Основные черты права средневекового Китая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 13:41, контрольная работа

Краткое описание

Развитие китайского средневекового права проходило главным образом по линии разработки норм уголовного права, регулирования сословно-ранговых различий, налоговых повинностей населения, обязанностей различных категорий держателей государственных земель, а также лиц, ответственных за сохранение государственной собственности, за пополнение государственной казны. Все эти тесно связанные между собой нормы и составляли содержание многочисленных правовых памятников, династийных сводов законов, получивших название кодексов.

Содержание

1. Источники права средневекового Китая.
2. Уголовное право. Концепция «10 зол».
3. Регулирование имущественных отношений.
4. Брачно-семейное право.
5. Судебный процесс.
Историко-правовые источники
Специальная литература

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольня по ТГиП ЗС 2013.doc

— 111.50 Кб (Скачать документ)

Восьмое зло  — «несогласие, разногласие» между кровными родственниками. К этой категории относился широкий спектр преступных действий: от умысла убить или продать в рабство близкого родственника до избиения женой мужа и доноса на родственников старшего поколения.

Девятое зло  — «несправедливость, неправедность» — включало в себя преступления, совершенные друг против друга лицами, связанными не семейными, а официальными, социально-иерархическими узами, например, убийство подчиненным своего начальника, командира, учителя-наставника в конфуцианской морали, т.е. члена той группы лиц, которая, как и семья, скрепляла социальный порядок. Сюда же были отнесены различные формы выражения женой непочтения к мужу, например неношение по нему траурной одежды и пр.

Десятое зло  — кровосмесительные половые  связи, которые приравнивались к  поведению «птиц и зверей» и включали в себя половые отношения не только с кровными нисходящими и ближайшими боковыми родственниками, но и с наложницами деда и отца.

«10 зол» не покрывали все преступные действия. Они были своеобразным мерилом отношения к другим преступлениям, среди которых во все времена выделялись преступления против конкретного человека, посягательство на его жизнь, здоровье и пр. Наказания при этом определялись в традиционном китайском праве с учетом ряда факторов: социального статуса, отношений преступника и потерпевшего в системе кровнородственных и служебных связей, наличия и интенсивности преступной воли и др. Преднамеренное убийство влекло за собой самое тяжелое наказание — обезглавливание. От ответственности свободного за убийство «по ошибке», во время игры например, можно было откупиться. Только сговор рабов и «буцуев» убить хозяина влек за собой высшую меру наказания, убийство же хозяином своего раба и «буцуя» наказывалось по танскому кодексу 100 ударами толстыми палками, если они провинились перед ним, если нет — то одним годом каторги. Убийство же «по ошибке» в этом случае вообще не наказывалось.

Китайское право  не разделяло административного  и уголовного наказания. Любое нарушение  в сфере деятельности администрации  влекло за собой уголовное наказание, будь то опоздание или невыход  на работу чиновника или разглашение государственной тайны. При этом чиновник не нес наказания за противоправное действие, если оно было совершено по приказу начальника.

Говоря об общих  принципах уголовного права, следует  отметить, что китайский законодатель учитывал в ряде случаев формы вины: умысел и неосторожность, — но не всегда последовательно. Формальная неопределенность, размытость границ моральной нормы ли и как следствие этого отсутствие сформулированного в законе правового понятия, определения препятствовали четкому разграничению в праве форм вины, приводили к частому использованию при вынесении наказаний таких категорий, как неведение, неумышленность, небрежность, забывчивость, ошибка. Эти понятия широко применялись еще в древности в качестве оснований для помилования.

 

3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Средневековое право Китая складывалось в условиях непрекращающегося противоборства социально-классовых сил, интересы которых были преимущественно связаны  или с государственной, или с  частной собственностью на землю.   Нормы частного права не получили самостоятельного развития в праве Китая, хотя глагол «ю» в значении «иметь собственность» был известен в Китае еще в IV в. до н.э.

Земля в Китае рано стала  продаваться и покупаться, дробиться  на мелкие участки или концентрироваться в крупные наделы, но, какие бы превращения землепользование не претерпевало, частный или коллективный владелец мог распоряжаться лишь правом на пользование и распоряжение ею. Третьей составляющей современного права собственности – правом владения, т.е. правом физического господства над вещью, право считать данную вещь своей, соединенное с внешне выраженным намерением владельца обращаться с вещью, как с собственной, - в Китае никакие иные субъекты права, кроме государства, обладать не могли, и их права на данную вещь никогда не переходили в полную частную собственность. Данный правовой институт представляется весьма интересным: человек мог пользоваться плодами данного земельного участка (право пользования), мог продать или завещать его (право распоряжения), однако данный участок все равно не считался его участком в полном смысле этого слова. На этом пути стояло государство, сохранявшее свою неизменную руководящую роль в хозяйственной жизни. Социально - экономическая структура, сложившаяся в Китае и вообще в странах Азии, исключала политические и правовые гарантии, которые могли бы создать условия для процветания частной собственности вообще и на землю в частности. Кризисный для такой структуры рост частной собственности незамедлительно влек за собой реформы, восстанавливающие экономический контроль государства.

Верховная государственная  собственность на землю сосуществовала в Китае с общинным землевладением крестьян. Действовала система «общественных полей», при которой общинная земля обрабатывалась сообща и девятая часть урожая отправлялась в виде ренты-налога на содержание правителя и знати, а также на государственные и общественные нужды.

Рост крупного частного землевладения, сопровождавшийся разорением крестьян и сокращением  числа налогоплательщиков, привел к  реформам 485 г., когда была введена  надельная система – система «равных полей», при которой крестьяне получали от государства участок с целевым назначением – под посевы зерновых, конопли и посадку тутовых деревьев. Большая часть участка, предназначаемая для посева зерновых, предоставлялась лишь во временное пользование и отбиралась государством после превышения податного возраста крестьянином или в случае его смерти. Другая, незначительная часть земельного участка передавалась по наследству.

В 780 г. н.э. надельная  система была отменена и была введена «двухразового» налога, при котором налогом облагались частные землевладельцы соответственно размерам землевладения. Одновременно были сняты запреты с продажи земли, которые были введены в действие вместе с реформами 485 г., что привело к новому росту частного землевладения. Вместе с ним растет и число арендаторов, прикрепленных к земле.

Пресечь чрезмерный рост частного землевладения пытался своими реформами в империи Сун в XI в. император Ван Анши. Стремясь остановить «поглощение» крестьянских земель, он упорядочил налоговую систему, усилил государственный контроль за продажей земли. Все акты продажи земли, рабов и скота в это время подлежали регистрации органами государственной власти. Только регистрация сделки в местной администрации означала, что акт купли-продажи завершен. При этом взималась государственная пошлина в размере от 4% до 6% покупной стоимости. Землю мог продавать только лично землевладелец, глава семьи. Преимущественным правом покупки пользовались родственники и соседи. При продаже оговаривалось, что продавец не имеет права востребовать землю обратно.

 Коллективная собственность на землю долго продолжала существовать в форме неразделенной семейной собственности, родовой собственности, выделенной на поддержание культа предков и на общинные кладбища. Особый вид собственности представляла собой собственность буддийских и даосских общин. Первоначально отчуждение большесемейной собственности допускалось лишь в случае крайней нужды с правом последующего выкупа. Эти ограничения и определили широкое развитие института заклада земли, особенностью которого было то, что залогодатель длительное время не терял на заложенную землю права собственности, сохраняя право выкупа земли после истечения срока уплаты долга. По указу 962 года право выкупить землю даже по истечении срока уплаты долга передавалось и потомкам залогодателя.

В результате всех этих реформ к XII в. в Китае стали выделяться три формы землевладения: семейное (частное), общинное и казенное. Общественными были выпасы для скота, а также леса, болота и озера. К особой категории, наряду с землями казны, относились земли императорского двора.

 Китайское  право очень рано стало различать  собственность на поверхность  земли, на ее недра и на  строения, которые были самостоятельной  от земли недвижимой собственностью, право на которую могло принадлежать  не собственнику земли.

В целях поощрения землевладения с древнейших времен существовало право каждого занимать бесхозные или покинутые земли. По истечении определенного срока эти земли считались принадлежащими обрабатывающим их.

В китайском  обязательственном праве особое место отводилось договорам займа, ссуды. При договоре купли-продажи, как уже было сказано ранее, главным условием действительности сторон являлось соглашение сторон. Виновные в заключении торговых сделок без добровольного согласия сторон, с применением силы или по завышенным ценам наказывались битьем палками. Существовала государственная монополия на ряд товаров: соль, чай и др. При заключении договора купли-продажи привлекались также поручители и свидетели.

 

 

 

4. БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ ПРАВО.

Неразрывная связь  брачно-семейного права с религиозной традицией определяла стойкую преемственность его норм в средневековом праве. Устои патриархальной семьи - господство отца над членами семьи, мужа над женой и пр. - определили характер этих норм. Семейное право в Китае базировалось на принципах конфуцианской морали. Еще в эпоху Хань конфуцианизация законов привела к усилению мер наказания за проступки перед родителями и старшими в роде. Для средневекового Китая характерна большая патриархальная семья с абсолютной властью отца, с многоженством, культом предков.

Китайская семья  строилась согласно представлениям о семье как о первичной  социальной ячейке, функционирующей  на основе естественных законов в  общей системе социального порядка. Первейшей целью брака было обеспечение  физического и духовного воспроизводства семьи, которое достигалось рождением прежде всего мужского потомства. Отсутствие потомства рассматривалось конфуцианством как проявление сыновней непочтительности, наиболее тяжким из других видов непочтения к родителям.

Женщина полностью  зависела от власти мужа, личного имущества она не имела, права в наследовании женщин были ограничены. Брак заключали родители. Брак заключался семьями жениха и невесты и оформлялся соглашением. Мужчины могли вступать в брак с16 до 30 лет, а женщины - с 14 до 20. В соблюдение данных пределов было вовлечено и государство, следившее за тем, чтобы они не нарушались. С этой целью, по свидетельству некоторых источников, особый чиновник составлял списки мужчин и женщин, достигших предельного возраста, и наблюдал, чтобы все тридцатилетние мужчины брали себе в жены девушек, достигших 20 лет. Браки между представителями разных сословий, родственниками запрещались. Главой семьи считался мужчина. Мужчине позволялось взять вторую жену, привести в дом наложницу. Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было появление мужского потомства. Браку предшествовало соглашение семей жениха и невесты, не требовавшее согласия брачующихся, но обязательно предусматривавшее согласие отца. Брак заключался по решению старших представителей (прежде всего мужчин) двух семей. Был распространен обычай помолвки еще не родившихся детей.

Если семья  просватанной девушки отказывалась от заключения брака, то старшие в  ее семье наказывались 60 толстыми палками, а брак заключался. Если семья жениха, за которой признавалась инициатива сватовства, отказывалась от заключения брака, это не считалось преступлением, ей только не возвращались сделанные свадебные подарки. Если девушку одновременно сватали за двоих, виновным полагалось 100 толстых палок. Если после того как девушка была просватана за одного, ее выдавали за другого, виновные наказывались полутора годами каторжных работ. Девушку отдавали в жены тому, кто первый просватал ее.

Были запрещены  браки китайца с монголкой; маньчжурки (дочери маньчжуров, служащих знаменитых войск пекинского гарнизона) не имели  права выходить замуж за китайцев; не допускались браки китайцев с  туземками острова Тайвань.

Запрещались браки  свободных с рабами, с родственниками по мужской линии в любой степени родства, с лицом, носящим ту же фамилию.

Запрещалась полигамия, второй брак при жизни первой жены признавался недействительным. У  мужчин могло быть неограниченное число  наложниц, права которых определялись обычаем.

Развод в Китае допускался по обоюдному согласию супругов - китайский брак не носил священного, нерасторжимого характера. Муж мог требовать развода в случаях бесплодия жены, распутства, проявления непочтения к мужу и его родителям, болтливости, склонности к воровству и др. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продавал в рабство или принуждал к аморальному поведению.

Муж имел семь законных оснований на развод: отсутствие детей, неверность жены, ревность к мужу со стороны жены, тяжелое заболевание жены; воровство, совершенное женой.

Если жена не подавала ни одного из семи поводов  для развода, а муж тем не менее  разводился с нею, он наказывался  полутора годами каторжных работ. Отсутствие детей было основанием для развода только после того, как жене исполнилось пятьдесят лет.

Процедура развода  была простой: муж отправлял жену в ее прежнюю семью с письмом, в котором должно быть указано  основание для развода. Если глава  семьи отказывался ее принять, к  рассмотрению дела привлекались авторитетные люди селения, а уж затем и власти, которые окончательно решали вопрос.

Китайское право  закрепляло главенство мужа в семье. Недостатки не мужа, а жены служили  основанием для развода; закон требовал исключительной верности жены мужу, в то время как муж мог иметь наложниц. Жена не имела права донести на мужа; донос же мужа на жену рассматривался как донос старшего на младшего. Муж не отвечал за убийство жены по ошибке, а жена отвечала. Жена строго наказывалась за оскорбление свекра и свекрови, причинения им побоев. Даже если свекор пытался изнасиловать сноху, а она, сопротивляясь, убивала его, она подлежала смертной казни. В отношении своих детей, невесток, слуг, наложниц мужа жена была хозяйской, госпожой.

Информация о работе Основные черты права средневекового Китая