Многонациональное государство в широком и узком смысле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 07:49, реферат

Краткое описание

Плод вынашивается матерью девять месяцев. Даже если мы сочиним закон, по которому ребенок должен появиться за месяц, будем всем обществом принуждать мать поскорее родить - ничего, кроме беды, не получится. Наши законы должны соответствовать объективным законам развития общества, тогда они во благо.
Мы создаем проблемный комитет, куда войдет группа ученых, социологов, экономистов, философов, которые проанализируют всесторонне состояние нашего общества и выявят особенности развития его частей. Проблемы, общие для всех и частные для отдельных. Здесь потребуется участие академических институтов и национально-культурных центров.

Прикрепленные файлы: 1 файл

проблемы многонациональности стран(р).docx

— 43.56 Кб (Скачать документ)

Введение

Нам дается шанс использовать многонациональность государства, как преимущество для ускоренного экономического и культурного развития наций и национальностей Республики Казахстан. Для этого необходимо планировать и формировать политику взаимодействия.

Для этого необходимо, чтобы, кроме общих трудностей, были осознаны проблемы каждой группы населения республики, каждой национальности. И сообща, государственно и индивидуально участвовать в разрешении этих проблем. Одни решаются быстро, другие потребуют десятилетия. И важно не пытаться решить их экстренно и кардинально. Иначе можно сделать их вовсе неразрешимыми.

Плод вынашивается матерью девять месяцев. Даже если мы сочиним закон, по которому ребенок должен появиться за месяц, будем всем обществом принуждать мать поскорее родить - ничего, кроме беды, не получится. Наши законы должны соответствовать объективным законам развития общества, тогда они во благо.

Мы создаем проблемный комитет, куда войдет группа ученых, социологов, экономистов, философов, которые проанализируют всесторонне состояние нашего общества и выявят особенности развития его частей. Проблемы, общие для всех и частные для отдельных. Здесь потребуется участие академических институтов и национально-культурных центров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многонациональное государство в широком

и узком смысле

Многонациональное государство —

1) в широком смысле — многонациональным считается государство, в котором проживают представители более чем одной национальности. На практике же в мире почти нет национально однородных государств. Многонациональные государства различаются по форме политического устройства (империя, национальное государство, федерация, конфедерация), по статусу земель с компактным проживанием национальных меньшинств (автономная республика (край), национально-культурная автономия, полуавтономия, анклав, резервация, и т.д.), по статусу национальных меньшинств (оформлена диаспора или нет, по степени защиты их культурных, языковых, образовательных прав и т.д.).

В империи и национальном государстве основную роль играет титульная нация, а статус остальных понижен. Для продвижения вверх по социальной лестнице индивид должен или принадлежать к титульной нации, или демонстрировать ей полную лояльность вплоть до ассимиляции. В федерации суверенитет на внутреннем уровне осуществляется путем разделения компетенций между федеральным правительством и по крайней мере двумя субъектами федерации, которые могут быть выделены на административно-территориальной, а могут — и на национальной основе. В конфедерацию объединяются земли с одинаковым суверенитетом и правами на добровольной, конституционной или договорной основе. Собственно, конфедерация представляет собой настолько рыхлое и редко встречающееся в истории образование, что некоторые ученые сомневаются, можно ли считать ее государством, или ее надлежит определять как форму добровольного объединения суверенных государств, делегирующих часть своих прав общему правительству для решения конкретных задач. Исходя из этих определений, наиболее комфортно этносы чувствуют себя в рамках конфедерации или — в меньшей степени, федерации.

Конфедерация — форма, встречавшаяся в основном в исторической ретроспективе (США в ранний период своей истории, кратковременно существовавшие государства — союз Сербии и Черногории в 2003-2006 гг., Сенегамбия, 1982–1989), Союз Африканских Государств (в 1960-1962 гг. объединял Мали, Гвинею и Гану). Сегодня конфедерацией можно назвать Боснию и Герцоговину.

В наши дни в мире более 20 государств называют себя федеративными республиками, и все они являются многонациональными (Аргентина, Австрия, Бразилия, Венесуэла, Германия, Индия, Мексика, Микронезия, Непал, Нигерия, Пакистан, Россия, США, Швейцария, Эфиопия, ЮАР и т. д.).

В рамках федераций и даже национальных государств территории с компактным проживанием отдельных этносов могут получать статус автономии (принимающей различные иерархиезированные формы — республика, область, край, округ и т.д.). Автономия может иметь свои органы власти, обладающие определенными полномочиями в вопросах экономики, сбора и распределения налогов, социальной политики, культуры, здравоохранения, образования и т.д. Но они не имеют федеральных политических полномочий, своих вооруженных сил, права на осуществление внешней политики и т.д.

Существует также понятие национально-культурной автономии, принимающей форму общественной организации (общественного движения). Это добровольные объединения граждан, принадлежащих к одному этносу (являющемуся в данном контексте национальным меньшинством), которые объединяются в какию-либо общественную структуру с целью защитить и развить культурные особенности своего этноса — открыть клуб, школу, музей, создать национальную ассоциацию и т.д. Национально-культурная автономия — понятие неполитическое. Его обосновали еще в начале ХХ в. австрийские социал-демократы, так называемые австромарксисты О. Бауэр и К. Реннер. Для Австро-Венгерской империи была актуальной проблема сохранения этносами империи национальной самобытности в имперском контексте. Сохранение культуры, языка, образования, обычаев отдельных народов без претензий на суверенитет и политическое самоопределение, получившее название «культурной автономии», виделось австромарксистам выходом из данной ситуации, спасением для национальных меньшинств и тем компромиссом, на который бы пошли имперские власти.

После II мировой войны идеи национально-культурной автономии получили большое распространение. Ее предоставление национальным меньшинствам казалось выходом из национальных противоречий и путем к созданию толерантного многонационального государства.

Так, например, Аландские острова в составе Финляндии имеют свой официальный язык — шведский, свое особое местное гражданство (швед. Åländsk hembygdsrätt), даже собственный парламент (лагтинг), особое налогообложение, выпуск собственных почтовых марок и т.д. 6 % населения Финляндии говорит по-шведски, имеют свои газеты, литературу, право деловой и официальной переписки на шведском языке, перевода законов на шведский язык, культурные шведские организации и т.д. Кроме того, в 1992 г. был принят закон о саамском языке, согласно которому даже для такого этнического меньшинства, как саамы (менее 8000 человек) обязателен перевод на саамский язык финских законов, если они затрагивают интересы саамов.

В Бельгии 60 % населения — фламандцы, говорящие на разных диалектах нидерландского языка, и 40 % — франкоязычные валлоны. Для фламандцев и валлонов устраиваются отдельные университеты (например, Лювенский университет представлен двумя отдельными университетами: фламандским в собственно Лювене и французским в Лювен-ля-Нёв (Louvain-la-Neuve — «Новый Лувен»), издается национальная пресса или издания одновременно на двух языках, обеспечивается национальная культурная жизнь. В 1963 г. были приняты законы о языках, в 1980 г. французский и нидерландский языки в Бельгии были уравнены в правах, но их использование сосредоточено в районах компактного проживания предтавителей той или иной нации.

Попытка создания многонационального государства как союза равноправных свободных союзных республик с правом на самоопределение и автономных республик была предпринята в СССР. Союзные республики имели свои конституции, правительство, выборные верховные органы, свои коммунистические партии. В рамках республик официальный статус имели национальные языки. Всячески поощрялись пролетарский интернационализм, «дружба народов» (был учрежден даже одноименный орден), изучение истории и культуры «народов СССР», разного рода культурные контакты, фестивали и т.д. Предполагалось, что такая политика в перспективе приведет к слиянию равноправных народов и образованию принципиально новой общности людей — советского народа (в данном случае он выступал синонимом нации). Крушение СССР в 1991 г. и его стремительный распад, «парад национализмов» в бывших союзных республиках, вылившийся даже в войны на национальной почве (на Кавказе и в Средней Азии) показали всю безосновательность этих надежд и неправильность политики СССР в национальном вопросе. СССР не смог стать толерантным многонациональным государством, межэтничческие противоречия оказались загнанными далеко вглубь, но не изжитыми навсегда. Как только их перестал сдерживать рухнувший коммунистический режим, страна — СССР — распалась, а националисты в республиках начали построение собственных национальных государств.

Историческая практика показала, что многонациональное государство возможно только при сильном устойчивом демократическом режиме. При нем главной ценностью является личность человека и его права, и это экстраполируется и на этнические меньшинства. Развитие национально-культурных автономий в демократиях Европы во второй половине ХХ в. было реализовано вполне успешно и явилось успешной апробацией способов решения наицонального вопроса в некоторых госудаствах. В то же время, в ряде европейских стран (Испания, Великобритания, балканские государства) проблемы многонациональных государств не решены, а в последние десятилетия даже обострились из-за иммиграционных процессов.

2) в узком смысле многонациональным государством называется государство, где ни один из этносов не доминирует над другими и не составляет большинства. Считается, что многонациональным можно назвать государство, где ни один этнос не превышает 2/3 населения. Например, в конституции Индии официальный статус имеет 21 язык — цифра, поражающая воображение, но не столь уж и большая, если учесть, что в Индии 1652 языковых диалекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование многонационального государства

Объединение русских земель вокруг Москвы, создание единого Рус­ского государства способствовало сплочению русских людей, складыва­нию великорусской народности. Центром этой народности стало населе­ние, жившее во Владимиро-суздальской земле, где восходила к силе и сла­ве Москва. Теперь уже все реже жители бывших княжеств вспоминали, что они являются новгородцами, рязанцами, тверичами, и все чаше ощущали себя великороссами. Это крепнувшее чувство принадлежности к одной ро­ждающейся народности объяснялось несколькими важными причинами.

Во-первых, появившейся общностью территории. Теперь Москва яв­лялась столицей всей Руси, и каждый человек ощущал себя принадлежа­щим к этому большому государству. Во-вторых, на общей территории бы­стро развивалась общность единого великорусского языка. Отныне, конеч­но, весьма постепенно, начинает складываться единый русский разговорный язык, что для москвича, что для рязанца, что дтя жителя дале­кой новгородской окраины. Этому способствовали все укрепляющиеся торговые связи между различными русскими землями. Важное значение в складывании единой русской народности имела общерусская борьба про­тив Орды.

Но на огромной территории сложившегося Русского государства жили не только великороссы. Подобно Древнерусскому государству Россия складывалась как многонациональное государство, и это тоже одна из его характерных особенностей.

Некоторые из угро-финских племен, живших в Окско-Волжском меж­дуречье (меря, мешера), входили еще в состав Древнерусского государства. Теперь они стали частью единого Русского государства. Другая часть жив­ших здесь утро-финнов (мордва, мари) долгое время сохраняла свою неза­висимость, хотя владимиро-суздальские, а потом московские князья упор­но стремились подчинить их себе. С появлением Золотой Орды эти народы стали данниками Сарая. Но с ослаблением Орды они вновь попали в зави­симость от Москвы. С трудом и ожесточением проходило подчинение вольнолюбивых лесных жителей московским порядкам, пока, наконец, окруженные со всех сторон русскими землями, они не стали частью насе­ления единой страны. Тем не менее эти народы сохраняли на протяжении веков свои обычаи, культуру, традиции. Центральная власть всеми мерами поддерживала устанавливающиеся добрососедские отношения между уг­ро-финскими народами Поволжья и русскими жителями. Активно вели в их среде православную проповедь деятели церкви. Спустя годы и десяти­летия некоторые народы приня ли крещение. Но не все так безоблачно бы­ло в отношениях Москвы и поволжских народов. Государство заставляло их платить налоги пушниной, продуктами леса, московские феодалы и мо­настыри захватывали их земли. Это вызывало протесты, восстания. Про­стые же люди — русские крестьяне, ремесленники жили с ними бок о бок, у них были общие радости, общие беды.

На северо-западе вместе с Новгородскими землями в единое государ­ство вошли давно уже дружественные Руси племена корелов, ижоры, а так­же непокорная и свободолюбивая чудь, которая неоднократно поднимала восстания как против русского владычества, так и против натиска немец­ких крестоносцев.

Еще в XIV в. началось постепенное продвижение русских в земли Ве­ликой Перми, где жили племена зырян и перми. Там, во времена Дмитрия Донского вел миссионерскую (проповедническую) деятельность епископ Стефан, получивший впоследствии имя Пермского. Он учил местных жи­телей грамоте, вел другую просветительскую деятельность. Обращение зы­рян и перми в христианство проходило на сугубо добровольной основе. Стефан вошел в историю этих народов как их друг и учитель.

В период первых войн с Казанским ханством московские воеводы поя­вились в землях, расположенных по реке Каме, окончательно подчинили Москве вольнолюбивый Вятский край, а вместе с ним и жившие здесь ме­стные племена вотяков.

Опираясь на свои крепости, торговые и промысловые фактории (укре­пленные пункты), построенные еще в Новгородской земле, московские воеводы набирали отряды, состоящие из «охочих людей» (т. е. доброволь­цев) и шли с ними на покорение северных и приуральских народов. Их привлекала жажда наживы, стремление захватить новые земли. Тамошние владения были богаты пушным товаром, который высоко ценился на рус­ских и иностранных рынках. Новая власть заставляла местных жителей, после подчинения Москве, платить налоги (ясак) пушниной. Вместе с тем скупщики, промысловики за гроши скупали или за безделушки выменива­ли у местных жителей дорогие меха и наживали на этом большие деньги. Иногда дело доходило и до откровенного грабежа.

К концу XV в. окончательно была подчинена Пермская земля. Здесь началось насильственное крешение местного населения. Сперва Москва оставляла власть в руках тамошних князей, а с начала XVI в. назначала здесь своих наместников. В это же время были завоеваны и земли племени вогулов, живших по Иртышу, и югры, обитавшей на Нижней Оби. Их кня­зья были пленены, а племена стали данниками Москвы. Таким образом, началось продвижение русских на Восток — в Зауралье и Западную Си­бирь.

 

 

 

Классификация стран по национальному признаку

  1. однонациональные (т.е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия), Азия (Саудовская Аравия, Япония, Бангладеш, Корея, некоторые небольшие страны), в Латинской Америке (т.к. индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций), в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар);
  2. с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния, Китай , Монголия, США , Австралийский Союз, Новая Зеландия и др.);

Информация о работе Многонациональное государство в широком и узком смысле