Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 22:01, практическая работа
На территории РФ не применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, если они не соответствуют нормам нашего национального права (Конституции и Федеральному законодательству). Все, что не соответствует, - не ратифицируется, не утверждается и не применяется на территории РФ.
Толкование ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, систематический способ.
Логика.
На территории
РФ не применяются общепризнанные принципы
и нормы международного права и международные
договоры, если они не соответствуют нормам
нашего национального права (Конституции
и Федеральному законодательству).
Все, что не соответствует, - не ратифицируется,
не утверждается и не применяется на территории
РФ.
Правовое обоснование.
Общепризнанные
принципы и нормы международного
права и международные договоры
Российской Федерации согласно части
4 статьи 15 Конституции Российской Федерации
являются составной частью ее правовой
системы.
При этом, согласно
статье 34 Федерального закона от 15 июля
1995 г. № 101-ФЗ "О международных договорах
Российской Федерации" все международные
договоры до момента вступления в законную
силу на территории РФ, проходят проверку
соответствия нашей родной Конституции
РФ. Если такой международный договор
ей не соответствует, то и не подлежит
введению в действие и применению.
Но и это еще
не все! Следом за 34-ой статьей приведенного
Закона идет Раздел V. ПРЕКРАЩЕНИЕ И ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ
ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
Перечислю только
названия статей (все не поместится):
Статья 35. Рекомендации
о прекращении или приостановлении действия
международных договоров Российской Федерации
Статья 36. Предложения
о прекращении или приостановлении действия
международных договоров Российской Федерации
Статья 37. Прекращение
и приостановление действия международных
договоров Российской Федерации
И т.д. все вытекающие
последствия...
Словом, с законодательной
точки зрения, РФ защищает свое национальную
правовую систему от вмешательства неких
общепризнанных международных норм права,
а те положения международных договоров,
которые в настоящий момент вступили в
силу на территории РФ, и без того содержатся
в Конституции РФ или иных Федеральных
законах.
Статья 15
4. Конституция иначе решает
проблему соотношения правовой
системы РФ и общепризнанных
принципов и норм
Конституция, развивая отечественный опыт взаимодействия национального и международного права и учитывая практику конституционного регулирования других государств, преодолела многие препятствия к открытости внутреннего правопорядка для норм международного права. В данном контексте весьма примечательны многие положения преамбулы Конституции, в том числе об осознании многонациональным народом РФ себя частью мирового сообщества, уважении к общепризнанным принципам равноправия и самоопределения народов, утверждении прав и свобод человека и гражданина как свидетельства ясного понимания объективного характера региональных, континентальных и планетарных интеграционных процессов и ориентации Российского государства на участие в них.
В развитие положений преамбулы
ч. 4 ст. 15 Конституции устанавливает,
что общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные
договоры РФ являются составной частью
ее правовой системы. Если международным
договором РФ установлены иные правила,
чем предусмотренные законом, то
применяются правила
Отсюда, однако, не следует,
что Конституция воспроизвела так
называемую монистическую теорию соотношения
отечественного правопорядка и международного
права, согласно которой они образуют
единую систему. Напротив, в самом
тексте ч. 4 комментируемой статьи отчетливо
просматривается признание
Таким образом, нормативное
содержание положений ч. 4 ст. 15 значительно
богаче и не столь линейно, как
это нередко интерпретируется. Во-первых,
указанные положения
Во-вторых, общепризнанные принципы и нормы международного права Основным Законом содержательно сопрягаются с учредительной функцией Конституции, которой учреждена Российская Федерация, легитимируемая не только волей единой государственной гражданской нации России, но и получившими всеобщее признание в современном мире началами организации и функционирования межгосударственной системы (преамбула); составляют интегральную часть правовой системы России (ч. 4 ст. 15); являются критерием, которым руководствуется Российское государство, признавая, т.е. определяя, круг, объем и пределы, и гарантируя, т.е. юридически, организационно и материально обеспечивая, права и свободы человека и гражданина (ст. 17); устанавливают пределы усмотрения Российской Федерации при предоставлении убежища политическим эмигрантам (ч. 1 и 2 ст. 63); наконец, составляют основу конституционного статуса коренных малочисленных народов и обязывают Российское государство гарантировать этот статус на уровне не ниже, чем это предусмотрено указанными принципами и нормами (ст. 69).
В-третьих, Конституция раскрывает
основные признаки указанных принципов
и норм, в том числе императивность
содержащихся в них велений как
проистекающих из воли народа как
конституционного законодателя ("Мы,
многонациональный народ
В-четвертых, Конституция, не устанавливая общий примат международно-правовых принципов и норм над внутригосударственным правопорядком, закрепляет приоритет международного договора РФ в применении, если и поскольку между ним и нормой национального закона возникла коллизия. Это означает, что нормы закона, предусматривающие иные правила, чем установленные договором, сохраняют свою юридическую силу, но не применяются при разрешении дел, касающихся государства, также участвующего в соответствующем договоре.
В-пятых, Конституция различает понятия действия договора, и в этом случае речь идет об обязывающей силе договора для государства в целом или в лице соответствующих органов, например об обязанности законодателя или иного нормодателя России, и применения. Отсюда - разграничение самоисполнимых и несамоисполнимых договоров, с одной стороны, и пределы приоритета международного договора в применении в случае его коллизии с национальным правопорядком. В частности, Конституция в иерархии правовой системы занимает доминирующее положение и в случае коллизии с нею норм международного договора в силу ч. 1 ст. 15 всегда обладает безусловным верховенством; преимуществом в применении обладают только ратифицированные федеральным законодателем международные договоры, что же касается межправительственных или межведомственных соглашений - они таким преимуществом по отношению к национальному закону не обладают, что вытекает из взаимосвязанных положений ст. 10, 71, 86, 90, 105-107, 113, 114, 125 Конституции и др.
В-шестых, из системного единства Конституции и права России в целом следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права также образуют системное единство, что требует учета их взаимосвязанности. Указанные принципы и нормы в равной мере императивны, и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов, что, в частности, исключает их оценку в качестве противоречащих друг другу или вступающих в противоречие с Основным Законом. Последнее особенно часто наблюдается при сопоставлении принципов самоопределения народов и политического единства и территориальной целостности государств.
В-седьмых, Конституция, различая общепризнанные принципы и общепризнанные нормы международного права, не содержит определения понятия этих принципов и норм, как не называет и их источников. В ней нет также прямых указаний на методы их выявления и способы установления содержания, что само по себе предполагает достаточно широкую дискрецию федерального законодателя, главы государства, правительства, других органов исполнительной власти РФ. В связи с этим существенно возрастает и роль судов РФ, особенно высших.
В частности, в постановлении
Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5 "О применении
судами общей юрисдикции общепризнанных
принципов и норм международного
права и международных
В отличие от общепризнанных принципов под общепризнанными нормами международного права Верховным Судом понимаются правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательных. Верховный Суд не провел, таким образом, между ними контрастной грани: общепризнанные принципы международного права суть его нормы, в свою очередь указанные нормы - договорные или обычные - закрепляют соответствующие принципы, признаваемые государством обязательными для него. Иными словами, общепризнанный принцип - всегда норма, но далеко не всякая норма есть принцип. В постановлении по делу о делимитации морской границы в районе залива Мэн (Канада против США, 1984 г.) Международный суд ООН отметил, что применение в сочетании отчасти совпадающих по значению терминов "норма" и "принцип" передает одну и ту же идею... принципы включают в себя нормы международного права, а употребление термина "принципы" обосновано их более общей и фундаментальной природой.
Несмотря на огромное количество международных договоров и обычаев, число действительно универсальных международно-правовых принципов и норм, получивших всеобщее признание, относительно невелико. Сосредоточенные главным образом в Уставе ООН, они занимают главенствующее в иерархии норм международного права положение. Эти принципы и нормы, в основном покрывающие сферу межгосударственных отношений, не могут быть отменены государствами ни в индивидуальном порядке, ни по взаимному согласию. При этом Устав ООН, закрепляя в ст. 2 комплекс принципов в качестве обязательных для государств - членов ООН, в ее п. 6 особо оговаривает, что ООН "обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности". А согласно ст. 103 Устава "в том случае, когда обязательства членов Организации по настоящему Уставу окажутся в противоречии с их обязательствами по какому-либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по настоящему Уставу".
Указанные принципы нормативно
раскрываются в Декларации о принципах
международного права, касающихся дружественных
отношений и сотрудничества между
государствами в соответствии с
Уставом ООН, которая была принята
Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября
1970 г., и Декларации принципов, которыми
государства-участники будут
Информация о работе Толкование ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, систематический способ.