Форма Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Развитие федерализма, как и три года назад, тормозится рядом негативных факторов, в числе которых отсутствие обоснованной государственной концепции развития федеративных отношений в России. В настоящее время в стране происходят заметные перемены, ведущие к усилению президентской власти. Это вызывает в обществе вполне обоснованные вопросы. Насколько данные перемены оправданы, правильно ли выбран их вектор, как это скажется на развитии федерализма, какова при этом должна быть позиция органов власти и, в том числе, Федерального Собрания, какую роль могут и должны играть субъекты Федерации.

Содержание

Введение. 2.

I. Понятие и структура формы государства. 5.

II. Форма правления в России: 9.

II.1 Понятие формы правления. 9.

II.2 Особенности российской республики. 10.

III. Форма государственного устройства России. 11.

III.1 Понятие форма государственного устройства. 11.

III.2 Особенности российского федерализма. 12.

IV. Политический режим Российского государства: 14.

IV.1 Понятие политического режима. 14.

IV2. Особенности российского политического режима. 15.

V. Перспективы развития формы Российского государства. 19.

Заключение. 23.

Список литературы. 24.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Байкальский государственный университет экономики и права.docx

— 67.57 Кб (Скачать документ)

Не рассматривая вопроса  о том, насколько объективен распад СССР, заметим, что Советский Союз был действительно многонациональным  государством, в котором нерусское  население составляло 51%.

СССР распался, но оставил  после себя победившую идею федерализма, благо для этого имелась правовая и идеологическая (в первую очередь  в автономных образованиях РСФСР) база.

Итак, лишь в 1991 году Россия стала федерацией, развиваясь столетиями до того как унитарное государство. Результаты этого частично названы. Хотя, конечно, будет абсурдным все  российские беды относить на счёт федеративного  устройства.

Как было сказано, этот принцип  завоевал умы, не будучи реальным. Проникнув  через ленинско-сталинский план государственного устройства России в сознание масс, федерализм разрушил СССР, он может  разрушить и Россию.

И здесь опасность кроется  не только в слабости исполнительной вертикали власти, надломленной в  лице губернаторов областей и президентов  республик. Порочным является национально-территориальный  принцип государственного устройства России.

Может быть, этот принцип  был оправдан в условиях многонациональной  России 1922 года, и таким образом  большевики спасли от развала Великую  империю, хотя такое утверждение  отнюдь не бесспорно. Но, в любом  случае, сегодня этих условий нет. СССР в прошлом. Надеяться на его  восстановление - это лишь тешить свои имперские амбиции, которым не суждено  сбыться. Достаточно взглянуть на внешнюю  политику Украины, в которой живут  самые "братские" братья русских.

В сегодняшней России русских уже  не 49%, а 85%; из всех субъектов только в Чечне титульная нация составляет более 50%. В этих условиях национально-территориальное  деление, как и федеративный принцип  в целом не имеет под собой  достаточных оснований. При этом одной из основных причин построения в России федерации её сторонники называют обеспечение свободного развития наций и народностей, проживающих  на территории России1. Получается, что данное "свободное развитие" обеспечивается за счёт ослабления единства русского народа, составляющего подавляющее большинство.

Кроме того, неужели данное "свободное развитие" возможно только в федеративном государстве? Очевидно, что это не так.

Во-первых, история государств имеет  примеры свободного развития национальных меньшинств, входящих в состав унитарных  государств, например, шотландцы в  современной Великобритании. Да и  Российская империя, как показывают дореволюционные источники и  современные исследования, отнюдь не была "тюрьмой народов", каковой её изображала коммунистическая пропаганда. Напротив, многие народы и государства, например Грузия и Армения, нашли в России спасение. Кроме того, языческие народы приобрели в лице России и русского народа спасительную возможность приобщиться к истинной христианской вере. В то же время по отношению к иноверцам-неязычникам (мусульманам) Россия никогда не возводила христианизацию и русификацию в ранг государственной политики. Вот что писал по этому поводу Лев Тихомиров, которого даже либералы царской России считали "махровым реакционером" и который на самом деле был истинным защитником монархической, единой и неделимой России: "...если данная нерусская национальность, верно несёт свою государственную службу, по совести исполняет все обязанности государственного единения, то она имеет полное право на охрану государством её национального существования..."2.

Во-вторых, федерация сама по себе не является ещё надёжной гарантией  свободного развития наций. Федерация  во что бы то ни стало, без наличия  необходимых оснований, может принести только вред, как государству в  целом, так и отдельным субъектам, вызвав негативные последствия, аналогичные  российским, о которых мы говорили вначале.

Продолжая разговор о Российской Федерации, следует обратить внимание на противоестественный  характер еe образования, не встречавшийся в истории человечества. Все федерации, кроме Российской, являются результатом объединения нескольких независимых государств. Россия же "была образована в результате создания в её составе ряда автономных государств и автономных национально-государственных образований народов, населяющих территорию России"3. Комментарием к этой ситуации являются размышления известного русского мыслителя И.А.Ильина, который ещё в начале 50-х годов писал, что федерация возможна только там, где существуют несколько самостоятельных государств, стремящихся к объединению. Нельзя навязывать её сверху, как это произошло в СССР, в этом случае мы получим абсолютно нежизнеспособную "псевдо-федерацию", которая, добавим, будет существовать лишь на бумаге, и при первом же реальном ослаблении режима распадётся.

Федерация, считает Ильин, - это  всегда центростремительный процесс, поэтому остановить распад государства  через создание федерации невозможно, центробежные силы, если не остановить их более действенными методами, неизбежно  взорвут государство4.

Кроме того, Ильин называет множество  других необходимых, на его взгляд, основ федеративного строя, которых  нет в России. В частности, для федерации необходим высокий уровень правосознания: "в народе должно быть воспитано чувство долга, свободная лояльность, верность обязательствам и договорам, чувство собственного достоинства и чести и способности к общинному и государственному самоуправлению"5. Этот уровень был недостаточно высоким и в монархической России, что показала кровавая Русская революция, а наступивший за ней гнёт тоталитаризма отнюдь не способствовал его повышению. Сегодняшняя "демократическая" вседозволенность так же не благоприятствует этому. Общий вывод из рассуждений Ильина однозначен: Россия в обозримом будущем может быть только централизованным унитарным государством, в противном случае она обречена на распад.

Остаётся присоединиться к данному выводу, и выразить надежду  на то, что Россия откажется от федерализма  до того, как процесс её распада  станет необратимым.

 

1 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 114.  
2 Тихомиров Л. А. Критика демократии. М., 1997. С. 548.  
3 Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 110.  
4 Ильин И. А. О грядущей России. Джорданвилл, 1991. С. 52.  
5 Там же. С. 55.

 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

 

В России всегда был и  есть монархический режим: царь, генеральный  секретарь, президент. Если же мы являемся все-таки сторонниками демократического развития, тогда то, что сегодня  происходит, и о чем мы говорим, это действительно отступление  от демократической модели, которую  мы строили все эти десять лет. Тогда все чрезвычайно серьезно. Федеративное государство все же у нас есть. Оно однобокое, слабое, конфедеративно-федеративное. Сейчас мы уходим к унитарно-федеративному.

Движение к федерализму  – это попытка медленно, последовательно, постепенно преодолеть существующие противоречия.

Учреждение федеральных  округов имеет положительное  значение. Оно позволило собрать  все федеральные органы власти в  единую сеть. Они сегодня, действительно  работают на интересы государства, а  не на отдельных губернаторов и субъекты Федерации. Представители Президента смогли восстановить единое правовое пространство Российской Федерации, и сейчас есть предпосылки для восстановления единого экономического пространства. Есть реальный шанс довести до ума необходимейшие реформы: экономическую, судебную, военную и др. Главное накормить людей, сделать их сытыми и благополучными, поскольку никакой демократии в обществе быть не может, пока общество экономически не создало какого-то необходимого минимума для своих граждан. Но этот институт полпредов Президента должен быть временным, иначе мы начнем сползать к унитарному государству.

Нельзя перекраивать страну в целях получения оптимального числа субъектов Федерации, ибо  мы можем получить не одну, а еще  две-три Чечни. Есть вопросы, с решением которых лучше подождать.

Согласно результатам  специальных исследований в Российской Федерации три четверти проблем  заключается в системе управления и только одна четверть – в экономике. Мы не доводим начатые дела до конца. На пути реализации проблем всегда попадаются более стоящие и красивые идеи, за которые мы хватаемся, бросая старые. Нам надо ответить на серию  очень простых вопросов. Кто, за что  и как отвечает в государстве? Какую функцию выполняет каждый уровень власти?

Вертикаль власти мы понимаем не как административную соподчиненность, а как четкое разведение функций  и компетенций по уровням власти. Когда все занимаются по вертикали  всем, когда все уровни отвечают за решение какой-то частной проблемы, это есть самая большая безответственность. Суть вертикали власти в четком распределении  функций и компетенций по ее уровням. У нас все уровни власти практически  независимы от воли народа. Это большая  проблема.

Сегодня восприятие федерализма  неоднозначное. Поэтому поднятие уровня общественного сознания к пониманию, что такое федерализм, это одна из наших важных и очень необходимых  задач.

Россия обречена быть федеративным государством, если мы хотим сохранить ее как единое государство, очевидно, что у нас должно пройти еще какое-то время, и достаточно длительное, даже при наличии самой демократической Конституции, чтобы все демократические принципы, включая принципы федерализма, реально начали действовать.

После рассмотрения любой  темы обычно подводят итоги, дают ответы на поставленные вопросы, но проблем  стало еще больше.

Считаю, что поднятая проблема могла бы быть продолжена в новых  исследованиях с освещением новых  граней российского федерализма.

 
 

Список литературы.

 

1. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 114. 

2. Тихомиров Л. А. Критика  демократии. М., 1997. С. 548. 

3. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 110. 

4. Ильин И. А. О грядущей  России. Джорданвилл, 1991. С. 52.

 

5. Корельский В.М., Перевалов В.Д. “ Теория государства и права”, М: Норма, 2000, с.191

 

6. Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права»/ Уч. пособие. М: Юрист, 1999. С. 78

7. Умнова И.А. Конституционные  основы современного Российского  федерализма.

8. Ашаева Д. Государство и государственность: российская альтернатива//Власть 1999г. №1

9. Соловьев А. И. Политология.  Учеб. М: Горное изд-во , 2001

10. Чиркин В.Е. Государствоведение. Учеб. М. Юрист 1999 г. 11.Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994, с. 119

 

 

 


Информация о работе Форма Российского государства