Предпосылки появления прокуратуры в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 14:42, реферат

Краткое описание

Само слово «прокуратура» появилось во Франции, во время правления короля Филиппа Красивого. Обвинительный процесс, который установился в судах во Франции XI-XII вв., требовал личного участия тяжущихся и неохотно допускал поверенных. Для короля же было сделано исключение, и он мог действовать через своих поверенных — прокуроров. Такие поверенные выбирались из среды адвокатов и не отличались по своим правам и обязанностям от поверенных других лиц, которые имели на это право. В уголовном судопроизводстве действовал запрет, который сводился к тому, что обвиняемые и обвинители не должны были заменять себя поверенными. Поэтому первоначально прокуроры короля могли участвовать лишь в гражданских делах. Постоянный институт прокуроров учреждается при Филиппе Красивом.

Прикрепленные файлы: 1 файл

прокс-1.docx

— 39.25 Кб (Скачать документ)

Введение

Исследуя всякое правовое явление, истории его уделяют  большое внимание. Эта закономерность вполне применима к прокуратуре, которая только в нашей стране насчитывает почти три столетия. Изучение истории, наглядно показывает причины и предпосылки, развитие и тенденции и, в конечном итоге, перспективы того или иного института  государства.

Само слово «прокуратура» появилось во Франции, во время правления короля Филиппа Красивого. Обвинительный процесс, который установился в судах во Франции XI-XII вв., требовал личного участия тяжущихся и неохотно допускал поверенных. Для короля же было сделано исключение, и он мог действовать через своих поверенных — прокуроров. Такие поверенные выбирались из среды адвокатов и не отличались по своим правам и обязанностям от поверенных других лиц, которые имели на это право. В уголовном судопроизводстве действовал запрет, который сводился к тому, что обвиняемые и обвинители не должны были заменять себя поверенными. Поэтому первоначально прокуроры короля могли участвовать лишь в гражданских делах. Постоянный институт прокуроров учреждается при Филиппе Красивом. С этого момента прокуроры стали королевскими чиновниками. Основная их деятельность сводилась к охране фискальных и гражданско-правовых интересов короля, в частности, путем выступления в суде в качестве одной из сторон. В России прокуратуру основал Петр I. В данном курсовом проекте я рассмотрю предпосылки возникновения прокуратуры в России, и три основных этапа, которые она прошла со времен Петра и до сегодняшнего дня. Это прокуратура Российской Империи, прокуратура Советского периода и прокуратура Российской Федерации. Также будут затронуты перспективы дальнейшего развития данного института государственной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Предпосылки  появления прокуратуры в России

Возможность реализации своих  идей по коренному преобразованию Государства  Российского Петр I получил после  окончания «периода троецарствия», когда был впервые создан единственный прецедент: одновременное юридическое  правление родных братьев Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича  Романовых и их опекунши Софии  Алексеевны Романовой.

А необходимость коренного  преобразования Государства Российского  с целью превращения его из слаборазвитого государства с архаичным  укладом жизни в высокоразвитое, самодостаточное и процветающее уже существовала.

Наиболее серьезным препятствием для такого преобразования представляла так называемая система «кормления», при которой чиновники осуществляли «государеву службу» на безвозмездной  основе и могли себя обеспечить лишь путем «мздоимства» с населения вверенной территории. Это приводило к многочисленным фактам злоупотреблений. В качестве широкого распространения данного социального порока можно привести Именной указ «О злоупотреблениях, происходящих от отдачи на откуп мытов, мостов, перевозов, съестных и других припасов, о стеснении тем народной промышленности и об уменьшении для сего некоторых налогов».

Разумеется, предусматривалась  ответственность за различного рода злоупотребления. Так, в апреле 1654 г. был принят Именной указ «О наказании за взятки». Аналогичен ему по содержанию Именной указ «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за них» от 24 декабря 1714 г. Преступность как социальное явление не только констатировалась, но и принимались соответствующие нормативные правовые акты по борьбе с ней, вплоть до искоренения. В Именном указе «О искоренении воровских людей, беглых солдат и рекрут» от 19 марта 1719 г. речь идет не о пресечении воровства, но об «искоренении» лиц, их совершивших, что может лишь свидетельствовать о широком распространении этого социального явления в Российском государстве. Ответственность за взятки была предусмотрена в Сенатском указе «О наказании за взятки и лихоимство» от 21 мая 1720 г., а также в аналогичных по форме нормативных правовых актах: «О разных Государственных сборах, о наказании хищников за взятки лишением имения и живота» от 22 июня 1720 г. и «О рачительном сборе податей и наказании за взятки» от 3 октября 1720 г. [11,с.250]

1708 территория России  была упорядочена и поделена  на восемь губерний. В 1711 г.  был учрежден Сенат. Так же  система «кормления» подданных,  состоящих на государственной  службе, была заменена новой для  России системой жалования. Эти изменения традиционного отечественного уклада послужили условиями возникновения прокурорского надзора и прокуратуры.

В подтверждение надзора  за должностными лицами приведу следующие  два именных указа: «О надзоре за Касимовским Царевичем и его людьми, и о воспрещении им иметь какие либо сношения с Магометанами других государств» от 11 июля 1651 г. и «О надзоре за высолкою из Тюмени в Касимовскую деревню, на житье, вдовою Рафа Всеволоцкого, с сыном ее и дочерью, бывшею невестою Государя» от 17 июля 1653 г.

Надзор старост как  предпосылка возникновения прокурорского  надзора предусмотрен в Именном  указе «Об учинении для пробы  золотых и серебряных вещей проб клейм, о переписке золотых и  серебряных рядов и лавок, о выборе старост для надзора за торговыми  и мастеровыми людьми для клеймения  золотых и серебряных вещей, со взятием пошлины» от 13 февраля 1700 г.

В Именном указе «Об  отдаче под суд Воевод за противозаконные  поступки и самовольство» от 16 февраля 1700 г. речь идет об ответственности  подданного, осуществлявшего государственную  службу не в соответствии с законодательством.

В Сенатском указе «О подтверждении  Губернаторам, что если в сборе, достальных рекрутов, лошадей и третных доточных из подьячих и монастырских служек учинится медленность, то наложено будет на них Губернаторов взыскание» от 11 июля 1711 г. обнаруживается такая предпосылка, как «взыскание с губернаторов за учинение медленности».

О предпосылке возникновения  прокурорского надзора — «предписание вице-губернатору иметь надзор»  — речь идет в Сенатском указе  «О предписании Архангельскому Вице-Губернатору  иметь надзор за привозимою иностранцами на кораблях мелкою монетою под Московским гербом» от 16 июля 1711 г.

Еще одна предпосылка возникновения  прокурорского надзора — предостережение  губернаторов, вице-губернаторов и  воевод о недопустимости притеснений  при сборе налогов — предусмотрена  в Сенатском указе «О предостережении  Губернаторов, Вице-Губернаторов и Воевод, чтоб посланные от них чиновники для поверки ревизских сказок вотчинах Архиерейских и монастырских, крестьянам и другим обывателям никаких обид и налогов не чинили» от 19 июня 1721 г. [6, с.26] 

 

 

 

 Возникновение  и развитие прокуратуры в Российской  Империи

Первым нормативным правовым актом о прокурорском надзоре  принято считать именной указ Петра I от 12 января 1722 г. «Об обязанностях сенатских членов, о заседании  президентов воинских коллегий, иностранной  и берг-коллегий в Сенате, о бытии  при Сенате генерал- и обер-прокурорам, рекетмейстеру, экзекутору и геральд-мейстеру, а в каждой коллегии по прокурору...». Шесть дней спустя указом от 18 января 1722 г. были учреждены должности прокуроров в надворных судах. Этот указ положил начало ликвидации фискальных органов (они прекратили свое существование 29 декабря 1729 г.) с последующей передачей их функций прокуратуре.

После смерти Петра I прокуратура  фактически бездействовала, в особенности  в период царствования Анны Ивановны, т.е. по существу была ликвидирована. Она  была восстановлена Указом императрицы  Елизаветы Петровны от 12 декабря 1741 г. и наделена теми же правами, которые  имела в период царствования Петра I.

Полностью же прокуратура  сформировалась, как орган надзорного типа при Екатерине П. С разделением  Сената на департаменты Генерал-прокурор охватывает своим контролем всю  их деятельность, а к концу XVIII в., продолжая оставаться органом надзора, фактически становится высшим органом управления общей компетенции. В значительной мере был усилен прокурорский надзор за законностью в деятельности местных (губернских) органов власти. В этом большую роль сыграл правовой акт – «Учреждения для управления губерний» от 7 ноября 1775 г. В соответствии с ним прокуратура стала представлять систему таких органов: генерал-прокурор, губернский прокурор и губернский стряпчий, прокурор и стряпчий при верхнем земском суде, прокурор и стряпчий при губернском магистрате, прокурор и стряпчий при верхней расправе, уездный стряпчий в уезде. В главе XXVIII «О прокурорской и стряпчей деятельности» (ст. 404—410) указанного нормативного правового акта был регламентирован порядок «определения на должность» перечисленных должностных лиц, а также установлены их права и обязанности по общему и судебному надзору. Причем было проведено разграничение между компетенцией губернского прокурора и стряпчего. Если губернский прокурор осуществлял общий надзор, то стряпчий — судебный надзор. Выполнение возложенной на губернского прокурора функции надзора имело определенную специфику. В его компетенцию не входило непосредственное устранение нарушений закона. О выявленных злоупотреблениях губернский прокурор должен был сообщать тому органу, который был правомочен устранить правонарушение — «наместническому правлению», и Генерал-прокурору. В последнем случае преследовалась цель уведомить руководителя прокурорской системы о результатах действий губернского прокурора. Выполнение данной обязанности позволяло также использовать полномочия Генерал-прокурора для устранения правонарушений в ситуациях, выходивших за пределы возможностей губернского прокурора.

Устав благочиния от 8 апреля 1782 г. специально указывал на надзор прокурорских чиновников за нормативно-правовыми  актами.

В период царствования Павла I прокурорский надзор был существенно  ослаблен, сокращены штаты органов  прокуратуры, как в центре, так  и на местах. Однако, несмотря на это, прокуратура продолжала оставаться активно действующим государственным  надзорным органом.

С созданием в 1802 г. Министерства юстиции, министр юстиции одновременно стал занимать должность Генерал-прокурора, а губернские прокуратуры стали  входить в состав органов юстиции  на местах. Манифестом об «Общем учреждении министерств» от 25 июля 1811 г. на Министерство юстиции Российской империи была возложена задача управления всей системой судов и прокуратуры: назначение, перемещение, увольнение всех лиц судебного  ведомства, учреждение и упразднение  судов, надзор за их деятельностью. «Чины  прокурорского надзора» должны были назначаться из лиц «православного исповедывания».

Первым министром юстиции  России и одновременно генерал-прокурором стал знаменитый русский поэт Г. Р. Державин. На этом посту он пробыл немногим более  года, однако именно им было положено начало разработке и правовому закреплению принципов прокурорского надзора и организации собственной деятельности прокуратуры.

22 сентября 1802 г. Державиным  был издан Высочайше одобренный циркулярный ордер. В нем генерал-прокурор предписывал прокурорам, чтобы о каждом определении присутственного места, «несогласном с законами» или относящимся «ко вреду службы, а паче к ущербу интереса императорского величества или к отягощению народному», они, не останавливая исполнение, с «прилежностью» сообщали губернскому правлению и одновременно доносили своему начальнику. В случаях, если какое-либо решение присутственного места, не основанное на законе, было принято на основании предложения вышестоящего министерства, губернский прокурор обязан был немедленно сообщить об этом генерал-прокурору. Обо всех выявленных нарушениях законов, по которым состоялось исполнение и «невозможно отвратить беспорядок, вред или убыток», прокурор обязывался сообщать генерал-прокурору систематически, по «третьим года». При расследовании дел прокурору вменялось в обязанность наблюдать, с одной стороны, «не происходит ли где кому пристрастных допросов, бесчеловечных истязаний и притеснений всякого рода», а с другой — следить, нет ли «упущения и послабления преступлениям, а наипаче сокрытия нетерпимых злодеяний», а также за тем, чтобы следствие «приведено было в надлежащую ясность» и окончено с «совершенным беспристрастием». [5,с.9-10]

По прошествии времени, уже в 1845 году, Уложением о наказаниях уголовных и исправительных была установлена ответственность прокуроров и стряпчих.

А после была судебная реформа 1864 г., которая закрепив основополагающие принципы деятельности прокуратуры, вместе с тем ограничила ее только вопросами  судебного ведомства, а именно: уголовными, гражданскими делами и судебным управлением. В последующем на прокуратуру  были возложены и различные административные функции, что все больше превращало ее из органа надзора в орган государственного управления. Прокуроры приобретают  права надзора за судебными следователями, широкие полномочия по участию в  предварительном следствии, суде, где  выступают в качестве государственных  обвинителей. Целый ряд полномочий приобретает прокурор и в гражданском  судопроизводстве. Однако его общенадзорная деятельность в это время отступает на второй план.

Проанализируя подробней Устав уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 г., можно сказать, что он являлся кодифицированным актом, в котором был урегулирован порядок уголовного судопроизводства. В указанном нормативном правовом акте использовался термин «прокурорская власть» (например, ст. 511). Прокуроры и товарищи прокуроров осуществляли функции надзора и уголовного преследования. Они возбуждали уголовные дела (ст. 297), однако сами предварительного следствия не осуществляли (ст. 278). При рассмотрении уголовных дел в судах прокуроры и товарищи прокуроров в качестве одной из сторон пользовались равными правами с подсудимыми и их защитниками как другой стороной, т.е. обеспечивалась состязательность уголовного процесса.

Порядок гражданского судопроизводства регулировался «Основными положениями  гражданского судопроизводства» 1862 г. и Уставом гражданского судопроизводства. Участвующий в этом виде судопроизводства прокурор осуществлял функцию надзора  за рассмотрением гражданских дел  в присутственных местах губерний и  в Сенате.

 

 

 Прокуратура  страны Советов

26 октября 1917 г. принято  считать началом смены эпох. Именно  в этот день II Всероссийский съезд  Советов принял постановление  «Об образовании Рабочего и  Крестьянского Правительства», которым  предусматривалось образовать для  управления страной «впредь до  созыва Учредительного собрания  временное и крестьянское правительство,  которое будет именоваться Советом  Народных Комиссаров». Контроль за деятельностью этого правительства был возложен на Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов и на его постоянно действующий орган — Центральный Исполнительный Комитет. Декретом СНК РСФСР «О суде» от 24 ноября 1917 г. были упразднены существовавшие «общие судебные установления, как-то: окружные суды, судебные палаты и правительствующий сенат». Для осуществления правосудия были образованы революционные трибуналы. Были упразднены и «институты судебных следователей, прокурорского надзора». При этом дела, производства, архивы и имущество «чинами прокурорского надзора» должны были передаваться «особым комиссарам». Функцию уголовного преследования могли осуществлять «все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами». [7, с.83] 

Информация о работе Предпосылки появления прокуратуры в России