Источники римского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 11:24, контрольная работа

Краткое описание

Под источником права в юридической науке обычно понимают внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающие нормы права. Источники римского частного права – это способы выражения и закрепления правовых норм римского частного права.
На всем протяжении истории общества мы не встречаем другой системы частного права, достигшей такой детализации и столь высокого уровня юридической формы и юридической техники, как римское право.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Обычное право…………………………………………………………………..5
Законы……………………………………………………………………………7
Эдикты магистратов…………………………………………………………….10
Деятельность юристов…………………………………………………………..13
Кодификация римского частного права………………………………………..15
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………...18

Прикрепленные файлы: 1 файл

римское право.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

                      

Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………3

Обычное право…………………………………………………………………..5

Законы……………………………………………………………………………7

Эдикты магистратов…………………………………………………………….10

Деятельность юристов…………………………………………………………..13

Кодификация римского частного права………………………………………..15

Заключение………………………………………………………………………17

Список литературы……………………………………………………………...18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Под источником права в юридической  науке обычно понимают внешние формы  выражения правотворческой деятельности государства, т.е. акты компетентных государственных органов, устанавливающие нормы права. Источники римского частного права – это способы выражения и закрепления правовых норм римского частного права.

На всем протяжении истории  общества мы не встречаем другой системы частного права, достигшей такой детализации и столь высокого уровня юридической формы и юридической техники, как римское право. Многие новейшие юридические конструкции как из кирпичиков складываются из основных, элементарных понятий и категорий, разработанных именно в римском праве.

В центре частного права  стоит единоличный субъект собственности, самостоятельно выступающий в обороте  и единолично несущий ответственность  за свои действия. Индивидуализм в  римском частном праве - это индивидуализм домохозяина, рабовладельца, ведущего хозяйство и сталкивающегося на рынке с другими такими же хозяевами.

В римском праве на протяжении его истории формами  правообразования служили: 1) обычное  право; 2) законы; 3) эдикты магистратов; 4) деятельность юристов.

По кругу субъектов, на которых распространялось римское  частное право, можно выделить:

  1. источники цивильного права
  2. источники преторского права

Цивильное действовало  только в отношении римских граждан, а преторское – это совокупность правил (актов) в которых излагались отношения между римлянами и чужестранцами.

На сегодняшний день не представляется сколько-нибудь серьезным  изучение права, особенно гражданского, без изучения римского частного права, раскрывающего многочисленные институты и понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обычное право.

 

«Обычное право – это совокупность неписанных правил поведения (обычаев), которые сложились в Древнем Риме в результате их неоднократного традиционного применения и санкционирования государством»1.

Для обычного права не характерна выраженность его требований в скрупулезно точных постановлениях. Поэтому нормы, вытекающие из обычного права - особые по содержанию и по характеру; главным образом это принципиальные предписания границ или типа дозволенного правового поведения.

Обычаи могут играть двоякую роль: во-первых, они заменяют указания других более определенных источников права, прежде всего законов; во-вторых, обычаи свидетельствуют о способе применения законов и других источников права в юридической практике - и это второе значение обычаев не исчезает даже при полном переходе к чисто государственному нормированию права.

Обычаи признавались источником права в том случае, если отсутствуют конкретные требования, выраженные в других формах: “В тех  делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями”. Однако всякий обычай признавался имеющим правовую силу. Обычай не должен был противоречить закону, подразумевая, что он его дополняет и своего рода “оживляет”; безусловным считалось, что обычай не в силах отменять указание закона. Для своего признания в качестве правового требования, т.е. дающего основание для защиты судом, обычай должен отвечать некоторым дополнительным критериям:

1) он должен выражать продолжительную правовую практику, во всяком случае в пределах жизни более одного поколения;

2) он должен выражать  однообразную практику - причем безразлично,  действия или бездействия;

3) он должен воплощать  неотложную и разумную потребность  в правовом именно регулировании ситуации, т.е. далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могут составить правовое требование обычая (например, не создают такового обыкновение “давать на чай”, разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т.п.).

Специфику правового  применения обычая составляло то, что  ссылающийся на обычай должен сам  доказать факт его наличия, обычай не предполагался в суде, а доказывался.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законы.

 

Главным воплощением  писаного права римская правовая культура считала законы. Для  признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, то есть так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован (тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы). Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т.д. Сохранились полулегендарные сведения о законах, издававшихся от имени римского народа первыми царями - Нумой Помнилием, Сервием Туллием и др. «Закон должен был содержать определенные элементы: введение или указатель обстоятельств издания; rogatio или текст, который мог подразделяться на главки и т.п.; sanctio, где постановлялись последствия нарушения закона и ответственность нарушителей»2.

Самым принципиальным моментом в становлении  римского законодательства стало издание  в середине V в. до Н.Э. Законов XII Таблиц, написанные точным, простым и кратким слогом. «Они содержали предписания подчеркнуто формального характера, которые относились: к частному процессу (Tab. I, II, VI); к процессу закабаления должника кредитором (Tab. III, VI); к личным и имущественным отношениям супругов и детей (Tab. IV); к наследственным распоряжениям (Tab. V); к землеустройству (Tab. VII); к деликтам (Tab. VIII); к некоторым основам публичного права (Tab. IX); к регулированию отношений, связанных с погребениями и содержанием мест захоронений (Tab. X); а также к запрещению браков между патрициями и плебеями, к исправлениям, внесенным в календари, к преступлениям, к спорным вещам и т.д.  (Tab. XI и XII)»3. Однако законам XII таблиц присущи многие недостатки древнего права: казуистичность (изложение предписаний не в общем виде, а применительно к конкретным случаям), неполнота (многие положения закона подразумевались, не оспаривались и не требовали записи), недостаточная систематизированность (нормы частного и публичного нрава, процессуальные нормы могли быть изложены подряд), формализм (требование произнесения некоторых фраз, запинка в которой влекла проигрыш дела в суде, недействительность договора и т.п.).

Законы XII Таблиц положили основание развитию того, что стало  обобщенно называться римским общегражданским  правом и складывалось из двух основных форм - понтификального истолкования и последующего законодательства.

После Законов XII Таблиц в Риме было принято около 800 законов, но только 30 относятся к частному праву. В их числе: закон Петелия, который запретил казнить и продавать в рабство за границу неоплатных должников; закон Канулея, отменивший запреты на браки между патрициями и плебеями; закон Лициния – Секстия, который ограничил частное землевладение пятьюстами югерами земли; закон Аквилия, установивший денежную ответственность за убийство чужого раба или животного, за поджог либо иной вред причиненный телесным воздействием на телесную вещь и тем самым создал институт возмещения ущерба и т.д.

С течением времени понятие  закона претерпевало изменения. Так  на смену республиканским  leges пришли сенатусконсульты, которые, в свою очередь трансформировались в императорские mandata, aedicta, reskripta и decreta.

Мандат – это правила, которые устанавливали компетенцию  тех или иных чиновников.

Эдикты – это любые  предписания императора, касающиеся, как правило, населения, которые он выносил на основе своей собственной власти, как и любой иной римский магистрат.

Декреты – это решения  императора, касающиеся судебной власти. Принимались императором в тех случаях, когда он рассматривал дела или по первой инстанции сам, или на основании так называемых апостолов, т.е апелляционных жалоб на судебные решения нижестоящих магистратов.

Рескрипты – это ответы самого императора или его канцелярии по различным частноправовым или  судебным вопросам. Они выносились не как решения конкретного судебного дела, а как ответы на прошения граждан.

«Юлиан пишет: «Ни законы, ни сенатконсульты не могут быть написаны таким образом, чтобы они обнимали все случаи, которые когда-либо произойдут, но достаточно, чтобы они распространялись на то, что большей частью случается». А раз так, то вполне возможно и допустимо подвергать законы самому широкому толкованию, как расширительному, так и ограничительному»4.

Когда толкование закона ничего не разъясняло, то пользовались эдиктами и interpretation юристов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эдикты магистратов.

 

Одной из форм правообразования, специфичной именно для римского права, являются эдикты магистратов.

Термин "эдикт" происходит от слова dico (говорю) и в соответствии с этим первоначально обозначал  устное объявление магистрата по тому или иному вопросу. С течением времени эдикт получил специальное значение программного объявления, какое по установившейся практике делали (уже в письменной форме) республиканские магистры при вступлении в должность.

«Эдикты магистратов – это специальный акт (программа), который издавался республиканским магистром при вступлении в должность»5.

В традициях римского государственного политического строя не существовало чисто административных функций  должностных лиц государства; большинство  из них имели и судебные, и собственно правительственные полномочия. Из этого права магистратов сформировалась вариация римского гражданского права, основанная на этом своеобразном источнике нормообразования, - магистратское право, или jus honorarium. Выраженный в наличии этой формы права, наряду с законом, дуализм права составил одну из важнейших черт всей римской юридической культуры, особенно существенную для исторического приспособления формализовано-консервативных норм законов к обновляющимся условиям других времен.

Полномочия по изданию  правоформирующих эдиктов имели  только некоторые из римских должностных  лиц - магистратов. Полномочия вытекали из:

jurisdictio - права лично  отправлять правосудие в определенной  сфере, 

imperium собственно специального уполномочия  высшего магистрата, согласно которому ему предоставлялась власть как судебная, так и административно-принудительная в целях общего блага, в том числе и “поддерживать, дополнять и улучшать jus civile”.

Только jurisdictio в чистом виде обладали т.н. курульные эдилы, в обязанность которых входило поддержание общественного порядка в узком смысле; вторым видом полномочий, помимо консулов, обладали начальники провинций (правители) и преторы. Соответственно важнейшими видами магистратских указов (edicta), формировавших магистратское, или должностное, право, стали: эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты. (Первоначально распоряжения магистратов давались устно, откуда происходило и название e-dicta, затем они выставлялись на форуме написанными на досках.)

Эдикты эдилов касались преимущественно вопросов правового  регулирования торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых  требований, вытекавших из рыночного  оборота. Провинциальные эдикты заключали  в себе, как правило, предписания троякого рода: утверждение местных узаконений и правовых обычаев, нововведения собственно начальников провинций - главным образом в административной, и финансовой сфере, заимствования из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или 1гровииции по усмотрению начальника.

Важнейшими для формирования jus honorarium стали преторские эдикты. Право  издания указов претором появляется одновременно с учреждением в 366 г. до н.э. самой преторской магистратуры. Поскольку в обязанности и полномочия городского претора входила “охрана мира и порядка” в городе, а тем самым и общий контроль за правоприменением, постольку в его функции вошли не только собственно личное отправление правосудия, но и дача рекомендательных указаний назначаемым судьям по вопросам применения права. При назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те правоположения и принципы, которых будет держаться в течение года (срок преторских полномочий). Различались новые и  перенесенные эдикты: в первых указывались новшества правоприменения и юридической практики, провозглашаемые претором в осуществление принципов законов; во вторых претор только заявлял, что будет держаться воззрений и практики своего предшественника, В другом отношении эдикты подразделялись на:

1) постоянные, где указывались  правоположения, обязательные для  юридической практики на протяжении  всего срока полномочий;

2) непредвиденные, касавшиеся  казусных обстоятельств, либо  правоприменения в отношении  отдельных личностей. 

«Свободу в составлении эдиктов преторы имели до самого конца классического периода, когда по указанию императора Адриана юрист Сальвий Юлиан составил текст окончательного эдикта, формулировки которого менять было нельзя»6. «Содержание прежних эдиктов в совокупности было окончательно зафиксировано. Преторы продолжали выставлять эдикт в Риме и в провинциях, но только в окончательной редакции Юлиана. Другими словами, была произведена кодификация преторского права»7.С этого момента преторы не могли создавать новые процессуальные средства.

Информация о работе Источники римского права