Объект преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Общественно опасные деяния совершают конкретные люди. Каждый случай совершения преступления имеет свои индивидуальные черты, в том числе относящиеся к характеристике лица, виновного в этом преступлении. Каждая личность обладает специфическими, только ей свойственными признаками, составляющими её индивидуальность. Все индивидуальные характеристики не могут найти отражение в теоретических и законодательных конструкциях составов преступлений. В теории уголовного права выбраны наиболее типичные свойства личности преступника, они нашли отражение в понятиях признаков субъекта и объекта преступления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА И СТЕПЕНИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ 2
ГЛАВА 2 ВИДЫ ОБЪЕКТОВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ. ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА 11
ГЛАВА 3. ПРЕДМЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЕГО СООТНОШЕНИЕ С ОБЪЕКТОМ 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Прикрепленные файлы: 1 файл

KURSOVAYa_ChEZGANOVA.docx

— 42.54 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Общественно опасные деяния совершают конкретные люди. Каждый случай совершения преступления имеет свои индивидуальные черты, в том числе относящиеся к характеристике лица, виновного в этом преступлении. Каждая личность обладает специфическими, только ей свойственными признаками, составляющими её индивидуальность. Все индивидуальные характеристики не могут найти отражение в теоретических и законодательных конструкциях составов преступлений. В теории уголовного права выбраны наиболее типичные свойства личности преступника, они нашли отражение в понятиях признаков субъекта и объекта преступления.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что проблема объекта преступления имеет в уголовном праве чрезвычайно большое значение. Установление объекта преступления дает возможность определить социальную и юридическую сущность преступления, обнаружить общественно опасные последствия, правильно решить вопросы о пределах действия уголовно-правовой нормы, о квалификации деяния и об отграничении его от смежных преступлений. Именно объект преступления положен в основу законодательной классификации преступлений в Особенной части УК. Будучи самостоятельным элементом состава преступления, объект вместе с тем в значительной мере влияет на содержание его иных объективных, а также субъективных признаков. Специфика объекта преступления лежит в основе различного характера общественной опасности деяния.

Теоретической целью написания данной курсовой работы рассмотрение объекта преступления в уголовном законодательстве РФ.

Для более детального закрепления поставленной цели были сформулированы следующие задачи: - анализирование объекта преступления и уголовно-правовой охраны; - изучение видов объектов преступления.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБЪЕКТА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА И СТЕПЕНИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОПАСНОСТИ

 

Объект преступления - это охраняемое уголовным законом общественные отношения, на которые направлено опасное деяние и которым причиняется вред либо создается реальная угроза причинения вреда.

Круг общественных отношений, охраняемых законом, динамичен. Он изменяется во времени в зависимости от того, какие новые отношения складываются в обществе в сфере политики, экономики и других социальных сферах. А далее определение объекта преступления зависит от того, какие новые общественные отношения нуждаются в защите уголовно-правовыми средствами.

Объект преступления нельзя смешивать с предметом уголовного права как отрасли права. Это - тоже общественные отношения. Однако возникают они в связи с совершением конкретного преступления между государством и лицом, совершившим это преступление. Это - уголовно-правовое отношение, которое является предметом непосредственного регулирования уголовного права.

Объект преступления нельзя смешивать с правовой нормой. Если мы обвиняем конкретное лицо в том, что но нарушило закон, то здесь имеется в виду то, что совершенное этим лицом деяние (действие или бездействие) противоречит конкретному закону. При этом самой уголовно-правовой норме ущерба не причиняется. А объекту преступления всегда причиняется вред либо создается угроза причинения вреда.

В действительности же непосредственным объектом преступления являются именно общественные отношения, т.е. преступление всегда направлено на изменение общественных отношений, а не посредством причинения вреда чему-то иному. Всякое преступление прямо, а не косвенно посягает на общественные отношения. В противном случае мы должны констатировать наличие какого-то иного объекта посягательства, не являющегося общественным отношением.

Объект преступления - это общественные отношения, поставленные под охрану уголовного закона, нарушением которых причиняется социально опасный вред. Объект преступления - это мишень, по которой бьет всякое преступление. Такой мишенью являются общественные отношения. Там, где нет посягательства на общественные отношения, где путем изменения общественных отношений не причиняется социальный вред, нет преступления.

Определяя объект преступления, необходимо разобраться в том, что составляет содержание общественного отношения. Теоретическое определение содержания общественного отношения, его внутренняя структура включают следующие составные элементы: 1) предмет, по поводу которого существует общественное отношение, 2) субъект отношения, 3) социальная связь как содержание общественного отношения, определяемая общественно значимой деятельностью.

В уголовно-правовой литературе отмечается, что определение субъектного состава общественного отношения дает возможность установить, какие именно общественные отношения выступают объектом преступления, объем этих отношений и, следовательно, границы действия самого уголовного закона.

Определяя субъект общественного отношения, следует учитывать, что при определенных условиях он может совпадать с субъектом преступления, например в должностных преступлениях, во многих хозяйственных преступлениях.

Определяя субъектный состав общественных отношений, являющихся объектом преступлений, следует учитывать, что субъектом любых отношений выступает прежде всего человек, который может находиться в неразрывной функциональной связи с деятельностью других субъектов отношений.

Социальная связь, как элемент общественного отношения определяет его содержание. Она характеризуется определенной деятельностью, которая осуществляется внутри самих общественных отношений, являясь основным связующим звеном между субъектом и предметом, либо субъектами.

При общетеоретическом определении объекта преступления учеными используется категория интереса.

Например, Б.С. Никифоров, определяя объект преступления как общественный интерес, против которого направлено преступление, считал, что интерес входит в структуру общественного отношения1. Аналогичную позицию занял Я. М. Брайнин, который писал, что в состав общественного отношения, наряду с другими элементами, входят охраняемые законом интересы субъектов общественных отношений2. Е.А. Фролов в структуру общественного отношения ввел интерес в качестве ядра3. Ю.А. Ляпунов считает, что интерес составляет содержание соответствующего отношения4.

Однако нельзя согласиться с теми авторами, которые, по существу, отождествляют интересы и общественные отношения, считая, что тесная связь между ними «дает основание назвать общественные отношения общественными интересами в действии»5, что общим объектом всех преступлений являются интересы народа, родовым - группа однородных либо по характеру, либо по принадлежности к определенному субъекту интересов, непосредственным - конкретный интерес, имеющий не менее конкретного своего носителя с его социально-индивидуальными признаками6.

Уточняя правовое значение категории интереса для определения преступления, необходимо четко ответить на вопрос, входит интерес как социальная категория в содержание общественных отношений, которые являются объектом уголовно-правовой охраны, или нет.

На этот вопрос следует отметить положительно и присоединиться концепции Я.М. Брайнина, который в состав понятия общественного отношения как объекта преступления вводил следующие основные элементы: субъекты общественного отношения, их действия или состояния по отношению друг к другу, охраняемые законом интересы субъектов общественных отношений и их материальное выражение в виде предметов, вещей или иных материальных ценностей.

Следовательно, в содержание общественного отношения как объекта преступления надо вводить следующие элементы: субъект и социальную связь, интересы субъектов, которые охраняются законом, а также предмет, если он совпадет с предметом преступления.

Известный русский дореволюционный юрист Н. С. Таганцев считал, что объектом преступления всегда является юридическая норма в реальном бытии. Определяя таким образом объект преступления, Н.C. Таганцев, тем не менее, возражал против признания объектом субъективного права, как это делал А. Фейербах.

Причинение вреда обладателю реального права, - писал Н. С. Таганцев, - составляют только средство, а не сущность преступления. Оно играет в уголовном праве роль второстепенную, так как сущность преступления составляет выраженная этим путем решимость воли нарушить требования государства о неприкосновенности юридического порядка, а поэтому и страдает от преступления всегда государство, как охранитель господства права. Исходя из этого, Н.С. Таганцев делал вывод, что, признавая объектом преступления реальные блага и интересы, мы не будем в состоянии разъяснить юридическую природу тех деяний, при которых уничтожение какого-либо блага не считается противозаконным.

Значение объекта определяется прежде всего тем, что это - один из элементов состава преступления. Следовательно, объект входит в основание уголовной ответственности. Это значит, что для привлечения лица к ответственности по конкретной статье Уголовного кодекса необходимо установить, на какой объект было направлено совершение преступления, какому объекту желало причинить вред своими действиями конкретное лицо и, в частности, какому именно объекту этот вред был причинен либо создавалась угроза причинения такого вреда.

Правильное определение объекта посягательства предоставляет возможность определить юридическую природу конкретного преступления. Если виновный, нападая на человека, желает лишить его жизни, - это преступление против личности. А если нападение преследует цель завладеть имуществом потерпевшего, то в таком случае по своей юридической природе совершаемое преступление относится к посягательствам на собственность. В этом - второе значение объекта преступления.

Далее, правильное определение объекта посягательства имеет значение в определенных случаях для ограничения сходных между собой преступлений и их правильной квалификации. Например, преступник жестоко избивает свою жертву. Через несколько дней потерпевшая скончалась. Для того, чтобы правильно квалифицировать содеянное, необходимо установить, на какой объект был направлен умысел виновного - жизнь или здоровье. В зависимости от решения этого вопроса преступление будет квалифицированно как убийство либо причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшей.

«Установление объекта преступного посягательства, - пишет В.Н. Кудрявцев, - служит как бы предварительной программой для выбора той группы смежных составов, среди которых нужно будет уже более тщательно искать необходимую норму».

И наконец, значение объекта в том, что он является одним из критериев ограничения преступлений от иных правонарушений. Для этого необходимо установить, охраняется ли конкретное общественное отношение уголовно-правовой нормой или нет. И если мы не найдем в Уголовном кодексе конкретную норму, охраняющую отношение, на которое направлено посягательство, то нельзя признать это посягательство преступлением. В таких случаях можно ставить вопрос о других видах юридической ответственности: гражданско-правовой, административной или дисциплинарной.

Непринятие во внимание специфики объекта посягательства, неправильное его установление приводят на практике к судебным ошибкам.

Приведем пример из практики:

«Военным судом гарнизона Лаптев, Исламов Н. и Исламов И. признаны виновными в хищении огнестрельного оружия по предварительному сговору группой лиц, его незаконном хранении, а Исламовы, кроме того, - в сбыте оружия и осуждены по ч. 2 ст. 218.1 и ч. 1 ст. 218 УК РСФСР; Исламов Н. осужден также по п. "а" ст. 260.1 УК РСФСР за халатное отношение к службе, повлекшее существенный вред.

Как указано в приговоре, Исламов Н., начальник складов, зная, что в пожарном водоеме, расположенном в запретной зоне поста по охране складов части, затоплены авиационные пушки, предложил своему брату Исламову И. и Лаптеву похитить их с целью продажи. Осуществляя задуманное, 9 октября 1993 г. они при помощи багра извлекли из водоема пять авиационных пушек, перевезли их в военный городок и спрятали в сарае. 16 октября 1993 г. Исламов Н. и Исламов И. передали пушки за обусловленную сумму гражданину Почечуеву, но вскоре были задержаны работниками милиции.

Военный суд округа приговор суда первой инстанции оставил без изменения.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ поставил в протесте вопрос о переквалификации преступных действий осужденных с ч. 2 ст. 218.1 на ч. 1 ст. 218 УК РСФСР.

Военная коллегия Верховного Суда РФ 30 января 1996 г. протест удовлетворила, указав следующее. Объектом преступления, предусмотренного ст. 218.1 УК РСФСР, являются общественная безопасность и собственность.

Поэтому уголовная ответственность за это преступление по смыслу закона наступает только в случаях противоправного завладения оружием как из государственных учреждений или иных предприятий или организаций, так и у отдельных граждан, владевших им правомерно либо незаконно.

По данному же делу установлено, что семь авиационных пушек, хранившихся на складе части, в мае 1990 года с разрешения вышестоящего командования были вывезены со склада и "уничтожены" путем их затопления в пожарном водоеме, расположенном в запретной зоне за территорией части и поста по охране склада, в восьми метрах от его внешнего ограждения.

Таким образом, войсковая часть добровольно отказалась от принадлежавшей ей собственности, выбросив пушки в водоем, расположенный как за пределами части, так и поста, чем создала угрозу общественной безопасности, поскольку завладеть пушками могли как посторонние лица, так и военнослужащие этой части, что фактически и произошло.

То обстоятельство, что водоем располагался в запретной зоне поста, еще не свидетельствовало о том, что войсковая часть продолжала владеть оружием, так как состав караула не знал о наличии в водоеме пушек, затопленных более трех лет назад, не принимал их под охрану, а значит, и не нес ответственности за их сохранность.

Следовательно, в действиях Лаптева, Исламовых отсутствует состав преступления - хищение огнестрельного оружия, однако учитывая, что они сознавали незаконность присвоения оружия указанным способом, содеянное ими в этой части является незаконным приобретением оружия и подлежит переквалификации с ч. 2 ст. 218.1 на ч. 1 ст. 218 УК РСФСР7.

Как видно из приведенного примера, ввиду неправильного установления объекта посягательства преступление против общественной безопасности было ошибочно квалифицировано как преступление против общественной безопасности и собственности.

Информация о работе Объект преступления