Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:50, курсовая работа
Целью проводимого исследования является рассмотрение статуса ВТО как международной межгосударственной организации, её внутренней структуры, полномочий по разрешению споров, правовых режимов.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть предпосылки образования ВТО;
-рассмотреть структуру ВТО, механизм её деятельности и функции;
-дать характеристику основным правовым режимам ВТО;
– показать характерные черты и особенности системы и права ВТО;
Введение
Курсовая работа посвящена изучению юридической природы Всемирной торговой организации (ВТО). Данный вопрос в последнее время носит весьма актуальный характер, вызывает дискуссии в средствах массовой информации, среди специалистов, предпринимателей, в общественных кругах.
В этой работе я постаралась всесторонне подойти к избранной теме, хотя открытыми остаются многие вопросы, связанные с процессом присоединения России к ВТО, изменения в этой связи российского законодательства, регулирующего международные и внутриэкономические отношения, изменения системы ВТО в свете мирового финансового кризиса и другие проблемные вопросы.
Целью проводимого исследования является рассмотрение статуса ВТО как международной межгосударственной организации, её внутренней структуры, полномочий по разрешению споров, правовых режимов.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
- рассмотреть предпосылки образования ВТО;
-рассмотреть структуру ВТО, механизм её деятельности и функции;
-дать характеристику основным правовым режимам ВТО;
– показать характерные черты и особенности системы и права ВТО;
-проанализировать возможные положительные и отрицательные стороны вступления России в ВТО.
Глава 1. Становление и развитие Всемирной торговой организации
1.1 Образование ВТО
Несмотря на частичность достигнутых к завершению Токийского раунда результатов и четко проявившееся несовпадение интересов участников мировой торговли, казалось, навсегда блокировавшее заключение всеобъемлющих соглашений, успех Генерального соглашения о тарифах и торговле представляется бесспорным. Возникнув как временная и промежуточная договоренность, ГАТТ не только просуществовал, непрерывно развиваясь, почти 47 лет, но и привел к качественному и устойчивому преобразованию всей системы мировой торговли. Представляется, что стремительный рост мировой торговли, среднегодовой темп которого составлял в 50-е и 60-е годы около 8% (а в целом за послевоенное время – в среднем 6% в год, благодаря чему объем мировой торговли, например в 1997 г., превысил уровень 1950 г. более чем в 14 раз), был достигнут, прежде всего, за счет последовательного снижения внешнеторговых тарифов в рамках переговорного процесса ГАТТ.
Именно неуклонные усилия его участников по либерализации мировой торговли обеспечили постоянное превышение темпов ее роста над темпами мирового производства, став непосредственным двигателем процесса юридической и экономической интеграции, подготовившей почву для глобализации, начавшейся в начале 90-х годов.
Постоянное присоединение к ГАТТ новых членов (количество его участников выросло за время его действия на 100 стран – с 23 до 123, или в 5,3 раза) показывает, что, несмотря на все трудности и проблемы, многосторонняя система регулирования мировой торговли представляется предпочтительной даже для слабых участников глобальной конкуренции. На протяжении «эры ГАТТ» и особенно во второй ее половине они были склонны рассматривать образующую его совокупность соглашений как средство повышения эффективности своих экономик, предоставляющее к тому же относительно большие возможности для защиты национальных интересов.
Вместе с тем значительные разногласия, проявившиеся в ходе Токийского раунда, свидетельствовали о нарастании трудностей в процессе либерализации мировой торговли. Снижение тарифов до очень низкого уровня способствовало ужесточению международной конкуренции, сделав относительно слабые экономики и даже отдельные отрасли сильных экономик беззащитными. Серия мировых хозяйственных кризисов в 70-е и начале 80-х годов, во многом вызванная именно этим безоглядным ужесточением конкуренции, кардинально усилила потребность в протекционизме, который во все большей степени стал осуществляться при помощи новых, нетарифных инструментов.
С другой стороны, острота проблем требовала все более быстрой реакции государств, которые в целом ряде случаев уже не могли тратить время на подготовку громоздких многосторонних соглашений. В результате наметившаяся в ходе Токийского раунда тенденция перехода от всеобъемлющих к сепаратным соглашениям с ограниченным кругом участников дошла до предела. Последние впоследствии и становились основным инструментом регулирования проблем мировой торговли между развитыми странами. Напряженная ситуация на рынках сельскохозяйственной продукции вынудила те же самые развитые страны начать подлинную «гонку субсидий». Стоит ли говорить, что и то, и другое прямо противоречило основополагающим принципам либерализации мировой торговли.
Аморфная организационная структура ГАТТ и особенно существовавшая в его рамках система урегулирования споров, практически утратившая дееспособность в результате усиления конкуренции, вызывали все большие нарекания.
Все эти изменения наглядно показывали, что возможности ГАТТ в том виде, в котором он был создан после Второй мировой войны, близки к исчерпанию. Уже в начале 80-х годов стало ясно, что оно перестало соответствовать реалиям мировой торговли, весьма существенно изменившейся за послевоенное время. Она не просто стала играть существенно более важную роль в развитии национальных экономик, но качественно усложнилась. Торговля услугами, игравшая в начале «эры ГАТТ» совершенно незначительную роль и потому в принципе не замечаемая его правилами, превратилась в одно из важнейших направлений международной деятельности, неразрывно связанное с торговлей промышленными товарами. Международные инвестиции, также связанные с мировой торговлей, переживали подлинный бум и приобрели стратегическое значение не только для отдельных корпораций, но и для национальных экономик. В результате члены ГАТТ пришли к пониманию необходимости изменения послевоенной системы регулирования мировой торговли с тем, чтобы решить задачи, которые родились в результате Токийского раунда. Однако путь к пониманию этого оказался извилистым.
В ноябре 1982 года в Женеве прошло совещание министров государств – членов ГАТТ, поставивших перед собой задачу начать новый этап крупномасштабных переговоров. Совещание не смогло преодолеть разногласия по вопросам регулирования торговли сельскохозяйственными продуктами и закончилось провалом, однако сформировало волнующую всех его участников повестку дня, которая стала основой переговоров, позже вошедших в историю как Уругвайский раунд. Разногласия между участниками ГАТТ были столь глубоки, что лишь через четыре года болезненных дискуссий удалось подготовить новую встречу министров, которая прошла в сентябре 1986 года в Пунта-дель-Эсте (Уругвай) и возвестила о начале нового, Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ. Принятая на встрече повестка дня была поистине революционной, охватывающей практически все не решенные к тому времени вопросы торговой политики. Более того: она предусматривала расширение системы регулирования мировой торговли на принципиально новые сферы торговли услугами и интеллектуальной собственностью, а также осуществление инвестиций. Принятая повестка дня кардинально увеличивала как масштабы международного торгового регулирования, так и его значимость.
В 1988 году совещание министров в Монреале подвело промежуточные итоги переговоров, приняв более четкую и действенную процедуру урегулирования споров и создав впервые за всю историю ГАТТ механизм регулярных всеобъемлющих обзоров национальной торговой политики, позволяющий осуществлять систематический контроль за выполнением государствами – членами ГАТТ взятых на себя обязательств. Кроме того, министры согласовали являющиеся по сути дела механизмом оказания помощи слаборазвитым странам уступки по вопросам доступа на рынки тропических продуктов.
Хотя первоначально переговоры в рамках Уругвайского раунда предполагалось закончить в течение четырех лет, разногласия по вопросам реформирования мировой торговли сельскохозяйственной продукцией привели к затягиванию этого раунда. К декабрю 1991 года, когда был подготовлен проект «Заключительного акта», казалось, что решение найдено по всем спорным вопросам, и единственным камнем преткновения остается проблема доступа на рынки сельскохозяйственной продукции. Однако затем под воздействием серьезного ухудшения мировой экономической конъюнктуры, связанного в том числе и с распадом СССР, перечень разногласий вновь начал расти. Его пополнили вопросы торговли услугами, антидемпинговые правила и, в конце концов, идея создания новой организации по образцу той, которую пытались, но так и не смогли создать под эгидой ООН в далеком 1948 году.
Решающую роль в конечном успехе переговоров сыграла нацеленность крупнейших держав мира на достижение результата. К 15 декабря 1993 г. США и Европейское сообщество смогли окончательно преодолеть ключевые разногласия, и 15 апреля 1994 г. в Марракеше (Марокко) министры большинства из 125 стран, участвовавших в переговорах, подписали заключительный документ и, завершив Уругвайский раунд, создали Всемирную торговую организацию (ВТО).
Следует отметить, что в ходе Уругвайского раунда, помимо принципиальных прорывов, связанных с созданием новой организации – ВТО, было достигнуто значительное продвижение и в традиционной для ГАТТ сфере снижения тарифов. Помимо существенного уменьшения их уровня была значительно расширена сфера применения связанных тарифов, не подлежащих повышению в одностороннем порядке. Обязательства об обеспечении доступа к рынкам через снижение тарифов, которые в ходе Уругвайского раунда взяли на себя свыше 120 стран, зафиксированы в национальных тарифных списках общим объемом около 22,5 тыс. страниц.
Однако главным результатом Уругвайского раунда было все-таки создание ВТО.
Генеральное соглашение о тарифах и торговле сохраняло юридическую силу до конца 1995 года, что дало его членам, не подписавшим Соглашение об учреждении ВТО (часто называемое также Марракешским), время для выполнения процедур и проведения переговоров, необходимых для вступления в эту организацию.
Принципиальную роль в конечном успехе исключительно сложных переговоров, сыграл, как представляется, «Вашингтонский консенсус», сформулировавший курс на всемерную либерализацию как средство не только реконструкции и интеграции постсоциалистических стран, но и (хотя и в неявной форме) преобразования всего мира. Либерализация мировой торговли стала, таким образом, одним из ключевых элементов стратегии развитых стран (в первую очередь, США), а ВТО – важнейшим, инструментом реализации этой стратегии.
Уже из описания процесса переговоров видно, что ВТО отнюдь не отвергает, но лишь дополняет и расширяет своего предшественника. Достаточно указать, что дополненный вариант ГАТТ, называемый иногда «ГАТТ 1994 года» (в противовес первоначальному тексту Соглашения, называемому, соответственно, «ГАТТ 1947 года»), стал неотъемлемым элементом, сердцевиной Соглашения об учреждении ВТО и в этом качестве по-прежнему регламентирует мировую торговлю товарами.
В то же время, став наследницей и заменой ГАТТ, ВТО весьма существенно отличается от него.
Прежде всего, Генеральное соглашение о тарифах и торговле было именно «соглашением», совокупностью норм и правил, в принципе не предусматривавшим никакой постоянной организационной основы. Его функционирование обслуживалось небольшим и, строго говоря, рудиментарным Секретариатом, обслуживавшим неудачную попытку создания в 1948 году Международной торговой организации и уцелевшим во многом в силу простой бюрократической инерции. ВТО же является организацией в полном смысле этого слова, имеющей постоянный и полноценный аппарат (Секретариат).
Во многом в результате большей аппаратной крепости ВТО действующий в ее рамках механизм разрешения споров (включая рассмотрение апелляций) является значительно более оперативным и действенным, чем предусмотренный ГАТТ. Существенные достоинства механизма разрешения споров в системе ВТО – автоматизм и жесткая формализация процедур, что сводит вероятность его блокирования к почти безопасному минимуму, хотя, как показывает практика, при отсутствии доброй воли со стороны экономически сильной державы реализация решения, ущемляющего ее интересы, по -прежнему остается маловероятной.
Сфера регулирования ВТО значительно шире, чем у ГАТТ, положения которого применялись исключительно к торговле товара ми: ВТО регулирует также торговлю услугами и связанные с торговлей аспекты интеллектуальной собственности.
Регулирование ВТО носит значительно более универсальный характер, чем регулирование ГАТТ, включавшего большое количество сепаратных по сути соглашений с ограниченным числом участников, обязательных далеко не для всех государств – участников ГАТТ. ВТО существенно расширил перечень обязательных соглашений, сделав таким образом огромный шаг к унификации правил мировой торговли (правда, нет уверенности, что этот шанс оказался посильным для его слабейших участников).
Наконец, соглашения, образующие ГАТТ, первоначально носили временный характер. Хотя его участники и предпочитали считать накладываемые им обязательства постоянными, их юридическая неоднозначность снижала дисциплину участников соглашения. Ситуацию усугубляло то, что ГАТТ, фактически будучи международной организацией, формально, с чисто юридической точки зрения, таковой не являлась.
ВТО же изначально создана как постоянная организация и обладает большим авторитетом, в том числе и из-за юридического ощущения незыблемости. Кроме того, она с момента своего создания обладает статусом специализированного учреждения системы ООН, который когда-то, после Второй мировой войны, предназначался Международной торговой организации.
1.2 ВТО и Россия
Появление сначала ГАТТ, а затем и ВТО знаменовало собой и завершило процесс перехода государств с двухстороннего на многостороннее регулирование международной торговли. Нет сомнения, что таким же путём идёт развитие глобальной финансовой и инвестиционной систем. Перспективы и проблемы участия России в ВТО выходят за рамки самой организации, поскольку ВТО- одна из структур глобального управления миром. По сути, ВТО превращается в своего рода мировое «министерство торговли».
Со вступлением в ВТО у нашей страны появляется возможность извлечь выгоды из решений и правопорядка внутри ВТО, заложить интересы России в право ВТО и в организационные мероприятия внутри организации, ослабить негативное воздействие от них на внешнюю торговлю России и её экономику.
Если учесть, что ВТО – один из механизмов глобализации, через эту Организацию можно оказать стимулирующее, или, наоборот, сдерживающее влияние на отдельные стороны процесса глобализации. Вместе с тем, предстоящее вступление и участие России в ВТО не только открывает новые возможности, но и несёт определённые риски для российской экономики. Важно предвидеть и своевременно нейтрализовать эти риски, что также должно повысить эффективность членства России в ВТО.
Информация о работе Становление и развитие Всемирной торговой организации