Об уголовной ответственности граждан, призванных на военные сборы, за совершение преступлений против военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:01, статья

Краткое описание

Научная статья, в которой освещаются спорные вопросы уголовной ответственности граждан, призванных на военные сборы

Прикрепленные файлы: 1 файл

Об уголовной ответственности граждан, призванных на военные сборы, за совершение преступлений против военной службы.doc

— 67.00 Кб (Скачать документ)

Учитывая, что указанная  категория посягает на установленный  порядок проведения военных сборов, предлагается распространить на них действие военно-уголовного законодательства, приравняв9, граждан, пребывающих в запасе, в период прохождения ими военных сборов, по уголовной ответственности к военнослужащим. В этой связи предлагается следующая редакция действующего законодательства:

Ч. 2 ст. 331 УК РФ представить  в следующей редакции: «граждане, пребывающие в запасе, в период прохождения ими военных сборов несут ответственность за совершение преступлений против военной службы по ст. Главы 33 УК РФ, за исключением ст.ст. 337, 338 - 343 УК РФ»;

В ч. 1 ст. 331 УК РФ исключить  слова: «… а также, гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения  ими военных сборов.»

Ввести в действие статью 337.1 «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы гражданином, пребывающим в запасе, в период прохождения военных сборов.

1. Самовольное оставление  места проведения сборов, а равно  неявка в срок к месту проведения  военных сборов гражданином, пребывающим  в запасе в период прохождения  военных сборов, продолжительностью свыше 10 суток, -

2. Уклонение от прохождения  военных сборов гражданином, пребывающим  в запасе в период прохождения  им военных сборов, путем симуляции  болезни, или причинения какого-либо  повреждения (членовредительства), или подлога документов, или иного обмана, -

… ».

1 Например, указ Президента Российской Федерации от 21 января 2011 г. № 72 "О призыве граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы в 2011 году". Так, по данным Министерства обороны РФ, в 2011 году на военные сборы в Центральном военном округе призвано около 1 тыс. граждан.

2 Калякин Д.В. Субъект воинского преступления: дис. … канд. юрид. наук. М., 1994. С. 69

3 Фатеев К.В. О военных сборах и правовом статусе граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения военных сборов // журнал «Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение» М., 2008. – № 8; Корнишин С.В. О некоторых вопросах распространения статуса военнослужащих на граждан, призванных на военные сборы // журнал «Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение» М., 1999. – № 11; Калякин Д.В. Субъект воинского преступления: дис. … канд. юрид. наук. М., 1994. С. 65 -97.

4 Фатеев К.В. О военных сборах и правовом статусе граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения военных сборов // журнал «Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение» М., 2008. – № 8.

5 По данному вопросу было опрошено 400 судей военных судов. С таким предложением согласилось 24, 5 % респондентов, при этом большинство из них (69%) посчитали, что необходимости приравнивания граждан, пребывающие в запасе, в период прохождения ими военных сборов, к субъекту преступлений против военной службы не имеется.

6 Фатеев К.В. О военных сборах и правовом статусе граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения военных сборов // журнал «Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение» М., 2008. – № 8.

7 Такого же мнения в рамках Закона об уголовной ответственности за воинские преступления придерживался Х.М. Ахметшин, полагавший, что дезертирство по своему характеру является преступлением, которое может быть совершено только военнослужащим, а не военнообязанным, лишь периодически призываемым на краткосрочные учебные или проверочные сборы. (Ахметшин Х.М. Квалификация воинских преступлений. Учебное пособие. М. 1977. С. 18.)

8 Фатеев К.В. О военных сборах и правовом статусе граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения военных сборов // журнал «Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение» М., 2008. – № 8.

9 А.А. Тер-Акопов, рассматривая институт лиц, приравненных по уголовной ответственности к субъекту воинских преступлений, закрепленный в ст. 237 УК РСФСР, отмечал ряд недостатков данной конструкции, вытекающих из того, что лица, приравненные по уголовной ответственности к субъектам воинских преступлений, посягают на установленный для них порядок прохождения службы, а не на установленный порядок прохождения военной службы. И в этой связи преступные деяния указанных лиц не могут признаваться воинскими преступлениями, и соответственно закрепляться в главе воинских преступлений.  Поэтому он предлагал внести изменение в название закона, устранив тем самым, существовавшую противоречивость. Наряду с недостатками такое уголовно-правовое регулирование имело и положительный аспект. Одна уголовно-правовая норма охраняла от преступных посягательств две самостоятельные системы отношений: воинские и иные, субъекты которых приравнивались к военнослужащим по уголовной ответственности. С точки зрения уголовно-правовых средств, такую законодательную технику А.А. Тер-Акопов признавал приемлемой, с чем вполне можно согласиться. В этой связи, мы полагаем, что действующее военно-уголовное законодательство могло бы воспринять подобную конструкцию для установления уголовной ответственности отдельных категорий лиц (например, граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими военных сборов), в том числе в условиях военного времени.


Информация о работе Об уголовной ответственности граждан, призванных на военные сборы, за совершение преступлений против военной службы