Внутреннее строение системы права: отрасли, подотрасли и институты права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 01:39, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятия системы права и рассмотреть ее структуру и принципы построения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность понятия "система права" и ее отличия от понятий "правовая система" и "система законодательства".
2) Изучить принципы построения системы права, основные ее элементы и их взаимосвязь

Содержание

Введение…………………………………………….……………………….3
1. Понятие и сущность системы права…………………………………….5
1.1 Система права и правовые системы……………….…………………..9
1.2 Соотношение системы права и системы законодательства…..……11
2. Структурные элементы системы права……………………………….14
Заключение………………………………………………………….……..25
Список использованной литературы………………………………..…..28

Прикрепленные файлы: 1 файл

Система права.doc

— 113.50 Кб (Скачать документ)

 

Министерство  по образованию и науке РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

Новгородский  государственный университет

Имени Ярослава Мудрого


Гуманитарный  институт

Юридический факультет

Кафедра истории государства и права

 

 

 

Контрольная работа

По  дисциплине «Правоведение» на тему:

«Внутреннее строение системы права: отрасли, подотрасли и институты права»

 

 

 

Выполнил:

Кургун Е.С.

Студент группы 9251 зо

Зачетная книжка № 9251-11

 

Проверил:

Александров Юрий Васильевич

доцент, кандидат философских

 наук

 

 

Великий Новгород

2014

Содержание

 

Введение…………………………………………….……………………….3

1. Понятие и  сущность системы права…………………………………….5

1.1 Система права  и правовые системы……………….…………………..9

1.2 Соотношение  системы права и системы законодательства…..……11

2. Структурные  элементы системы права……………………………….14

Заключение………………………………………………………….……..25

Список использованной литературы………………………………..…..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопрос о  системе права — это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между собой, способе организации в процессе развития.

С древних пор, люди вступали в различные взаимоотношения друг с другом, в результате чего стали появляться законы, преобразованные из обычаев регулировавших эти отношения. Строение и развитие отечественного права, как и права вообще, предопределены, в конечном счете, системой общественных отношений, складывающихся на соответствующем этапе развития общества.

Для юристов  своего рода аксиомой является положение  о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением национальной и мировой культуры и образа жизни народа, но и выступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей. Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опровергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически-юридическую регулятивную систему, или обладать свойством системности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория "система права".[1]

Актуальность  и значимость темы работы определяется в первую очередь тем, что система  права – это весьма сложный  многоуровневый комплекс, который включает не менее сложные структурные элементы: нормы права, институты, отрасли.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятия  системы права и рассмотреть  ее структуру и принципы построения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) Раскрыть сущность понятия "система права" и ее отличия от понятий "правовая система" и "система законодательства".

2) Изучить принципы  построения системы права, основные  ее элементы и их взаимосвязь

При помощи раскрытия  поставленных задач в курсовой работе выявляется сущность и особенности структуры системы права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие  и сущность системы права

 

Начнем с  того, что термин "система" является универсальным, используемым в самых  различных отраслях человеческих знаний.

Система права  – объективное, обусловленное системой общественных отношений, многоуровневое строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями, подотраслями и институтами права.

Система права  выступает как внутренняя форма  права, отражающая реально существующие в той или иной стране и опосредуемые им общественные отношения и часто  раскрывается как результат систематизации юридических норм, т.е. как продукт рациональной деятельности государственных органов. Подобный взгляд хорошо вписывался в общую теорию научного коммунизма, которая объявлялась концепцией планомерного движения общества к своему коммунистическому будущему.[2]

Рационально строится здание светлого будущего, рационально строится и система права. Не в меньшей мере это мнение соответствовало и пониманию права как функции государства. Если государство творит право, то оно творит и его систему, то есть сознательно создает его в виде системы.

Поскольку подобная трактовка права характерна отнюдь не только для советской науки, убежденность в рациональной природе системы  права проникла и в мировую  юридическую мысль.

Наше правопонимание исключает характеристику системы  права как искусственной конструкции и результата построения государством логически стройной структуры. Если право – продукт естественно-исторического развития, то и объективно присущая ему системность – того же самого происхождения. Оно изначально структурировано, упорядочено, и рассматривать его структуру (системность) в отрыве от него самого, можно только условно, понимая, что речь идет лишь об искусственном препарировании для частных познавательных целей. После их достижения придется снова вернуться к рассмотрению системности как стороны, момента самого права. Ведь изучать право - значит изучать его систему, а изучать его систему - значит изучать право с одной из его существенных сторон. Поэтому любой тип права обладает таким свойством, как системность. Системность указывает на то, что право является не случайным набором разрозненных юридических норм, а целостным устойчивым образованием.

В основе этой целостности  и единства лежат многочисленные объективные и субъективные факторы. Среди субъективных факторов можно  выделить стремление и прилагаемые усилия законодателя к созданию и развитию такой системы права, которая бы отличалась не только монолитностью и органическим единством, но и элементарной слаженностью и непротиворечивостью составляющих ее частей. К объективным факторам, способствующим формированию целостности и единства системы права, следует отнести те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые определяют не только процесс возникновения и существования системы права, но и объективную необходимость ее слаженного и эффективного функционирования.

Система права  обладает следующими признаками:

  • Объективный характер, т.е. отражает реально существующую систему общественных отношений;
  • Целостность, т.е. согласованность, непротиворечивость и взаимодействие всех норм права;
  • Дифференцированность, т.е. подразделяется на относительно самостоятельные части – отрасли, подотрасли, институты права;
  • Наличие связей между элементами системы права;
  • Устойчивость и динамизм. [4]

Исторически все  системы права условно включают в себя право частное и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходящих от специфической организация общества, право призвано охранять интересы всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов. Охраняя собственные интересы, государство посредством правовых установлений охраняет в первую очередь интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в праве, должны совпадать.

Тем не менее, в жизни цивилизованного общества имеется определенная градация между общественным и частным интересом, которая находит объективное отражение в системе права. Право в субъективном смысле рассматривается как частное или публичное в зависимости от того, принадлежит ли оно частному лицу, самостоятельному индивиду или члену государственной организации. В первом случае речь идет о праве частном (праве собственности); во втором случае — о праве публичном (праве участвовать в выборах). В обоих случаях лицо обладает правом как член известного общественного целого. Однако в сфере частного права лицо действует по собственному праву, а не по праву какого-нибудь общественного целого. Понятно, что не существует вообще прав, которые принадлежали бы лицу как изолированному индивиду. Все права, в том числе и частные, принадлежат лицу по отношению к другим лицам, по отношению к государству.[3]

Мировая юридическая  наука считает деление права  на частное и публичное в известной  мере условным, но необходимым. Естественным основанием для деления права на частное и публичное является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-организованными стуктурами общества. Всякое право, будь оно частное или публичное, заключает в себе отношения конкретного лица не только к другим лицам, но и к государству и обществу в целом. В зависимости от того, каково отношение субъекта права к общим государственным интересам, право будет частным или публичным. Те права, где индивидуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом права, — это права частные. Если же субъект выступает как часть социального целого, ему подчиненная, — это права публичные. В правовом государстве частные и публичные права гармонически сочетаются. [7]

Интересны в  этом отношении суждения Г. Ф. Шершеневича. Он считал, что обеспечение интересов отдельных лиц при помощи права достигается двояким путем. С одной стороны, государство очерчивает круг свободного проявления личности и осуществления ее интересов, охраняя от посторонних вторжений. С другой стороны, государство определяет устройство и порядок деятельности своих органов, имеющих целью принудительное выражение интересов отдельных лиц. В первом случае нормы права удовлетворяют частным интересам непосредственно, во втором — косвенно. В этом плане для частника главным является не только признанное законом право собственности, но и то, как правоохранительные органы, государство в целом охраняют его собственность. По мнению Шершеневича, интересу правильной общественной организации следует противопоставлять не институт права собственности, а права собственников.[12]

Традиционно к  частному праву относят те отрасли, которые призваны обеспечивать интересы частных лиц (гражданское, банковское, страховое, патентное право и  другие). К публичному праву относятся отрасли государственного, административного и уголовного права.

Реальным содержанием  системы права выступают правовые нормы, объединяющиеся в правовые институты  и отрасли права. Поскольку содержанием  права являются его нормы, то, следовательно, и систему права представляют определенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права. Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь, придает им определенное структурное единство.

Таким образом, нормы объединяются в более общее нормативно-юридическое образование – институты права, а те, в свою очередь, – в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права.[2]

 

1.1 Система права  и правовые системы

В теории государства и права акцентируется внимание на том, что следует различать понятия "система права" и "правовая система".

Система права  – это обусловленная экономическим и социальным строем структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм, и одновременно их разделение на соответствующие отрасли и институты. Система права - это его сугубо внутреннее строение, выступающее составным компонентом правовой системы.

Правовая система  – целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.

По этому, системы  права следует отличать от правовых систем. Это понятие используется в теории права как раз для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия системы права разных государства, разных народов.

В основу кладутся такие критерии, как соотношение  и использование источников права, роль суда в создании прецедентов, а более крупно – в правотворческом процессе, происхождение и развитие системы права, некоторые другие характеристики. По существу эти критерии и обозначают те системообразующие факторы, которые формируют правовые системы.

И хотя выделение  правовых систем имеет преимущественно историческое значение, однако их знание позволяет ориентироваться в конкретных правовых явлениях, разумно использовать зарубежный опыт, улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества, обогащать свою правовую и политическую культуру.

Традиционно в  теории права выделяют германо-романскую (иначе – континентальную) и англосаксонскую  правовые системы, поскольку в первой основную роль играет статутное право, законы, а судьи, по образному выражению, это всего лишь говорящие уста закона. В англосаксонской правовой системе как утверждается в теории, основная роль длительное время принадлежала прецедентному праву. Но следует учитывать, что в последнее время происходит своеобразное сближение этих правовых систем: в германо-романской усиливаются прецедентные начала, а в англосаксонской – роль закона.[8]

Кроме этих двух систем, известный французский ученый Р. Давид выделяет мусульманскую  правовую систему, социалистическую правовую систему, некоторые другие системы, называя их правовыми семьями.

В мусульманской  правовой системе религиозные нормы  определяют брачно-семейные отношения, в частности, развод, запрет ростовщичества, налог на поддержание религии  и многие другие социальные правила  поведения. Среди них – поистине священное отношение к чужой собственности, особенно к земле. Почему и не были приняты в этих странах революционные попытки земельных реформ, на что так надеялись в некоторых странах революционеры, начинавшие по западной модели в XX веке народно-демократические революции (Афганистан, Йемен и др.).[6]

Информация о работе Внутреннее строение системы права: отрасли, подотрасли и институты права