Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:26, реферат
Не стоит забывать, что восприятие слушателем оперной музыки в записи и на театральном спектакле отличаются друг от друга в психоакустическом аспекте.Слушая одну и ту же музыку в записи и сидя в зале, человек не воспринимает ее одинаково.
Главное, с чем нужно определиться, собираясь записывать оперный спектакль, это метод звукозаписи. Именно отэтого выбора предопределяется звучание результата.
Введение………………………………………………………………………..
1 Аспекты записи живых оперных спектаклей………………………………
2 Запись общего плана…………………………………………………………
3 Мультимикрофонная запись...………………………………………............
4 Комбинированный метод записи……………………………………………
4.1 Микрофоны общего плана……………………………………………...
4.2 Вокальные микрофоны………………………………………………….
4.3 Инструментальные микрофоны………………………………………..
4.4 Вспомогательные микрофоны………………………………………….
5 Аудиотракт……………………………………………………………………
6 Нормализация звука…………………………………………………………
7 Программы для записи………………………………………………………
Выводы………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
3
4
7
8
Министерство образования и науки Украины
Национальный
технический университет
«Киевский политехнический институт»
Кафедра звукотехники и регистрации информации
по дисциплине: «Проектно-технические основы организации ВЗ»
на тему: «Технические особенности организации
записи живого звука (опера)»
Выполнила: ст.гр.ДВм-81 Семенко А.О. |
Проверил: доц.Трапезон К.А. |
Киев 2013
Введение…………………………………………………………
Выводы……………………………………………………………… Список литературы………………………………… |
3 4 7 8 10 10 11 15 16 17 19 27 28 29 |
Живая запись классических оперных спектаклей в академическом театре представляет собой одну из наиболее сложных задач для звукоинженера. Однако, успешное решение всех проблем позволяет звукоинженеру, осуществляющему живую запись оперного спектакля, выполнить задачу-минимум.
Не стоит забывать, что восприятие слушателем оперной музыки в записи и на театральном спектакле отличаются друг от друга в психоакустическом аспекте. Слушая одну и ту же музыку в записи и сидя в зале, человек не воспринимает ее одинаково.
Главное, с чем нужно определиться, собираясь записывать оперный спектакль, это метод звукозаписи. Именно от этого выбора предопределяется звучание результата.
Задачей живой записи классического произведения является поиск в зале места с наилучшим естественным звучанием и непосредственно запись, чтобы слушатель дома чуствовал себя сидящим на спектакле.
Именно эти проблемы, задачи и их решения будут рассмотрены далее.
Живая запись классических оперных спектаклей в академическом театре представляет собой одну из наиболее сложных задач для звукоинженера. Это обусловлено целым букетом проблем, решение каждой из которых представляет собой компромисс в той или иной степени. Среди них:
Раскроем две из перечисленных проблем более подробно.
Чтобы оценить, насколько велик динамический диапазон в 60 дБ, отметим, что динамический диапазон подавляющего большинства современных записей, будь то рок, поп, джаз или танцевальная музыка, не превышает 10 дБ.
Ограничения,
связанные с размещением
Успешное
решение указанных проблем
Впрочем, все же следует помнить, что восприятие слушателем оперной музыки в записи и на театральном спектакле все же отличаются друг от друга в психоакустическом аспекте. Находясь в зале (рис.1.1), слушатель видит артистов с расстояния в среднем 15 м, и центры восприятия слухового аппарата автоматически вводят поправку на это удаление. Слушая ту же музыку в записи, человек, как правило, находится на сравнительно небольшом расстоянии от громкоговорителей и, не имея перед глазами сцены, такую поправку не делает. В результате запись, точно передающая звучание в зале, на самом деле не воспринимается таковой большинством слушателей и звуковая картина на записи кажется им слишком «мутной» и недостаточно разборчивой.
Рисунок 1.1 – Зал оперного театра
Первое, с чем нужно определиться, собираясь записывать оперный спектакль, это метод звукозаписи. Именно в момент выбора предопределяется, как будет звучать результат. Все остальные действия (подбор оборудования, процесс записи, сведение, мастеринг) станут лишь логическим следствием этого принципиального решения.
Все методы записи оперных спектаклей можно разделить на три основных вида. Первый из них – запись общего плана. Она может выполняться в моно, стерео или многоканальном формате. Суть метода состоит в том, что микрофон или согласованная микрофонная система, состоящая из двух и более капсюлей, располагается вне поля прямого звука исполнителей, находящихся на сцене и в оркестровой яме. Вторая разновидность – мультимикрофонная запись с помощью близко расположенных микрофонов с последующим сведением ее (в стерео формате) и обработкой. Этот метод особенно близок современным звукоинженерам, привыкшим иметь дело с большим количеством отдельных треков и применением искусственной реверберации. Наконец, третий метод можно назвать «комбинированной записью», поскольку он, так или иначе, совмещает первые два. Именно этот способ записи представляется наиболее оптимальным.
Задачу
живой записи классического
Самым простым решением является установка в этом месте микрофонной стереопары и получение двухканальной записи, звучание которой будет соответствовать искомому. Разумеется, любая стереопара передает немало информации, как об акустике помещения, так и о локализации источников звука. Тем не менее, ее звучание все равно оказывается весьма далеким от того, что слышит зритель, сидя в зале на спектакле. Во-первых, стереопара обеспечивает локализацию звуковых отражений только в одной плоскости, и, таким образом, ее разрешающая способность кардинально отличается от человеческого слуха, способного различать отражения, приходящие с разных направлений. Во-вторых, имеет место своего рода «взаимопроникновение» каналов, когда левый микрофон стереопары «слышит» то, что не слышит левое ухо человека.
Заметим, что записи, выполненные таким способом, нравятся многим дирижерам, поскольку довольно точно отражают такие нюансы, как слаженность игры оркестра, баланс между вокалом и инструментами, правильность исполнения отдельных партий и т.д. Они также оказываются весьма полезными для разучивания партий новыми исполнителями, будь то солисты, артисты хора или музыканты оркестра. Однако для широкой публики они, как правило, не годятся.
Этот метод подразумевает использование для записи большого количества микрофонов, каждый из которых предназначается для приема сигнала отдельного исполнителя или группы исполнителей (хора, группы инструментов в оркестре). В дальнейшем осуществляется сведение и обработка этих сигналов.
Преимущества
этого метода достаточно очевидны,
однако у него есть и существенные
недостатки. С технической точки
зрения он требует применения огромного
количества микрофонов, прежде всего
для записи оркестра. В академическом
оркестре порядка 10-12 групп инструментов,
но для того чтобы записать каждую
группу на один-два микрофона, требуется
расположить их на определенном расстоянии
от музыкантов, так чтобы диаграмма
направленности охватывала все или
хотя бы большую часть пультов
данной группы. Единственный способ это
сделать – поднять микрофоны
как минимум на 1,5-2 метра над
головами оркестрантов. К сожалению,
сделать это, как правило, невозможно,
поскольку они оказываются выше
уровня сцены, т.е. в поле зрения зрителей,
что совершено неприемлемо во
время спектакля. Поэтому обычно
микрофоны устанавливаются
С учетом солистов и хора общее количество микрофонов, необходимое для такой записи, приближается к 50. Соответственно, необходимо обеспечить такое же число отдельных каналов (не будем забывать, что запись производится вживую и записывать партии по отдельности, как это обычно делается в студии, не получится).
Однако техническими проблемами недостатки этого метода не ограничиваются. Если записи «общего плана» оказываются слишком размытыми, то в случае с близко расположенными микрофонами дело обстоит с точностью наоборот. Все звучит слишком близко, слишком сухо, в сигнале присутствует слишком большая детализация. Такая запись не содержит информации ни о балансе как между инструментами в оркестре, так и между оркестром и солистами, ни о локализации отдельных исполнителей, ни об акустике зала. Все это звукоинженеру предстоит либо восстанавливать, либо создавать самостоятельно. Заметим, что добиться правильного баланса и локализации можно, хоть и не без труда. В следствии, хотя бы приблизиться к воссозданию на записи акустических условий зала без применения специальных методов обработки с помощью импульсных откликов, измеренных в данном зале, невозможно.
Комбинированный метод записи является попыткой объединения двух подходов, описанных выше. В этом случае во время записи используются три основные группы микрофонов:
При таком способе записи микрофоны общего плана являются основой, определяющей общий характер звучания. Они также являются своеобразной точки отсчета, и при сведении на все остальные микрофоны устанавливается задержка так, чтобы обеспечить синхронизацию всех сигналов относительно нее. Все остальные микрофоны обеспечивают детализацию, необходимую для вокала, и желательную для многих инструментов, особенно тихих, таких, как арфа или фортепиано.
В результате получается запись, которая, с одной стороны, достаточно хорошо передает акустику, содержит корректную информацию о локализации артистов на сцене и музыкантов в оркестровой яме и балансе отдельных музыкальных партий. С другой стороны, в отличие от метода записи общего плана у звукоинженера появляются инструменты, позволяющие ему добиться более четкого и прозрачного звучания, прежде всего вокальных партий.
Как уже говорилось, оптимальное место размещения микрофонов общего плана находится на лучших с точки зрения акустики местах в зале. Однако установка микрофонов непосредственно в зале во время спектакля является довольно рискованным шагом, который к тому же наверняка не будет приветствоваться ни зрителями, ни администрацией театра. Поэтому на практике приходится искать альтернативные места их размещения. Это может быть, например, передняя стена балкона. В таком случае микрофоны будут располагаться максимально близко к оптимальной точке прослушивания, которая в большинстве оперных залов находится в центре первых рядов балкона (так называемая «царская ложа»). Можно также разместить микрофоны в люстре, на стойке в центральном проходе партера или подвесить над оркестровой ямой. Результат с точки зрения качества трудно предсказать заранее, не поэкспериментировав в конкретном зале.
Если конечным результатом должна быть запись в стерео, то очевидно, что эти микрофоны должны представлять собой согласованную стереопару.
Запись вокальных партий может осуществляться одним из двух способов:
Информация о работе Технические особенности организации записи живого звука (опера)