Социальное государство: понятие и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть особенности законодательства в социальном государстве. В рамках этой цели ставятся следующие задачи:
1. Уточнить содержание понятия «социальное государство» и раскрыть смысл социальной сферы общества как объекта управления социального государства;
2. Проанализировать функции и законодательство социального государства;
3. Сформулировать выводы и рекомендации, имеющие научно-практическое значение для решения данной важной проблемы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Генезис социального государства как политико-правового института и его основные категории……..………………………………………………………………...5
1.1 Эволюция социального государства в истории……………………………………..5
1.2 Понятие, сущность и функции социального государства………………………...14
2 Особенности законодательства в социальном государстве………………………...22
2.1 Проблемные аспекты совершенствования социального государства……………22
Заключение……………………………………………………………………………….29
Глоссарий………………………………………………………………………………...31
Список использованных источников…………………………………………………...33
Приложения………………………………………………………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

тгп.doc

— 364.00 Кб (Скачать документ)

Характеризуя данный этап как период максимального развития страховых принципов, необходимо подчеркнуть, что определяющим для государства  всеобщего благоденствия стал принцип  солидарности. Именно им обусловлена всеобщность социальной поддержки, ориентация на универсальные показатели качества жизни и преимущественное использование механизмов финансирования страхования рисков на солидарной основе.

Идея государства всеобщего  благоденствия возникла благодаря резкому повышению уровня жизни развитых стран в 50 - 60-е годы, когда система страхования социальных рисков практически полностью компенсировала неопределенность будущего. Государство всеобщего благоденствия наилучшим образом обеспечивало сплоченность общества и реализацию основных социальных принципов. Взяв на себя новую по сравнению с предшествующим периодом функцию обеспечения высокого уровня жизни всех членов общества, государство сделало эту функцию доминирующей.

В теоретическом плане  переход к государству всеобщего благоденствия означал отказ от бисмарковской модели социального государства, построенной на принципах солидарности, коммутативной справедливости, и переход к реализации принципов «перераспределительной справедливости». Коммутативная справедливость заключается в равенстве прав («формальном»), она основывается на принципе взаимности и соответствует максиме «воздать каждому по заслугам»; соотносится с идеалом «справедливого вознаграждения», предполагающим, что каждый получает соответственно своему вкладу (например, выплата пособий рассматривается как возмещение взносов). Справедливость же распределительная или корректирующая, нацелена на равенство экономическое («реальное»). Такая справедливость основана на принципе перераспределения благ между богатыми и бедными и соответствует максиме «каждому по потребности». Если коммутативная справедливость может осуществляться без посредничества политики (по принципу договора или страхования), то справедливость перераспределительная требует вмешательства какого-либо государственного органа. Система социального страхования государства всеобщего благоденствия отождествляет принцип равенства и механизм перераспределения через гипертрофированное понимание солидарности, возведя его в догмат. Солидарность как цель общества сделала функцию перераспределения главной функцией государства.7

Исторически обусловленный  акцент на либеральные ценности протестантской морали, абсолютизация гражданских  прав и свобод привели к приоритету принципа возмещения ущерба относительно принципа солидарности. В этом случае справедливость понимается как компенсация и возмещение ущерба; социальные риски подменяются понятием «жертва». Только добившись признания себя жертвой, человек получает право на компенсацию. Практика реализации данного принципа обусловила возникновение тенденции к переориентации индивидуального подхода в социальной поддержке на групповой. Представляя себя в качестве жертвы, отдельные социальные группы добиваются социальной помощи и бюджетных трансфертов. При этом распространена практика расширенного представления об ущербе, к которому может относиться и несправедливость, допущенная по отношению к прошлым поколениям.

Развитие национальных моделей государства всеобщего  благоденствия способствовало более  глубокому пониманию сущности социального государства, позволяя вычленить его инвариантные, системообразующие свойства. Именно на этом этапе утвердилось понимание социального государства как родового понятия, фиксирующего принципиальные социальные качества государства, находящиеся в развитии, по-разному проявляющиеся в различных странах, но имеющие в своей основе единый набор принципов.

С 1989 г. этот принцип широко внедряется и в российское социальное законодательство, вступая в сложные  коллизии с системой социальной защиты, базирующейся на принципах солидарности, и подрывая ее.

С точки зрения функций  государства, и принцип солидарности, и принцип возмещения ущерба одинаково  реализуются через принятие государством на себя определенной социальной ответственности. Однако различная природа этой ответственности и, соответственно, разные способы перераспределения общественного богатства определяют несхожие механизмы социальной политики и могут вызывать противоположное отношение в обществе.

Направленность усилий государства всеобщего благоденствия на обеспечение единого для всех членов общества постоянно повышающегося уровня жизни столкнулась с экономическими, демографическими и цивилизационными ограничениями и кризисом механизма страхования.

С конца 70-х годов XX в. начинает нарастать критика государства всеобщего благоденствия, которая в середине 80-х годов становится лавинообразной и многосторонней. Критике была подвергнута как практика государства всеобщего благоденствия, так и его теоретические и идеологические основы.

В целом этот – пятый – этап развития (с начала 80-х до середины 90-х годов) можно обозначить как период деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия.

Кризис системы солидарного  страхования, лежащей в основе государства  всеобщего благоденствия, заключается в том, что принципы солидарности и справедливости основываются на представлении о случайности и равновероятности всевозможных рисков для всех граждан, что не соответствует современным реалиям.

Эффективность сложившейся  системы перераспределения благ подвергается сомнению; солидарный принцип социального страхования теряет свою универсальность и перестает быть эффективным для целого ряда рисков; появляются новые значимые социальные риски, требующие новых способов компенсации; традиционная концепция социальных прав пересматривается, появляются новые массовые социальные категории, требующие защиты; формируется новая идеология социальной помощи; меняется роль и социальные функции государства.

В отличие от государства  всеобщего благоденствия современное  социальное государство стремится отказаться от своей патерналистской роли, ориентируется на устранение иждивенчества и создание благоприятных социальных условий прежде всего путем формирования социально ориентированного рыночного хозяйства.

Страхование, реализующееся через социализацию рисков, не может быть применимо к рискам катастроф (наводнения, землетрясения, засухи, крупные техногенные аварии и др.) и к рискам, которым подвержена значительная часть общества (длительная безработица, пенсионное обеспечение и др.). Усиливающаяся дифференциация общества привела в конце XX в. к сегментации системы страхования, развитию корпоративных и социально-профессиональных интересов, подрывающих принцип солидарности. Повышение роли вертикального перераспределения между группами граждан с различными доходами вопреки изначально заложенному в страховании горизонтальному перераспределению и разрыв связи между величиной взносов и уровнем социальных выплат, а также предоставление пособий группам населения, вообще не платившим социальных взносов, породило негативное отношение к принципам социального страхования. Ухудшение экономической и демографической ситуации, стремление государства стимулировать экономику за счет снижения обязательных социальных взносов приводит к недостаточности страховых социальных фондов, наполнение которых в критической ситуации государство вынуждено брать на себя, что ведет к искажению принципов финансирования социальных выплат и замене принципа солидарности принципом возмещения ущерба.8

Таким образом, начавшийся в середине 90-х годов этап развития социального государства можно обозначить как период либерального социального государства.

 

1.2 Понятие, сущность и функции социального государства

 

Перед тем, как давать определение социального государства, необходимо сопоставить его с такими категориями, как сущность, содержание, форма и функции государства. Вопрос, иначе говоря, ставится так: обладает ли понятие социального государства относительной самостоятельностью или же оно выражает конституционно закрепленную функциональную зависимость между сущностью, содержанием и формой государства? Характерно, что большинство исследователей, как зарубежных, так и российских, ограничиваются указаниями на то, что это конституционная характеристика государства, обладающая рядом признаков, соотносящихся с его социальными обязанностями. На этом основании выделяют социальную политику как систему тех или иных общих мер государства в социальной сфере. Но упускается из виду, что социальная политика современного государства внутренне противоречива: с одной стороны, она должна удовлетворять запросы предпринимателей, способствуя тем самым развитию частного производства и рынка. С другой – эта политика должна обеспечивать социальные нужды наемных работников. В своем пределе подходы к социальной политике формулируются, ориентируясь на всемерное развитие частной собственности и рынка или же – на обслуживание социальных нужд лиц наемного труда, пенсионеров и т.п.

«

Таким образом, под социальным государством следует понимать исторически конкретную и законодательно оформленную функцию государства, имеющую своей целью такое регулирование отношений между различными социальными группами, которое бы обеспечивало исторически определенный уровень благосостояния населения, необходимый для устойчивого и независимого развития производства и общества.

Средний путь», предлагаемый некоторыми учеными, - сделать всех собственниками, если не иметь в виду, что наемный работник (свободный человек, обладающий собственностью на свою рабочую силу) практически невозможен в силу социальных условий организации капиталистического производства.9

Подлинно социальное государство возможно лишь в условиях демократии, гражданского общества и  должно быть правовым в современном  значении этой характеристики. В настоящее  время правовое государство должно быть социальным, а социальное государство не может не быть правовым. Между тем исторически, а также в некоторых современных концепциях, например в подходе австрийского экономиста и политолога Ф. А. Хайека (Хайек Фридрих фон Август, Нобелевский лауреат, род. В 1899 г.), между принципами правового и социального государства можно фиксировать определенное противоположение.10

Кроме того, следует учитывать, что проведение государством социально  ориентированной политики представляет собой трудный процесс, своего рода политическую эквилибристику, обусловленную необходимостью учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы. Социальное государство должно постоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства. Проф. Е.А. Лукашева справедливо пишет: «Отказываясь от ограниченной роли «ночного сторожа» и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступить черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства».11 В этой связи не случайно среди современных политических движений Запада сложилось своеобразное разделение труда: консерваторы делают больший акцент на индивидуальной и политической свободе — правовом принципе, социал-демократы и близкие к ним либералы — на сближении доходов и жизненных шансов как материальном условии свободы каждого, то есть на социальном принципе.

Социальное государство  – это правовое демократическое  государство, которое провозглашает высшей ценностью человека и создает условия для обеспечения достойной жизни, свободного развития и самореализации творческого (трудового) потенциала личности. Под достойной жизнью человека понимается его материальная обеспеченность на уровне стандартов современного развитого общества, доступ к ценностям культуры, гарантированность прав личной безопасности, а под свободным развитием человека – его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

Социальное государство – наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, обеспечения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как: солидарная ответственность поколений и сословий – богатые платят за бедных; здоровые платят за больных; трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных; обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин.

Проведение региональной социальной политики и интегральная оценка ее эффективности осуществляется на основе единства федеральной, региональной и местной социальной политики при условии упорядочения в разграничении их полномочий. При этом должно обеспечиваться комплексное социально-экономическое развитие всех территорий, входящих в Федерацию. Опыт многих европейских государств, являющихся по Конституции социальными, показывает, что они строят свою социально-экономическую политику, опираясь на такие важнейшие принципы, как:

· экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого вида деятельности в сфере наемного труда и предпринимательства;

· доверие к регулирующей роли рынка и, при необходимости, его регулирование с использованием экономических методов;

· развитие и экономическая эффективность социального рыночного хозяйства;

· социальная справедливость и социальная солидарность общества, которые обеспечиваются на основе развития акционерной собственности работников, а также путем налогового перераспределения доходов от богатых к бедным и большей загрузки наиболее трудоспособных членов общества для того, чтобы помочь менее трудоспособным;

· гендерное равенство мужчин и женщин;

· участие всех граждан в управлении государственными и общественными делами, участие работников в управлении производством, развитие системы социального партнерства (Приложение А).

Критериями оценки степени  социальности правового демократического государства также являются:

· соблюдение прав и свобод человека;

· проведение активной и сильной социальной политики;

· обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан;

· адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности;

Информация о работе Социальное государство: понятие и проблемы