Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 13:36, курсовая работа
Целью представленной курсовой работы является изучение бандитизма, проблемы его квалификации.
Поставленная цель предполагает решение следующих основных задач:
Изучение характеристики бандитизма по действующему уголовному законодательству.
Выявление бандитизма и смежных составов преступлений.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Характеристика бандитизма по действующему уголовному законодательству……………………………………………………………….…5
1.1. Определение бандитизма в УК РФ…………………………………5
1.2. Субъект и субъективная сторона преступления…………………....10
Глава 2. Бандитизм и смежные составы преступлений………………...14
2.1. Разграничение бандитизма и разбоя………………………………...14
2.2. Организация преступного сообщества……………………………...18
Глава 3. Превентивные меры по регулированию бандитизма…………22
3.1. Профилактика бандитизма…………………………………………..22
3.2. Меры борьбы с бандитизмом………………………………………..25
Заключение………………………………………………………………..30
Список использованной литературы…
Участие (ч. 2 ст. 210 УК) предполагает вхождение в состав преступного сообщества и выполнение действий, ради которых оно создано. К числу участников относятся непосредственные исполнители преступных акций, а также лица, выполняющие вспомогательные функции. В эту категорию закон включает и тех, кто участвует в деятельности объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп, выполняя отдельные поручения либо функции обеспечения материалами, документами, и иные вспомогательные действия.
Субъективная сторона преступления заключается в прямом умысле: виновный сознает, что он создает, руководит или участвует в преступном сообществе, созданном для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, и желает этого.20
Субъектом данного преступления могут быть любые физические вменяемые лица, достигшие на момент совершения преступления возраста 16 лет. По ч. 3 ст. 210 УК субъектами преступления могут быть должностные лица, либо представители власти, использующие в преступных целях свое служебное положение.
Растет количество организованных вооруженных группировок. Почти обычными стали факты столкновения между ними для установления сфер влияния.
Возросла дерзость совершаемых организованными группировками преступлений. Это способствует и активизации бандитизма.
Проанализировав собранные материалы, Пленум Верховного Суда РФ 17 января 1997 г. принял постановление «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм», учитывающее существенные изменения закона как в самой статье 209, так и в ряде статей Общей части Уголовного кодекса. Соответственно постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г. N 9 «О судебной практике по делам о бандитизме» признано утратившим силу.
В первом абзаце п.1 нового постановления Пленума сохранилась запись об особой общественной опасности бандитизма, так как это действительно особо опасное преступление, представляющее реальную угрозу и для граждан, и для государственных, коммерческих и других организаций.
В п. 2 дается понятие «вооруженная банда», которую следует рассматривать как организованную устойчивую группу из двух и более человек, заранее объединившихся для совершения нападений на граждан или организации.
Здесь появилась дополнительная характеристика нападения (хотя бы одного, но для совершения которого создана банда) - «требующего тщательной подготовки».
Глава 3. Превентивные меры по регулированию бандитизма
3.1. Профилактика бандитизма
Расследование и раскрытие преступлений, привлечение виновных к уголовное ответственности не исчерпывают обязанностей органов предварительного следствия. Закон возлагает на них и специальные обязанности по предупреждению криминала. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации требует от органа дознания и предварительного следствия, а также при производстве судебного разбирательства по уголовному делу выявлять причины и условия, способствовавшие преступлению. Установив их, органы дознания, следователь, прокурор, суд обязаны принять специальные меры к их устранению с тем, чтобы тем самым предупредить совершение аналогичных или иных преступлений.
Однако сказанным не исчерпывается содержание профилактической деятельности следователя. Выявление причин и условий совершения преступных посягательств, играя само по себе предупредительную роль, в то же время служит основой для других превентивных мер следователя. К их числу можно отнести следующие:21 обнаружение и раскрытие совершенных преступлений. Таким путем не только пресекается преступная деятельность конкретных лиц, что имеет важное предупредительное значение, но и обеспечивается неотвратимость наказания, превентивная роль которого несомненна; устранение выявленных причин и условий, способствовавших преступлениям конкретного вида, рода или совершенных определенным способом, при определенных обстоятельствах и т. п.; меры воспитывающего и предостерегающего характера; обще профилактические меры, в том числе использование возможностей средств массовой информации, трудовых коллективов, родовых и национальных традиций и т. п.
Профилактическая деятельность следователя и других правоохранительных органов не может преследовать цель полного искоренения преступности в стране, которая была декларирована в условиях господства коммунистической идеологии. Как показывает опыт истории, преступность присуща любому общественному строю, ее развитие - результат действия определенных социальных закономерностей. Задача профилактической деятельности - не полное искоренение преступности, а эффективное снижение ее количественных и качественных показателей, уменьшение ее воздействия на общество и государство, повышение уровня личной безопасности граждан, защиты их законных прав и интересов. В достижении этих целей профилактической деятельности следователю, как представителю государственной власти, принадлежит заметная роль.
Истина по делу достигается лишь в том случае, когда полно и всесторонне установлены все обстоятельства, входящие в предмет доказывания. К числу этих обстоятельств закон относит причины и условия, способствующие преступлению, которые также подлежат именно доказыванию, т. е. должны быть выявлены путем применения всех процедур, предусмотренных законом для этого процесса. Хотя закон, по понятным причинам, не может содержать перечня типичных причин и условий, некоторые из них (в отдельных случаях) он выключает в предмет доказывания.
Следует заметить, что требование закона устанавливать по каждому делу именно причины преступления носит в большей степени декларативный характер: причина преступления - настолько сложная категория, обусловленная многозначными социальными и иными зависимостями, что установить ее в рамках предварительного следствия зачастую просто невозможно, если не довольствоваться шаблонными и ничего не выражающими констатациями типа «влияние среды», «влияние преступного окружения подследственного» и т. п. Поэтому не случайно в литературе и в практической следственной деятельности речь обычно идет об установлении обстоятельств, способствовавших преступлению, а не их причин.
Мировой опыт демократических зарубежных стран показывает, что в борьбе с организованной преступностью использовались четыре основных стратегии:22
1. Нанесение урона, что предполагает аресты лиц, входящих в организованные преступные группы. Существенного урона эта стратегия организованной преступности не причинила, лишь приводила к некоторому увеличению расходов со стороны преступных групп.
2. Разоблачение, что предполагает без системные сенсационные разоблачения честолюбивыми прокурорами. Вместо причинения вреда преступным организациям, эта стратегия укрепляла их репутацию и наводила ужас на население.
3. Беспокоящие действия, которые
предполагают применение в
4. «Страусиная» позиция, предполагает игнорирование организованной преступности, отрицание факта ее существования. Эта стратегия помогает развитию организованной преступности.
Ни одна из этих стратегий себя не оправдала, поскольку во всех случаях наблюдалось стремление к святому соблюдению прав и свобод личности, к соблюдению процедуры уголовного судопроизводства. Такая ориентация уголовной политики нейтрализовывала усилия правоохранительных органов, позволяла участникам криминальных структур использовать демократические права и свободы для ухода от ответственности. Меры принуждения, расходящиеся в определенной мере с правовыми основами уголовного судопроизводства, оказывались более эффективными, однако вызывали протест со стороны общественности.
В Российской Федерации применяются две первых стратегии. «Страусиная» позиция в отношении организованной преступности невозможна, поскольку это явление в силу его масштабности невозможно скрыть, беспокоящие действия тоже, поскольку власть стремиться сохранить вывеску демократии.
Всю систему мер борьбы с организованной преступностью можно разделить на две большие группы: меры общесоциальные и специальные. Причем, если в борьбе с преступностью в целом общесоциальные меры играют ведущую роль, то в борьбе с организованной преступностью обе группы мер являются паритетным.
Общесоциальные меры должны быть направлены на сужение, локализацию, ликвидацию или нейтрализацию детерминант организованной преступности в обществе. Эти меры должны прежде всего решить две группы задач, а именно: сузить социальную базу развития организованной преступности; сузить экономическую базу организованной преступности.
Во-вторых, социально-экономическая политика должна создавать благоприятные условия для развития законного предпринимательства, а не для легализации криминального капитала.
В-третьих, поддержка государством здорового нравственно и физически образа жизни населения, что существенно снизит потребляемые товары и услуги порочного свойства, производимые и оказываемые организованной преступностью.
3.2. Меры борьбы с бандитизмом
Специальные средства борьбы с организованной преступностью можно разделить на: меры уголовной политики; меры безопасности; меры криминологической политики; оперативно-розыскные меры.
Меры уголовной политики связаны с реализацией уголовного наказания и иных мер уголовно-правового воздействия.Уголовная политика основана на нормах уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Среди уголовно-правовых средств борьбы с групповой преступностью важнейшее место принадлежит институтам организованной группы и преступного сообщества (ч.3, ч.4 ст.35 УК РФ).
Институт мер безопасности в нашем законодательстве фактически существует, однако его так никто не называет и он находится в зачаточном развитии. Меры безопасности по мнению Н.В.Щедрина, - это принудительные ограничения поведения физических лиц, которые применяются при наличии указанных в законе фактических оснований и имеют цель посредством причинения меньшего вреда предотвратить наступление большего.23 Автор предлагает, в частности, ввести ограничения пассивного избирательного права и права равного доступа к государственной службе для лиц, имеющих судимость. Причем, для судимых за тяжкие или особо тяжкие преступления (ст.15 УК РФ) можно предложить установить пожизненный запрет на занятие государственных должностей «А» и «Б» независимо от того, погашена или снята судимость. Указанные ограничения в условиях массового вхождения криминалитета во власть жизненно необходимы. Мало того, систему мер безопасности необходимо расширить, как это сделано было в свое время в ряде зарубежных стран. В частности, в США, в силу того, что организованная преступность развивалась во многом благодаря массовой эмиграции итальянцев, сохранивших связи с отечественной мафией, была предусмотрена в 1951 году упрощенная процедура высылки иностранцев-преступников из страны. Подобную процедуру следует предусмотреть и в отношении части граждан СНГ, Китая, Кореи, которые тесно связаны с криминальными структурами. Таким образом, меры безопасности применяются к определенным лицам как бы на всякий случай, и связаны с возможной, а не реальной преступной деятельностью некоторых лиц.
Криминологические меры предполагают комплекс мероприятий, не связанных с реализацией мер уголовно-правового воздействия, однако воздействующие на конкретные устойчивые преступные группы и их участников.
Первое направление криминологической политики - создать препятствия к легализации конкретных преступных групп, прежде всего в сфере экономики. Это направление упростит задачу борьбы с этими группами, поскольку вытеснит их с «правового поля», где они всегда смогут сохранить основу для своего воспроизводства в случае неудачи в чисто криминальной сфере деятельности. Кроме того, вытеснение организованной преступности в чисто криминальную сферу деятельности позволяет упростить статус преступных групп именно до уровня преступных и избрать более доступный и простой для государства способ борьбы с этими группами - меры уголовной политики. По образному выражению прокурора США Рудольфа Джулиани, такая политика опустит мафию до уровня уличной банды. 24
Второе направление криминологической политики - это создание системы криминологической безопасности тех институтов, которые уже стали или могут стать объектом интереса устойчивых преступных групп. Поскольку организованная преступность существует во многом за счет экономики, важнейшей становится задача создания такой безопасности в экономической сфере. Криминологическая безопасность экономических объектов предполагает их защищенность от внешних и внутренних угроз, позволяющая надежно сохранить и эффективно использовать материальный, финансовый и кадровый потенциал этих объектов. Эта безопасность предполагает: защиту сотрудников объекта экономики, их родственников от физического и психического насилия; защиту чести и достоинства сотрудников объекта, их деловой репутации от деформаций различных видов; защиту от промышленного шпионажа, связанного, в том числе с агентурным проникновением на объект; защиту имущества объекта и его сотрудников; защиту информации (в том числе коммерческой тайны), которой обладает объект.
Система криминологической безопасности объекта включает в себя комплекс организационно-управленческих, правовых, социально-психологических, режимных, технических, профилактических, пропагандистских мер, направленных на защиту объекта от внешних и внутренних угроз.
Оперативно-розыскная политика реализуется посредством оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных в ст.6 Закона РФ от 12 августа 1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности».
Задача этих мероприятий состоит в получении необходимой информации о деятельности преступных групп и оказании на них воздействия. Поскольку деятельность преступных групп протекает как в законной, так и в незаконной сферах деятельности, необходимая информация получается из различных источников криминальной и антиобщественной среды, бытового окружения преступников, друзей, знакомых, сослуживцев, среды отдыха преступников.
Информация должна получаться, прежде всего, об основных количественно-качественных показателях преступных групп.
Цель этой информации - использование ее для полного или частичного разложения преступных групп, переориентации отдельных их участников (прежде всего не занятых преступной деятельностью, или совершавших преступления небольшой тяжести) на позитивную деятельность. Если это невозможно, необходимо максимально сократить сферу легализации деятельности преступных групп.
Между оперативными аппаратами Министерства Внутренних Дел Российской Федерации существует определенная специализация в сфере борьбы с организованной преступностью . Подразделения по борьбе с организованной преступностью должны выявлять и пресекать деятельность организованных групп и преступных сообществ, имеющих межрегиональные и международные связи, устанавливать наличие у них коррумпированных связей, бороться с квалифицированным вымогательством. Подразделения уголовного розыска ориентированы на раскрытие конкретных тяжких преступлений, совершаемых этими группами против личности, собственности, преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и взрывчатых веществ. Подразделения по экономическим преступлениям сосредотачивают усилия на борьбе с преступностью в сфере экономической деятельности и коррупцией. Подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков активизируют свою борьбу с наркобизнесом.