Консенсуальные контракты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 20:06, реферат

Краткое описание

Римское право характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство). Особенно большое значение имеют те правомерные действия, которые направлены на установление, изменение или прекращения права обязанностей (так называемые сделки). Римские юристы не выработали общего понятия сделки, они знали только отдельные конкретные договоры.

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 93.00 Кб (Скачать документ)

   Наниматель при пользовании вещью должен был сообразовываться с содержанием договора и хозяйственным назначением вещи. Наниматель нес ответственность за всякого рода повреждения и ухудшения нанятой вещи, если они произошли по его вине (хотя бы легкой).

   По окончании найма нанятая вещь должна быть возвращена без задержки и в надлежащем состоянии. В случае несвоевременного возвращения нанятой вещи наниматель был обязан возместить наймодателю убытки, понесенные им от несвоевременного возвращения вещи.

   Наниматель не лишен был права (если не было противоположного соглашения с наймодателем) передать нанятую вещь в пользование другому лицу (поднаем). Разумеется, такая передача нанятой вещи поднанимателю не снимала с основного нанимателя ответственности перед наймодателем за сохранность вещи и надлежащее ее использование. Наниматель вообще отвечал от своего имени (в данном случае это значит: как за свою вину) за вину всех, кого он допускал к нанятой вещи.

   Договор найма вещи в некоторых случаях мог быть прекращен односторонним отказом от него той или другой стороны. Такое право признавалось за нанимателем, в частности, тогда, если предоставленная наймодателем вещь оказывалась непригодной для пользования. Наниматель мог также отказаться от договора, если пользование вещью связано с серьезной опасностью.

   В ряде случаев имеет право прекратить договор наймодатель, а именно, если наниматель злоупотреблял своим правом пользовался вещью так, что портил ее и т. д., если нанятая вещь требовала ремонта, а выполнение его невозможно без прекращения пользования нанимателя, наконец, если вещь оказалась необходимой для личных надобностей наймодателя.

   Прекращение договора найма: Смерть той или иной стороны не прекращала договора найма. Прекращался договор найма истечением срока, но если фактически пользование вещью со стороны нанимателя продолжалось и по окончании срока, договор считался возобновленным по молчаливому согласию сторон.

                                                 Наем услуг.

Одна сторона — нанявшийся (locator) — принимал на себя обязательство в пользу другой стороны — нанимателя (conductor) — исполнить определенные услуги и отдавал ему свою силу, а кондуктор за эти услуги платил локатору условленное вознаграждение, нанимая на определенный срок или без срока.

   В отличие от locatio-conductio operis, имевшего целью предоставление подрядчиком готового результата работы, договор найма услуг имел предметом выполнение отдельных услуг по указанию нанявшего. Это обстоятельство приводило неизбежно к известной зависимости нанявшегося от нанимателя. Нанявшийся выполнять известные работы за плату фактически ставил себя в положение, близкое к положению раба. В тех случаях, когда по характеру отношения зависимость нанявшегося от нанимателя признавалась недопустимой, прибегали к договору поручения.

   Договор найма услуг мог быть заключен или на точно определенный срок, или без указания такого срока. В последнем случае каждая сторона могла в любое время заявить об отказе от договора. Нанявшийся был обязан исполнять в течение срока договора те именно услуги, которые предусмотрены в договоре, притом исполнять лично, без замены себя другим лицом. Наниматель был обязан оплачивать услуги в условленном размере. Как и при найме вещей, уплата наемной платы по договору найма услуг производилась postnumerando, т. е. по истечении той единицы времени, за которую производился расчет. Если нанявшийся не мог вследствие болезни или иной причины выполнять условленные услуги, он не имел права и на вознаграждение. Если же нанявшийся готов был оказывать условленные услуги, но его услугами наниматель не воспользовался по не зависящим от нанявшегося причинам, последний сохранял право на вознаграждение.

   Однако неиспользование нанимателем услуг ненанявшегося не должно было служить для последнего источником обогащения путем получения платы за один и тот же период времени от двух нанимателей: заработанное (на стороне) нанявшимся за то время, пока наниматель не пользовался его услугами, засчитывалось в счет вознаграждения, причитающегося нанявшемуся по данному договору. 

                                       Наем работы, подряда.

   Договором подряда называется договор, по которому одна сторона (подрядчик conductor) принимала на себя обязательство исполнить в пользу другой стороны (заказчика locator) известную работу, а заказчик принимал на себя обязательство уплатить за эту работу определенное денежное вознаграждение.

   Подрядчик (кондуктор) принимал на себя обязательство исполнить в пользу заказчика (наймодателя) известную работу, за что локатор принимал обязательство уплатить денежное вознаграждение.

   Отличие этого договор от предыдущего  договора (найма услуг) заключается  в том, что по договору найма услуг нанявшийся обязан был к предоставлению отдельных услуг; договор же подряда направлен на то, что бы подрядчик дал определенный opus, законченный результат.

    Договор подряда в тех случаях,  когда подрядчик работает своим  материалом (полностью или в части), близко подходит к договору купли – продажи. Различие между обоими этими договорами проводилась римскими юристами в зависимости от того, кто дает главный (основной) материал для выполнения работы.

   Подрядчик обязан был исполнить  и сдать работу как законченный результат в соответствии с договором, надлежащим образом в установленный срок, в надлежащем состоянии по качеству работы.

   Подрядчик отвечал за всякую  вину, не исключая легкой (culpa levis).

Подрядчику  разрешалось пользоваться при исполнении договора услугами других лиц, но с тем, что за их вину подрядчик отвечал как за свою собственную.

   По вопросу о том, кто несет  риск случайной гибели или  порчи работы, указания источников  несколько разноречивы. Основной  принцип, по которому решаются в источниках отдельные казусы, сводится к тому, что случайная гибель или порча работы, происшедшая до сдачи работы, ложится на подрядчика, после сдачи - на заказчика.  На обязанности заказчика лежала уплата условного вознаграждения.

   Если в процессе исполнения работы выяснялась невозможность исполнить работу за условленную цену, в основание, которого положена смета, составленная подрядчиком, от заказчика зависело или согласиться на увеличение вознаграждения подрядчика, или приостановить работу и отказаться от договора.

   Если заказчик произвольно отказывался  принять от подрядчика исполненную  им работу, то он не освобождался  от обязанности уплатить подрядчику  предусмотренное договором вознаграждение. Если заказчик прервал выполнение  заказанной работы раньше срока, и подрядчику удалось использовать освободившееся время на другой работе, его заработок по этой второй работе засчитывался в счет вознаграждения, причитающегося от первого нанимателя. 

                                     Договор поручения (mandatum):

   Договор поручения— это консенсуальный контракт, по которому одно лицо (доверитель) поручало, а другое лицо (поверенный) безвозмездно принимало на себя исполнение каких-либо действий в пользу доверителя.

   Предметом договора поручения могли быть как действия юридического характера (заключение сделки), так и фактического (бесплатный ремонт).

   Самым главным признаком договора поручения была его безвозмездность. Если вознаграждение и выплачивалось, то только по желанию доверителя, и носило форму не платы, а гонорара.

   Поверенный был обязан выполнить поручение в полном соответствии с указаниями доверителя. Изменять поручение, даже если это было к выгоде доверителя, поверенный не имел права.

   Если же поверенный превысил свои полномочия или совершил действия без согласования с доверителем, то последний был вправе отказаться от всего для него приобретенного.

   Не требовалось обязательного личного исполнения поверенным взятого на себя обязательства. Однако поручение должно было быть исполнено лично поверенным, если это было прямо предусмотрено в договоре или вытекало из существа обязательства. Если поверенный имел право прибегать к услугам помощников, то перед доверителем он отвечал только за правильный выбор помощника, но не за его действия.

   Поверенный был обязан передать доверителю результаты исполнения поручения и предоставить отчет.

   Если поверенный уклонялся от передачи всего приобретенного для доверителя, последний имел право предъявить иск из поручения. Удовлетворение по этому иску влекло для поверенного infamia (бесчестье).

Несмотря  на то, что поверенный исполнял свои обязанности безвозмездно, он был  обязан возместить доверителю все возникшие  у того убытки, в том числе, и  из-за легкой небрежности поверенного.

   Доверитель был обязан принять результат, достигнутый при исполнении поручения, а также компенсировать поверенному все расходы, который тот понес в связи с исполнением поручения.

   Если доверитель от компенсации уклонялся, то поверенный имел право предъявить ему иск.

Договор поручения прекращался:

  • надлежащим исполнением;
  • в результате одностороннего отказа любой из сторон договора, поверенный мог отказаться от поручения только в том случае, если это не приведет к ущербу для доверителя, поэтому об отказе следовало заявлять заблаговременно;
  • смертью одной из сторон.

   Вместе с тем наследники умершего поверенного были обязаны продолжать исполнение поручения до момента, пока доверитель не сможет принять исполнение на себя либо перепоручить его другому лицу. Указанные выше основания прекращения договора поручения свидетельствуют о большой степени личного фактора в процессе его исполнения. Договор поручения не следует смешивать с договором поручительства.

   Договор поручительства — это договор, по которому одно лицо (поручитель) обязывалось перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части. Поручительство являлось способом обеспечения исполнения обязательства.

   Поручительство устанавливалось в форме стипуляции. Кредитор сначала задавал вопрос должнику, а затем обращался к поручителю с вопросом типа: «Обещаешь ли дать то же самое?». Поручитель должен был ответить: «Обещаю».

   Поручительство не могло превышать размера того обязательства, исполнение которого оно обеспечивало.

   Поручительство, хотя и имело акцессорный (добавочный) характер, однако не признавалось субсидиарным обязательством. Это означало, что ответственность поручителя наступала с момента невыполнения должником своих обязательств перед кредитором, а не после невозможности взыскать долг с должника.

   Таким образом, кредитор, не получивший в срок исполнения по обязательству, имел право по своему усмотрению предъявить иск либо должнику, либо непосредственно поручителю.

   По праву Юстиниана кредитор должен был сначала попытаться взыскать долг с должника, и лишь в случае неудачи мог обратиться с требованием к поручителю.

  После того, как поручитель исполнил свое обязательство, то есть уплатил долг должника, он получал к нему право регресса.

   Право регресса — это право поручителя взыскать уплаченную им сумму с лица, за которого он поручился (то есть с должника). 
 
 

                                      Договор товарищества:

Договор товарищества (societas) — когда двое или несколько лиц объединялись для осуществления той или иной общей дозволенной хозяйственной цели, участвуя в общем деле имущественным вкладом, личной деятельностью или сочетанием имущественного взноса с личными услугами с тем, чтобы прибыль и убытки от ведения общего дела распределялись между всеми товарищами в предусмотренных договором долях, или при отсутствии указаний в договоре, поровну.

                                           Виды товарищества.

   Общность имущества может быть установлена по договору в самых разнообразных размерах и формах. Пределы общности в смысле ее размеров определены Гаем как societas totorum bonorum, общность всего имущества, настоящего и будущего, включая и случайные (ex fortuna) приобретения, с одной стороны, и societas unius negotii (или unius rei), объединение для отдельного, единичного дела, с другой стороны.

   Между этими двумя крайними пределами возможны самые разнообразные комбинации. Особенным распространением пользовалась societas quaestus - договор, по которому члены товарищества объединяют свое имущество, предназначенное для определенной промышленной деятельности, и все (как положительные, так и отрицательные) результаты этой деятельности (но не случайные поступления, lucrum ex fortuna).

Информация о работе Консенсуальные контракты