Необходимая оборона и крайняя необходимость как обстоятельства, исключающие преступность деяний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 10:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в исследовании ключевых вопросов необходимой обороны и крайней необходимости в современном уголовном праве.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть общую характеристику обстоятельств, исключающих преступность деяния;
- изучить понятие необходимой обороны и ее значение;
- расскрыть условия правомерности действий в состоянии крайней необходимости

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...5
1 Общая характеристика обстоятельств, исключающих преступность деяния…7
2 Необходимая оборона……………………………………………………………..9
2.1 Понятие необходимой обороны и ее значение………………………………...9
2.2 Условия правомерности необходимой обороны……………………………..11
3 Крайняя необходимость………………………………………………………....18
3.1 Понятие крайней необходимости……………………………………………..18
3.2 Условия правомерности действий в состоянии крайней необходимости….20
3.3 Необходимая оборона и крайняя необходимость: сходство и различие…...23
Заключение…………………………………………………………………………25
Список использованных источников и литературы……………………………..27

Прикрепленные файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 43.56 Кб (Скачать документ)
Закон (ч. 1 ст. 37 УК РФ) указывает на то, что посягательство должно быть общественно опасным. Признак общественной опасности посягательства означает, что совершаемые действия угрожают причинением серьезного вреда охраняемым уголовным законом интересам личности, общества, государства. Как правило, состояние необходимой обороны возникает при совершении всякого рода насильственных преступлений – деяний, сопряженных с открыто агрессивными действиями посягающего (т.е. нападениями), причиняющими физический или имущественный вред. Малозначительное посягательство не дает права на причинение вреда, поэтому, например, не является необходимой обороной причинение вреда лицу, пытающемуся украсть несколько яблок из чужого сада. Общественно опасное посягательство, дающее право на необходимую оборону, по своей внешней характеристике всегда похоже на какое- либо преступление, предусмотренное Особенной частью УК РФ. Следовательно, необходимая оборона вполне допустима при совершении таких преступлений, как убийство (ст.105 УК РФ) и его разновидности, предусмотренные другими статьями УК (например, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), причинение вреда здоровью, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, похищение человека, грабеж, разбой, вымогательство (сопряженное с насилием). Вполне допустима необходимая оборона и при таких посягательствах на имущественные интересы, как неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, уничтожение или повреждение имущества, а также при ряде посягательств на общественную безопасность (терроризм, бандитизм, захват заложника и др.)
Однако оно не всегда признается преступлением, например, в силу невменяемости посягающего или недостижения им возраста уголовной ответственности. При этом не имеет значения, осознавало ли обороняющееся лицо указанные причины, по которым исключается уголовная ответственность посягающего лица.
Исключается необходимая оборона при так называемой «провокации преступления», когда лицо намеренно (например, развязав драку) вызывает посягательство на него другого лица, с тем чтобы использовать это в качестве повода для причинения тому вреда. Содеянное в этом случае расценивается как умышленное причинение вреда потерпевшему, т.е. на общих основаниях. (БВС РФ. 2002.№6, С.10.)
Реальность посягательства составляет второе условие правомерности необходимой обороны. Реальность (действительность) посягательства означает, что оно происходит в объективной действительности, а не в воображении человека. В противном случае имеет место так называемая мнимая оборона, т.е. причинение вреда лицу при отсутствии с его стороны реального общественно опасного посягательства вследствие заблуждения обороняющегося. Такие случаи представляют собой разновидность фактической ошибки и разрешаются следующим образом. Если лицо не осознавало и по обстоятельствам дела не должно было или не могло осознавать ошибочность своего предположения о характере действий другого лица, то его действия рассматриваются как совершенные в состоянии необходимой обороны (приравниваются к ней). При этом причинение им вреда может быть признано:
1) Соответствующим характеру и опасности «нападения», т.е. правомерной необходимой обороной;
2) Превышением пределов необходимой обороны, влекущим уголовную ответственность, если примененные способы защиты были недопустимы в условиях соответствующего реального посягательства.
Если же в сложившейся обстановке обороняющееся лицо должно было и могло правильно оценить действия другого человека, то оно подлежит ответственности за причинение вреда по неосторожности.
Однако иной будет оценка причинения вреда в той ситуации, когда обстановка происходящего не давала лицу абсолютно никаких оснований считать чьи-то действия нападением, а оно действовало исключительно под влиянием самовнушения или страха. В этом случае ответственность для обороняющегося наступает на общих основаниях.
Наличность посягательства - третье условие правомерности необходимой обороны, которое характеризует своевременность акта обороны. Наличность посягательства определяет его пределы во времени: посягательство должно уже начаться (или непосредственная угроза его реального осуществления очевидна) и еще не завершиться.
Начавшимся считается такое посягательство, при котором охраняемые законом права и интересы нарушаются фактически, т.е. им уже причиняется вред действиями, образующими объективную сторону конкретного состава преступления. Однако состояние необходимой обороны, как указал Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 16.08.1984 г., возникает не только в самый момент общественно опасного посягательства, но и при наличии реальной угрозы нападения. Следовательно, начавшимся посягательством следует считать такие действия лица, которые еще не составляют покушения на преступление, но в то же время свидетельствуют о его реальной и неотвратимой угрозе в ближайшем будущем. Таково, например, устрашение путем демонстрации оружия, с помощью которого жизни или здоровью лица может быть причинен тяжкий вред.
Признание посягательства наличным в том случае, когда имеется реальная угроза нападения, полностью соответствует нравственным критериям оценки действий обороняющегося. Было бы откровенно несправедливым лишать человека права на необходимую оборону до того момента, пока посягающий не причинит фактического вреда тем или иным правоохранительным интересам. Если лицо будет вынуждено дожидаться фактического осуществления посягательства, то оно вообще может лишиться возможности пресечь действия посягающего.
Судебная практика признает, что состояние необходимой обороны может иметь место и в случаях, когда защита последовала непосредственно за оконченным посягательством, если по обстоятельствам дела для обороняющегося не был ясен момент окончания посягательства.
В качестве условий необходимой обороны, характеризующих действия обороняющегося по причинению вреда, выделяют следующие:
- защищать  можно только охраняемые уголовным  законом интересы;
- защита  осуществляется путем причинения  вреда посягающему;
- нельзя  допускать превышения пределов  необходимой обороны.
Защите подлежат только интересы, охраняемые законом, поэтому не является необходимой обороной причинение вреда, направленное на то, чтобы избежать законного задержания. Охраняемые законом интересы разнообразны: интересы личности, общества, государства. Путем причинения вреда посягающему можно защищать не только собственные интересы обороняющегося, но и интересы других лиц.
При необходимой обороне вред причиняется только посягающему, в ст.37 УК РФ прямо на это указано. Этот вред может состоять в ограничении свободы, нанесении материального ущерба, причинении вреда здоровью посягающего и даже лишении его жизни. При этом не имеет значения личность посягающего и характер его взаимоотношений с обороняющимся (например, близкий родственник, начальник, подчиненный, представитель власти). Иного способа защиты, сопряженного с причинением вреда не посягающему, а посторонним лицам (например, близким родственникам посягающего), закон не допускает. Следует иметь в виду, что при совершении посягательства группой лиц обороняющийся вправе применить к любому из нападающих такие меры защиты, которые определяются опасностью и характером действий всей группы (Сборник постановлений ПВС СССР и РСФСР по уголовным делам. М., 2000. С.191.). Поэтому, например, даже тем из участников вооруженного нападения, которые ведут себя относительно пассивно, обороняющийся вправе причинить самый серьезный вред.
Другое условие правомерности необходимой обороны, относящееся к защите, также указано в уголовном законе и характеризует соразмерность защиты характеру и опасности посягательства: необходимая оборона является правомерной только при том условии, если не было допущено превышения пределов ее применения. При отражении посягательства не требуется, чтобы вред, который причиняется нападающему, был равным или даже меньшим, чем предотвращенный. Вред, который причиняется посягающему, может быть и больше того вреда, который фактически причинен или мог быть причинен обороняющемуся. Не требуется также полного тождества между орудиями и средствами нападения и защиты. Однако в целом действия обороняющегося должны соответствовать характеру действий посягающего, т.е. защита не должна явно превышать пределов необходимости.
Согласно ч. 2 ст. 37 УК РФ превышением пределов необходимой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства. УК РФ предусматривает ответственность только за такое превышение пределов необходимой обороны, которое выразилось в причинении посягающему смерти или причинении тяжкого вреда его здоровью (ч.1 ст. 108, ч.1 ст. 114 УК РФ). Менее серьезный вред, причиненный при необходимой обороне посягающему, не рассматривается как общественно опасное деяние и не влечет уголовной ответственности.
Не образует превышения пределов необходимой обороны причинение любого вреда посягающему, если совершаемое им нападение было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.
Для вывода о правомерности причинения вреда или о наличии превышения пределов необходимой обороны следует сопоставить совокупность обстоятельств, относящихся к посягательству и действиям по защите от него: прежде всего, на какие интересы посягает виновный; характер и степень опасности, угрожающей обороняющемуся или другому лицу, подвергшемуся нападению; силы и возможности по отражению посягательства; количество посягавших и обороняющихся; наличие оружия и т.п.
Состояние душевного волнения, вызванное посягательством, а также внезапность нападения могут существенно повлиять на правильную оценку обороняющимся характера и опасности посягательства и помешать ему избрать соразмерные средства защиты. С учетом этого в ч. 2 ст.37 УК РФ сказано, что «не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения» (БВС РФ. 1992. №2. С.5-6.).
Таким образом, превышение пределов необходимой обороны могут образовывать только умышленные действия, которые явно не соответствуют характеру и опасности посягательства и причинили тяжкий вред здоровью посягающего или смерть.

 

3. Крайняя необходимость
3.1 Понятие крайней  необходимости

 

Понятие и правовая природа состояния крайней необходимости как обстоятельства, исключающего уголовную ответственность, определены в ст. 39 УК РФ.
Под крайней необходимостью понимается вынужденное причинение лицом вреда правоохраняемым интересам в целях устранения опасности, непосредственно угрожающей человеку, его правам и интересам, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другим путем. В соответствии со ст.39 УК РФ « не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости». Крайняя необходимость представляет собой столкновение двух правоохраняемых интересов, когда для спасения большего блага вынужденно жертвуют меньшим благом.
Чаще всего состояние крайней необходимости не порождает у лица обязанность действовать в целях устранения грозящей опасности, так как это может быть связано с риском для собственной жизни или здоровья. Поэтому, по общему правилу действия, направленные на предотвращение вреда правоохраняемым интересам, основаны на моральном долге человека. Лицо, оказавшееся в состоянии крайней необходимости, из двух зол выбирает меньшее и путем сознательного нарушения одного из интересов спасает другой, более важный по своему значению. Поэтому законодатель справедливо отнес причинение вреда в обстановке крайней необходимости к обстоятельствам, исключающим преступность деяния. Однако для некоторых категорий профессий (пожарных, врачей, сотрудников милиции и т.п.) действия в условиях крайней необходимости составляют служебный долг и, следовательно, являются правовой обязанностью.
Опасность причинения вреда правоохраняемым интересам (например, жизни, здоровью человека, его правам и свободам, собственности, безопасности общества и государства) может быть обусловлена самыми разнообразными причинами.
Угроза для жизни и здоровья людей или уничтожения имущества может возникнуть в результате действия стихийных сил природы. Точно так же выход из-под контроля человека ввиду неисправности или нарушения правил эксплуатации и использования различных источников повышенной опасности (отказ рулевого управления автомобиля, разрушение контейнера для хранения ядовитых веществ и др.) может потребовать для устранения грозящей опасности совершения действий, причиняющих вред правоохраняемым интересам третьих лиц (организаций).

Информация о работе Необходимая оборона и крайняя необходимость как обстоятельства, исключающие преступность деяний