе  совместного воздействия на объект охраны — том либо ином, так сказать, «способе производства» преступления. Поэтому в качестве критерия деления  соучастия в преступлении на указанные  два вида должен быть взят обусловленный  различием в характере действий соучастников способ непосредственного  или опосредованного совместного  их воздействия на объект охраны.

Особенности того или другого способа воздействия  на объект охраны находят прямое отражение  в различных формулах уголовно-правовой квалификации содеянного в случаях  простого и сложного соучастия. В  конкретных случаях простого соучастия  содеянное исполнителями (соисполнителями), коль скоро оно вписывается в рамки объективной стороны деяния, предусмотренного Особенной частью УК, квалифицируется прямо по соответствующей статье (части статьи) Особенной части УК, то есть без ссылки на ст. 33 Общей его части. В случаях же сложного соучастия содеянное исполнителем (соисполнителями) на том же основании также квалифицируется прямо по соответствующей статье (части статьи), предусмотренной Особенной частью УК, а содеянное иными соучастниками (подстрекателем, пособником или организатором), как правило, - по той же статье Особенной части УК, но с обязательной ссылкой наст. 33 Общей его части.

Таким образом, этот вариант классификации соучастия  в преступлении целиком основан  на законе (ст. ст. 33, 34 УК), напрямую работает на соответствующие закону квалификацию содеянного и индивидуализацию наказания, с достаточной ясностью ориентирует  как на особенности способа совместной преступной деятельности, так и на различия в характере и степени  участия в преступлении каждого  соучастника. [6]

В отношении  другого варианта классификации  соучастия в преступлении (деления  его на упомянутые выше формы) необходимо прежде всего хотя бы кратко сказать  об уместности употребления понятия  «форма соучастия» для обозначения  того либо другого члена деления.

Понятие «форма» имеет место лишь применительно  к какому-то единичному предмету, явлению, процессу. Нельзя говорить о форме  в отношении целого класса предметов  или явлений, объединяемых по какому-либо общему для них признаку. Особенности  одного предмета, повторяющиеся в  других предметах, позволяют обособить  их в определенный класс, для обозначения которого всегда уместно собирательное понятие «вид». Понятие «форма» несет иную смысловую нагрузку и в роли собирательного понятия не употребляется. Поэтому и в отношении членов деления применительно ко второму варианту классификации соучастия в преступлении уместнее пользоваться понятием «вид соучастия».

Далее, согласованность  поведения соучастников, внешним  проявлением которой служат сговор (соглашение) в письменной или устной формах, жесты, знаки или просто визуально  различимая направленность и координация  их действий, берется в единстве объективного и субъективного как  критерий деления соучастия на виды в этом варианте его классификации. Поэтому, вопреки утверждениям со стороны его критиков, никакой подмены критерия здесь не происходит.

 

 

Заключение

 

В современных  условиях в России происходит возрастание  количества преступлений, совершаемых  в соучастии: групповых, организованных форм преступного поведения, Уголовный  закон (ст. 32 УК РФ) даёт понятие соучастия  в преступлении: "Соучастием в преступлении признаётся умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления".

Данное  понятие включает в себя следующие  признаки: во-первых, соучастие возможно в умышленном преступлении. Умысел предполагает намерение совершить  преступление и виновное лицо принимает волевые усилия для его совершения. При неосторожном преступлении правонарушитель не имеет намерения совершить преступление и значит не готовит и не имеет соучастников; во-вторых, в преступлении принимают участие два или более лица, то есть оно имеет групповой (или организованный характер).

Информация о работе Понятие и признаки соучастия