Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:55, контрольная работа
Цель работы – анализ ограничения свободы как вида уголовного наказания.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
изучить исполнение наказания в виде ограничения свободы как вид уголовного наказания;
выявить проблемы, возникающие при исполнении наказания в виде ограничения свободы;
рассмотреть практику применения ограничения свободы как вида уголовного наказания.
Введение 2
1. Общая характеристика исполнения наказания в виде ограничения свободы 3
2. Проблемы законодательного и практического характера 5
3. Оценка практики исполнения наказания в виде ограничения свободы за 2011 год. 10
4. Задача 13
Заключение 14
Список использованной литературы 15
За последние несколько лет в уголовно-исполнительной системе наметился курс на либерализацию и гуманизацию уголовного законодательства, что стало приоритетным в пенитенциарной политике государства. Все чаще назначаются наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества. Эффективное применение наказаний - альтернативных лишению свободы - в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, должно обеспечить снижение уровня криминализации общества, разобщение преступного сообщества, снижение численности лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере исполнения наказания в виде ограничения свободы.
Предметом исследования является ограничение свободы как вид уголовного наказания, не связанный с изоляцией осужденного от общества.
Цель работы – анализ ограничения свободы как вида уголовного наказания.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
Нормативную базу исследования составляют такие нормативно-правовые акты, как Уголовный Кодекс РФ, Уголовно-исполнительный Кодекс РФ и др.
В контрольной использованы работы Звонова А.В., Косныревой Т.А., Смирновой И.Н., Тепляшин П.
Ограничение свободы в ряду новых видов наказаний, не связанных с лишением свободы, занимает немаловажное место и длительное время было недостающим звеном в системе уголовных наказаний.
С января 2010 года уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России приступили к исполнению наказаний в виде ограничения свободы, что предусмотрено санкциями 116-ти статей Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ). Из них в качестве основного вида наказания в - 77 статьях, дополнительного - в 52. Всего в УК РФ предусмотрено 203 состава преступлений, за совершение которых возможно его применение.
Новый вид наказания определен Федеральным законом от 27.12.2009 №377-ФЗ1. С целью организации и обеспечения эффективного контроля за его исполнением в УОИНИО ФСИН России была создана группа организации исполнения наказания в виде ограничения свободы.
Суть данного
наказания заключается в
При этом суд может возложить на осужденного обязанность являться в уголовно-исполнительные инспекции на регистрацию от одного до четырех раз в месяц. Установление судом ограничений на изменение места жительства или пребывания без согласия инспекции, а также на выезд за пределы территории соответствующего муниципального образования является обязательным.
Ограничение свободы
может назначаться как в
В период отбывания наказания в виде ограничения свободы суд, по представлению уголовно-исполнительной инспекции, может частично отменить либо дополнить ранее установленные ограничения.
В случае злостного уклонения осужденного от отбывания наказания в виде ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида, суд может заменить неотбытую часть наказания лишением свободы из расчета один день лишения свободы за два дня ограничения свободы.
За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду и (или) учебе уголовно-исполнительная инспекция может применять к осужденным следующие меры поощрения: благодарность, досрочное снятие ранее наложенного взыскания, разрешение на проведение выходных и праздничных дней за пределами территории соответствующего муниципального образования, разрешение на проведение отпуска с выездом за пределы территории соответствующего муниципального образования.
Содержание уголовного наказания в виде ограничения свободы претерпело существенные изменения в связи с введением в действие с 1 января 2010 г. ФЗ от 27 декабря 2009 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы». Вместе с тем новое регулирование ограничения свободы вызывает нарекания как с точки зрения законодательной идеи, так и практики применения этого наказания.
В частности, в содержании этого уголовного наказания сложно разглядеть исправительный эффект. Новая редакция ч. 1 ст. 53 УК предусматривает комплекс ограничений («не уходить...», «не посещать...», «не выезжать...», «не участвовать...», «не изменить место жительства...»), по существу являющихся запретами, применение которых направлено на предупреждение совершения новых преступлений осужденными к ограничению свободы, но не на их исправление. Применение при исполнении ограничения свободы электронного мониторинга (технических средств надзора и контроля) также не более чем техническая мера безопасности, направленная на контроль за поведением осуждённого, а не на коррекцию нравственных свойств личности. Ведь основная исправительная направленность режима ограничения свободы должна быть нацелена на ликвидацию тех свойств, которые непосредственно привели к совершению общественно опасного деяния. Однако в практике исполнения наказания это не всегда учитывается3.
В определённой степени средством исправления осуждённых к ограничению свободы выступает воспитательная работа, которую, согласно ч. 1 ст. 54 УИК, уголовно-исполнительные инспекции могут проводить с осуждённым. Однако законодатель не предусмотрел по отношению к лицам, отбывающим ограничение свободы, таких средств исправления, закреплённых в ч. 2 ст. 9 УИК, как общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Предполагается, что эти средства исправления либо уже до назначения наказания были «вплетены» в некоторые формы социальной деятельности осуждённого (например, учёба), либо лишь частично проявились в его профессиональной трудовой деятельности. Более того, в ч. 1 ст. 53 УК закреплён запрет на изменение места работы или учёбы без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осуждёнными наказания в виде ограничения свободы. В связи с этим можно спрогнозировать нежелание работодателя или администрации учебного заведения брать на работу или учёбу таких осуждённых, уволить или отчислить которых можно будет только с согласия уголовно-исполнительной инспекции. Следовательно, ограничение свободы оказалось значительно «обездоленным» в средствах исправительного воздействия на осуждённого.
Вызывает возражение законодательно закреплённая возможность назначения ограничения свободы в качестве дополнительного вида наказания. Так УК предусматривает назначение ограничения свободы на срок от шести месяцев до двух лет в качестве дополнительного вида наказания к лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК4. Вместе с тем проблемы постпенитенциарной адаптации, высокая вероятность потери социально полезных связей, сложности в трудоустройстве не совместимы с дополнительными ограничениями, которые несёт в себе ограничение свободы. Как представляется, применение рассматриваемого наказания после освобождения из мест лишения свободы будет связано с нежелательной стигматизацией освобождённого, способной привести к нежелательным психическим процессам, связанным с формированием подозрительности, негативизма, агрессивности.
Применение уголовного наказания в виде ограничения свободы в отношении лиц, освобождённых из исправительного учреждения, не гармонирует с задачами их ресоциализации и фактически препятствует её процессу, поскольку, в соответствии с замыслом законодателя, доминирующее назначение ограничения свободы как дополнительного наказания -это не возобновление социализации осуждённого, а карательно-исправительное воздействие на те негативные свойства личности, которые не могут быть исправлены (откорректированы) в период лишения свободы.
Исполнение наказания в виде ограничения свободы после освобождения лица из мест лишения свободы будет нецелесообразно, поскольку либо создаст объективные трудности в социальной адаптации (например, значительно затруднит поиск работы, трудоустройство, включая работу вахтовым методом или в ночное время суток), либо автоматически превратит освобождённое лицо в злостного нарушителя порядка отбывания ограничения свободы с последующим осуждением по ч. 1 ст. 314 УК. Более того, суд по объективным причинам не может предвидеть, какой именно характер и перечень ограничений должен быть предусмотрен в отношении лица, которым оно будет подвергнуто через достаточно длительный период времени (например, через 12 лет лишения свободы при отбытии наказания за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 162 УК). Ограничения в подобных случаях будут носить предельно абстрактный характер без учёта тех возможных изменений, которые произойдут в личностной сфере осуждённого и среди его социального окружения5.
Законодательно
Предположим, подсудимый был осуждён к лишению свободы условно и ограничению свободы в качестве дополнительного наказания. При этом - не изменять место жительства и не выезжать за пределы территории без согласия уголовно-исполнительной инспекции одновременно было обязаностью и ограничением применительно как к условному осуждению, так и к ограничению свободы. Остаётся непонятным, какой исправительный и предупредительный эффект у назначения одновременно двух мер уголовно-правового характера. Ведь ограничения, закрепленные в приговоре, могли быть изложены в качестве обязанностей при условном осуждении. При этом процедура фиксации злостного уклонения лица от обязанностей и ограничений, наложенных в рамках различных мер уголовно-правового характера, и сами последствия такого уклонения будут обладать разнопорядковым характером, что создаст путаницу и даже конкуренцию в применении соответствующих норм уголовно-исполнительного законодательства. Например, выезжая за пределы территории проживания без согласия уголовно-исполнительной инспекции, осуждённый одновременно нарушит и обязанность и ограничение, за которые он должен быть предупреждён. Однако в случае повторного нарушения этих предписаний в соответствии с требованиями об ответственности условно осуждённых, предусмотренными ст. 190 УИК, в отношении осуждённого может быть подготовлено представление о продлении испытательного срока либо об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда. В соответствии же с требованиями ст. 58 УИК об ответственности осуждённых к ограничению свободы в отношении осуждённого должно быть подготовлено официальное предостережение о недопустимости нарушения установленных судом ограничений. Лишь после последующего нарушения порядка отбывания ограничения свободы и уже вынесенного официального предостережения о недопустимости нарушения установленных судом ограничений уголовно-исполнительная инспекция может подготовить представление в суд о факте злостного нарушения порядка отбывания наказания и необходимости привлечения осуждённого к ответственности по ч. 1 ст. 314 УК6.
В рамках оптимизации уголовного преследования в зависимости от общественной опасности деяния и личности правонарушителя и минимизации негативных последствий лишения человека свободы происходит расширение сферы применения и введения новых видов наказания, не связанных с изоляцией от общества.
Так, Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ введены в действие положения УК РФ и УИК РФ о наказании в виде ограничения свободы.
Информация о работе Исполнение наказания в виде ограничения свободы