Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 11:34, контрольная работа
Принятие в 1993 году Конституции РФ поставило вопрос о необходимости принятия нового законодательства о прокуратуре в соответствии со вновь провозглашенными принципами. Такой закон был принят в 1995 году (Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») и действует по сей день.
Рассмотрим специальную главу «О надзоре за судебными установлениями и должностными лицами судебного ведомства».
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Хабаровская государственная академия экономики и права»
Кафедра теории и истории государства и права
Контрольная работа
по истории отечественного государства и права
Выполнил:
студент 3 курса
группа № Ю (АБВС) 37 – Бир
ФИО: Золотухин Артём Александрович
адрес: г. Биробиджан, ул. Невская,
д. 16 «а», кв. 12.
телефон: 8-924-648-44-47
Проверил:
г. Хабаровск, 2013
Само слово «прокуратура» появилось во Франции во время правления короля Филиппа II. Истоки становления российской прокуратуры относятся к периоду первой четверти XVIII века, когда государственные реформы, проводимые Петром I, поставили вопрос о необходимости создания органа, предназначенного для надзора за соблюдением законности. Таким органом первоначально стал фискалат, который затем преобразован в прокуратуру. Создание и становление прокуратуры в России связано с изданием трёх Указов Петра I. В первом Указе от 12 января 1722 г. Петр учреждает прокуратуру Российской империи, вводит должность обер-прокурора, которым стал П. Ягужинский. Указом только констатировался факт создания в России института прокуратуры, однако функции и другие основополагающие вопросы её организации не раскрывались. Определение места должностей генерал-прокурора и обер-прокурора при сенате, органе, осуществлявшем функции высшего органа государственного управления, а также прокуроров при коллегиях, т. е. отраслевых органах государственного управления, даёт веские основания для вывода надзорной сущности данного учреждения.
Второй Указ был издан 18 января 1722 г. Им учреждались должности прокуроров в надворных судах. Надворные суды занимали особое место в системе государственных учреждений России петровских времён. Учреждение должности прокуроров при надворных судах связывалось со значительным расширением их полномочий, имело целью создание дополнительных гарантий для эффективной работы этого звена судебной реформы.
Третий Указ от 27 апреля 1722 г. «О должности генерал-прокурора» содержал развёрнутую характеристику основополагающих вопросов о прокуратуре. (Ястребов В.Б. «Прокурорский надзор» учебник М.: Городец – издат., 2001г.).
После смерти Петр I прокуратура существенно утратила свои позиции и была практически упразднена. Началом восстановления ее прежнего статуса явился период правления императрицы Анны Иоанновны. В своем Указе от 2 октября 1730 г. императрица Анна Иоанновна предписала "быть при Сенате генерал-прокурорам и обер-прокурорам, а при коллегиях и в других судебных местах - прокурорам и действовать по данной им Должности". Губернские прокуроры были уполномочены опротестовывать незаконные действия местных властей и судов с одновременным уведомлением об этом генерал-прокурора. Однако влияние прокуроров на местах было утрачено, и предать прокуратуре прежние позиции, какие она имела при Петре I, не удавалось. Не удалось это сделать и императрице Елизавете Петровне, хотя она своим Указом от 12 декабря 1741 г. попыталась установить статус прокуратуры на основе Указа Петра I от 12 января 1722 г. Существенной проблемой являлся подбор надлежащих кадров. (Консультант «Возникновение и историческое развитие прокурорского надзора в России» В. Шобухин).
В период царствования
Екатерины II в существенной мере был
усилен местный прокурорский надзор.
Этому в немалой степени
Главная задача
губернского прокурора
В период правления Павла I штаты прокуратуры (как в центре, так и на местах) были значительно сокращены. Однако в целом статус прокуратуры оставался «на высоте». Это был активно действующий государственный орган. Генерал-прокурору со стороны императора Павла I оказывалось большое доверие. Без участия генерал-прокурора не решалось практически ни одно важнейшее государственное дело. Круг и разнообразие вопросов, в разрешении которых принимал участие генерал-прокурор, были чрезвычайно широки. Сюда относились дела прокурорские, судебные, административные, финансовые, военные, хозяйственные и др. (Консультант «Возникновение и историческое развитие прокурорского надзора в России» В. Шобухин).
Своеобразной вехой российской прокуратуры является учреждение в соответствии с Манифестом Александра I от 8 сентября 1802 г. Министерства юстиции. Министр юстиции одновременно являлся генерал-прокурором. Большое внимание уделялось обеспечению независимости прокуроров на местах. ( Ястребов В.Б. «Прокурорский надзор» учебник М.: Городец - издат., 2001 г.).
В 1862 г. Государственным Советом были приняты "Основные положения о прокуратуре", в которых прокуратура определялась как единая и централизованная система органов прокурорского надзора, устанавливалась строгая подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим, провозглашался независимый статус прокуроров от местных органов власти, закреплялась несменяемость прокуроров. Надзор за точным и единообразным исполнением законов сохранялся за прокуратурой.
Судебная реформа 1864 г. наряду с коренным изменением судебной системы затронула и прокуратуру: она получает полномочия по надзору в судах, в это же время формируются и основные принципы деятельности прокуратуры – независимость, единоначалие и др. Прокуроры приобретают права надзора за судебными следователями, широкие полномочия по участию в предварительном следствии, суде, где прокуроры выступают в качестве государственных обвинителей.
За период с 1864 г. по 1917г. коренных изменений российская прокуратура не претерпела, хотя вопросы о необходимости усиления надзорной деятельности прокурора поднимались неоднократно.
В 1917г Декретом о суде № 1 российская прокуратура была упразднена. Однако практика первых лет существования советской власти показала насущную необходимость существования прокуратуры как единого органа, осуществляющего надзор за исполнением законов. И в 1922 году Положением о прокурорском надзоре была создана прокуратура, вошедшая в состав Наркомюста РСФСР, а затем - Верховного Суда СССР.
Самостоятельность советская прокуратура приобрела только в 1933 году, когда было утверждено «Положение о прокуратуре СССР». Тогда же были определены основные задачи и направления деятельности прокуратуры, выделены основные отрасли прокурорского надзора: общий надзор, надзор за законностью действий ОГПУ и милиции, надзор за предварительным расследованием, надзор за правильным и единообразным применением закона судебными органами, надзор за законностью и правильностью деятельности исправительно-трудовых учреждений.
Важным этапом в развитии прокуратуры стало принятие в 1955 году Положения о прокурорском надзоре в СССР, где были отражены основные задачи прокуратуры, средства прокурорского реагирования на обнаруженные нарушения законов и т.д.
Принятие в 1993 году Конституции РФ поставило вопрос о необходимости принятия нового законодательства о прокуратуре в соответствии со вновь провозглашенными принципами. Такой закон был принят в 1995 году (Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») и действует по сей день.
Рассмотрим специальную главу «О надзоре за судебными установлениями и должностными лицами судебного ведомства».
Надзор за судебными установлениями и должностными лицами судебного ведомства, за исключением чинов прокурорского надзора (ст. 252), принадлежит высшим в порядке подчиненности судебным местам, а именно:
1) кассационным департаментам Правительствующего сената - за всеми судебными установлениями и должностными лицами судебного ведомства в империи;
2) судебным палатам - за состоящими в округе каждой из них судебными местами и должностными лицами, кроме мировых судей и их съездов (ст. 64);
3) окружным судам - за всеми должностными лицами, принадлежащими к сим судам и при них стоящими (ст. 249).
Судебное место, обнаружившее неправильное действие или же какие-либо беспорядки или злоупотребления подведомого ему установления или должностного лица судебного ведомства, принимает меры к восстановлению нарушенного порядка, а когда признает нужным привлечь виновных к ответственности, то и возбуждает дисциплинарное о том производство (ст. 270) (ст. 250).
В каждом судебном месте ближайший надзор за скорым и правильным движением дел и за точным исполнением должностными лицами своих обязанностей принадлежит первоприсутствующему или председателю, которые, заметив какие-либо упущения, или отвращают их собственными распоряжениями, или же принимают меры к преданию виновных ответственности в порядке дисциплинарного производства (ст. 251).
Ни судебные места, ни председательствующие в оных не входят в обсуждение действий лиц прокурорского надзора по принадлежности или доводят до сведения министра юстиции (ст. 252).
Чины прокурорского надзора, по праву наблюдений за охранением законов, о всех замеченных ими упущениях судебных мест или должностных лиц судебного ведомства, смотря по важности случая, или сообщают председателям судебных мест, или же доносят в порядке подчиненности прокурорам палат, которые со своей стороны представляют о том министру юстиции (ст. 253).
Общий надзор за
судебными установлениями и должностными
лицами судебного ведомства
Министр юстиции, усмотрев в каком либо судебном установлении накопление дел, медленность или остановку в движении оных, предлагает председателю того судебного установления принять меры к отвращению сего и представить объяснение опричинах (ст. 255).
Министр юстиции
может производить ревизию
Если кассационные
департаменты Сената признают нужным
произвести ревизию судебных установлений
через сенаторов сих
Когда министр юстиции убедится, что накопление дел или медленность в движении оных произошли от неисправности самого судебного установления, то возбуждает о том дисциплинарное производство (ст. 258).
Министр юстиции может посредством частных или циркулярных предписаний поручать состоящим при судебных местах прокурорам или обер-прокурорам принятие законных мер к отклонению нарушения правил внутреннего устройства и делопроизводства в судебных местах (ст. 259).
Канцелярии судебных мест состоят под непосредственным надзором председателей сих мест, а канцелярии кассационных департаментов Правительствующего сената под надзором обер-прокуроров сих департаментов. Ближайший надзор за делопроизводством в канцеляриях и за чиновниками оных принадлежит секретарям и обер-секретарям по принадлежности (ст. 260).
Обязанности по общему надзору были возложены на министра юстиции, который одновременно являлся генерал-прокурором, что давало ему право руководить всей судебной системой и осуществлять надзор за законностью. Большинство прокурорских работников трудились в окружных судах. Статус лиц прокурорского надзора в законе «Учреждение судебных установлений».
Рассмотрим третий раздел данного закона «О лицах прокурорского надзора».
Прокуратура была создана в России в 1722 году. Тогда были учреждены должности генерал-прокурора и обер-прокурора при Сенате, прокуроров народных судов, обер-прокурора Синода. Прокуроры надворных судов положили начало губернской прокуратуре, которая возникает в 1730-х годах и укрепляется с принятием Учреждений о губерниях 1775 года. С момента создания Министерства юстиции в 1802 г. министр юстиции становится одновременно и генерал-прокурором, а губернская прокуратура становится в известной мере органом Министерства юстиции на местах. Свод законов 1832 года не внес изменений в организацию прокурорского надзора. Нормы, регулирующие устройство и деятельность прокуратуры, были рассеяны по разным томам. Специальный закон о прокурорском надзоре не был издан и после судебной реформы. Наряду с данным разделом положение прокуратуры определялось и многими другими статьями Учреждения, а также Уставом гражданского судопроизводства и другими учреждениями и уставами, помещенными в Своде законов (ст. 124).
Число лиц прокурорского надзора постоянно росло. На 31 декабря 1913 года было три обер-прокурора Сената, 26 их товарищей, 14 прокуроров судебных палат, 67 их товарищей, 109 прокуроров окружных судов и 951 их товарищ (ст. 125).
Циркуляром министра юстиции от 14 августа 1879 г. предписывалось оставлять в городах, где находятся окружные суды, минимум товарищей прокуроров, остальные должны были работать и проживать в своих участках. Таким образом, было положено начало своего рода «уездной прокуратуре» (ст.126).
Обер-прокуратура Сената и Синода и до судебной реформы, и после составляли две различные, самостоятельные системы; независимо от них, подчиняясь только генерал-прокурору, функционировала местная (губернская и судебная) прокуратура (ст. 127).
В 1885 году для исполнения прокурорских обязанностей в общем собрании, а также в соединенном присутствии кассационных и первого департаментов и в высшем дисциплинарном присутствии был назначен особый обер-прокурор (ст. 128).
Строгая иерархическая дисциплина, единоначалие и независимость от каких бы то ни было местных, административных и судебных органов - основополагающие принципы организации пореформенной прокуратуры, выделявшие ее в самостоятельный элемент государственного аппарата самодержавия (ст. 129).