Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:35, курсовая работа
Цель курсовой работы - дать полное и развёрнутое представление о таком виде преступления как геноцид, дать уголовно-правовую характеристику геноцида как преступления против безопасности человечества.
А.Я. Сухарев считает, что по классификации, даваемой в Уставе Нюрнбергского трибунала, геноцид ближе всего стоит к преступлениям против человечности, однако отличается от них масштабом репрессий против определенных групп населения и ярко выраженными целями. В определенной степени он близок и к военным преступлениям, так как его совершение может совпадать со временем ведения военных действий, но отличается от них также по цели (направлен на физическое уничтожение именно отдельных расовых, национальных и религиозных групп) и, кроме того, может совершаться и в мирное время (например, геноцид осуществляемый в Камбодже). Именно по этой причине Уставы трибуналов для Югославии и Руанды и Статут Международного уголовного суда выделили геноцид из военных преступлений и преступлений против человечности в самостоятельное международное преступление9.
Квалифицирующим признаком преступления геноцида является намерение, как важный аспект данного состава преступления. Намерение должно заключаться в уничтожении группы лиц, которые принадлежат к той и иной конкретной группе, а запрещенное деяние должно быть совершено против лица в силу его принадлежности к конкретной группе и в качестве одного из последовательных шагов достижения общей цели уничтожения этой группы. Принадлежность лица к данной группе, а не его личность представляет собой решающий критерий определения непосредственных жертв преступлений геноцида. Данная группа как таковая является конечным объектом или намеченной жертвой ряда преступного массового поведения. Ю.В. Грачева и Л.Д. Ермакова отмечают, что главная черта геноцида, по мнению Н. Робинсона, заключается в его объекте и умысел преступления должен быть направлен на уничтожение группы. Группа, состоит из индивидов, и поэтому, строго говоря, деяние по ее уничтожению должно быть направлено против индивидов. Но эти индивиды важны не per se, а лишь как члены группы, к которой они принадлежат10. Предпринятые действия против конкретных членов группы представляют собой средства, которые были использованы для достижения преступной конечной цели в отношении конкретной группы.
Намерение должно
заключаться в уничтожении
Намерение должно
заключаться в уничтожении
Основным непосредственным объектом геноцида надо признать только безопасность человечества, так как юридически допускается совершение этого преступления и в мирное время, и во внутригосударственной политике.
Объектом такого исследования являются общественные отношения и интересы, связанных с установлением и возможностью реализации уголовной ответственности за совершение актов геноцида.
Говоря об объекте преступления в праве, подразумевается общественные отношение, урегулированные действующим законодательством, на которые посягает преступление.
Наука уголовного права выделяет общий, родовой и непосредственный объекты. Общий объект - это объект, характерный для всех видов преступления, то есть вся совокупность общественных отношений, охраняемых уголовным законом. Родовой - объект общий для отдельных групп преступлений. Так родовым объектом преступлений против мира и безопасности человечества являются общественные отношения, складывающиеся в результате соблюдения норм международного права. Непосредственный объект - это тоже совокупность общественных отношений, но по сравнению с родовым, в еще более узком объеме. Соответственно, непосредственным объектом геноцида являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизни национальных, этнических, расовых и религиозных групп. Так представляет виды объектов преступления геноцида теория уголовного права.
К объективной стороне геноцида относят действия, перечисленные в пунктах а - е статьи II Конвенции о геноциде:
Действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу, как таковую:
a. убийство членов такой группы;
b. причинение серьезных
телесных повреждений или
c. предумышленное создание
для какой-либо группы таких
жизненных условий, которые
d. меры, рассчитанные
на предотвращение
e. насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую.
Объективную сторону геноцида составляют деяния не только против жизни (п. а, с), но и против здоровья (п. b), семьи (п. e), что следует из самой Конвенции. Иными словами, некоторые из преступлений против личности.
Субъект преступления геноцида - одна из самых острых и спорных тем в теории международного права на сегодняшний день.
Согласно статье IV Конвенции о предупреждении преступления геноцида: "Лица, совершающие геноцид или какие-либо другие из перечисленных в статье III деяний, подлежат наказанию, независимо от того, являются ли они ответственными по конституции правителями, должностными или частными лицами". Из приведенной статьи видно, что Конвенция к субъектам преступления геноцида относит исключительно физических лиц13.
Статья IV употребляет
термин "наказание", что, видимо, и
трактуется международниками как элемент
исключительно уголовной
Субъект преступления непосредственно
связан с уголовной ответственностью.
Эта связь выражается в том, что
ответственность наступает
Субъективная сторона состава выражается в умышленной форме вины в виде прямого умысла. Универсальным требованием к квалификации геноцида является установление особой цели действий виновного - стремления уничтожить полностью или частично демографическую группу. В данном случае цель совершения преступления становится обязательным субъективным признаком его состава. Законодательное определение обязательной цели при совершении геноцида предполагает, что все его проявления могут быть совершены только с прямым умыслом. По наличию указанной цели акт геноцида отграничивается от преступлений против жизни и здоровья, совершенных по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды14.
Конвенция к субъективной стороне геноцида относит вину в форме умысла (намерения): "Под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу, как таковую" (ст. II) 15.
Намерение отвечает на вопрос: "сознательно, с умыслом или бессознательно, без умысла совершено действие", "хотело ли данное лицо наступления определенных последствий или они наступили помимо его воли". Иными словами, намерение в составе преступления заключается в сознательном стремлении исполнителя к достижению поставленной цели противоправными действиями. Мотив же отвечает на вопрос: чем, какими соображениями руководствовался тот, кто совершил действия, предусмотренные составом преступления.
Основным принципом
права международной ответствен
Вопрос ответственности государства за геноцид (также как и за другие международные преступления) вызывает много разногласий, которые сводятся, по сути к формам ответственности государства за геноцид и к конкретному перечню мер.
В доктрине международного права выделяют 4 формы ответственности государства за геноцид:
• уголовную,
• материальную,
• политическую,
• моральную,
которые я бы классифицировала точнее как: юридическую (уголовная и материальная), политическую и моральную.
В Плане Международного уголовного кодекса, румынский юрист-международник Веспасиан Пелла к уголовным санкциям против государств относил дипломатические санкции (предупреждение, разрыв дипломатических и консульских отношений и т. д.); юридические санкции (наложение секвестра на имущество граждан государства и др.); экономические санкции (блокада, эмбарго и т. д.); другие санкции (порицание, штраф, лишение права представительства в международной организации на определенное время, лишение мандата на управление подопечной территорией, полная или частичная оккупация территории государства, лишение независимости) 17.
Идея уголовной ответственности государств за геноцид (как и за другие международные преступления) как средство предупреждения преступления присутствует только у одного автора - В. Пелла. Тогда как остальные авторы исходят из задачи - не оставить безнаказанным государство.
Иерархия целей любой ответственности, на мой взгляд, должна быть следующей: восстановление нарушенного права, предупреждение совершения нового преступления, и лишь потом кара (в случае если мы говорим об уголовном наказании).
Проект статей об ответственности государств в Части второй, которая называется "Содержание международной ответственности государств", говорит о такой форме восстановления нарушенного права как "возмещение".
Статья 31:
1) Ответственное государство
обязано предоставить полное
возмещение за ущерб,
2) Ущербом является любой вред, материальный или моральный, нанесенный в результате международно-противоправного деяния государства.
Согласно статье 35: "Полное возмещение ущерба, причиненного в результате международно-противоправного деяния, принимает форму реституции, компенсации и сатисфакции, либо в одной из указанных форм, либо в их сочетании".
Две из указанных форм - реституцию и компенсацию - принято относить к материальной ответственности государства за геноцид.
Юридический смысл материальной ответственности за геноцид заключается в том, что насильственным лишением средств к существованию (орудий труда, движимого и недвижимого имущества, включая землю, жилище и др.) создаются условия для разрушения человеческой группы, что является частью объективной стороны преступления геноцида (ст. 2 п. "с" Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказание за него 1948 года).
Обеспечение реституции, согласно статье 36 Проекта статей об ответственности государств, является обязанностью государства, ответственного за международно-противоправное деяние. Реституция представляет собой "восстановление положения, которое существовало до совершения противоправного деяния, в том случае, когда - и в том объеме, в каком - реституция:
a) не является материально невозможной;
b) не создаст явно
не пропорциональное бремя по
сравнению с выгодой от
Статья 37. Компенсация.
1) Государство, ответственное
за международно-
2) Компенсация охватывает любой оценимый с финансовой точки зрения ущерб, включая упущенную выгоду, если таковая установлена.
Статья 39 предусматривает также и выплату процента:
1) При необходимости
в целях обеспечения полного
возмещения с любой основной
суммы, подлежащей выплате
2) Проценты начисляются с той даты, когда должна была быть выплачена основная сумма, до даты выполнения обязательства по выплате.
Глава II Части Второй Проекта статей об ответственности государств содержит также статью о сатисфакции, то есть о той форме возмещения, которую принято относить к форме моральной ответственности государства, поскольку сатисфакция не связана ни с материальным возмещением, ни, как утверждают некоторые международники, с политической ответственностью.
Статья 38. Сатисфакция:
1. Государство, ответственное за международно-противоправное деяние, обязано предоставить сатисфакцию за ущерб, причиненный таким деянием, если этот ущерб не был возмещен путем реституции или компенсации.
2. Сатисфакция может представлять собой признание нарушения, выражение сожаления, официальное извинение или иное надлежащее действие.
3. Сатисфакция не должна
быть несоразмерна ущербу и
не может принимать форму,
Санкции, применяемые ООН следует отнести к формам политической ответственности, поскольку Совет Безопасности является политическим органом ООН, на который возложена функция поддержания мира и безопасности. Таким образом, политическая ответственность государства за геноцид будет выражаться:
1. В обязанности прекращения и неповторения международно-противоправного деяния (статья 31 Проекта статей об ответственности государств);
Информация о работе Геноцид-уголовно-правовая характеристика