Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:54, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении уголовной ответственности за преступления, связанные с банкротством.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи.
Задачи работы.
Раскрыть значение понятия банкротство.
Рассмотреть ложное банкротство и другие виды существующего банкротства.
Дать характеристику уголовно – правового состава ложного банкротства.
Найти отграничение ложного банкротства от смежных составов преступления.
Введение С.3-5
Основная часть
Глава 1. Ложное банкротство в системе преступлений против порядка осуществления экономической деятельности. С.6-13
Понятие банкротства.
Понятие ложного банкротства.
Глава 2. Характеристика уголовно-правового состава ложного банкротства.
С.14-21
Глава 3. Отграничение ложного банкротства от смежных составов преступлений. С.22-28
Заключение С.29-30
Список использованных источников С.31-32
На тему: «Ложное банкротство: уголовно-правовая характеристика и проблемы отграничения от смежных составов (ст.238 УК)»
По дисциплине Уголовное право
Гомель
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение С.3-5
Основная часть
Глава 1. Ложное банкротство в системе преступлений против порядка осуществления экономической деятельности. С.6-13
Глава 2. Характеристика уголовно-правового состава ложного банкротства.
С.14-21
Глава 3. Отграничение ложного банкротства от смежных составов преступлений. С.22-28
Заключение С.29-30
Список использованных источников С.31-32
ВВЕДЕНИЕ
Общественная опасность
Основной интерес заимодавца капитала, как известно, заключается в получении максимально возможного дохода с учетом желаемого срока помещения капитала и приемлемого участия в экономическом риске предприятия. Заимодавец капитала предлагает предпринимателю услугу, которая заключается в предоставлении предпринимателю ликвидных в настоящее время средств. Предприниматель предоставляет кредитору встречную услугу, обещая осуществлять в будущем (что связано с большой долей риска) оговоренные платежи. Подобная кооперация может быть успешной при условии равнозначности взаимных услуг партнеров. Согласованность интересов заимодавца и получателя капитала обеспечивается такими инструментами, или титулами финансирования, как акции, банковские кредиты, долговые обязательства.
Однако отношения и интересы заимодавца и получателя капитала
складываются и формируются не всегда по классической схеме. Например, когда заемщик предпринимает действия, противоречащие интересам кредитора. При этом заемщик заверяет заимодавца в заслуживающей доверия форме в том, что он не намерен причинить ему какой-либо ущерб.
Одними из наиболее масштабных по размерам причиненного кредитору
ущерба являются криминальные виды банкротств и в их числе – ложное
банкротство.
Казалось бы, понятие «ложное банкротство» интуитивно понятно и недолжно вызывать каких-то разночтений, тем более что оно содержит в себе ключевое слово, ключевой признак – ложь. Однако однозначного понимания нет
даже в среде специалистов и заинтересованных добросовестных участников сделки, то есть тех, кто потенциально в силу своих профессиональных
обязанностей должен противодействовать неправомерным действиям так называемых лжебанкротов.
В результате проведенных исследований с участием различных специалистов было выявлено ,что одна группа посчитала, что ложное банкротство – это такое явление, процесс, когда должник, не являясь фактически банкротом, пытается убедить своих кредиторов в обратном. При этом должник не ставит цель довести дело до суда. Его цель иная – ввести в заблуждение кредиторов, за счет чего получить рассрочку, отсрочку, скидку по долгам, а то и вовсе не уплачивать их. Инициатором выступает должник, а запускает «утку» либо сам должник, либо заинтересованный в отношении должника кредитор, либо просто заинтересованное в отношении должника лицо. Как вариант, для большей убедительности заинтересованный в отношении должника кредитор подает заявление в хозяйственный суд о банкротстве должника, демонстрируя тем самым серьезность ситуации.
Мнение второй группы отличается от первой как по поводу цели
имитации ситуации банкротства, нагнетания ажиотажа, так и потенциального инициатора. Вторая группа выразила мнение, что основной целью ложного банкротства является передел собственности. Инициаторами могут выступать как должник, так и кредитор. В результате имитации ситуации банкротства фирмы происходит понижение стоимости ее акций, которые затем по существенно более низкой цене скупаются инициатором либо подставной фирмой, заинтересованной в отношении инициатора. В итоге контрольный пакет акций переходит к другому лицу. Примеры подобного варианта передела собственности описаны даже в художественной литературе. В случае инициации ложного банкротства кредитором возможна и другая цель – победа в конкурентной борьбе с должником за выгодный заказ.
Третья группа придерживалась мнения, что под ложным банкротством следует понимать ситуацию, когда должник, преследуя уже названные цели – ввести в заблуждение кредиторов, за счет чего получить рассрочку, отсрочку, скидку по долгам, – или руководство должника, подкупленное кредитором, планирующим осуществить передел собственности, представляют в хозяйственный суд сфальсифицированные документы, подтверждающие факт банкротства организации. В последнем случае в заблуждение вводятся не только другие кредиторы, но и собственники организации.
И, наконец, четвертая, самая малочисленная группа, которую сформировали только студенты, а не слушатели, полагала, что под ложным банкротством понимается установленная в процессе судебного разбирательства ошибка должника в оценке ситуации, послужившая принятию решения о подаче в хозяйственный суд заявления должника о своем банкротстве. Отдельные представители данной группы считали, что к ситуации ложного банкротства следует отнести и случаи ошибок кредиторов в оценке финансового состояния должника, приведшие к подаче заявлений кредиторов о банкротстве должника. Данная группа исключала наличие злого умысла со стороны должника или кредитора применительно к ситуации ложного банкротства и соотносила его лишь с преднамеренным банкротством.
Актуальность темы исследования.
В соответствии со ст.13 Конституции Республики Беларусь в Беларуси государством гарантируются всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной экономической деятельности.
К сожалению, такая деятельность, осуществляется на свой риск, нередко заканчивается для юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельностью (банкротством). Банкротств в рыночной экономике не избежать. Их количество обычно возрастает в период экономических кризисов. Для урегулирования отношений между несостоятельным должником и его кредиторами существуют процедуры банкротства, осуществляемые в рамках правил, установленных государством, которые, в зависимости от объективных возможностей, способствуют либо восстановлению платежеспособности должника, либо, в рамках конкурсного производства - справедливому распределению его имущества между кредиторами.
Между тем , нормы законодательства о несостоятельности предоставляют недобросовестным должникам немало возможностей уйти от исполнения ими гражданско – правовых обязательств, так как неудовлетворенные по причине недостаточности имущества должника требования считаются погашенными. Совершение таких деяний наносит ущерб, приобретающий противоправный характер, не только кредиторам, но и контрагентам в ходе осуществления ими экономической деятельности. Поэтому законодатель, помимо гражданско – правовой, установил и уголовную ответственность за ряд противоправных деяний, допускаемых в процессе банкротства.
Цель работы.
Цель данной работы состоит в рассмотрении уголовной ответственности за преступления, связанные с банкротством.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи.
Задачи работы.
Объект исследования – уголовная ответственность за преступления, связанные с ложным банкротством.
Предметом исследования являются общественные отношения. связанные с рассмотрением уголовной ответственности за преступления, связанные с банкротством.
Основная часть
Глава 1. Ложное банкротство
в системе преступлений против порядка
осуществления экономической
1.1. Понятие банкротства.
Процесс банкротства способен затронуть любого гражданина, поскольку он может являться кредитором несостоятельного должника. Люди становятся чужими кредиторами по разным причинам, например, в качестве потерпевшего, которому было причинено повреждение здоровья в результате ДТП по вине водителя должника, в качестве работника должника, в качестве контрагента, с которым должник не расплатился.
Наряду с этим, многие предприниматели могут столкнуться с проблемой банкротства, выступая в противоположной ипостаси – не как кредиторы, а как должники. Тем более важно, что процесс банкротства должника может непосредственно затрагивать не только самого должника – индивидуального предпринимателя, но и должников – юридических лиц, а значит граждан, которые занимали руководящие посты в организации – должнике или выступали ее учредителями (участниками, акционерами)1.
Эффективный
режим несостоятельности
Исторические памятники славянского права, посвященные банкротству, содержали немало достижений, которые могли быть адаптированы и к современной коммерческой ситуации. С учетом значения института банкротства для современной экономики и перспектив ее развития каждому хозяйствующему субъекту, да и всем гражданам, полезно и необходимо знать историю, теорию и практику банкротства.
История института банкротства начинается с момента возникновения рыночных отношений. Становление рынка остро вызвало потребность устранить разрушительные для экономики последствия несостоятельности предпринимателей (ростовщиков, купцов, торговцев, банкиров, заводчиков, фермеров). И с первых же шагов активную роль здесь стало играть государство.
На первом
этапе вмешательство
Вместе с
тем встречались и «
Со временем произошло осознание, что кредитору, убившему должника, лучше от этого не становилось, невозвращенный долг не переставал быть таковым.
Постепенно законодательство качественно меняло свои установления, перенося акценты на имущественное обеспечение долга и его реальный возврат в натуре.
Памятники Древней Руси свидетельствуют, что уже в тот период существовала нормативно-правовая основа для признания должников банкротами. Был закреплен дифференцированный подход к оценке несостоятельности. Была знакома несчастная несостоятельность, возникшая не по вине должника, и вместе с тем вводились нормы о суровой каре за злонамеренную несостоятельность, когда должник скрывался от уплаты долгов «бегством в чужую землю». По возвращении он вместе с имуществом подлежал продаже с торгов, а вырученная сумма распределялась между кредиторами пропорционально их требованиям.
Деление несостоятельности на категории и установление характера вины должника свойственно исключительно русскому законодательству. В любом явлении идет попытка докопаться до сути причин, его порождающих, во имя справедливой оценки и воздаяния. Рациональный и деловой Запад такой черты в характере своих народов не имеет. Именно поэтому учет в законодательстве и анализ судом причин несостоятельности позволили бы предпринять наиболее действенные шаги к возрождению рентабельных, но испытывающих временные трудности предприятий, и наоборот, к открытию конкурсного производства в отношении безнадежных должников.
Любопытно, что уже в раннем законодательстве о несостоятельности вводилась очередность удовлетворения требований кредиторов. Первым по очереди был князь, за ним - иностранные и иногородние купцы, а последними – местные кредиторы.
В более позднем российском законодательстве, например, в Уложении Алексея Михайловича 1649 года, преимущество в очередности кредиторов отдавалось государственной казне и иностранным кредиторам.
В 1740 году появился кодифицированный законодательный акт - Банкротский устав, а в 1800 году - Устав о банкротах. По Уставу 1800 года банкротом считалось лицо, «не могущее сполна заплатить своих долгов». Вводилось три вида банкротства: от несчастья, от небрежности и пороков, от подлога. В отношении каждого из видов несостоятельности принимались различные меры воздействия. В любом случае банкрот не считался «бесчестным», если не было доказано его злостное намерение. Должник, ставший банкротом «от несчастья», освобождался от ответственности по всем своим долгам.