Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 16:47, курсовая работа
Актуальность темы работы обусловлена тем, что криминологическая обстановка последних лет показывает, что организованная преступность продолжает занимать лидирующие позиции в преступности и представляет серьезную угрозу нормальному функционированию общества и государства. Составляющие ее преступления в настоящее время совершаются высокоорганизованными преступными сообществами, сплотившими значительное число людей, профессионально подготовленных к преступной деятельности, часто хорошо вооруженных.
Оглавление
Введение 3
1. Уголовно-правовая характеристика ответственности за организацию преступного сообщества 6
1.1 Правовые начала ответственности за организацию преступного сообщества 6
1.2 Понятие организации преступного сообщества (преступной организации) 11
2. Актуальные проблемы правоприменительной практики ответственности за организацию преступного сообщества 20
2.1 Проблемы квалификации организации преступного сообщества (преступной организации) 20
2.2 Вопросы уголовной ответственности за организацию преступного сообщества (преступной организации) 27
Заключение 33
Список литературы 35
-
наличие у участников
-
наличие структурных признаков
сообщества, включающих его иерархичность,
организационно-управленческие
-
наличие организационно-
Таким образом, Постановление Пленума Верховного Суда "О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации)" раскрывает содержание ряда ключевых признаков организованного сообщества, которые позволят избежать ошибок в правоприменительной деятельности, связанных с критериями сплоченности организованного сообщества и систематичности его деятельности.
Федеральный
закон от 16 октября 2009 г. N 245-ФЗ "О
внесении изменений в Уголовный
кодекс Российской Федерации и в
статью 100 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации" кардинальным
образом изменил уголовно-
В новой редакции ч. 4 ст. 35 УК РФ гласит: "Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено структурированной организованной группой или объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды". Анализ изменений, внесенных в уголовно-правовые нормы о преступном сообществе (преступной организации), в целом позволяет констатировать их прогрессивный характер. Однако с точки зрения теории уголовного права и правоприменительной практики эти изменения вызывают ряд вопросов, требующих дальнейшей проработки.
Так, законодатель, обоснованно отказавшись от понятия "сплоченность" как определяющего признака преступного сообщества (преступной организации), ввел в данное понятие признак "структурированность" организованной группы. Следует отметить, что таким путем было легально закреплено мнение Пленума Верховного Суда РФ о том, что преступным сообществом (преступной организацией) могут признаваться либо структурно оформленная преступная группа, либо объединение организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп21.
Существующее на практике деление преступного сообщества (преступной организации) на "блоки", "бригады", "звенья" и т.п. не дает однозначного ответа об их уголовно-правовой природе. С одной стороны, эти структурные подразделения могут представлять собой установленные уголовным законом формы соучастия и одновременно рассматриваться в качестве группы лиц по предварительному сговору либо организованной группы (банды), с другой стороны, судебная практика в настоящее время четко не определяет структурные подразделения как формы соучастия.
В рамках анализа признаков структурного подразделения и форм соучастия отмечается важный момент, заключающийся в том, что различные "блоки", "бригады", "звенья" и т.п., будучи структурными подразделениями организованной формы соучастия - преступного сообщества (преступной организации), должны иметь общий признак "организованность". Другими словами, преступное сообщество (преступная организация) состоит из организованных "блоков", организованных "бригад", организованных "звеньев" и других организованных "структурных подразделений". Так как и "блоки", и "бригады", и "звенья" носят организованный характер и представляют собой группы из двух или более лиц, которые действуют в интересах и в соответствии с целями преступного сообщества (преступной организации), а также учитывая, что в основу преступного сообщества (преступной организации) заложены понятия организованной группы (организации) и объединения организованных групп, полагаем, что для правоприменительной практики в качестве структурных подразделений логично рассматривать исключительно организованные формы соучастия, а именно организованные группы22.
В связи с этим, на наш взгляд, структурированность организованной группы как признак преступного сообщества (преступной организации) соответствует объединению организованных групп, действующих под единым руководством, и представляется излишним указание данного признака в легальном определении преступного сообщества (преступной организации).
Еще один момент, касающийся введения в ч. 4 ст. 35 УК РФ признака структурированности организованной группы, предполагает автоматическое увеличение количественного состава участников преступного сообщества (преступной организации) с двух до четырех лиц, так как для признания структурированной организованной группы преступным сообществом (преступной организацией) требуется как минимум два структурных подразделения в количестве не менее двух лиц.
Наиболее
спорным в определении
До правоприменителя необходимо в публичном порядке довести информацию о структуре и основных характеристиках преступной иерархии. В каком виде это будет сделано? Путем издания примечания к ст. 210 УК РФ, путем разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и опубликованной судебной практики либо иным путем? В любом случае правоприменитель столкнется с необходимостью доказывания оценочного понятия - преступного статуса подозреваемого лица как лица, "имеющего влияние в преступном мире" либо "занимающего высшее положение в преступной иерархии".
В то же время следует обратить внимание, что подобная борьба с лицами, занимающими высшее положение в преступной иерархии, по идее законодателя, должна искоренить сами понятия "вор в законе", "авторитет" и т.д., заставить их отказаться от координации преступных действий и прекратить участие в собраниях организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп. Это позволит, по нашему мнению, применять в отношении их правила освобождения от уголовной ответственности, если в их действиях не будет содержаться иного состава преступления (примечание к ст. 210 УК РФ). Таким образом будут достигаться профилактические цели уголовного преследования.
В немалой степени этому будет способствовать и ужесточение наказания за совершение рассматриваемого состава преступления. И хотя у некоторых специалистов возникают вопросы относительно соразмерности преступления и наказания, в котором альтернативой выступает пожизненное лишение свободы, думается, что цель законодателя - создание последовательной уголовной политики в отношении лиц, выбравших профессиональную преступную карьеру, связанную с координацией преступной деятельности организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций). В таком случае мы не можем согласиться с мнением, что деятельность "воров в законе" не представляет высшей степени общественной опасности, так как не влечет за собой многочисленные человеческие жертвы, а факт воровской сходки не влечет за собой разрушительных общественно опасных последствий23.
Во-первых, не следует забывать, что преступное сообщество (преступная организация) создается с целью совершения тяжких или особо тяжких преступлений, в том числе против личности, общественной безопасности, государственной власти и т.д. Об особой общественной опасности деятельности преступных сообществ (преступных организаций), занимающихся убийствами, бандитизмом, похищениями людей, вымогательствами, сбытом наркотических средств и т.п., свидетельствуют приговоры судов различных регионов страны. К примеру, вряд ли будет подвергаться сомнениям, что координация незаконного оборота героина наряду с вовлечением несовершеннолетних в наркоманию влечет за собой, пусть и опосредованно, многочисленные человеческие жертвы и разрушительные общественно опасные последствия.
Во-вторых, по данным криминологов, преступные сообщества действуют практически во всех субъектах РФ. Около половины из них имеют общеуголовную направленность, продолжается процесс их консолидации и расширения сфер влияния24. Организованность деятельности преступных групп, высокая конспиративность, жесткая дисциплина и сращивание с коррумпированными должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления в большинстве случаев позволяют преступным сообществам (преступным организациям) решать поставленные задачи более оперативно и эффективно, чем правоохранительным органам25. Поэтому координационная деятельность организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп носит циничный характер определения единых преступных целей с полным пренебрежением к методам и средствам их достижения.
В-третьих, согласно ч. 1 ст. 57 УК РФ, пожизненное лишение свободы, кроме особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь, также устанавливается за совершение особо тяжких преступлений против общественной безопасности, к которым относится ч. 4 ст. 210 УК РФ. Это означает, что законодатель приравнивает преступления против общественной безопасности, за совершение которых может быть назначено пожизненное лишение свободы, к посягательствам на жизнь, поскольку и террористический акт (ч. 3 ст. 205 УК РФ), и организация преступного сообщества (преступной организации) (ч. 4 ст. 210 УК РФ) в большинстве случаев сопряжены с такими посягательствами.
И
наконец, возможность назначения пожизненного
лишения свободы наверняка будет способствовать
более широкому распространению "сделок
с правосудием", призванных обеспечить
эффективное противодействие уголовно-правовым
формам организованной преступности.
Организация преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210 УК). Особенность этого преступления состоит в том, что уголовная ответственность установлена за сам факт организации преступного сообщества (преступной организации) либо участия в нем независимо от того, были ли совершены какие-либо преступления.
Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается:
а) в создании преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (ч. 1 ст. 210 УК);
б) в руководстве таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями (ч. 1 ст. 210 УК);
в) в создании объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов или условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (ч. 1 ст. 210 УК);
г) в участии в преступном сообществе (преступной организации) либо в объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп (ч. 2 ст. 210 УК).
В части 4 ст. 35 УК преступное сообщество (преступная организация) определяется как сплоченная организованная группа (организация), созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединение организованных групп, созданных в тех же целях. Это наиболее сложная и опасная форма соучастия. Отличительными признаками преступного сообщества (преступной организации) являются организованность, сплоченность и указанная специальная цель деятельности. Преступное сообщество характеризуется значительно более сложной внутренней структурой, более высокой, чем организованная группа (ч. 3 ст. 35 УК), сплоченностью, прочностью связей между соучастниками, стабильностью состава, форм и методов деятельности, основанной на общности психологии, взглядов, намерений, целей, понятий социальных ценностей как всего сообщества, так и каждого соучастника и т.д.
Это может быть и одна организация, имеющая иерархическую, многоуровневую структуру, и союз таких относительно самостоятельных организаций, специально созданных или присоединенных в качестве структурных подразделений под единым руководством. Структурное подразделение преступного сообщества (преступной организации) может выполнять какие-то определенные функции, например исполнять спланированные преступления, легализовать преступные доходы, обеспечивать транспортом.
Информация о работе Особенности ответственности за организацию преступного сообщества