Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 12:00, курсовая работа
Целью работы является изучение планирования по уголовному делу.
Задачами работы являются:
изучение понятия и значения планирования расследования преступления,
изучение элементов планирования.
Схемы связей составляются по многоэпизодным групповым делам. Они помогают систематизировать и с помощью условных обозначений наглядно показать, кто из соучастников в каком эпизоде преступления был задействован. Схемы позволяют, например, проследить движение предметов контрабанды от момента их ввоза на территорию страны до момента сбыта, что нередко делается через цепочку посредников. Следователь по схеме видит, какие эпизоды отработаны, а какие нуждаются в дополнительной проверке. Это облегчает составление плана, анализ дела и определение его перспективы.
В ходе следствия возникает надобность систематизации данных о преступлениях каждого лица, проходящего по делу. Информация поступает из разных источников, сведения бывают довольно обширными и противоречивыми, а потому разобраться в них далеко не просто. В таких случаях следователь на каждое проходящее по делу лицо заводит учетный лист ("лицевой счет"). В него в порядке поступления заносятся все данные на конкретного субъекта с указанием их источников11.
Систематизированная в одном документе информация о конкретном обвиняемом облегчает оценку степени доказанности его вины, исключает поиск данных среди обширных материалов дела, нередко многотомного. Это важно для конкретизации направления дальнейшего расследования. Весьма полезен такой документ, когда формулируется обвинение, в особенности составляется обвинительное заключение12.
При планировании орган расследования должен учитывать рекомендации, разработанные наукой криминалистикой. Это важное значение потому, что наука помогает правильно построить следственные версии, определить направление следствия по делам данной категории, наметить тактические приемы и методы, выбрать научно-технические средства, которые могут быть применены при производстве тех или других процессуальных и иных действий и/или их комплексов.
Принцип непрерывности планирования выражается в своевременном корректировании плана при поступающей новой информации в процессе расследования, свидетельствующей об изменении следственной ситуации.
Условия планирования - это совокупность определенных обстоятельств, факторов, знаний и умений, делающая планирование возможным.
По мнению Н.П. Яблокова, "планирование любой криминалистической деятельности реально возможно лишь при ряде необходимых условий:
наличии соответствующей исходной информации;
должной оценке сложившейся криминалистической ситуации и реальных возможностях достижения планируемых целей;
обеспечении четкой взаимосвязи и согласованности между отдельными планами (по каждому делу, материалу, экспертизе) и видами планирования (всего расследования, криминалистической операции, отдельного следственного и иного действия);
строгом учете установленного законом и иными актами времени, отводимого на данный вид криминалистической деятельности".
С этим можно согласиться, если принять во внимание следующие обстоятельства. Во-первых, следственная ситуация определяется информацией как о расследуемом событии (внешняя), так и об условиях, в которых производится расследование (внутренняя). К последней, без сомнения, относится информация о наличии у органа расследования в производстве других уголовных дел. Во-вторых, обеспечение взаимосвязи видов планирования в рамках одного уголовного дела скорее относится к принципам планирования (принцип системности), нежели к условиям. В-третьих, обращает на себя внимание отсутствие в приведенном перечне указаний на ресурсы, которыми располагает орган расследования по каждому делу (за исключением ресурса времени). Именно наличие определенных ресурсов у органа расследования предопределяет планирование тактики производства процессуальных и иных действий и/или их комплексов, а в итоге и всего расследования.
Р.С. Белкин выделял следующие условия:
1) наличие исходной, хотя бы минимальной, информации;
2) оценка сложившейся в момент планирования следственной ситуации и прогноз ее будущих изменений в результате реализации планируемых действий;
3) учет реальных возможностей, средств и методов достижения планируемых целей
Поддерживая в целом позицию Р.С. Белкина, уточним, что, очевидно, без наличия информации о том или ином событии (преступлении) ни о каком расследовании, а тем более о планировании, говорить не приходится. От объема и качества информации о событии зависит индивидуальность планирования. С другой стороны, эту ситуацию определяет и наличие ресурсов (людских, материально-технических, информационных, временных и т.п.). Если орган расследования преувеличил возможности наличных ресурсов, то план, как правило, становится нереальным для исполнения. Если же приуменьшил, то план будет неоптимальным и неэффективным, что может повлечь необоснованное затягивание предварительного расследования или отвлечение ресурсов, необходимых для иных целей (использования в рамках иных уголовных дел).
Таким образом, условиями планирования являются наличие и адекватная оценка органом расследования исходной информации (внешней и внутренней) и ресурсов, которые в своей совокупности определяют следственную ситуацию.
По вопросу определения структуры процесса планирования и плана расследования преступлений до настоящего времени в криминалистике нет единого мнения. Так, Л.А. Сергеев полагал, что процесс планирования расследования "слагается из ряда взаимосвязанных элементов, которые одновременно служат этапами этого развивающегося процесса. Такими элементами (этапами) являются: 1) изучение исходной информации; 2) выдвижение версий; 3) определение обстоятельств, подлежащих доказыванию, и других задач расследования; 4) определение путей, средств и методов расследования; 5) определение последовательности и сроков решения отдельных задач и выполнения отдельных действий; 6) определение исполнителей; 7) определение организационных мер по привлечению исполнителей, обеспечению использования отдельных средств и производства тех или иных действий; 8) составление письменного плана; 9) корректировка и развитие плана"
Аналогичный детальный подход к определению элементов планирования предпринял Л.Я. Драпкин, считающий, что планирование состоит из следующих последовательно сменяющих друг друга этапов: определение непосредственных целей планирования; выделение подлежащих выяснению общеверсионных вопросов; выявление вневерсионных вопросов; принятие решения о проведении конкретных оперативных и следственных действий и установление их оптимальной последовательности; определение сроков, исполнителей и продолжительности намеченных действий: составление сводного плана расследования.
О.Я. Баев называет такие элементы планирования: выяснение возможностей на определенном этапе следствия; определение конкретных целей плана; формирование основных положений плана; определение и анализ альтернативных направлений достижения поставленной цели и выбор среди них оптимальных.
Как нетрудно заметить, Л.Я. Драпкин и О.Я. Баев "лишили" систему планирования первого этапа системы, предложенной Л.А. Сергеевым. Представляется, что планирование расследования не может начинаться, минуя этап изучения имеющейся в распоряжении органа расследования информации. Но подчеркивать то обстоятельство, что она является "исходной", излишне, т.к. другой информации (не исходной), в принципе, у органа расследования не может быть. При этом информация, которой располагает орган расследования, может относиться как к внешним обстоятельствам (информация о расследуемом событии), так и внутренним (о наличии в распоряжении органа расследования соответствующих ресурсов). Другие расхождения указанных авторов в понимании этапов планирования носят скорее стилистический характер.
Исследования, проведенные Р.С. Белкиным, позволили ему предложить следующую систему элементов планирования, которые, по его выражению, являются первым уровнем:
анализ исходной информации;
выдвижение версий и определение задач расследования;
определение путей и способов решения поставленных задач;
составление письменного плана и иной документации по планированию расследования;
контроль исполнения и корректировки плана расследования.
Совокупность этих элементов составляет содержание непосредственного этапа планирования. Каждый последующий этап, по мнению Р.С. Белкина, представляет собой детализацию элементов предшествующего уровня. Этапы планирования характеризуются не какой-то одной операцией, а направленностью всех действий. С этой позиции этапы планирования соответствуют этапам самого расследования, существование которых, в свою очередь, обусловлено различием задач, решаемых следователем на каждом из этих этапов.
И.М. Лузгин выделяет следующие этапы планирования: изучение и оценка первичной информации; построение версий; формулирование вытекающих из версий вопросов и, соответственно, задач расследования; определение путей проверки версий и решения поставленных задач.
Приведенные структуры планирования (Р.С. Белкина и И.М. Лузгина) имеют много общего. При этом И.М. Лузгин не включил в свою структуру четвертый и пятый элементы, предложенные Р.С. Белкиным, и дифференцирует третий элемент на два структурных элемента, а сами элементы планирования И.М. Лузгин, как и Л.А. Сергеев и Л.Я. Драпкин, называет этапами. Необходимо отдельно рассмотреть позицию Р.С. Белкина, которая основывается, как минимум, на двух положениях:
1) общим недостатком, по мнению Р.С. Белкина, в предложенных Л.А. Сергеевым и Л.Я. Драпкиным перечнях элементов планирования является то, что "на равных правах" ими были включены элементы разных уровней;
2) планирование расследования является непрерывным процессом, свойственным всему расследованию, в связи с этим он проецирует (отождествляет) этапы расследования на этапы его планирования. При этом Р.С. Белкин не приводит элементы как первого, так и последующих уровней планирования, что само по себе является поводом к критическому осмыслению предложенной точки зрения. Недостаточная аргументированность позволяет сделать вывод, что говорить об уровнях "системы" планирования, исходя из предложенной Р.С. Белкиным позиции, не представляется возможным.
При реализации плана расследования по уголовному делу нельзя обойтись без планирования отдельных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Этот процесс включает:
а) получение исходной информации;
б) формулирование задач, подлежащих разрешению;
в) установление последовательности решения отдельных задач;
г) выбор тактических приемов, которые должны обеспечивать успешное решение поставленных задач;
д) определение комплекса необходимых технических средств;
е) решение вопроса об использовании оперативных сил, средств и данных, полученных негласным путем;
ж) установление круга участников следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия и их функций;
з) уточнение времени и места производства намеченного действия;
и) составление плана производства следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия.
Так, в плане допроса предусматриваются обстоятельства, подлежащие выяснению; формулируются вопросы, которые должны быть поставлены допрашиваемому по каждому из этих обстоятельств. Если на допросе предполагается использовать материалы дела, указывается, какие именно и на каком этапе, в каких целях. В плане должно быть обозначено время, а в необходимых случаях и место допроса.
Подозреваемые и обвиняемые допрашиваются в ходе следствия неоднократно, поэтому в планах определяется общая тактическая линия, направленная на получение правдивых показаний, последовательность и способ выяснения всех обстоятельств и эпизодов преступления.
Важную роль играет план при проведении сложных следственных действий, требующих привлечения нескольких участников, использования технических средств. В число таких действий нередко попадает следственный эксперимент. Так, по одному из уголовных дел возникла необходимость экспериментальным путем установить объем продукции, выпускаемой за смену трикотажным цехом предприятия. Требовалась большая подготовительная работа: выяснить количество используемых станков, численность персонала, характер обрабатываемого сырья и выпускаемой продукции. В подготовке и проведении эксперимента участвовали специалисты разного профиля, а потому без подробного плана такое следственное действие качественно провести было невозможно.
При расследовании групповых многоэпизодных преступлений, по которым работает бригада следователей или следственно-оперативная группа, общий план формируется на основе частных планов, составляемых сотрудниками, действующими на определенных участках работы. Распределение обязанностей в таком специальном коллективе зависит от особенностей дела. Иногда это отдельные версии, подлежащие проверке, или эпизоды преступлений, либо иные направления деятельности. По каждому из них составляется свой план. Отдельно планируются оперативно-розыскные мероприятия, согласованные со следственными действиями, и все это сводится в общий план, выполнение которого контролирует руководитель следственно-оперативной группы (следственной бригады).
Особенности планирования в зависимости от следственной ситуации. Следственная ситуация обусловливается совокупностью обстоятельств, сложившихся на определенный момент расследования и влияющих на программу действий. В каждом случае она индивидуальна, однако криминалистическая тактика, на основе изучения практики, выделяет и типичные следственные ситуации13.
Анализ таких ситуаций позволяет предложить следователю комплекс эффективных действий (программу) для решения задач расследования в сходных условиях. Такая программа не избавляет от необходимости составлять план расследования по делу, однако существенно облегчает этот процесс, ибо следователь уже располагает общей схемой предстоящих действий. Ему остается лишь конкретизировать схему.
Криминалистической тактике известны три общие типичные ситуации первоначального этапа расследования. Первая складывается, когда уголовное дело возбуждено по факту какого-то происшествия. Это может быть авария или катастрофа на транспорте, повлекшая тяжкие последствия, взрыв, пожар, обрушение здания или иного сооружения либо другое чрезвычайное происшествие14.