Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 18:34, реферат
Актуальность работы обусловлена тем, что герменевтика есть индикатор возможности накопления знаний и их переработки. Только герменевтика позволяет современным обществам быть развитыми и конкурировать на международной арене. Герменевтика позволяет обществу решать задачи когнитивного (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») развития и сбалансировать социальное знание. Сейчас герменевтика превратилась из узкоспециальной дисциплины по расшифровке древних текстов в быстро развивающую дисциплину понимания мира.
Понимание является ключевым феноменом герменевтики. Понимание означает вхождение в герменевтический круг понятий, пребывание в мире или в определенное историческое время.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…..3
1. Основы философской герменевтики………………………………………...5
2. Представители герменевтики, отвергающие объективное научное познание………………………………………………………………….………7
3. Психосфера человека – инструмент познания в герменевтике……………11
4. Проблемы познаваемости в герменевтике………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………23
ЛИТЕРАТУРА…..……………
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Основы философской герменевтики………………………………………...
2. Представители герменевтики, отвергающие
объективное научное познание…………………………………………………………
3. Психосфера человека – инструмент познания в герменевтике……………11
4. Проблемы познаваемости в герменевтике………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА…..……………...………………………
ВВЕДЕНИЕ
Герменевтика есть, прежде всего, способ понимание и само понимание мира человеком, говоря сложнее - интерпретация текстов мира. Герменевтика направлена на пребывание человека в мире, который человек расшифровывает. Таким образом, герменевтика может быть и религиозным аспектов, так как человек понимает мир, сотворенный Богом. Герменевтика явление культурно-историческое и в этом смысле противостоит механистическим концепциям. Она обращена на саму жизнь и определяет культурно-историческое бытие не только отдельного человека, но и народа в целом.
Актуальность работы обусловлена тем, что герменевтика есть индикатор возможности накопления знаний и их переработки. Только герменевтика позволяет современным обществам быть развитыми и конкурировать на международной арене. Герменевтика позволяет обществу решать задачи когнитивного (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») развития и сбалансировать социальное знание. Сейчас герменевтика превратилась из узкоспециальной дисциплины по расшифровке древних текстов в быстро развивающую дисциплину понимания мира.
Понимание является ключевым феноменом герменевтики. Понимание означает вхождение в герменевтический круг понятий, пребывание в мире или в определенное историческое время. Понимание направлено на реконструкцию системы мышления людей. Понимание находит новые точки развития человечества, позволяя обогащать ему свои знания. Понимание предполагает воспроизведение модели мышления и затем, используя как инструмент интерпретацию текстов, то есть культурно-исторической системы мира, его ценностей.
Основная проблема герменевтики состоит, по Дильтею, в раскрытии того, как индивидуальность может стать предметом общезначимого объективного познания в чувственно данном проявлении чужой уникальной жизни. Именно этим путем пошел Э. Гуссерль. Ведь при любом исследовании далекой от нас, тем более чужой, культуры важно прежде всего реконструировать «жизненный мир» этой культуры, вжиться в него, только в этом свете можно понять смысл ее памятников. Дальнейшую разработку этой проблемы осуществлял немецкий философ Х.Г. Гадамер, ученик М. Хайдеггера, который понимал герменевтику широко – как учение о бытии, как онтологию, пожалуй, скорее как теорию познания.
Многое, заимствуя у Дильтея и Хайдеггера, Гадамер придал герменевтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в саму суть философии. Предметом философского знания с точки зрения герменевтики является мир человека, трактуемый как область человеческого общения. Именно в этой области протекает повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности.
1. Основы философской герменевтики
Понимание возможно только в определенном историческом времени. Через условия того времени и воссоздание способа мышления исторического человека возможно понять как развивались исторические события. Это единственный опыт научения истории, одного только изучения материальных артефактов крайне недостаточно. Понимание существует всегда только в конкретной исторической обстановке и поэтому сама герменевтика исторична как наука.
Воссоздание исторического
времени дает возможность представить
цивилизацию, какой она была на самом
деле во всей своей полноте и красоте.
Такой подход ведет к последовательно истори
Феномен понимания и правильного истолкования понятого является не только специальной методологической проблемой наук о духе. С давних пор существовала также и теологическая и юридическая герменевтика, которая не столько носила научно-теоретический характер, сколько соответствовала и способствовала практическим действиям научнообразованных судьи или священника. Таким образом, уже по самому своему историческому происхождению проблема герменевтики выходит за рамки, полагаемые понятием о методе, как оно сложилось в современной науке. Понимание и истолкование текстов является не только научной задачей, но очевидным образом относится ко всей совокупности человеческого опыта в целом. Изначально герменевтический феномен вообще не является проблемой метода. Речь идет не о каком-то методе понимания, который сделал бы тексты предметом научного познания, наподобие всех прочих предметов опыта. Речь здесь вообще идет в первую очередь не о построении какой-либо системы прочно обоснованного познания, отвечающего методологическому идеалу науки, - и все-таки здесь тоже идет речь о познании и об истине. При понимании того, что передано нам исторической традицией, не просто понимаются те или иные тексты, но вырабатываются определенные представления и постигаются определенные истины. Что же это за познание и что это за истина? 1.
Таким образом, герменевтика не является некоей методологией наук о духе, но представляет собой попытку договориться, наконец, о том, чем же поистине предстают науки о духе, помимо своего методологического самосознания, а также о том, что связывает их с целостностью нашего опыта о мире. И если мы делаем понимание предметов наших размышлений, то целью, которую мы ставим себе, выступает вовсе не учение об искусстве понимания текстов, к чему стремилась традиционная филологическая и теологическая герменевтика. Подобное учение не отдавало бы себе отчета в том, что перед лицом истины, которая обращается к нам из глубины исторического предания, формально- искусное умение понимать и истолковывать означало бы совершенно неуместную претензию на превосходство. И если ниже будет показано, до какой степени всякое понимание является свершением и в сколь малой мере современное историческое сознание способно ослабить те традиции, в которых мы живем, то все это отнюдь не стремится дать наукам и самой жизненной практике какие-либо предписания все это пытается лишь исправить ложные представления о том, чем они являются на самом деле.
2. Представители герменевтики, отвергающие объективное научное познание
B собственно теоретико-
Представители современной философской герменевтики (Э. Бетти, Х.Г. Гадамер, М. Ландман) видят в ней не только метод гуманитарных наук, но и способ толкования определенной культурно-исторической ситуации и человеческого бытия вообще. Усматривая основную проблему философии в проблеме языка, они отвергают объективное научное познание, безгранично доверяя косвенным свидетельствам сознания, воплощенным в речи, прежде всего письменной. Знаменитый деятель эпохи немецкого романтизма Ф. Шлейермахер (1768-1834) осмыслил герменевтику прежде всего как искусство понимания чужой индивидуальности — «другого». Предметом герменевтики выступает аспект выражения, ибо именно оно есть воплощение индивидуальности в ее проявлении.
Как метод собственно исторической интерпретации герменевтика разрабатывалась крупным мыслителем Вильгельмом Дильтеем (1833-1911). В. Дильтей — немецкий историк культуры и философ, представитель философии жизни, основоположник понимающей психологии и школы истории духа (истории идеи) в немецкой истории культуры. Центральным для Дильтея является понятие «жизнь», культурно-исторические реалии. Человек, по Дильтею, не имеет истории, он сам — история. Она-то и раскрывает, что он такое. От человеческого мира истории мыслитель резко отделял мир природы. Задача философии (как науки о духе) состоит в том, чтобы понять «жизнь» исходя из нее самой. В этой связи Дильтей выдвинул метод «понимания» как непосредственного постижения некоторой духовной целостности — в смысле целостного переживания. Понимание, родственное интуитивному проникновению в жизнь, он противопоставляет методу объяснения, применимому в науках о природе, где мы прибегаем к рассудочному доказательству. Понимание собственного внутреннего мира достигается путем интроспекции. Т.е. самонаблюдения, рефлексии. Понимание же «чужого мира» осуществляется путем «вживания», «сопереживания», «вчувствования». По отношению к культуре прошлого понимание выступает как метод интерпретации, названный Дильтеем герменевтикой. Основой герменевтики он считал понимающую психологию: ее особенность состоит в непосредственном постижении целостности душевно-духовной жизни личности 2.
Задачи "истолкования" (текстов, понятий, смыслов, замыслов, концепций и т.д.) были включены Дильтеем в более обширный комплекс теоретико-методологических проблем "наук о духе" (исторические, правовые, филологические, философские, этические и эстетические дисциплины). Их Дильтей стремился тесно увязать с идеей историзма. Под историзмом же Дильтей в первую очередь подразумевал "высвечивание" того значения, которое непосредственный, всегда конкретноисторический опыт индивида имеет для наук о духе.
Далее должны быть исторически исследованы, согласно Дильтею, "формы выражения", постижения, понимания, которые в каждой отдельной ситуации и на каждом крупном этапе истории укореняются в человеческой культуре и, конечно, влияют на науки о духе. Как и во всей "философии жизни", в основу наук о духе положено также и понятие "жизнь".
Вместе с тем отличие
дильтеевской позиции в том, что
наибольший интерес Дильтея вызывает
всегда опосредованная духом жизнь
человека, его способность непосредственн
Одновременно Дильтей как философ рационалистической школы придавал большое значение созданию научной методологии наук о духе, прояснению их специфической, но достаточно строгой логики. Размышления, касающиеся роли истолкования и понимания в науках о духе, переплетались в сочинениях Дильтея с глубоким и ярким герменевтическим анализом искусства, культуры, в частности, немецкой литературы нового времени.
Если у Дильтея
Значительную роль в герменевтике Гадамера занимает полемика с "идеализмом сознания", приверженность которому он находит не только у трансценденталистов, но и у философов, пытавшихся преодолеть философский субъективизм. Идеализм сознания - детище нового времени, отмечает Гадамер. Древние по существу не знали таких понятий как сознание и субъективность, хотя со времени Гераклита они размышляли о различных их формах, особенно о таких как сон, экстаз, вдохновение. В новое время к сознанию и его исследованию было привлечено пристальное внимание. Но скоро сознание как бы заслонило собой мир, бытие. В этой своей критике Гадамер идет по пути Хаидеггера и попадает, как и тот, в плен труднейших проблем и противоречий.
Одна сторона дела: Гадамер, как и Гуссерль и Хайдеггер, хочет оставить в стороне, "заключить в скобки" многие интерпретации человека, мира, познания, которые предложила традиционная философия. Поэтому Гадамер одобряет гуссерлевский метод феноменологической редукции и пользуется им. Но пользуется скорее по-хайдеггеровски: он пытается пробиться "к самим вещам", под которыми, однако, понимает специфический сплав переживания, "экзистирования", пребывания внутри события и истолкование языковых данностей, выступающих в виде текстов3.
Таким образом, герменевтика связана с идеями интерпретации истолкования и понимания текстов, истолкование письменно зафиксированных в языке жизненных объективаций. Усматривая основную проблему философской герменевтики в проблеме языка, многие современные философы Э.Бетти, Х.Г Гадамер, М.Ландман и др. отвергают объективное научное познание, т.к. оно не доказано. Вместе с тем философ В. Дильтей выдвинул свою позицию, что наибольший интерес вызывает опосредованная духом жизнь человека, его способность переживать ту духовную реальность, которую он должен истолковать и нести к познанию.
3. Психосфера человека – инструмент познания в герменевтике
Герменевтика считает своим инструментом психосферу человека и его мышление. Только через мышление можно понять механизм развития данной цивилизации. Культурная система наиболее ярко выражает развития человека в данном историческом времени. Мышление человека позволяет ему развиваться по базовым законам мышления и понять конкретную систему мышления задача герменевтики и через это легко воссоздается духовная культура в ее целостности. Психосфера человека выступает инструментом познания герменевтики и мышления ее главный элемент.
Герменевтика порождает
Герменевтическое мышление ведет к гармоничному познанию мира, основанному на реальности. Такое мышление не отрывает знак от его содержания, не разводит их по недостижимым значениям друг друга. Герменевтическое мышление означает целостность восприятия и познания мира в его красоте.
Герменевтическое понимание направлено, прежде всего, на познание культурной системы, то есть системы символов как системы культуры. Культура выражает себя в знаке, символе как способе накопления и передачи знания. Через символы общество воспроизводит себя во всех аспектах своего развития. Только символы выражают историческую память народа и хранят прошлое. Поэтому герменевтика и есть интерпретация знаков, за которыми стоит означаемое, проблемы познаваемости которых раскрывают исторические события далекого прошлого.