Государственный строй

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Создание единого Российского централизованного государства способствовало
укреплению позиций господствующего класса феодалов. В XVI-XVII вв. на Руси происходил процесс дальнейшего развития феодального землевладения, укреплялась поместная система. Отдельные группы феодалов постепенно консолидировались и объединялись в единое сословие, завершалось всеобщее и полное закрепощение крестьян. Укрепление государства способствовало и расширению его территории. По размерам своей территории, составу и численности населения Россия уже XVII в. была крупнейшим в мире многонациональным государством.

Содержание

Ведение 4
I Общественный строй 6
1.1Формирование сословного строя 6
1.2 Правовой статус сословий 7
II Государственный строй 16
2.1 Царь и Боярская дума 16
2.2 Земский собор 19
2.3 Приказы 22
2.4 Местное самоуправление 31
Заключение 35
Библиографический список 36

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 74.89 Кб (Скачать документ)

Аппарат Посольского приказа в XVII в. значительно возрос. В приказе появились структурные части - повытья, возглавляемые старшими подьячими: три повытья ведали сношениями с Западной Европой, а два - с Азией. В составе приказа числились переводчики (для устного), золотописцы (для росписи дипломатических грамот). Посольский персонал имел несколько степеней: великие послы, легкие послы (посланники), гонцы, посланцы. Компетенция Посольского приказа значительно возрастает. Он заведовал не только дипломатическими сношениями с иностранными государствами, но и торговлей с иностранцами, приезжими иностранцами вообще, кроме тех, которые определялись на службу в Русском государстве (ими заведовал возникший еще в конце XVI или начале XVII в. Иноземный приказ), донскими казаками, татарами, помещенными на русских землях (в Москве, Касимове, Ярославле и других городах); приказ являлся судом для иностранцев с русскими, управлял некоторыми городами, доход с которых поступал на нужды приказа (Каси мовым, Романовым и др.),

Гранатным двором, железоделательным  заводом Марселиса, корабельной верфью в Дединове на Оке, Немецкой слободой (до 1666 г., когда она была передана в Разряд), даже некоторыми монастырями по их челобитьям (Воскресенским, Симоновым, Киево-Печерской лаврой и др.), почтой с иностранными государствами через Курляндию и Польшу; с конца XVIII в. приказ заведовал вотчинами и солеварнями Строгановых. Во второй половине XVII в. во главе приказа становятся ближние бояре - А. Л. Ордин-Нащокин, А. О. Матвеев, В. В. Голицын, проводившие более самостоятельную от Боярской думы политику. С 60 - 70-х годов Посольский приказ объединял ряд приказов; ему были подчинены: Новгородская, Галицкая и Владимирская четверти, Малороссийский, Смоленский, Литовский, Великороссийский, Печатный и Полоняничный (Заведовал выкупом русских воинов, попавших в плен.)приказы.

В XVII в. Ямской приказ сохранял значение одного из важнейших приказов государства. Ямщики определялись теперь на жалованье  государства как особая сословная  группа служилых людей: за их содержание население платило особый налог. Во главе каждого яма с начала XVII в. стоял назначенный приказам ямской приказчик, а ямской слободой управлял староста. Обострение классовой борьбы в XVII в. вызвало значительное расширение аппарата группы судебно-полицейских приказов.

Общее руководство полицейской  расправой по разбойным, татебным и приводным делам принадлежало Разбойному приказу, во главе которого стояла целая следственно-служебная коллегия из боярина (окольничего), дворянина (стольника) и двух дьяков. Приказ имел разветвленную сеть местных органов - губных старост и губных изб, осуществлял надзор за устройством тюрем во всем государстве. В чрезвычайных случаях приказ посылал наделыциков и сыщиков из центра.

Полицейское управление, а также  разбойные и татиные дела по Москве осуществлял Земский приказ; он ведал вопросами городского благоустройства и борьбы с пожарами. На протяжении всего века Земский приказ проводил переписи дворов и церквей. В конце XVII в. Земский приказ был объединен со Стрелецким.

Из четырех территориальных  судных приказов, созданных в конце XVI в., Дмитровский и Рязанский вскоре исчезли. Продолжали действовать Московский и Владимирский судные приказы, которые являлись привилегированными судами для представителей всех групп господствующего класса феодалов о "всяких делах бояре, окольничие, думные и ближние люди, и стольники и стряпчие, и дворяне и всякие помещики и вотчинники". Указом 3 ноября 1699 г. оба эти приказа были соединены в один под названием "Судный".

Юридическое оформление индивидуального  закрепощения крестьян, регистрацию дворовых всех вотчинников и помещиков, всякого рода кабал и крепостей осуществлял Холопий приказ. Здесь писались кабальные на холопов, оформлялись на них "крепости", рассматривались тяжбы бояр и служилых людей из-за холопов. В этот приказ вотчинники и помещики подавали заявления ("явки") о беглых, о которых приказ вел обширную переписку с воеводами. Обращались в приказ и холопы - с челобитными с отысканием свободы от холопства. Приказная и воеводская волокита порождала поток челобитных на имя царя, подаваемых ему в походах, на праздники и пр. После их разбора царем и Боярской думой давался указ, который после подписывался думным дьяком. После этого челобитная отсылалась в Челобитный приказ. Подьячие этого приказа на площади вслух зачитывали решения и отдавали их челобитчикам, а те направлялись в соответствующий приказ, где дело по царскому указу и разрешалось. Уложение 1649 г. отменило порядок прямой подачи челобитных царю, что сократило функции приказа и повело к его фактическому упразднению: указом 9 февраля 1685 г. Челобитный приказ был присоединен к Владимирскому судному. Челобитные недовольных решениями Поместного и Холопьего приказов вотчинников и помещиков из Челобитного приказа передавались в специально созданный в 1619 г. Приказ сыскных дел который являлся главным образом судом по земельным и холопьим делам.

В 1625 г. из Приказа сыскных дел  выделился Приказ приказных дел - орган особых поручений в области управления, финансов и т. д.

С возрастанием значения финансовой функции Русского государства усложнилась и система финансовых приказов. Сбор государственных прямых налогов в отдельных местностях осуществляли Четвертные приказы, которые с начала XVII в. носят территориальные названия: Новгородская (1601), Галицкая (1606), Устюжская (1611), Владимирская (1629), Костромская (1629) четверти. Четвертные приказы XVII в. были не только финансовыми, но и территориальными приказами. Они ведали населением городов и уездов, управлением и судом. Новгородской четверти были подведомственны 65 городов, Галицкой и Устюжской четвертям - по 22 города, Владимирской четверти - 26 городов, Костромской - 21 город. Если территория Новгородской четверти представляла собой более или менее сплошной массив бывших новгородских земель, то города других четвертей были разбросаны по всему государству. В Галицкой четверти наряду с северными городами Галичем и Белоозером находились расположенные в междуречье: Оки и Волги - Шуя и на юге государства - Белев. Впрочем, особенно в первой половине XVII в., города часто меняют свою подчиненность тому или иному приказу.

Большие доходы в государстве приносили  таможенные сборы. В Русском государстве XVII в. насчитывалось до 20 только внутренних таможенных пошлин. Выезжал торговец из города и с него брали выездные деньги, а в городских воротах - воротные за проезд по дороге с него брали проезжие, а по мосту - мостовые; при выезде в город с него брали выездные деньги, а когда торговец располагался для торговли на торговой площади, с него брали амбарные, избные, с места, со скамьи, шалашные, полавочные и другие сборы. Таможенными сборами государства ведал в XVII в. Приказ большого прихода. Он же сдавал на откуп бани, лавки, гостиные дворы и погреба, взимал плату с клеймения товаров, с мер - "чем всякие товары и питья меряют". В отдельные периоды этому приказу передавались даже ямские сборы. В отличие от всех других финансовых приказов, Приказ большого прихода был чисто финансовым приказом, не управлявшим никакой территорией. В 1680 г. этот приказ был упразднен и его дела были переданы в Приказ большой казны.

В начале XVII в. возник Приказ большой казны, ведавший сборами прямых налогов с городского населения, занятого торговлей и ремеслами. В отношении к этому населению приказ выполнял административные и финансовые функции. Приказ руководил выборами специальных сборщиков оброчных денег среди торговых людей и ремесленников; в него поступали и сами сборы. Кроме того, в ведении приказа находилось и монетное дело. На подведомственном приказу Денежном дворе под надзором дворянина или дьяка мастера чеканили монету. Приказ выпускал монету в обращение, преследовал ее подделку. С 1680 г. этот приказ стал ведать таможенными и частично кабацкими сборами. Приказ этот существовал до 1718 г. Огромные расхищения государственных средств, производимые чиновниками приказов, побудили правительство установить некоторые робкие формы государственного контроля.

В 1656 г. был учрежден особый Счетный  приказ. Нерегулярно, каждый раз по специальному указу, дьяки и подьячие всех приказов должны были являться в  этот приказ с приходными и расходными книгами для проверки правильности и законности финансовых операций приказов. Кроме того, этот приказ до 70-х годов (когда возник особый Доимочный приказ) производил сбор недоимок и остатков за прошлые годы. Приказ существовал до 1701 г.

Лишь условно к группе финансовых приказов можно причислить Печатный приказ. Грамоты, или "памяти" (напоминания), посылаемые из приказов по царскому указу воеводам, челобитным, подаваемые в приказы людьми разных классов, жалованные грамоты, удостоверявшие получение служилыми людьми или монастырями поместий или вотчин, вводные грамоты, утверждавшие в праве наследства, заемные, закладные, исковые и другие документы учреждений и частных лиц не имели юридической силы без государевой печати. Для этого каждый документ предъявлялся в созданный еще в конце XVI в. Печатный приказ, существовавший до 1722 г. Начальник его, думный дьяк-печатник, у которого печать висела на шее, прикладывал ее к документам. Со всех предъявленных в приказ документов здесь взимались печатные пошлины. Монастырский приказ был в действительности не только "суд во всяких истцовых исках" на духовных лиц и их крестьян, как это определялось Уложением. Реальные права этого приказа были гораздо шире. Он имел широкие административные функции: определял и отрешал от места настоятелей, келарей, казначеев монастырей, выбирал священников и дьячков, отменял и перерешал решения епископов. В 1650 г. приказ разослал воеводам чисто полицейское предписание о наказании лиц, не соблюдавших церковных обрядов, посылкою их в монастырь на покаяние. От Приказа большой казны Монастырский приказ наследовал финансовые функции по сбору с монастырских и церковных земель чрезвычайных денег, хлеба, даточных, мастеровых, по контролю за монастырскими и церковными средствами.

 

2.4 Местное управление

Основным звеном местного управления XVII в. был воевода. Эта должность существовала со второй половины XVI в. лишь в некоторых пограничных городах, где была необходимость нести более твердую военную и гражданскую власть. Претенденты на место воеводы - бояре, дворяне и дети боярские подавали на имя царя челобитную, в которой просили назначить на воеводство, чтобы "покормиться", но официально воевода за свою службу получал, помимо вотчин, и поместные денежные оклады жалованья. Воевода обычно назначался Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой и подчинялся тому приказу, в ведении которого находились соответствующий город с уездом. Срок службы воеводы простирался обычно один-три года. В Шуе с 1613 по 1689 г., за 79 лет, сменилось 52 воеводы, а в Якутске за 1645 - 1652 - пять воевод. В больших городах было несколько воевод (в Астрахани - три-четыре, Пскове - два-три); один из воевод (назначенный из бояр) был главный, другие считались его товарищами; они назначались из окольничих, стольников и дворян. В небольших городах был один воевода. В слободах и волостях воевода осуществлял свою власть с помощью особых должностных лиц - приказчиков. Воевода имел приказную, или съезжую избу, в которой производились все дела по управлению городом и уездом; она возглавлялась дьяком. Здесь хранились государевы грамоты, приходные и расходные книги и росписи разных податей и сборов и сами сборы (государева казна).

В крупных городах приказные  избы разделялись на столы; столы  состояли в ведении подьячих. Число подьячих в съезжих избах могло быть различным. В 1647 г. в Ладоге был всего один подьячий, в Старой Руссе - три, Вятке - 13, в Новгороде - 25 подьячих. Кроме подьячих, в приказной избе были приставы, или наделыщики, рассылыщики и сторожа, которые приводили в исполнение приказания воеводы. В особом ящике хранилась государева печать; воевода имел и свою печать. Из отрывочных описаний можно восстановить и внешний облик приказной (съезжей) избы. При смене одного воеводы другим старый воевода сдавал новому все дела и казенное имущество по описям и книгам (сдаточным описям или росписным спискам); один экземпляр описи посылался в тот приказ, в котором ведался город с уездом. Направляясь на воеводство, воевода получал из приказа наказ, определявший круг его деятельности. Воевода управлял вверенной ему территорией. Он осуществлял охрану феодальной собственности, боролся с укрывательством беглых, с нарушением казенного интереса (кормчества), со всякими нарушениями порядка вообще (бой, пожар, мор), ведал городовым и дорожным делом, надзирал за судом губных и земских старост. Административно-полицейский надзор воеводы простирался и на личную жизнь местного населения. В крупных городах полицейский надзор за населением, укреплениями и караулами осуществлял подчиненный воеводе городничий (бывший городовой приказчик). Широкими были финансовые функции воеводы. Составляемые в этом случае писцовые книги заключали описание земель по количеству и качеству, доходность земель (урожайность), повинности и пользу землевладельца - феодала. Где за основу исчисления брались дворы (в городах), в писцовые книги заносились сведения и о них. Очень широкими были военно-административные функции воеводы. Он верстал на службу служилых людей - дворян и детей боярских, вел их списки с указанием имения, жалованья, исправности службы каждого, делал им периодические смотры и отправлял их на службу по первому требованию Разрядного приказа. Ведал воевода и местными служилыми людьми "по прибору": стрельцами, пушкарями и т. п. На ответственности воеводы были все городские учреждения, крепостные пушки, различные военные и казенные съестные припасы, которые он принимал и сдавал по описи. На окраинах государства воевода заведовал и пограничным делом: он высылал разъездные "станицы" и "сторожи" в степи, устраивал "засеки", острожки и засечные крепости. В силу этих сложных функций в разной степени подчинения воеводы находился ряд должностных лиц: осадный голова (комендант крепости), засечные, острожные, стрелецкие, казачьи пушкарские, объезжие, житничьи и ямские головы.

В XVII в. продолжали существовать обе  формы "самоуправления" - губная и  земская. Губными делами (т. е. уголовным  судом) в каждом округе - губе - ведал  губной староста, его помощниками  были губные целовальники. Все судопроизводство и делопроизводство по губным делам проводилось в губной избе, где находился губной дьяк и подьячие. В ведении губных старост находились тюрьмы с тюремными служителями (целовальниками, сторожами), палачи, а также выборные от населения - сотские десятские.

Губного старосту свободное население  округа выбирало из дворян или детей  боярских; целовальники выбирались из черносошных крестьян или посадских. Круг деятельности губных органов в XVII в. значительно возрос. Кроме разбойных, татиных дел и душегубства, в их ведение попали фактически все уголовныe дела: поджоги, насилия, сыск беглых и т. п. Хотя статья 3-я гл. XXI Уложения 1649 г. и подчеркивала самостоятельность губных дел от воевод, которым "таких дел ничем не ведать", в действительности губные старосты находились вначале под надзором, а затем и в подчинении воевод. Еше в начале XVII в. шуяне жаловались царю, что воевода "в губные дела вступаетца", то впоследствии воевода сделался прямым начальником губного суда, а губной староста - его помощником. Неудовлетворенность состоянием уголовного суда, злоупотребления самих губных старост толкали правительство на раз личные реформы. В 1669 г. губные старосты были подчинены назначаемым правительством губных сыщикам; губные и тюремные целовальники отменялись, а вместо первых назначались губные дьячки, а вторых - стрельцы и наемные сторожа. В 1679 г. были упразднены и губные сыщики и губные старосты, а уголовный суд на местах был передан воеводам; в 1684 г. правительство восстановило губных старост.

В течение всего века существовали и земские органы "самоуправления"- земские старосты и целовальники, избираемые черносошными крестьянами и посадскими людьми на сходах в городах, станах, волостях и погостах. Эти органы ведали раскладкой податей между населением, надзирали за тем, чтобы тяглецы не уклонялись от несения тягла. Осуществляли земские органы и некоторые полицейские функции, следили за сохранением спокойствия, за соблюдением таможенных сборов и т. п. Делопроизводство по земским делам велось в особой земской избе, где хранились окладные земские книги. В полицейском отношении земские органы были полностью подчинены воеводам. В финансовом отношении, хотя и безуспешно, правительство пыталось отстранить воевод от влияния на земские органы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информация о работе Государственный строй