Декларация о государственном суверенитете

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 19:30, реферат

Краткое описание

Новый пост не принес республике нового лидера: 23 сентября 1989 г. Татарский обком возглавил М. Шаймиев, начав свой 20-летний путь во главе Татарстана3. 12 апреля 1990 года Верховный Совет Татарской АССР провел альтернативные выборы Председателя, которым стал первый секретарь Татарского обкома КПСС Татарстан М. Шаймиев, поддержанный пленумом обкома4. Начался переход власти от коллегиальных партийных структур к коллегиальным советским. 26 апреля 1990 года Верховный Совет СССР принял закон «О разграничение полномочий между СССР и субъектами Федерации», в соответствии с которым «автономные республики, являющиеся советскими социалистическими государствами, получают статус членов Федерации СССР... они обладают всей полнотой государственной власти, которая не входит в компетенцию СССР и союзных республик»5.

Содержание

Введение
1) Декларация о государственном суверенитете
2) Введение президентского правления
3) Национальный характер
4) М. Ш. Шаймиев
5) Вывод
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

социология реферат.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)

Необходимо отметить, что на территории республики открылись все участки, и день голосования прошел без  инцидентов. Власти РТ показали как  контроль над властной вертикалью, так и способность обеспечить мир в республике, и мобилизовать население на поддержку своей программы. Вместе с тем, 16 марта 1992 г. Верховный Совет РТ принял Постановление «О разъяснении формулировки вопроса референдума Республика Татарстан, назначенного на 21 марта 1992 г. В пункте первом указывалось, что целью референдума «является подтверждение Декларации о государственному суверенитете Республики Татарстан». Пункт второй гласил: «Вопросы государственного обособления Республики Татарстан от Российской Федерации, изменения ее территориальной целостности и границ предметом данного референдума не являются». В пункте третьем гарантировалось равенство всех граждан республики. Таким образом, вопрос о независимости фактически изымался из формулы референдума. 

Референдум закончился положительным  ответом – 61,39% от принявших участие  в голосовании, 50,34% от всех, включенных в списки. Отрицательный ответ  дали избиратели Казани, Чистополя, Елабуги, Бугульмы, Зеленодольска и пяти сельских районов (с преобладанием русского населения). При этом в Казани с ее 40,5% татарского населения (по переписи 1989 г.) «за» проголосовало 46,8%. Однако в трех остальных крупнейших городах республики, где процент русских и татар был примерно равен, итоги были намного выше. Так в Набережных Челнах «за» проголосовало 60,8%, в Нижнекамске – 54,3%, Альметьевске – 71,4%. В Казни сказалось влияние факторов пророссийской позиции вузов и ВПК, концентрация всей пропаганды на столице республики, и влияние газеты «Вечерняя Казань», бывшей тогда источником информации для большинства казанских семей. Жесткое давление со стороны ряда федеральных структур и органов массовой информации оказало, вероятно, незначительное воздействие на изменение позиций голосовавших, так как предыдущее давление внутри самой республики приучило е граждан к сдержанности и умению сохранять собственные позиции. Референдум, в котором приняли участие рекордные 81,2% избирателей, стал примером весьма эффективной мобилизации граждан. Он также является редким в российской истории образцом политической конкуренции, в ходе которой обращение осуществлялось не к элитам и группам населения, а непосредственно к каждому избирателю. 

Референдум стал прежде всего триумфом власти исполнительной, так ни сторонники независимости, ни сторонники подписания готовящегося Федеративного Договора в РФ не добились своих целей. Председатель ВС РТ Ф. Мухаметшин завил, что «больше  половины граждан Татарстана поддержали главную мысль референдума -– необходимость и политическую целесообразность повышения государственного статуса своей республики. Проголосовав «да», они оказали доверие своему парламенту, президенту и правительству»33

На его основе 15 февраля 1994 г. был  заключен договор о разграничении  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти Республики Татарстан, новый договор с аналогичным названием (подписан президентами РФ и РТ 4 ноября 2006 г.) был ратифицирован Госдумой 9 февраля 2007 г. После подписания Договора 1994 г., фактически признавшее ограниченный суверенитет Татарстана, включая его конституцию, провозглашавшую суверенитет, контроль над недрами и распределение налогов с помощью межбюджетных соглашений, резко возрос потенциал исполнительной власти. В период реальной оппозиции М. Шаймиеву в ВС РТ в 1992 и 1994 гг. доверие к власти в РТ испытывали соответственно 37% и 42% опрошенных, а в период единовластного контроля в 1997 г. уже 93% татар и 92% русских34. Исполнительная власть получила легитимные полномочия на выработку Договора с РФ, которыми она и воспользовалась. В 1990-х гг., после того, как КПСС прекратила свое существование, в Татарстане практически не было сильных партий, реально претендовавших на власть (за исключением нескольких мест в парламенте). В 1995 г. М.Шаймиев с иронией заметил, членов политических партий в республике можно уместить “на диване”. С 1991 г. политическая элита РТ взяла курс на беспартийный парламент. В третьем (2004–2009) и четвертом (с 2009 г.) провластные структуры в лице фракции партии «Единая Россия» (сейчас 75 депутатов из 100) и союзной ей депутатской группой движения «Татарстан – Новый век» (ТНВ) работают в режиме совместных заседаний. Формальную оппозицию в Госсовете РТ составляет только фракция КПРФ из 5 депутатов35. Госсовет, а теперь и татарстанское региональное отделение (ТРО) партии «Единая Россия» возглавляет спикер ВС РТ в 1990–1994 гг., бывший профессиональный партработник Ф. Х. Мухаметшин. Однако только 7 депутатов (7%) нынешнего Госсовета были депутатами ВС ТАССР, работавшего в 1989–1994 гг. Кроме Ф. Мухаметшина за эти годы сменились все члены президиума парламента РТ. В Госсовете отсутствуют все фракции ВС ТАССР–РТ 1989–1994 гг. В Госсовете РТ 1999–2004 гг. фракции отсутствовали вообще36.

 

 

                                    М. Ш. Шаймиев

 

12 июня 1991 года проводились  первые всеобщие демократические  выборы Президента ТССР. По итогам  голосования им стал Минтимер  Шарипович Шаймиев.

М. Шаймиев 3 апреля 1996 г. во второй раз вступил в должность Президента Республики Татарстан37. Делегацию федеральных властей на инаугурации возглавлял Председатель Правительства страны В. С. Черномырдин38, что свидетельствовало о высоком статусе главы Республики Татарстан. Наиболее острый характер носили президентские выборы 2001 г., прошедшие на альтернативной основе. К этому времени фактически перестал действовать договор 1994 г., и новые выборы должны были укрепить легитимность режима. Заявление Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева о выдвижении на третий срок 26 января 2001 г. произошло после принятия 25 января в третьем чтении в Государственной Думе РФ закона, разрешающего третий срок полномочий для лидеров регионов. Муфтий-председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан Г. Исхаков прямо выступил в поддержку М. Ш. Шаймиева42

Кандидатами на пост президента РТ, кроме  М. Ш. Шаймиева были секретарь республиканского комитета компартии Татарстана Роберт Садыков, депутаты Госдумы ФС РФ Сергей Шашурин и Иван Грачев,

 

 

первый заместитель  главы администрации Зеленодольского  района Александр Федоров. Верховный  Суд РТ принял решение об отмене положения закона о выборах президента в части знания обоих государственных  языков РТ. 

Выборы практически всеми наблюдателями характеризуются как наиболее конкурентные за всю историю президентских выборов в РТ43. Основным лозунгом предвыборной кампании Шаймиева были «Стабильность и благополучие». Слабость оппозиции Шаймиеву заключалась в отсутствии ее единства, а также мощной партийной и финансовой структуры. Единственным исключением являлась КПРТ, впрочем, по ходу кампании чувствовались ее финансовые затруднения. Выбор коммунистами Роберта Садыкова был заранее ущербен, так как на президентских выборах в 1996 г. он сам снял свою кандидатуру. 

Отделения партий СПС и «Единство» за несколько дней до выборов поддержали М. Ш. Шаймиева. На пресс-конференции  после выборов М. Ш. Шаймиев сказал, что место основного конкурента для него занимали не коммунисты, как единственная реальная тогда в РТ политическая партия, а лично И. Грачев44

По результатам выборов по сообщению  председателя Центральной избирательной комиссии РТ А. Фомина за М. Ш. Шаймиева отдали голоса 79,52% избирателей (1 701 428 граждан из 2.698.239 человек, имеющих право голоса). За депутата Госдумы ФС РФ Сергея Шашурина проголосовали 5,78%, за депутата Госдумы ФС РФ Ивана Грачева – 5,47%, за секретаря республиканского комитета компартии Татарстана Роберта Садыкова – 4,43% и за первого заместителя главы администрации Зеленодольского района Татарстана Александра Федорова – 0,49%. Против всех кандидатов – 2,81%. В голосовании приняло участие 79,39% процента из 2704 тысяч избирателей. 

Важнейшим показателем выборов  стало отсутствие раскола по национальному  признаку между районами республики. Перепись 2002 г. показала, что русские  сохраняют относительное большинство  в Казани (48,8%)45. Однако 11,5% голосов избирателей по Казани показали, что И. Грачев не является лидером русского и (или) или городского населения республики. Максимумом в Казани являются 13,3% И. Грачева в Ново-Савиновском и 13,2% в Московском районах. Максимум в сельских районах получил С. Шашурин – 13,8% в пригородном Лаишевском районе. Никто из оппонентов М. Ш. Шаймиева нигде не получил и 15%. За М. Ш. Шаймиева проголосовали 68,5% избирателей в Казани. 

26 марта 2001 г. состоялась пресс-конференция  М. Ш. Шаймиева. Отношения с  президентом РФ В.В. Путиным  им были охарактеризованы так:  «Сказать, что Владимир Владимирович  не хотел бы видеть меня  Президентом Татарстана на третий  срок, значило бы с моей стороны погрешить против правды... он же имел возможность убедиться, какая стабильность в нашей республике, как она развивается – зачем Президенту России искать проблемы там, где их нет, когда их в других местах хватает. Шаймиев отметил, что «у нас есть полное взаимопонимание» с президентом РФ. Он заявил, что не имеет рекомендаций В. В. Путина или членов его администрации по формированию нового правительства РТ. После выборов новое правительство не должно претерпеть серьезных кадровых изменений: «правительство у нас молодое, работает энергично, быстро учится тому, чего не знает, и поэтому больших персональных изменений не предвидится»46. Результаты выборов президента РТ в 2001 г., проходивших в условиях весьма жесткой конкуренции показали, что власти РТ, и прежде президент республики, М. Ш. Шаймиев обладают достаточным кредитом доверия среди граждан республики. 12 апреля 2001 г. прошла инаугурация президента РТ. В приветствии президента Российской Федерации В. В. Путина указывалось: «Итоги выборов в очередной раз показали, насколько высок Ваш авторитет среди земляков. Жители многонациональной республики связывают с Вами надежды на улучшение жизни и благополучия родной земли47

В рамках политики централизации в  России при президенте В. В. Путине институт региональных выборов был отменен. В соответствии с федеральным  законодательством прошло избрание М. Ш. Шаймиева в 2005 г. 14 марта 2005 г. Госсовет РТ внес в Конституцию Республики Татарстан поправки. В соответствии с одной из них: «Наделение полномочиями Президента Республики Татарстан осуществляется Государственным Советом Республики Татарстан по представлению Президента Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом и Конституцией Республики Татарстан»49. 16 марта, председатель Государственного Совета Республики Татарстан Фарид Мухаметшин получил письмо, направленное Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В нем на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на рассмотрение Государственного Совета РТ вносится кандидатура Шаймиева Минтимера Шариповича для наделения его полномочиями Президента Республики Татарстан50

25 марта 2005 г. Государственный  Совет РТ по представлению  президента Российской Федерации В. В. Путина рассмотрел вопрос наделении полномочиями Президента Республики Татарстан Шаймиева Минтимера Шариповича. По представленной кандидатуре проголосовали «за» – 89, «против» – 4, «воздержался» – 151. В тот же день состоялась инаугурация президента РТ, где уже, как в 2001 г., не присутствовали представители стран СНГ и регионов России.  

31 марта 2005 г. президент РТ  Минтимер Шаймиев подписал два  закона: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Татарстан о выборах и референдумах и о приостановлении действия Закона Республики Татарстан «О выборах Президента Республики Татарстан» и «О приостановлении действия отдельных положений Закона Республики Татарстан «О Центральной избирательной комиссии Республики Татарстан и территориальных избирательных комиссиях Республики Татарстан»52. Эти законы закрепили существующий ныне порядок проведения выборов президента Республики Татарстан. 

Таким образом, с 1991 г. президентом  Республики Татарстан является М. Ш. Шаймиев. Трижды (1991, 1996, 2001) он побеждал на прямых всеобщих выборах, одни из которых  носили альтернативный характер. Наиболее важным свидетельством доверия ему среди граждан республики является получение М. Ш. Шаймиевым абсолютного конституционного большинства голосов на всех выборах. В 2005 г. Государственный Совет РТ наделил полномочиями президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева по представлению Президента Российской Федерации.

 

 

                                         Вывод

Институт президентства появился относительно недавно и поэтому  является еще окончательно не сложившимся  и не оформившимся. Не вызывает сомнения тот факт, что в его отношении еще юристам-государствоведам еще предстоит выполнить огромный объем работы, чтобы он отвечал и удовлетворял всем требованиям и действовал в любых обстоятельствах, которые могут возникнуть. Многие изменения уже происходят или, постепенно накапливаясь, ожидают своего юридического закрепления, многие лишь намечаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

1 Советская Татария. 1991. 21 мая.

2 Советская Татария. 1991. 16 мая.

3 Республика Татарстан: Новейшая история. События. Комментарии. Оценки / Авторы-составители Ф. Х. Мухаметшин, Л. В. Агеева. – Т. 1. – 1988–1992 годы.– Казань, 2000. – С. 62.

4 Республика Татарстан: Новейшая история. События. Комментарии. Оценки / Авторы-составители Ф. Х. Мухаметшин, Л. В. Агеева. – Т. 1. – 1988–1992 годы.– Казань, 2000. – С. 130.

5 Галлямова А. Г. На этапе перестройки / А. Г. Галлямова // Tartarica: история татар и народов Евразии. Республика Татарстан вчера и сегодня: Атлас / науч. рук. проекта Р. Хакимов. – Казань [и др.]: Феория: Дизайн. Информация. Картография, 2005. – С. 595.

6 Регламент Верховного Совета Татарской ССР от 28.08.1990 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.

7 Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф.

8 Республика Татарстан: Новейшая история. События. Комментарии. Оценки / Авторы-составители Ф. Х. Мухаметшин, Л. В. Агеева. – Т. 1. – 1988–1992 годы.– Казань, 2000. – С. 130.

9 Р. Хакимов Татарии – статус союзной республики // Вечерняя Казань. 1989. 2 февраля.

10 Хабутдинов А. Татарстанский референдум 21 марта 1992 г.: путь от советской автономии к современному российскому субъекту / А. Хабутдинов // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты –2007. – № 1 (7). – С. 13–14.

11 Быть подлинным хозяином в собственном доме. Выступление депутата М. Ш. Шаймиева, председателя Верховного Совета Татарской ССР, на Съезде народных депутатов СССР // Вечерняя Казань. 1990. 24 декабря.

12 Мухаметшин Ф. Х., Исаев Г. А. Республика Татарстан в зеркале общественного мнения. (90-е годы. Социолого-экономический очерк) / Ф. Х. Мухаметшин, Г. А. Исаев. – Казань, 1998. – С. 54–55.

13 См.: Марданшин Р. М. Становление и развитие института президентства в Республике Татарстан: Президентские выборы / Р. М. Марданшин // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. – Санкт-Петербург, 2008. – № 29 (65). – С. 219–222.

14 Протоколы и стенограммы из заседаний Конституционной комиссии и рабочих групп от 18.12.1990 // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. № Р 3610. Оп. № 1. Д. 1059а. Б. п.; Протокол заседания Конституционной комиссии Татарской ССР от 15.04.1991 // Национальный архив Республики Татарстан. Ф. № Р 3610. Оп. № 1. Д. 2062 а. Б. п.; Республика Татарстан: Новейшая история. События. Комментарии. Оценки / Авторы-составители Ф. Х. Мухаметшин, Л. В. Агеева. – Т. 1. – 1988–1992 годы.– Казань, 2000. – С. 130.

15 Республика Татарстан: Новейшая история. События. Комментарии. Оценки / Авторы-составители Ф. Х. Мухаметшин, Л. В. Агеева. – Т. 1. – 1988–1992 годы. – Казань, 2000. – С. 171.

Информация о работе Декларация о государственном суверенитете