Проблемы и перспективы развития международного туризма в Узбекистане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 21:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломного проекта состоит в том, чтобы показать роль международного туризма в экономике стран мира, становление этой отрасли хозяйства при переходе к рынку в странах СНГ и необходимость совершенствования финансового менеджмента в работе туристических фирм.
Задачи исследования состоят в изучении проблемы международного туризма и финансового менеджмента в этой сфере деятельности, показать способность автора анализировать и заниматься исследовательской работой.
Объектом исследования является анализ деятельности туристических фирм в некоторых странах мира, а также в России и Узбекистане. С этой целью используются материалы по данной проблеме, опубликованные в открытой печати разных стран мира и особенно Узбекистана.

Прикрепленные файлы: 1 файл

diplom.doc

— 810.50 Кб (Скачать документ)

Деревенский туризм включает организацию  участие туристов в событиях деревенской  жизни. Местные жители строят, владеют  и управляют туристскими объектами, получают прямую экономическую выгоду в результате расходов, которые совершают гости. Эксперты отмечают, что успешное развитие деревенского туризма тоже не требует больших капиталовложений. В Узбекистане сеть деревенского туризма может распространяться от равнинных кишлаков до горных аулов.

С деревенским туризмом непосредственно  связан, но имеет свою специфику  фермерский или сельский туризм. Это  предоставление размещения на ферме, ранчо, фазенде или плантации (в тропических  регионах), или в отдельном доме для гостей, включая питание. Одновременно посетителям предоставляют возможность наблюдать за сельскохозяйственными работами или принимать в них непосредственное участие. Помимо этого некоторые фермеры организуют на своей территории кемпинги,  а также разрешают туристам заниматься рыбной ловлей или охотой в своих владениях. Как считают эксперты ВТО, для организации этого вида туризма может понадобиться техническая помощь и, как правило, возникает необходимость в создании централизованной системы бронирования услуг в сельских районах, где развивается туризм.

Городской туризм интересен путешественникам, изучающим специфику градостроительства и сохранения в нем как исторических памятников и объектов, так и в  контрасте с новыми достижениями архитектуры. Узбекистан в этом смысле является удачным синтезом четырех элементов - восточной экзотики и европейской планировки домов и улиц, старинных кварталов и модернистских объектов инфраструктуры. Уникальны в этом отношении города Ташкент, Самарканд, Бухара. По данным социологических опросов,  70 % туристов интересуют именно города в рамках экскурсионно-познавательного туризма по Среднеазиатскому региону. При этом необходимо создавать информационные центры для посетителей со справочными бюро в местах скопления туристов. В криминогенных зонах должна обеспечиваться соответствующая милицейская защита, а туристов нужно заранее информировать об этих зонах.

Другим необходимым элементом  является сохранение исторических районов, а не отдельных зданий, чтобы не утратить целостный исторический облик. Значительные по своей культурно-познавательной ценности сооружения могут быть превращены в музеи, а другие вполне реально использовать для коммерческих и жилых целей (средства размещения туристов, рестораны и магазины), но при условии сохранения исторического фасада.

Экологический или «зеленый», ландшафтный, природный туризм является формой отдыха и познания окружающего мира. По оценкам экспертов, здесь не требуется  крупномасштабных усилий и, хотя этот вид туризма не нуждается в  значительных капиталовложениях, при его развитии необходим тщательный контроль и гармоничная увязка с экологическими требованиями. Большое значение имеет наличие квалифицированных проводников, а также строгие меры по охране природы в местах посещения. Видимо, узбекским турфирмам при разработке соответствующего турпродукта потребуется постоянная консультация Госком-природы республики и даже, может быть, совместная программа по развитию национального экотуризма. Кстати, по проведенным исследованиям летом 1999 года, более 41 % опрошенных иностранных туристов старше 50 лет хотели бы приобрести путёвки по ландшафтным и живописным местам, а 26% молодёжи (до 30 лет) интересовались экологическими проблемами Узбекистана, в частности, Аральским морем.

Водный туризм получил развитие не только в регионах, которые изобилуют сетью рек и озёр, каналов, а также в океанических и морских прибрежных зонах и на островах, но и там, где водные артерии не столь распространены. Так как размещение, питание и ряд других видов обслуживания предоставляются на борту, отпадает потребность в крупных наземных объектах туристской инфраструктуры. Однако, необходимы причалы, а для крупных круизных судов эффективная организация наземного экскурсионного обслуживания. По мнению экспертов, здесь проявляется экономическая выгода для малых городов и деревень, поскольку они могут не только снабжать морские суда продуктом питания, товарами народного потребления, изделиями народного промысла, но и проводить экскурсии по местным достопримечательностям.

Водный туризм может получать динамичное развитие и в условиях Средней Азии. И дело не только в том, что может привлечь определённое количество туристов. Так, 26% иностранных туристов выразили желание попутешествовать по Амударье и Сырдарье, при этом они не требовали наличия специальных судов. Главное- максимум безопасности и ряд обычных удобств. А европейские туроператоры видят необходимость маршрута по Чарвакскому водохранилищу как живописному месту для любителей водного туризма.

Туризм на базе кемпингов и караванингов заключается в предоставлении средств размещения и транспортировки по территории, по которой путешествуют туристы и остаются на ней некоторое время. Караванинг – это небольшие мобильные дома на колёсах, используются для поездок с целью отпуска. Для нашей республики это не только форма получения дохода от продажи товаров туристам, но и производства и проката специальных автомобилей.

Для караванинга наиболее оптимальными  являются маршруты Ташкент-Самарканд-Бухара-Ургенч, поскольку удаётся охватить исторические и разнообразные климатические территории страны. Более того, инфраструктура способна удовлетворить потребности туристов на приемлемом уровне.

Стационарный туризм сейчас носит  наиболее массовый характер в Узбекистане. Посетители обычно располагаются в  гостиницах или частных домах, принося выгоду местному населению и туристской инфраструктуре. Некоторые эксперты считают, что стационарный туризм может создавать определённые проблемы для местности, например, перегрузку инфраструктуры в связи с новым строительством (нехватка воды, энергии, тепла), отчуждением земель от охранных природных зон, утратой самобытности. Однако в условиях самобытности Узбекистана, стандартный туризм может поддерживать необходимые объёмы строительства, эффективного планирования и проектирования жилых зон, а также обеспечения достаточной инфраструктуры для этих новостроек.

Этнический и ностальгический  туризм – уже в самом названии очевидна мотивировка поездки. Узбекистан может воспользоваться тем, что  многие люди, в своё время проживавшие  в республике, имеют тягу встретится с родными местами, друзьями, родственниками. Здесь не требуется особая организация туруслуг, поскольку туризм осуществляется в подавляющей части помимо частных виз. Например согласно таможенной статистики, в 2002 году по линии частных приглашений в Узбекистан въехало 709,6 тыс. иностранных граждан. Из них из России – 413,5 тыс,  Украины – 25,4 тыс, Израиля – 4 тыс, США – 2,4 тыс. человек. В следующем году по этой линии побывало 670,8 тыс. чел, причём 2/3 прибыли по ностальгической мотивации.

Религиозный туризм весьма серьёзно заявил о себе в таких местах, как Ватикан, Иерусалим, Мекка, Медина и в ряде мест Индии, Китае и  других стран Азии. Конечно, есть специфика  в предоставлении размещения и питания  для паломников, однако эти путешественники также вносят свою долю расходов на приобретение услуг местной инфраструктуры. Сама история предоставила Узбекистану шанс развивать эту форму туризма, благо в стране имеются не только соответствующие объекты выполнения религиозных обрядов и ритуалов, но и святые для паломников места. Подавляющая часть из них расположена в Самарканде и Бухаре. Не менее 1/3  всех прибывающих в Самарканд из мусульманских стран (например, Малайзии, Индонезии, Пакистана, Саудовской Аравии, Афганистана, Турции и др.) имеют религиозную мотивацию.

С учётом того, что из многих стран  Ближнего Востока и Азии преобладают  туристские поездки с чисто религиозными мотивами (посещение и поклонение исламским святыням), можно отнести  эти показатели к категории «туристы»  и использовать для приблизительной оценки потенциального рынка развития «духовного» туризма в Узбекистане.  С этой целью в Узбекистан ежегодно приезжает не менее 10 тыс. человек. В свою очередь, в хадж и с целью поклонения святым мощам в мусульманские страны направилось значительное количество узбекских пилигримов. Выборочные данные по обслуживанию узбекских туристов, выезжавших за рубеж в исламские страны, показывают, что 64,8 % составляют люди в возрасте от 25 до 44 лет, а 21,1% от 45 до 64 лет – возраст, когда начинается поиск духовных начал и совершаются религиозные омовения.

В древние времена, когда ещё  не существовало транспортных средств  и коммуникаций, местные жители совершали  паломничество к могиле Кусама Ибн-Абаса (двоюродный брат пророка Мухаммеда), захороненного в мавзолее Шахи-Зинда. В то время паломничество к могиле Кусама заменяло хадж в Мекку. И по этому по своему значению религиозные объекты Узбекистана несут большую нагрузку в духовном смысле.

Значительное число религиозных  и связанных с религией памятников и святых мест только в Самарканде дает огромные возможности для развития духовного туризма, в том числе рассчитанного на местных жителей и мусульман центрального региона. А это, в свою очередь, означает поднятие имиджа страны, поступление валютных средств и обеспечения занятости населения Узбекистана.

Молодёжный туризм поощряется во многих странах, чтобы дать возможность  молодым людям и студентам  расширить свой кругозор и отдохнуть. Эта форма отличается тем, что  молодёжь ещё не имеет достаточных  средств для услуг по высоким стандартам и может довольствоваться более простыми формами сервиса (общежития или гостиницы среднего класса, обычно категории 2-3 «звезды», с хорошим качеством предоставляемых услуг по низким ценам).

3.3 Проблемные аспекты  развития туристской сферы на местном уровне.

 

Местный туризм является первоосновой регионального, национального и  международного туризма. От наличия  ресурсов местности решаются вопросы  специализации и расширения всего  туристического бизнеса. Например, исторические и культурные памятники в Хиве, Бухаре и Самарканде позволяют активно функционировать там культурно-познавательному, религиозному туризму, природные зоны в Джизакской области – ландшафтному туризму, объекты административного управления и деловой  информации в Ташкенте – деловому и научному туризму. Отсутствие каких-то компонентов делает бессмысленным ту или иную форму вояжа. Например, на территории Аральского моря нет необходимости развивать паломничество – там слишком мало религиозных объектов, но здесь реально создать базу для автотуризма (езда по пескам на внедорожниках, авторалли.) Отсутствие соответствующей инфраструктуры не позволяет в Узбекистане развивать аэронавтический туризм (полёты на воздушных шарах, малая авиация.)

С другой стороны, даже если в республике будут открыты заведения универсального типа, например: казино, игровые автоматы, аттракционы, ночные клубы, то это не означает, что американцы вместо Лас-Вегаса переориентируются в Узбекистан. И здесь вопрос не только в создании необходимого имиджа «города-казино», но и в решении проблем с движением денежных средств, работой банков, служб инкассации, прохождения финансов через систему налогового и валютного контроля, таможне. Потребуется десятилетия упорного труда, чтобы в подобный город Узбекистан по линии увеселительного туризма прибывали путешественники. И хотя какой-то район вряд ли станет мировым центром «азартных игр», однако в рамках Среднеазиатского региона он может функционировать. С Ашхабаде уже действуют подобные заведения и возможно наша республика будет конкурировать с ними. Положительным примером может служить и Макао, на территории которого активно функционирует общество туризма и развлечений. В ведении этой организации игорные дома, бега, казино и ипподромы. Экономический эффект говорит сам за себя: делая ОТРМ в валовом внутреннем продукте – 40%.

Какие её компоненты необходимы для  развития туристской сферы на местном  уровне ?

Во первых, достопримечательности  и формы организации досуга. Сюда включаются места для посещения  и то, чем туристы могли бы заняться в время своего пребывания. По оценкам экспертов, для исторического туризма необходимо в день как минимум 10 крупных объектов (типа Регистан) для посещения. Для развития экологического туризма – до 5 километров ландшафтной площади; археологического – 1 объекта раскопок ( в том числе непосредственного участия в них); религиозного – 1-2 объектов поклонения. Например, в Бухаре и Самарканде имеются памятники истории, и функционирует сеть гостиниц от четырёх звёздочек (отели «Новая Бухара», «Афросиаб») до двух звёздочек («Самарканд», «Интурист», «Бухара»), которые могут обслуживать иностранных туристов. Хива также располагает значительным историко-культурным потенциалом, но инфраструктура туризма здесь развита слабо: гостиницы не соответствуют требуемому стандарту, нет сервиса услуг для туристов, не продуманы вопросы досуга. В Ташкенте же, наоборот, сконцентрированы значительные возможности обслуживания (четырёх звёздочные гостиницы «Шодлик-Палас», «Интер-континенталь» , «Ле Меридеан», «Узбекистан», «Шератон» и двух звёздочная «Саёхат», однозвёздочная «Чорсу»), но мало интересных объектов; урбанизация здесь свела на нет исторический туризм. А что касается «Аквапарка», зоопарк , то зарубежных туристов этим не удивишь.

В Ташкенте больше объектов развлечения, чем скажем, в Бухаре и Самарканде. Согласно опросам, проведённых летом 2002 года среди японских и итальянских туристов, 74% из них выразили неудовольствие отсутствием развлекательных заведений в древних городах и невозможностью провести интересно ночное время. Таким образом, отсутствие одного компонента иногда не позволяет подключать к системе другой компонент, и в итоге страдает местный туризм.

Второй компонент – инфраструктура приема и услуги. Здесь особо надо выделить состояние гостиничной  базы в Узбекистане.

По оценкам ВТО, около 70% путешественников относятся к классу небогатых  людей, и поэтому почти 65% основного  потока туристов, составляющих средний  класс и ниже, могут размещаться  в трёх звёздочных гостиницах (так  называемый туристский класс). Около 20-25% - это туристы высшего класса, и поэтому они обычно занимают гостиницы в «четыре звезды».А «пять звезд» требуют представители элитарного и бизнес-туризма, составляющие 10-15% общего потока.

Таким образом, при расширении сети гостиничного хозяйства необходимо учитывать такое распределение туристов. Между тем, в настоящее время в Узбекистане иностранные туристы в основном располагаются в дорогостоящих гостиницах («четыре звезды»), что уменьшает интерес со стороны небогатых туристов. Поэтому в нашей стране при развитии собственной гостиничной инфраструктуры целесообразно было бы использовать мировой опыт. И первые шаги уже делаются. В настоящее время частный сектор предланает небольшие комфортабельные отели (на 10-20 человек) для иностранных туристов. В Ташкенте это, например, гостиницы «Орзу», в Бухаре – частные дома «Саша и Лена», «Ориент», «Сиявуш», в Хорезме – «Арканчи» и др., которые имеют соответствующие лицензии НК «Узбектурнзм».  Кстати, согласно социологическим опросам, проведённым в начале 2003 года среди туристов из Франции, Германии и Великобритании, 76% респондентов заявили, что предпочитают останавливаться именно в таких малых частных заведениях.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития международного туризма в Узбекистане