Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 14:58, курсовая работа
Говоря о важности и перспективности теории разделения властей, не следует, однако, преувеличивать её возможности, идеализировать и абсолютизировать её значение. Не следует забывать при этом, как показывает исторический и современный политический и правовой опыт многих государств, что далеко не все они официально исповедовали и исповедуют в своей повседневной жизнедеятельности принцип разделения властей.
Введение…………………………………………………………….......................3
I. Исторические корни принципа разделения властей………………………….5
1.1.Божественная природа судебной власти………………………..…………5
1.2.Идеи Джона Локка о разделении властей……………….………………...6
1.3Флорентийская модель разделения властей, предложенная Макиавелли………………………………………………………………………8
1.4. Монтескьё о разделении властей………………………………………...13
II. Современное осуществление принципа разделения властей в РФ………..17
2.1. Устройство………………………………………………………………...17
2.2.Проблемы…………………………………………………………………..23
Заключение……………………………………………………….........................26
Глоссарий………………………………………………………………………...28
Список использованных источников…………………………...28
Список сокращений………………….………………………………….29
Приложение: А. Логическая схема курсовой работы
Б. рплрплпл
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Исторические корни принципа разделения властей………………………….5
1.1.Божественная природа судебной власти………………………..…………5
1.2.Идеи Джона Локка о разделении властей……………….………………...6
1.3Флорентийская
модель разделения властей, предложенная
Макиавелли……………………………………………………
II. Современное осуществление принципа разделения властей в РФ………..17
2.2.Проблемы………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников…………………………...28
Список сокращений………………….………………………………
Приложение: А. Логическая схема курсовой работы
Б. рплрплпл
Введение
В современной политической, а точнее государственно-правовой теории важное место занимает концепция разделения властей. В западной академической и популярной литературе она издавна считается традиционной. В отечественных же и зарубежных восточно-европейских изданиях она по существу занимает ранг «набирающей силу»1. Интерес к данной, весьма солидной по своему возрасту, концепции по мере развития общества не только не ослабевает, а, наоборот, ещё более возрастает. Есть все основания полагать, что подобная тенденция сохранится и в обозримом будущем. Причин для этого достаточно много. Главные из них сводятся к следующему: неоспоримой действенности и значимости теории разделения властей; жизненности многих её концептуальных положений и требований; перспективности её как средства предотвращения концентрации власти в руках одного лица или группы лиц и возможности установления их диктатуры или тирании.
Говоря о важности и перспективности теории разделения властей, не следует, однако, преувеличивать её возможности, идеализировать и абсолютизировать её значение. Не следует забывать при этом, как показывает исторический и современный политический и правовой опыт многих государств, что далеко не все они официально исповедовали и исповедуют в своей повседневной жизнедеятельности принцип разделения властей.
Говоря о концепции разделения властей и её значении, не следует упускать из вида, во-первых, то, что она применима лишь к формально-юридическому, а не к реальному, фактическому уровню функционирования властей и что в этом проявляется один из элементов её ограниченности. А, во-вторых, при рассмотрении концепции разделения властей и оценке её значения следует иметь ввиду, что иногда признание её как демократической доктрины на словах вовсе не означает реализации основных её требований на деле.
I. Исторические корни принципа разделения властей
Разделение властей как философская, политическая, а, главное, правовая доктрина имеет глубокие исторические корни. Обычно авторство приписывают почтенным англичанину Джону Локку2 и французу Шарлю Монтескьё3. Другие исследователи идут глубже, называя древних мудрецов Аристотеля, Эпикура и Полибия. Естественным при поиске истины является обращение к Библии: именно там впервые независимая судебная власть противопоставлена власти царской.
О разделении властей можно с уверенностью говорить только тогда, когда судебная власть отделена от исполнительной и законодательной властей и пользуется достаточной независимостью. Ещё одним из критериев разделения властей является, если так можно выразиться «подсудность» главы государства, руководителя исполнительной власти. В «Книге Судей» был сформулирован важнейший доктринальный тезис о божественном происхождении судебной власти и её независимости от царя. Божественное происхождения царской власти было важнейшим и идеологически доктринальным обоснованием монархической власти в течение многих десятков веков и вспоминалось в связи с этим во много раз чаще, чем такое же происхождения судебной власти.
Здесь речь идёт не о развёрнутой теории разделения властей, которая была сформулирована в достаточно завершённом виде в XVII – XVIII вв. и практически во многом воплощена в конце XVIII века в США. Такого разделения властей в Библии нам не найти. Судьи, описанные в «Книге Судей» и последующих книгах Ветхого Завета, занимались отправлением правосудия. У некоторых из них это совмещалось с обязанностями священника или пророка, иногда, в военные годы, временного руководителя. В этом смысле судебные функции чётко не отделены от других, и мы не видим современного разделения властей. Зато мы видим по тексту Библии, что судебная власть «установлена Богом» ранее власти царской и имеет сама по себе божественное происхождение.
Когда в Ветхом Завете мы обнаруживаем, что первый царь получил свою власть хотя и с одобрения Бога, но из рук судьи, а так же что до появления первого царя библейские племена в течение более чем полутораста лет находились в ведении поставленных и вдохновлённых Богом судей, то мы впервые сталкиваемся с чётко выраженным доктринальным обоснованием божественности, а значит, священности судебной власти, её самостоятельности и даже первичности по отношению к монархической власти. И речь идёт не о богах-судьях, а о судьях-людях, реальных исторических личностях, существование которых описано в Библии.
Далее, на стыке окончания эпохи судей и правления первых библейских царей, мы находим прямое противопоставление и открытое столкновение судьи Самуила и царя Саула, которое подчёркивает, что суд был независим от появившейся монархической власти. Кроме того, мы находим там же проповедь судьи Самуила против неограниченной царской власти как государственного института. Всего этого вместе взятого вполне достаточно, чтобы сказать о формулировании важнейших положений доктрины разделения властей в тексте Ветхого Завета.
Политические теории Локка оказали довольно сильное влияние на многие государства мира. Так, к его идеям обращались в США при создании Американской конституции и Декларации о независимости, особенно в пунктах, посвященных разделению властей и отделению церкви от государства. Британская Конституция так же опиралась на его идеи. Благодаря Вольтеру, Руссо и Монтескьё его идеи получили распространение и во французском образованном обществе.
Локк предусматривает особый конституционный механизм, мешающий государству выходить за рамки своих полномочий, становясь тем самым деспотическим. Его важнейшие компоненты - принципы разделения власти и законности. Чтобы не допускать концентрации власти в руках руководства, которое получило бы тем самым возможность обратить к своей выгоде и создания законов и претворения их в жизнь, Локк предлагает не соединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателей действию ими же созданных законов, осуществляемых исполнительной властью4.
Кроме законодательной и исполнительной, Локк выделяет федеративную ветвь власти, которая представляет государство как целое в сношениях с другими государствами.
Законодательной власти Локк отвел верховную, но не абсолютную власть, и в интересах народа ее следует ограничивать. Локк перечисляет четыре главных условия, ограничивающих законодательную власть:
1.Закон должен быть равным для всех, для богатых и для бедных, для фаворита при дворе и для крестьянина за плугом.
2.Закон создается не для
3. Без согласия народа нельзя увеличивать налоги.
4.Законодатели никому не
Скорее всего, мудрый философ гораздо больше опасался превращения в тиранию власти исполнительной, воплощенной в одном человеке, чем парламента, состоящего из многих лиц.
Исполнительная власть, считает Локк, является подчиненной по отношению к законодательной. Главе исполнительной власти надлежит выполнять функцию верховного исполнителя закона. Когда же он сам нарушает закон, то не может притязать на повиновение членов общества, превращается в частное лицо без власти и без воли. Суверенитет народа выше и парламента, и короля.
Флорентийская республика XIII – XVI вв. стоит на особом месте среди городов-государств Европы и сравнима, пожалуй, только с Афинами до нашей эры. Флорентийцы вошли в число титанов Возрождения не только в науке, живописи, скульптуре, архитектуре, ювелирном деле, но и в политике и в развитии конституционно-правовых идей.
Государственный строй Флоренции времён Ренессанса можно оценивать по его результатам: высокая духовность, тяга к художественным ценностям, атмосфера благоприятствования для развития искусства, которая позволяла художникам творить и завершать свои творения. Поэтому и модель разделения властей Флорентийской республики заслуживает выделения именно из-за её результативности. Любые государственные деятели любых времён объясняли свои мотивы и свою политику общественным благом. Ремесленники, купцы и банкиры Флоренции сумели создать и поддержать такой баланс властей, который, несмотря на все издержки того времени, связанные с суевериями, всеобщей вооружённостью и коррупцией, обеспечил первенство этого небольшого городка во всей европейской истории нашего времени. Конституционно-правовые элементы разделения властей, а так же в некоторой степени сдержек и противовесов стали как гарантией художественного расцвета города, так и новым этапом развития и ещё одним достижением доктрины разделения властей.
Итальянская правовая традиция и итальянские университеты стали основным источником возникновения в XI – XII вв. письменного права, в том числе городских статутов во всей Европе. Тон задавали соседи флорентийцев – профессора-юристы из университета Болоньи, а так же законоведы из города Пиза, которые в 1162 году добились Пизанской Хартии, в соответствии с которой император Фридрих Барбаросса признал самоуправление этого города. Следует помнить, что Пиза вскоре попала в состав контролируемых Флоренцией земель, а спустя два столетия самый знаменитый политик Флоренции Лоренцо Медичи Великолепный перевёл университет из Флоренции в Пизу, где и готовили местных юристов. Таким образом, передовые государственно-правовые идеи сопровождали развитие флорентийского государства, а примеры античности Афин и республиканского Рима создали базу для практического воплощения разделения властей. Идеологией правящего класса Флоренции XIII – XVI вв. была официально утверждённая и неизменная, за исключением отдельных довольно кратких периодов, установка на создание самых совершенных в художественном отношении творений архитектуры, живописи и скульптуры.
В своей книге «История Флоренции» Макиавелли5 описал, как складывался и функционировал государственный механизм Флорентийской республики. При этом отчётливо прослеживается тенденция к юридическому закреплению независимости судебных органов и обеспечению эффективности судебных решений, коллективности руководства, сосредоточению разных функций в разных государственных органах, чтобы избежать чрезмерной концентрации власти в одном из них. Всё это вместе взятое обеспечило маленькому городу свободу от тирании в течение нескольких столетий и длительное процветание.
Следует различать разделение властей в широком и узком смысле этого конституционно-правового понятия. В широком смысле разделение властей включает, в первую очередь, формирование и последовательное проведение принципа разделения судебной власти с властями исполнительной и законодательной, независимость суда и подсудность главы исполнительной власти. В узком смысле разделение властей в государствоведческой литературе чаще всего рассматривают с позиций разделения и структурно-функционального разграничения каждодневной деятельности исполнительной и законодательной власти.
При анализе разделения и взаимного сдерживания исполнительной и представительной властей очень важен опыт Древних Афин и Рима до нашей эры, а так же Флорентийской республики XIII – XVI вв., где такое разделение включало значительное число структурных и функциональных сдержек и противовесов. Этот опыт важен как для понимания истории развития доктрины разделения властей, так и для оценки её современного состояния. Во Флоренции XIII – XVI вв. во-первых, в рамках законченного исторического периода более чем два столетия сохранялась республиканская форма правления и баланс исполнительной и представительной властей, а, во-вторых, величайший теоретик государства того периода Макиавелли жил, осуществлял свою практическую государственную деятельность именно в этом городе, а затем подробно написал о своём отношении к его формам правления в монументальной «Истории Флоренции».
Прежде чем проанализировать описанную Макиавелли государственную практику Флоренции и применённое там «прозаическое» разделение властей, а так же сдержки и противовесы, мы должны остановиться на одной из важнейшей грани доктрины разделения властей в любом, но особенно флорентийском варианте. Это связь всеобщей идеи свободы и доктрины разделения властей как конституционного выражения и одновременно гарантии свободы. Гегель пишет, что необходимое различие государственно-правовых функций, которые получают так же и различные органы государства, формирует разделение властей, которое «есть некий абсолютный момент глубины и действительности свободы. Ибо эта последняя только постольку обладает глубиной, поскольку развивается в свои различия и достигает их осуществления».
Разделение властей, а так же сдержки и противовесы создают такой государственно-правовой механизм, который переламывает чрезмерно амбициозные поползновения власти, а значит, обеспечивает свободу граждан. Эта свобода, в свою очередь, обеспечивает возможность, чтобы труд и творчество граждан создавали их собственное и государственное благополучие.
Флоренцию отличает от других городов-государств Италии того времени, в том числе и Венеции, более чёткое разделения судебных, исполнительных и законодательных полномочий.
Информация о работе Современное осуществление принципа разделения властей в РФ