Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 13:14, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение понятия банды, определение основных признаков и состава ее участников, квалификация бандитизма как преступления против общественной безопасности и рассмотрение отличительных особенностей от других видов преступлений с применением оружия.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
рассмотреть исторические аспекты уголовного законодательства о бандитизме;
дать понятие и уголовно-правовую характеристику состава бандитизма;
выделить основные признаки банды;
рассмотреть квалифицирующие признаки бандитизма;
выявить отличие бандитизма от смежных составов преступлений.
Введение 3
Глава 1. Исторический аспект 6
Глава 2. Функциональные особенности бандитского формирования 11
2.1. Лидер банды и его роль в ее деятельности 11
2.2. Участие рядовых членов в банде 16
2.3. Пособничество бандитизму 18
Глава 3. Отличие бандитизма от смежных составов преступлений 20
3.1. Отличие бандитизма от преступного сообщества 20
3.2. Отличие бандитизма от вымогательства 22
3.3. Отличие бандитизма от терроризма 24
3.4. Отличие бандитизма от вооруженного разбоя 28
Глава 4. Уголовная ответственность за бандитизм 31
Заключение 37
Список литературы 42
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ: факультет юриспруденции
Кафедра: уголовно-правовых дисциплин
Заведующий кафедрой
_______________________
ученая степень, звание, Ф.И.О.
«___» ___________2011г.
Антонов Николай Иванович
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ
На тему: «Понятие и признаки банды»
Руководитель: ______________________________
/уч. степень, уч. звание, Ф.И.О.
Студент: III курса, группы ВО 10.2010, Антонов Н.И.
курс, группа, Ф.И.О.
Смоленск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Исторический аспект 6
Глава 2. Функциональные особенности бандитского формирования 11
2.1. Лидер банды и его роль в ее деятельности 11
2.2. Участие рядовых членов в банде 16
2.3. Пособничество бандитизму 18
Глава 3. Отличие бандитизма от смежных составов преступлений 20
3.1. Отличие бандитизма от преступного сообщества 20
3.2. Отличие бандитизма от вымогательства 22
3.3. Отличие бандитизма от терроризма 24
3.4. Отличие бандитизма от вооруженного разбоя 28
Глава 4. Уголовная ответственность за бандитизм 31
Заключение 37
Список литературы 42
Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным Кодексом Российской Федерации под угрозой наказания.
Преступления против общественной безопасности образуют систему деяний, посягающих на различные сферы общественной безопасности и нарушающих различные общественные отношения, охраняемые уголовным правом: личность, ее права и свободы, общество, его материальные и духовные ценности, государство, его конституционный строй, обороноспособность, и территориальная целостность. Одним из видов преступлений против общественной безопасности, создающих угрозу безопасности неопределенному кругу лиц, нарушающих деятельность органов управления, обеспечивающих общественную безопасность, является бандитизм, т.е. создание устойчивой вооруженной группы (банды) сопряженное с нападениями на граждан или организации (ст. 209 УК РФ), относящееся к категории особо тяжких преступлений. Банда, будучи преступной организацией, характеризуется устойчивостью и вооруженностью. Об устойчивости свидетельствуют стабильность ее состава и структуры, преступная деятельность банды осуществляется преимущественно однотипными средствами и методами. Вооруженность характеризуется наличием оружия хотя бы у одного члена банды.
Бандитизм по своему содержанию представляет корыстно-насильственное преступление. Его преимущественными целями служат завладение чужим имуществом, ценностями, деньгами путем насилия или реальной угрозы его немедленного применения. Однако бандитские нападения могут преследовать и цели неимущественного характера, связанные с интересами членов банды.
По официальным данным МВД России, количество уголовных дел, возбужденных по фактам бандитизма огромное множество. При этом в правоприменительной практике подобные дела нередко вызывают значительные затруднения, обусловленные зачастую многоэпизодностью криминальных деяний, большим количеством участников банд, разнообразием их ролей при совершении преступлений, нередким психологическим, физическим воздействием в отношении потерпевших и свидетелей в целях принуждения их к даче показаний, предпочтительных для членов банды.
Долгое время считалось, что в советском обществе нет и не может быть бандитизма, поэтому число лиц, привлекаемых за бандитизм, было крайне незначительным. Этому способствовали в какой-то степени и недостаточная подготовленность работников правоохранительных органов к применению нормы о бандитизме в силу сложности данного преступления, неразработанности признаков состава бандитизма, в результате чего отдельная часть бандитских нападений квалифицировалась как разбойные нападения. Участие в банде зачастую расценивалось не как оконченное преступление, а как пособничество разбою или даже грабежу. В силу такой практики уголовной ответственности за бандитизм подлежали не все участники банды, что значительно снижало эффективность борьбы с данным преступлением.
Анализ следственной и судебной практики по делам о бандитизме показывает, что нередко в процессе предварительного расследования и рассмотрения дела в суде возникают сложности при квалификации преступлений, отграничении бандитизма от смежных составов преступлений. Проблема противодействия созданию бандитских формирований и бандитизма остается актуальной и требует тщательного изучения, объяснения и решения. Отсюда вытекает практическая значимость данной работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с нарушением уголовно-правовой нормы, предусмотренной ст. 209 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Предмет исследования – понятие, признаки состава преступления, уголовная ответственность и отличительные признаки бандитизма.
Целью настоящей работы является изучение понятия банды, определение основных признаков и состава ее участников, квалификация бандитизма как преступления против общественной безопасности и рассмотрение отличительных особенностей от других видов преступлений с применением оружия.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
Законодательное определение банды, как устойчивой вооруженной группы, созданной в целях нападения на граждан или организации, впервые обозначено в ст.209 УК РФ. Предыдущее российское уголовное законодательство в качестве основополагающего указывало либо шайку (Декрет ВЦИК от 20.06.1919 г.), либо вооруженную шайку (ст.76 УК 1922 г.), либо вооруженную банду (ст.59-3 УК 1926 г., ст.77 УК РСФСР 1960 г.), не указывая их признаки.
Под шайкой в дореволюционном уголовном праве признавалось «соглашение нескольких лиц на совершение нескольких определенных или неопределенных, однородных, разнородных преступных деяний. Существо шайки заключается в постоянном характере сообщества, в обращении членами шайки преступной деятельности в ремесло». С 1917 года термины «банда» и «бандитизм» стали применяться в законодательстве сначала наряду с термином «шайка», а затем полностью вытеснив его. Одним из последних законодательных актов, в котором был применен термин «шайка», являлся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 04 июня 1947 года «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» (…«Хищение государственного имущества…, а равно совершенное организованной группой (шайкой)»).
Исследуя вопросы соучастия, ученые неоднократно обращались к определению банды в сравнении с шайкой. Так, А. Лаптев (1938 г.) писал, что «шайка представляет собою преступную организацию, союз лиц, действующих или в контрреволюционных или вообще в уголовных целях. Банда представляет собою также союз преступников, согласившихся на преступную деятельность. В отличие от шайки банда может быть смешанного типа, иметь и контрреволюционный, и уголовный характер. В правовой литературе, а особенно в судебной практике, термины «шайка» и «банда» применяются обычно как равнозначащие и никакого различия между ними не делается». Понятия банды и шайки сравнивались и в последующее время. Л.Г. Хулапова (1972 г.) отмечала, что термин «шайка» употребляется для обозначения разбойной преступной группы, которая может не обладать признаками банды: устойчивостью и вооруженностью, а В.И. Пинчук (1961 г.) и Н.Г. Угрехелидзе (1971 г.), возвращаясь в своих исследованиях к понятию шайки, предлагали заменить понятием шайки понятие банды («…в процессе дальнейшего совершенствования законодательства, по нашему мнению, следует пойти по линии применения в законодательстве и судебной практике одного понятия шайки», «сохранить одно понятие – «шайка», а банду, в ее теперешнем понимании, рассматривать как вооруженную шайку», соответственно).
В русском языке слова «шайка» и «банда» практически рассматриваются как синонимы: «группа людей, объединившихся для разбоя, преступной деятельности. Слово банда обычно употребляется по отношению к вооруженной шайке». Итальянское слово «банда» означает хулиганскую или разбойничью шайку, ватагу, а «бандитизм» - занятие грабежом и разбоем.
В понятиях банды, встречающихся в юридической литературе, указывается на принадлежность банды к соучастию, на вооруженность, предварительное объединение для совершения совместной деятельности, наличие общей цели. А.С. Емельянов рассматривал бандитизм как вид преступности устойчивых преступных групп и указывал, что необходимой предпосылкой исследования бандитизма как состава преступления (с уголовно-правовой точки зрения) и как социального явления (с криминологической точки зрения) является исследование сущностных признаков банды: ее устойчивости, вооруженности, специальной цели (совершение нападений). Для современных определений банды характерно обращение к диспозиции ст.209 УК РФ, причем отдельные авторы предлагают ее изменить, указав цель создания банды – «совершение насильственных преступлений». Но такое указание цели создания банды выглядит некорректным, поскольку нападения, совершаемые бандами, могут быть как насильственными (убийства, причинения тяжкого вреда здоровью, похищения человека и др.), так и корыстно-насильственными (разбои).
Понятия банды даны и судебной практикой. В постановлении Пленума Верховного Суда СССР по делу К. от 17 июня 1960 г. говорилось: «Банда представляет собой устойчивую вооруженную группу из 2-х и более лиц, предварительно организовавшуюся для совершения нападений на государственные, общественные учреждения или предприятия либо на отдельных лиц». Понятия банды есть и в двух последних постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ, посвященных бандитизму в современном его понимании (№ 9 от 21.12.1993 г. и № 1 от 17.01.1997 г.). Признак организованности, употребленный в 1993 году для характеристики банды наряду с устойчивостью, вооруженностью и группой 2-х и более лиц, предварительным объединением для совершения одного или нескольких нападений на граждан либо на предприятия, учреждения, организации, сохранен в определении банды с теми же признаками и в 1997 году, хотя в диспозиции ст. 209 УК РФ такого признака нет. Этим еще раз подчеркнута связь с ч.3 ст.35 УК РФ, устанавливающей общее понятие организованной группы, признаков группы, описанных в ст.209 УК РФ, как частного применения этого понятия. При таком понимании наиболее предпочтительным является определение банды, содержащееся в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 17.01.1997 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм». На это понятие бандитизма обращено внимание и в методическом пособии «Расследование бандитизма» коллектива авторов НИИ Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
В историческом развитии бандитизма после 1917 года принято выделять три периода:
- первый (20-50-е годы) –
политический бандитизм, для которого
характерна политическая
- второй (60-80-е) - традиционный
бандитизм, при котором насильственные
действия носили лично-
- третий (с начала 90-х годов
по настоящее время) - современный
бандитизм, представляющий собой
качественно новый уровень
Соответственно, и классификации банд имеют различный характер в зависимости от периода развития бандитизма и его изучения. Так, А.С. Емельянов (1989г.) выделял три типа банд по стадиям развития устойчивости: «примитивно устойчивые» банды (группы друзей, знакомых, совершающие время от времени совместные групповые преступления); «развито неустойчивые» банды (ориентированы на задачи, складывающиеся в связи с конкретным делом и часто распадающиеся после его осуществления); «развито устойчивые» банды, ориентированные на совместную деятельность. По преступной направленности М.И. Слинько разделил банды на три категории: «классическая» банда – совершение традиционных для банд преступлений (нападение на банки, инкассаторов, магазины и др.); «заказники» («наемники») - совершение за плату заказных преступлений (убийств, похищений и др.); «специализированные банды» - специализируются на совершении одного, двух видов преступлений, используя при этом оружие, совершая открытое нападение на инкассаторов, музеи, частные собрания и коллекции.
Представляет интерес классификация банд, осуществленная А.М. Абдулатиповым по степени организованности на бандгруппы и бандформирования. Бандгруппа, по его мнению, обычная организованная группа, для которой не характерна иерархия структуры и коррумпированные связи, она состоит от 2 до 5 лиц, для которых обязательны вооруженность и устойчивость. Бандформированиям помимо черт, относящихся к бандгруппам, присущи следующие черты: занятие бандитизмом для получения крупных и постоянных доходов; наличие конкретных планов нападений на длительное время, в том числе, по политическим, национальным и религиозным мотивам; наличие коррумпированных связей в кругах служащих государственных структур, в том числе правоохранительных органов; крепкие узы связи членов банд между собой на основе общих интересов и уголовных традиций; маскировка своих действий в рамках какой-либо зарегистрированной общественной либо коммерческой организации или частного предприятия; вмешательство в политические и экономические процессы, занятие терроризмом, похищением людей; наличие межрегиональных и даже международных связей.