Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 17:05, контрольная работа
Криминология — учение о преступлении, если иметь в виду буквальный перевод слова. Crimen — преступление, logos — учение. Однако фактическое содержание науки криминологии гораздо сложнее и многоаспектное. Она изучает закономерности не только отдельных преступлений, но и преступности как массового преступного поведения, отвечая на вопросы: почему человек совершает преступление? Почему для решения своих проблем многие люди избирают преступный путь? Что делать в целях недопущения этого?
Введение…………….…..……………..…………………...………………..…3
1. Преступник и личность преступника……………………………………...4
2. Изучение социальных позиций, ролей и деятельности преступников…...7
3. Изучение потребностно - мотивационной сферы и
ценностно-нормативных характеристик сознания личности…………….…11
4. Классификация преступников………………….…………………………..16
Заключение…………………..…….…………….………………....………..…20
Список литературы…………………….……...………………….…..……….21
3)
деятельность оказывает на
Деятельность — это определенная система действий, система поведения. Она охватывает и материально-практические, и интеллектуально-духовные операции, т. е. и работу мысли.
При криминологическом анализе деятельности личности устанавливается следующее:
1)
представляет ли собой
2)
является ли преступное
3) в какой сфере деятельности совершаются преступления.
Криминологические
исследования указывают на то, что
в большинстве случаев
Анализ сфер деятельности, взаимодействий, в которых совершались преступления, сопровождается выяснением того, насколько распространены соответствующие типы взаимодействий, как часто они дают криминальный результат при участии в них лиц с теми или иными характеристиками. На этой основе может даваться прогноз развития преступности, а также формулируются рекомендации по предупреждению преступлений со стороны соответствующих лиц в данных условиях.
Изучение системы поступков личности и ее деятельности в целом помогает выявить определенные стереотипы поведения, ставшие для нее привычными способы реагирования на те или иные обстоятельства. Это объясняет преступное поведение людей в ситуациях, не привычных для личности, или когда она действует почти импульсивно.
3.
Изучение потребностно -
мотивационной сферы
и ценностно-нормативных
характеристик сознания
личности
Потребности — источник мыслительной и поведенческой активности человека, они отражают и его природные свойства (элементарные, или естественные, потребности: в пище, одежде, сне, определенной температуре существования и др.), хотя при этом бывают "социально окрашены", и чисто социальные характеристики, сформировавшиеся в обществе. В этой системе потребностей нельзя сбрасывать со счетов такие важные, которые часто проявляют себя в преступном поведении, как стремление к самоутверждению, проявлению своего "Я", познанию и творческой деятельности. Интересы, или эмоционально окрашенные потребности, в большей мере зависят от системы ценностных ориентаций личности, иных содержательных характеристик ее сознания.
Под
"мотивационной сферой личности"
понимается вся "совокупность ее мотивов,
которые формируются и
Выделяются следующие основные мотивы, лежащие в основе преступного поведения и преступности:
1) общественно-политические: устройство управления государством и обществом, участие в этом управлении, влияние на него и т. п.;
2)
социально-экономические: а)
3)
насильственно-эгоистическая (
4)
легкомысленно-
В преступном поведении и преступности указанные мотивы проявляются в различных сочетаниях. Отмечается своеобразие криминальной мотивации отдельных групп преступников (несовершеннолетних, женщин и т. д.) либо в разных типах ситуаций.
Ценностные ориентации — глубинные личностные характеристики, которые указывают на наиболее значимые для личности объекты. Обычно говорят об иерархии ценностных ориентаций, которая отражает определенное предпочтение личностью одних ценностей по сравнению с другими. Важное значение имеет также устойчивость ориентации, ее интенсивность.
У преступников в системе ценностных ориентаций высшие места занимают индивидуально либо кланово - эгоистические. Превыше всего в таких случаях бывает "личное материальное благополучие", "неограниченное проявление своего Я", создание для этого наиболее комфортных условий либо узко клановый, групповой "эгоистический" интерес.
Среди ориентаций - средств преступники в сравнении с контрольной группой гораздо чаще отдают приоритет не своим личным позитивным качествам (способностям, трудолюбию, целеустремленности и т.п.), а материальной поддержке, "нужным связям", любым средствам по формуле: "хочешь жить — умей вертеться". Отсюда — их инициатива в подкупе государственных служащих, экзаменаторов, использование вымогательства и т. д.
Криминологическое значение имеют и категории морали, нравственности, производные от них понятия "добро" и "зло", "порядочность и подлость", "верность и вероломство", "гуманность и жестокость", а также иные.
У преступников фиксируются: а) существенные пробелы в нравственном сознании, когда, например, формировавшийся в криминальной и аморальной среде подросток, действительно, не знаком с общественно одобряемой системой нравственных норм поведения и искренне полагает, что "того, кто не прав, надо бить и бить жестоко", "сам что-то не урвешь, о тебе не позаботятся" и т. д.; б) искажения, ведущие к нравственному конфликту с общепринятыми в обществе нормами морали, нормами морали разных групп, "двойной морали". Надо помнить о неоднородности морали в обществе, разделенном на социальные группы, сословия. И криминологически существенно в этом плане выявление взаимосвязей между преступностью и моралью разных социальных групп, слоев населения.
Во всех случаях при исследовании преступника возникает вопрос: почему личность с искаженными потребностями, интересами, ценностными ориентациями, нравственными представлениями не остановил закон, в том числе уголовный с его строгими санкциями. Ответ на этот вопрос требует анализа правосознания человека.
Правосознание многих преступников специфично, оно существенно отличается от правосознания лиц из контрольной группы.
Если говорить об отношении преступников к закону в целом, то преступники не занимают какой-то особой. Четко выраженной позиции. В принципе ими признается необходимость существования закона, осознается справедливость и гуманность многих охраняемых им положений. Но преступники реже, чем лица из контрольной группы, отмечают созидательную роль закона, его функцию социального регулятора, хуже (за исключением части государственных, должностных, экономических преступников) осведомлены о государственно-правовых принципах устройства общества, о социальной роли закона, нормах различных отраслей права. Мнение о значительно лучшем знании правонарушителями по сравнению с другими гражданами уголовного закона ошибочно: во-первых, до совершения первого преступления и его раскрытия их правовая осведомленность мало отличается от правовой осведомленности иных лиц; во-вторых, полученные ими до и после преступления знания случайны и бессистемны, резко ограничены личным опытом либо опытом тех, с кем эти лица находятся в контакте. Уголовный закон в данном случае не играет должную предупредительную роль именно в отношении особо нуждающихся в этом лиц.
Преступники гораздо большее значение, чем лица из контрольной труппы, придают сдерживающей роли санкций.
Осужденные отнюдь не всегда полагают, что предусмотренные законом санкции следует смягчать. Ведь наказываются и те деяния, от которых сами осужденные страдают. Но при этом различаются представления разных категорий осужденных о том, какие именно преступления следует строже или мягче карать. Специфичны правовые требования лиц, совершающих корыстные и насильственные преступления.
Правовые взгляды у многих рецидивистов, особенно долго находившихся в местах лишения свободы, бывают настолько искажены, что ими даже не осознается степень отличия собственных взглядов от общепринятых и отраженных в законах. В "естественности" соответствующих воззрений убеждает негативная и относительно замкнутая микросреда. Поэтому они не стесняются их демонстрировать даже в татуировках, отражающих такие суждения: "не скорбящий ни о чем, кроме своего тела и пайки хлеба", "сила, месть, беспощадность", "чти закон воров".
Преступники
в значительной мере воспроизводят
те взгляды, которые распространены в
общественной и. групповой психологии,
проявляются в общественном мнении. Но
у совершающих преступления лиц вероятность
претворения этих взглядов в преступное
поведение намного выше, чем у иных граждан,
в силу того, что соответствующие деформации
взглядов, установок, ориентаций в их среде:
а) более распространены; б) носят более
глубокий характер; перерастают в убеждения,
готовность к поведению в их направлении,
привычки поведения, достигают в некоторых
случаях такой степени выраженности, которую
вообще не приходится наблюдать в контрольной
группе; в) представляют собой комплекс
взаимосвязанных деформаций ценностных
ориентаций, нравственных, правовых, иных
взглядов и установок. Субъекты, обладающие
такими деформациями, чаще оказываются
в проблемных и конфликтных ситуациях,
возникающих при общении с себе подобными
либо с лицами, придерживающимися прямо
противоположных позиций, вытекающих
из морали общества и закона.
4.
Классификация преступников
Борьба с преступностью не может ориентироваться только на индивидуальную неповторимость каждого лица, но в то же время она должна учитывать неоднородность контингента преступников. Эта проблема решается путем классификации преступников: их группировки и типологии.
Под группировкой чаще всего понимается определенное распределение статистической совокупности на определенные группы, категории с использованием такого критерия, как статистическая распространенность одного или нескольких признаков. При этом изучается не личность в комплексе ее характеристик, а контингенты преступников. Выявляется статистическая распространенность среди них тех или иных признаков. Распространены группировки, основанные на: 1) демографических данных (пол, возраст и др.); 2) некоторых социально-экономических критериях: образование; род занятий; факт наличия или отсутствия постоянного местожительства и рода занятий (бомжи, вынужденные переселенцы, беженцы), др.; 3) гражданстве (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и подданные, лица без гражданства); 4) состоянии личности в момент совершения преступления. Значимы, во первых, факты опьянения, наркотического возбуждения, во-вторых, нахождение человека при совершении преступления в составе группы и какой именно, в-третьих, пребывание в местах лишения свободы и т. п.; 5) характере преступного поведения: умышленное или неосторожное; насильственное, имущественное (корыстное) и т. п.; первичное или повторное и т. д.