Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:06, реферат
Римское право характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство). Особенно большое значение имеют те правомерные действия, которые направлены на установление, изменение или прекращения права обязанностей (так называемые сделки). Римские юристы не выработали общего понятия сделки, они знали только отдельные конкретные договоры.
Различны и возможные формы товарищеских объединений с точки зрения характера прав на объединяемое имущество: общность имущества товарищей может выразиться в наиболее сильной форме - в образовании права общей собственности; это всегда бывает при societas omnium bonorum. При societas omnium bonorum все имущество, принадлежащее лицам, вступающим в этот договор, немедленно становится общим всех их имуществом, так как, хотя бы и не было специальной традиции, но предполагается молчаливая традиция; но нет препятствий и к тому, что товарищи ограничиваются установлением обязательственных взаимоотношений, обращают свои имущественные ценности на некоторую общую цель, сохраняя каждый за собой свое индивидуальное право собственности.
Вклады. Договор товарищества предполагает вклады со стороны каждого из товарищей и участие товарищей в прибылях и убытках.
Вклады товарищей могут состоять в имущественных взносах: деньгами, другими имущественными ценностями, услугами, сочетанием отдельных из названных форм. Как уже отмечено выше, вклады могут, по намерению сторон, быть соединены в качестве обмена собственности всех товарищей, а могут остаться в собственности каждого товарища и поступить лишь в общее всех пользование для целей товарищества. Деньги и другие заменимые вещи, если они соединены в одну массу и утратили индивидуальность, неизбежно становятся общей собственностью всех товарищей.
Равенство вкладов и долей участия товарищей в общем деле не является необходимым, но при отсутствии в договоре указаний доли участия товарищей предполагаются равными
Участие в прибылях и убытках.
Как правило, должна быть равномерность в распределении между всеми участниками товарищества и положительных, и отрицательных результатов деятельности товарищества. Точно так же, если в отношении распределения, допустим, lucrum, положительных результатов деятельности товарищей в договоре прямо указаны доли отдельных товарищей (неравные), а в отношении отрицательных последствий, убытков, damnum никакого указания не дано, убытки должны быть разложены между отдельными товарищами в такой же пропорции (similes partes erunt), как прибыль.
Во всяком случае, недопустимым признавался такой договор, по которому на одного из участников товарищества возлагается исключительно несение убытков, без какого-либо участия в прибылях от ведения общего дела, а другому - предоставляются одни только доходы.
Вообще, товарищество, заключенное со злым умыслом или для обмана, недействительно, так как "fides bona contraria est fraudi et dolo" (добрая совесть несовместима, противна обману и умыслу), а договор societas есть именно сделка bonae fidei.
Определение договора. Таким образом, договор товарищества, societas, можно определить следующим образом: под societas, или товариществом, разумеется договор, по которому двое или несколько лиц объединяются для осуществления общей дозволенной хозяйственной цели, участвуя в общем деле имущественным вкладом или личной деятельностью или сочетанием имущественного взноса с личным и услугами, с тем что прибыли и убытки от ведения общего дела распределяются между всеми товарищами в предусмотренных договором долях, а при отсутствии в договоре указаний по этому вопросу - поровну.
Срок не является при договоре товарищества существенно необходимым условием (essentiale negotii): оно может быть установлено на определенный срок, может быть заключено in perpetuum, id est dum vivunt (т.е. навсегда, на все время жизни), просто - без всякого срока, или на неопределенный срок. В двух последних случаях все-таки не устанавливается пожизненной связанности сторон, ввиду того, что за товарищем признавалось, с соблюдением известных условий, право одностороннего отказа от договора.
Прекращение товарищества. В качестве договора строго личного и основанного на особом взаимном доверии товарищество прекращается, как только отпадает доверие или вообще согласие всех товарищей на продолжение общего дела. По словам Гая, товарищество остается лишь до тех пор, пока товарищи продолжают оставаться в согласии. Даже если товарищи примут на себя взаимное обязательство не прекращать объединения, такое обязательство не имеет силы. Nulla societatis in aeternum coitio est), т.е. не может быть товарищества навеки. Как только кто-либо из товарищей заявляет о своем отказе оставаться в товариществе, товарищество прекращается.
Таким образом, из специфически личного
характера товарищества вытекает, что
оно прекращается односторонним отказом
товарища от договора. Однако если товарищество
заключено на срок, а отказ товарища заявлен
без достаточного основания, то такой
товарищ (по словам Павла) socium a se, non se a
socio liberat, т.е. другого товарища освобождает
от обязанностей по отношению к себе, но
себя не освобождает от обязанностей по
отношению к товарищу. Павел поясняет
затем: если после заявления об отказе
от договора будет получена прибыль (compendium),
отказавшийся товарищ в ней не участвует;
но если будет dispendium (затраты, убыток),
соответствующая доля ляжет и на отказавшего.
Это место источников следует понимать
в том смысле, что юрист не имеет в виду
такое положение вообще на весь срок договора;
речь идет лишь о тех мероприятиях, которые
уже начаты и которые отказавшийся бросил
на середине. Отказ от договора вообще
не должен быть заявлен intempestive, несвоевременно,
т.е. товарищ, не желающий продолжать договорные
отношения с товарищами, должен приурочить
свой отказ к такому моменту, когда это
связано с наименьшими невыгодами для
дела.