Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 16:42, реферат
Коренные экономические и социально-политические преобразования, проведенные в Российской Федерации в течение двух десятков последних лет, существенно сказались на состоянии, динамике и тенденциях криминогенной ситуации в стране. Сложившаяся в данной сфере ситуация – качественно новый феномен, как по структуре и масштабам преступных и иных противоправных проявлений, так и по степени их негативного влияния на жизнедеятельность общества, формирование и развитие экономических и политических институтов, структур гражданского общества, процессы реализации прав и свобод граждан. Содержание и детерминанты этого феномена подробно не изучены, механизмы предупреждения противоправных проявлений, карательного, воспитательного и постпенитенциарного воздействия на лиц, их совершивших, не разработаны.
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Средне-ВолжскиЙ (г. Саранск) филиал
Юридический факультет
Кафедра уголовного права и процесса
Реферат
по дисциплине: « Уголовное право. Особенная часть»
на тему: «Кража, совершенная из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода»
Автор реферата ______________ студент о/о 304 группы
Номкр зачетной книжки: 2007/140
Специальность 030501.65 «Юриспруденция»
Преподаватель
__________________
к.ю.н., доцент
САРАНСК
2010
Кража, совершенная из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода
Коренные экономические и социально-политические преобразования, проведенные в Российской Федерации в течение двух десятков последних лет, существенно сказались на состоянии, динамике и тенденциях криминогенной ситуации в стране. Сложившаяся в данной сфере ситуация – качественно новый феномен, как по структуре и масштабам преступных и иных противоправных проявлений, так и по степени их негативного влияния на жизнедеятельность общества, формирование и развитие экономических и политических институтов, структур гражданского общества, процессы реализации прав и свобод граждан. Содержание и детерминанты этого феномена подробно не изучены, механизмы предупреждения противоправных проявлений, карательного, воспитательного и постпенитенциарного воздействия на лиц, их совершивших, не разработаны.
Как отмечено в Концепции национальной безопасности Российской Федерации,1 серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, правоохранительной и иной областях государственной деятельности, привели к серьезной криминализации общественных отношений и ослаблению правового контроля за ситуацией в стране. В России в настоящее время преступность представляет серьезную угрозу национальной безопасности. Масштабы, динамика и распространенность криминального поведения среди различных слоев и социальных групп населения таковы, что имеются достаточные основания говорить о системном характере потенциальных угроз личности, обществу и государству, противостоянии государства и криминала.
Россия крайне заинтересована в выработке комплексной системы мер для эффективной защиты личности, общества и государства от преступных посягательств. Приоритетное значение в ней имеет формирование системы социальной профилактики. Эти меры должны быть направлены на защиту прав и свобод, личности, собственности.
Одним из важнейших секторов, составляющих экономику страны, является топливно-энергетический комплекс, от эффективной работы которого зависит нормальная деятельность многих отраслей экономики. В современных условиях принятие комплекса неотложных правовых, организационных, методических, материально-технических и иных мер предупреждения преступлений и иных правонарушений в топливно-энергетическом секторе экономики в целом, и на объектах нефтяной отрасли в особенности, является важнейшей составляющей обеспечения экономической безопасности России.
К числу опасных криминальных тенденций последних лет относится стабильный рост краж нефти и продуктов ее переработки путем несанкционированных врезок в нефтепроводы и нефтепродуктопроводы. В течение ряда лет эта разновидность краж из разряда редких преступлений трансформировалась в масштабную угрозу безопасности топливно-энергетического комплекса страны. По данным ГИАЦ МВД России, в 2006 году выявлено около 350 преступлений, связанных с хищениями в системе магистральных нефтепроводов. Наиболее криминогенными в этом плане являются Приволжский (220 преступлений) и Южный (65 преступления) федеральные округа.2 Обобщение данных, характеризующих данную сферу по материалам основных транспортирующих компаний ОАО «АК «Транснефть» и ОАО «АК «Транснефтепродукт» показывает, что за 2006 год выявлено около 1020 преступных посягательств на нефтепроводы и 160 на нефтепродуктопроводы, задержано 620 лиц за хищение нефти и нефтепродуктов из трубопроводов и 310 единиц автотранспорта с похищенным углеводородным сырьем.
Сказанное позволяет сделать вывод о том, что разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию применения мер уголовно-правового воздействия и мер профилактического характера по предупреждению и борьбе с преступлениями в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов представляет собой актуальную в теоретическом и практическом отношении проблему.
Нефтяная отрасль характеризуется повышенной криминогенностью. Хищения нефти и нефтепродуктов, совершаемые при их транспортировке, получили широкое распространение во многих регионах Российской Федерации и обладают устойчивой тенденцией к росту, обусловленной рядом объективных и субъективных факторов, что делает предупреждение данного вида правонарушений одним из приоритетных направлений всей правоохранительной деятельности государственных органов.
Ввиду высокого уровня латентности хищений на объектах нефтяной отрасли нефти и нефтепродуктов создается ложное впечатление об успешной деятельности правоохранительных органов по борьбе с данными и иными экономическими преступлениями. Одной из причин этого является то, что до настоящего времени отсутствуют четкие критерии оценки экономического эффекта от предупредительной деятельности. В этой связи, одним из перспективных направлений в оценке деятельности по предупреждению преступлений следует считать разработку межведомственного критерия оценки эффективности предупредительной деятельности, в том числе в сфере экономических преступлений, путем использования контрольных расчетов нефтегазовых и иных кампаний, участвующих в процессах транспортировки нефти и нефтепродуктов о достигнутом экономическом эффекте.
Ранее созданная в сфере противодействия преступности система контролирующих и превентивных институтов, в силу объективных и некоторых субъективных причин, либо частично распалась, либо оказалась малоэффективной и неадекватной реалиям рыночной экономики. Вместе с тем, в настоящее время подготовлены необходимые предпосылки по созданию новой системы профилактики, способной надежно и эффективно функционировать и в сфере оборота нефти и нефтепродуктов.
Предприятия, хозяйствующие в нефтяной отрасли, являются притягательным объектом для криминальных структур. Противоправные действия совершаются практически на всех технологических этапах от добычи до реализации энергоносителей. Интерес криминальных структур к установлению контроля над добычей, транспортировкой и переработкой нефти, прежде всего, объясняется высокой рентабельностью нефтяной отрасли. Надежность инвестиций и быстрота отдачи вложенных средств, постоянно растущий спрос на нефтепродукты, легкость сбыта этих продуктов делают сферу переработки нефти и поставок нефтепродуктов очень привлекательной для получения преступных доходов.
Как отметил Министр внутренних дел Российской Федерации Р.Г.Нургалиев, многочисленные факты незаконной разработки месторождений нефти, хищений бюджетных средств в нефтяной отрасли, нефти и нефтепродуктов свидетельствуют о масштабах проникновения криминалитета в главную бюджетообразующую сферу государства3.
Нефтяная отрасль объективно характеризуется повышенной криминогенностью. Экспертный опрос руководителей территориальных органов внутренних дел и их структурных подразделений показал, что 75% опрошенных характеризуют ситуацию с хищениями нефти и нефтепродуктов, сложившуюся в последнее время в нефтяной отрасли, как серьезную криминологическую угрозу. Основным видом преступного посягательства на нефть и нефтепродукты являются их хищения, совершаемые ненасильственными способами (путем кражи) при транспортировке различными видами транспорта, в первую очередь, трубопроводным транспортом. Большинство таких краж совершается с использованием особых технологических приспособлений (врезок), кустарно устанавливаемых на трубопроводы. Так называемые «врезки» в магистральные нефтепроводы нарушают технологическую безопасность, создают опасность, как для жизни самих похитителей, так и для жителей близлежащих населенных пунктов и окружающей среды. Масштабы и количество таких преступлений, к большому сожалению, ежегодно увеличиваются.
Отсутствие четких механизмов статистического учета преступлений, совершаемых в нефтяной отрасли, и критериев оценки отнесения тех или иных событий к преступлениям, в определенной степени способствует тому, что некоторые недобросовестные должностные лица правоохранительных органов используют названные недостатки для создания положительного имиджа этих органов в сфере борьбы с экономической преступностью.
Понятия «нефтепровод, нефтепродукте провод, газопровод», введенные в УК РФ Федеральным законом от 30 декабря 2006г. № 283-ФЗ, содержат все признаки «помещения» при совершении кражи.
Федеральным законом от 30 декабря 2006г. № 283-ФЗ4 в УК РФ введена ст. 215.3 предусматривающая ответственность за приведение в не годность нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов из корыстных или хулиганских побуждений. В связи с отсутствием практики применение данной нормы может вызвать различные толкования, в том числе в случае если предусмотренные в ней последствия наступили либо могли наступить в результате действий, направленных на совершение хищения газа, нефти либо продуктов ее переработки. Представляется, что при указанных обстоятельствах содеянное виновными следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 158 УК РФ и соответствующей частью ст. 215.3 УК РФ. Рассмотрим такой вид преступления, как кража из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода (п. «б» ч. 3 ст. 158 УК РФ).
Нефтяной комплекс является одним из важнейших секторов экономики России, основу которого составляет совокупность предприятий, осуществляющих геологоразведку, добычу, транспортировку и сбыт нефти, ее переработку и реализацию нефтепродуктов. Постоянный спрос на нефть, газ, нефтепродукты и легкость их сбыта делают нефтяной комплекс чрезвычайно привлекательным для хищения.
Анализ материалов судебно-следственной практики свидетельствует о том, что наиболее распространенными способами преступлений в сфере транспортировки и реализации нефти и нефтепродуктов являются хищение нефтепродуктов на железнодорожном транспорте при их транспортировке и кражи нефтепродуктов из цистерн на железнодорожном транспорте. Первый вид преступления совершается, как правило, с участием должностных лиц железной дороги по предварительному сговору с лицами, которые получают груз и в дальнейшем его реализуют. Реализация похищенных нефтепродуктов происходит через сеть бензозаправочных станций по заниженной цене, для собственных нужд или другим потребителям. При совершении кражи нефтепродуктов из цистерн на железнодорожном транспорте используются различные емкости и подручные средства (резиновые шланги, насосы для перекачки жидкости и т. д.). Наибольшую опасность представляют кражи нефти и нефтепродуктов из трубопроводов путем «врезки», т. е. присоединения к трубопроводу устройства для несанкционированного отбора нефтепродуктов. Такой способ хищения, с учетом высокого давления в трубопроводе, является небезопасным для преступников и наносит большой вред окружающей среде.
Уголовно-правовые особенности рассматриваемых составов преступлений имеют самостоятельное значение для квалификации. Их анализ помогает более глубоко уяснить конкретную обстановку совершения преступлений против собственности, что важно для назначения наказания и для установления факторов, способствующих их совершению.
Пример из практики Вологодского районного суда. Одно из первых дел после введения данного признака в УК РФ.
По два с половиной года лишения свободы условно получили двое жителей поселка Семёнково, которые самовольно подключились к системе газоснабжения, перекрытой ранее за долги. Вологодский районный суд признал Кутикова Н.В. и Кутикова Д.Н. виновными в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.3 ст. 158 УК РФ «Кража, совершенная из газопровода». Это первый в истории вологодских судов приговор, когда за хищение газа следует уголовная ответственность как за тяжкое преступление, с применением статьи 158 УК РФ.
В ходе следствия выяснилось, что весной 2006 года сотрудники ООО «Вологдарегионгаз» за долги отключили от газоснабжения квартиру Кутиковых. Газовая труба в квартире неплательщиков была перекрыта и опломбирована. Спустя год – в апреле 2007 года Кутиков Н.В. и Кутиков Д.Н. сорвали пломбу и самовольно подключились к системе газоснабжения, не оплатив предыдущую задолженность за потребленный газ. В период с апреля 2007 года по январь 2009 года Кутиковы похитили из газопровода природный газ, принадлежащий ООО «Вологдарегионгаз» общим объемом 1144 кубических метра, причинив ущерб на сумму 2041 рубль 52 копейки. Все это время они пользовались газовой плитой и автономным водонагревателем. На суде Кутиковы признали свою вину полностью. Суд признал Кутикова Николая Васильевича и Кутикова Дмитрия Николаевича виновными в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.3 ст. 158 УК РФ и назначил наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы без штрафа каждому. На основании ст.73 УК РФ наказание решено было считать условным с испытательным сроком 1 год каждому. Также суд постановил взыскать с Кутиковых в пользу ООО «Вологдарегионгаз» сумму материального ущерба. Приговор вступил в законную силу.
При уголовно-правовой квалификации хищений нефти и нефтепродуктов из трубопроводов размеры ущерба, причиненного преступлением, должны определяться не только с учетом стоимости похищенного, но и материальных затрат на устранение повреждения нефтепровода, а также финансовых потерь от наступивших экологических последствий и затрат на их устранение.
Значительные размеры ущерба, причиняемого кражами нефти и нефтепродуктов, а также степень и характер общественной опасности последствий, которые могут наступить в результате повреждения обычных и магистральных трубопроводов и газопроводов, требуют уголовно правовой регламентации. В этой связи представляется целесообразным внести в текст статьи 215.3 УК РФ изменения, изложив части вторую и третью в следующей редакции:
Информация о работе Кража, совершенная из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода