Проблемы познаваемости в герменевтике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 18:34, реферат

Краткое описание

Актуальность работы обусловлена тем, что герменевтика есть индикатор возможности накопления знаний и их переработки. Только герменевтика позволяет современным обществам быть развитыми и конкурировать на международной арене. Герменевтика позволяет обществу решать задачи когнитивного (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») развития и сбалансировать социальное знание. Сейчас герменевтика превратилась из узкоспециальной дисциплины по расшифровке древних текстов в быстро развивающую дисциплину понимания мира.
Понимание является ключевым феноменом герменевтики. Понимание означает вхождение в герменевтический круг понятий, пребывание в мире или в определенное историческое время.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3
1. Основы философской герменевтики………………………………………...5
2. Представители герменевтики, отвергающие объективное научное познание………………………………………………………………….………7
3. Психосфера человека – инструмент познания в герменевтике……………11
4. Проблемы познаваемости в герменевтике………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23
ЛИТЕРАТУРА…..……………

Прикрепленные файлы: 1 файл

Герменевтика.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

Разговор о герменевтики распространяется здесь прежде всего  на четыре научные области: на юридическую  герменевтику, теологическую герменевтику, теорию литературы, а также на логику социальных наук.

Другое дело – философия и вообще те области, где посылки донаучного языкового знания включаются в познание. Там язык, кроме обозначения данного по возможности однозначно, - имеет еще и другую функцию: он является "самоданным" и вносит эту самоданность в коммуникацию. В герменевтических науках с помощью языкового формулирования не просто указывают на содержание предмета, который можно познать иным путем после повторной проверки, а постоянно также выясняют, как сделать ясным его значение. Особое требование к языковому выражению и образованию понятий состоит в том, что здесь должна быть вместе с тем отмечена та взаимосвязь понимания, в которой содержание предмета что-то значит. Сопутствующее значение, которое имеет выражение, не затуманивает, таким образом, его ясность (поскольку оно неоднозначно обозначает общее), а повышает ее, поскольку подразумеваемая связь достигается в ясности как целое. Это то целое, которое построено с помощью слов и только в словах становится данностью 7.

Таким образом, проблема познаваемости не ограничивается только лишь гуманитарными науками. То, что является в естествознании фактами, подразумевает не все любые точные величины, а те данные измерения, которые дают ответ на вопрос, представляют собой подтверждение или отрицание гипотезы. Точно так же установленные экспериментальные данные об измерении каких-нибудь величин подтверждаются не в результате того, что эти измерения выполняются точнейшим образом по всем правилам искусства. Они получают свое подтверждение только в контексте исследования. Таким образом, вся наука включает в себя герменевтический компонент. Положение, согласно которому абстрактно изолированный исторический вопрос или факт мало что может дать, аналогично, очевидно, и для области естествознания. Но это никоим образом не означает, что тем самым ограничивается рациональность самого метода, насколько такое возможно. Схема "построения гипотез и их проверки" сохраняется в любом исследовании, и в исторических науках даже внутри философии, - и, конечно, всегда есть опасность, что рациональность метода будет принята за достаточное подтверждение значения "познанного" с его помощью, высвечивая проблемы познаваемости в герменевтике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теоретическая установка  в познании означает преодоление  практически-прагматическго интереса, рассматривающего все происходящее в совете собственных намерений и целей. Аристотель сообщает нам, что теоретическая жизненная позиция могла возникнут лишь там, где уже имелось все необходимое для удовлетворения простых жизненных потребностей. Также и современная теоретическая наука обращается со своими вопросами к природе отнюдь не ради каких то определенных практических целей. Хотя и верно, что уже способ постановки ее вопросов, ее исследований направлен на покорение сущего и постольку сам по себе должен быть назван практическим, - однако для сознания отдельного ученного практическое применение его познаний вторично в том смысле, что хотя оно и вытекает из этих познаний, однако лишь задним числом, как что тот кто познает что-либо, не обязан знать, к чему может быть применено познанное им.

Несмотря на это при  всех соответствиях, различие сказывается  уже в значении слов теория, теоретическое. В современном словоупотреблении  теоретическое оказывается почти  привативным понятием. Нечто является лишь теоретическим, если она не обладает обязательностью цели, определяющей наши действия. И наоборот, cами, разрабатываемые здесь теории, определяются конструктивной идеей, то есть само теоретическое познание рассматривается с точки зрения сознательного овладения сущим: не как цель, но как средство. Теория в античном смысле есть нечто совершенно иное. Здесь не просто созерцается существующий порядок как таковой, но теория означает, cверх того, участие созерцателя в самом целостном порядке бытия.

Подлинным основанием этого  различия между греческой теорией и современной наукой является, на мой взгляд, различное отношение к языковому опыту мира. Греческое знание, как мы подчеркивали выше было до такой степени укоренено в этом опыте, до такой степени подвержено языковым соблазнам, что его борьба с властью слов так и не привела к созданию идеала чистого языка знаков, полностью преодолевающего власть слов, как это произошло в случае современной науки с ее направленностью на овладение сущим в познаваемости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богданов Е.В. Философская герменевтика: история и современность / Е. В. Богданов . - Спб.: СпбГУАП, 2007. – 318 с.
  2. Гадамер Х. Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. / Х. Г. Гадамер. – М.: Прогресс , 2008. – 214 с.
  3. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для ВУЗов. / В. А. Канке. – М., Логос, 2009. – 376 с.
  4. Кохановский, В. П. Философия / В. П. Кохановский. - М.: Феникс, 2007. – 490 с.
  5. Радугин, А. А. Философия : Учебник / А. А. Радугин. -  М.: Центр, 2008. – 490 с.
  6. Сабирович, Г.Х. Философская герменевтика Г.-Г. Гадамера (Становление и развитие) / Г.Х. Сабирович .: Спб, 2003.
  7. Спиркин, А. Г. Философия: Учебник / А. Г. Спиркин. -  М.: Гардарики, 2009. – 736 с.
  8. Яскевич, Я. С. Философия в вопросах и ответах / Я. С. Яскевич. – Мн.: Новое знание, 2008. – 400 с.

 

1 Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. – М.: Прогресс , 2008. – С. 18

2 Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. – М.: Прогресс , 2008. – С. 15.

3 Кохановский, В. П. Философия / В. П. Кохановский. - М.: Феникс, 2007. – С. 23

4 Богданов, Е. В. Философская герменевтика: история и современность / Е. В. Богданов . - Спб.: СпбГУАП, 2007. – С. 25

5 Сабирович, Г.Х. Философская герменевтика Г.-Г. Гадамера (Становление и развитие) / Г.Х. Сабирович Спб, 2003. – С.25

6 Спиркин, А. Г. Философия: Учебник / А. Г. Спиркин. -  М.: Гардарики, 2009. – С. 177

7 Радугин, А. А. Философия: Учебник / А. А. Радугин. -  М.: Центр, 2008. – С. 35


Информация о работе Проблемы познаваемости в герменевтике