Теория происхождения государства и права. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 21:23, шпаргалка

Краткое описание

Ответы на 100 вопросов.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Теория государства и права в системе гуманитарных наук..doc

— 1.03 Мб (Скачать документ)

А в обществах, где господствовали некоторые религиозные системы, например ислам напротив религиозные организации оказывали и оказывают воздействие на функционировании государственных институтов, задают и определяют социальные цели и смыслы общественной, политической жизни, выступают фактически важным институтом политической системы.

В этих обществах взаимоотношения государства и религиоз­ных образований весьма противоречивы: от полного подчинения государственных институтов религиозным правилам и требованиям до периодических острых конфликтов государства и так называемых фундаменталистски настроенных членов общества.

В целом, конечно же, церковь во многих обществах, как пра­вило, - это все же практически и фактически важный элемент поли­тической системы общества, хотя в либерально-демократических системах такое положение открыто не признается, а конституционно даже отвергается. (Например, ч.2 ст. 14 Конституции Российской Федерации гласит: «Религиозные объединения отделены от госу­дарства и равны перед законом». Статья 1 Билля о правах США гласит: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относяще­гося к установлению религии или запрещающего свободное испове­дание оной...».) Вместе с тем и в таких системах отдельные полити­ческие  контакты  между  государством   и   церковью  в конкретно-исторической обстановке являются весьма интенсивными и значимыми.

 

 

45. Политическая система современного российского государства: основные черты

Политическая система — это совокупность взаимодействую­щих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначе­нием этого многомерного образования является обеспечение це­лостности, единства действий людей в политике.

В литературе отмечается, что политическая система представ­ляет собой диалектическое единство четырех сторон:

1) институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);

2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, не­которые нормы морали и т.д.);

3) функциональной (методы политической деятельности, со­ставляющие основу политического режима);

4) идеологической (политическое сознание, прежде всего гос­подствующая в данном обществе идеология).

Поддерживая такой подход к представлению о составе поли­тической системы, мы исходим из целесообразности выделения ее основных компонентов: политических и правовых норм, поли­тической структуры, политической деятельности, политического сознания и политической культуры.

1. Политические и правовые нормы — сложившиеся или уста­новленные правила поведения, способы регуляции политических от­ношений, существующие и действующие в виде конституций, ко­дексов, уставов, программ партий, политических традиций и про­цедур. Политические нормы и возникающие на их основе отно­шения называются политическими институтами.

2. Политическая структура — совокупность политических, госу­дарственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает собой стабильную, устойчивую сторо­ну отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей в принципе может быть связано к двум основным типам: 1) сами действия, упорядоченные отношения, регулируемые правовыми и иными правилами (гражданство, воинская повинность, принадлежность к полити­ческим партиям); 2) учреждения, организации, которые характе­ризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и созда­ются (органы управления, политические партии, учебные заведения).

Ясно, что не все учреждения входят в политическую систему, и только такие, которые берут на себя выполнение ее специфи­ческих функций в сообществе. Если учреждение осуществляет властные функции, использует механизм принуждения, то это учреждение называется органом. Особенность государства именно в том и состоит, что оно представляет собой прежде всего совокупность органов, осуществляющих властные управленческие функции в обществе с четко выраженной иерархией, соподчинением, регламентацией своих действий на основе правовых актов.

3. Политическая деятельность — разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразо­вание и защиту системы осуществления политической власти в обществе.

4. Политическое сознание и политическая культура. Под поли­тическим сознанием имеется в виду многообразие проявлений ду­ховности, отражающих деятельность механизмов политической власти и направляющих поведение людей в сфере политических отношении. В политическом сознании выделяются два уровня орга­низации: концептуальный— политические теории, доктри­ны, программы, учения; обыденный — несистематизирован­ные представления о политике, традициях, нормах поведения.

Политическая культура — это система ценностей, политичес­ких идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регуляции их деятельности и отноше­ний. Единство, интеграция в сфере политики возможны только при наличии духовной связи, благодаря которой люди могут хотя бы просто понять друг друга.

 

46. Происхождение права.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во мно­гом аналогичны причинам, породившим государство. Одна­ко между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами госу­дарства. Вековые, проверенные многими поколениями обы­чаи расценивались как данные свыше, правильные и спра­ведливые и нередко назывались "право", "правда". Наибо­лее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств, продолжая обще­социальные традиции обычного права, в своих законах пы­тались поддерживать начала социальной справедливости:

ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли спра­ведливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи, XII таблиц, рефор­мах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциаль­ных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права — закономерное следствие услож­нения общественных взаимосвязей, углубления и обостре­ния социальных противоречий и конфликтов. Обычаи пере­стали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципи­ально новых регуляторах общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулирован­ные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Из­меняются процедура и порядок обеспечения реализации пра­вовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государ­ства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, жен­щины.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль тра­диций, право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, а основными его источниками становятся религиозные положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.д. В ев­ропейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное, отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и определенности законодательство и прецедентное право.

 

 

 

 

47. Общая характеристика социальных норм первобытного общества.

Социальные нормы, как отмечалось, были направле­ны на обеспечение присваивающей экономики, гармоничного существова­ния и воспроизводства конкретных общин в природной среде. Так, одним из важных факторов такого существования было закрепление той или иной территории, на которой они перемещались, за соответствующей группой, кланом. Однако, если какая-либо другая, как правило, родствен­ная группа в силу природных условий не могла пользоваться своей терри­торией (например, пересыхали источники), то ей представлялась возмож­ность жить и на территории другой группы.

В социальных нормах закреплялась и тотемная система (тотем — идеализированное существо — покровитель отдельного члена группы или

Всей группы, как правило, вид животного или растения, которых нельзя убивать и употреблять в пищу). Эта система выполняла функции экологи­ческого регулятора, была, как упоминалось, своеобразной «Красной книгой».

Важнейшим вопросом существования человечества является его воспроизводство как биологического вида. Для воспроизводства конкрет­ных групп, кланов необходимо было наличие в них определенного коли­чества женщин, детей. Социальные нормы регулировали в этой связи брачно-семейные отношения, способы приобретения женщин в других группах, в том числе в некоторых ситуациях и их похищение.

Словом, по содержанию нормы первобытного общества обеспечивали социализацию жизни общин, кланов, групп, экологическое состояние и ряд других необходимых условий жизнедеятельности присваивающих обществ.

Можно выделить три основных способа — запреты, дозволения и позитивное обязывание (в зачаточной форме).

Запреты существовали главным образом в виде табу, т. е. в виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки. Например, недопустимость браков между кровными родственниками. Люди очень давно догадались о биологическом, а следо­вательно и социальном вреде кровнородственных связей и запрещали их под страхом тягчайших наказаний уже на самых древних этапах своего существования. Эти запреты инцестов (кровнородственных браков) «работали» на нормальное воспроизводство общин, кланов, других групп. Вместе с тем следует предостеречь от гиперболизации запретов инцестов как основной предпосылки происхождения права — такие взгляды неожиданно появились в работах некоторых отечественных философов и были затем подхвачены (а как же — новый взгляд!) в работах и ряда теоретиков права.

Дело в том, что вред инцестов стихийно, а затем сознательно чело­вечество действительно осознало уже в глубокой древности, десятки тысяч лет назад. Но право появилось лишь относительно недавно, на рубеже IV-111 тыс.до н.э.

Кроме того, известно, что существовали и правила, но уже в ранне­классовых обществах, прямо предписывающие инцесты — например, в государстве инков (инка вступал в брак с сестрой). По-видимому, в этих правилах-исключениях реализовывалась идея сосредоточения и сохране­ния государственной власти в руках одного семейства.

Дозволения (или разрешения) также определяли поведение чело­века или объединений людей в присваивающей экономике, указывая^ на­пример, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сро­ки их сбора, а также их плодов, выкапывания корней, на пользование той или иной территорией, источниками воды, на допустимость добрачных половых связей (в некоторых обществах) и т. д.

Дозволялось также охотиться и собирать пищу на отведенных участках; отдавать для распределения среди членов общины и для подар­ков членам других общин туши больших животных; распределять туши самим добытчикам согласно установленному порядку; участвовать в кол­лективных акциях мщения за вред, причиненный члену общины.

Запрещалось нарушать разделение функций в общине между муж­чинами и женщинами, взрослыми и детьми; запрещались убийства: телес­ные повреждения; каннибализм; кровосмешение; колдовство (им могли

заниматься лишь специальные лица — колдуны); запрещалось похищение женщин и детей; недозволенное применение оружия на стоянках; воров­ство; нарушение правил супружеского союза, в том числе эквивалентности между общинами при обмене женщинами для брака; систематическая ложь; нарушение супружеской верности; соблазнение чужих жен и т. п.

Позитивное обязывание имело своей целью организовать необхо­димое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня, изготовления орудий, средств передвижения, например лодок.

Однако все эти способы регулирования не были направлены на из­менение природных условий, на выделение человека из природы, а обес­печивали лишь наиболее эффективные формы присвоения предметов природы и их переработки, их приспособления для удовлетворения по­требностей человека.

Социальные нормы присваивающей экономи­ки находили свое выражения в мифологических системах, в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах и иных формах.

 

48. Право в системе социального регулирования.

В самом общем плане социальное регулирование пони­мается как имманентный обществу и определяющий соци­альный порядок процесс.

Конкретный социальный порядок устанавливается в ре­зультате действия множества самых разнообразных факто­ров. В их числе выделяют следующие.

Информация о работе Теория происхождения государства и права. Ответы