Проблемы и меры по улучшению работы Таможенного союза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы рассмотреть экономический статус Таможенного союза как вида международной организации.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- описать мировой опыт развития экономических блоков и союзов;
- рассмотреть предпосылки создания и этапы формирования таможенного союза;

Содержание

Введение
1. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана
1.1 Предпосылки создания и этапы формирования таможенного союза
1.2 Основы осуществления тарифного регулирования таможенного союза
1.3 Экономические проблемы развития таможенного союза между Казахстаном, Россией и Белоруссией
1.4 Преимущества и недостатки Таможенного союза
2. Анализ работы таможенного союза
2.1 Анализ экономических показателей таможенного союза
2.2 Анализ внешнеэкономической деятельности ООО «Евросервис» в рамках Таможенного союза
3. Проблемы и меры по улучшению работы Таможенного союза
3.1 Проблемы Таможенного союза
3.2 Меры по улучшению работы Таможенного союза
3.3 Перспективы развития
Заключение
Список использованных источников

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 472.00 Кб (Скачать документ)

Страны-участницы ЕвразЭС уже подписали несколько договоров нацеленных на совместное возрождение евразийского аэрокосмического атомно-энергетического и агропромышленного комплексов. А так же подписали соглашение о совместной модернизации экономик. В пользу его создания говорит, что Таможенный союз является транспортным мостом северной Евразии между Западом и Востоком, огромным связывающим звеном между крупными рынками сбыта и потребления Западной Европы (ЕС) и Тихоокеанского региона (Китай, Япония, США, и т.д.). Через создание единого таможенного пространства Беларусь и Казахстан, впервые после развала СССР, получают непосредственный доступ к этим регионам. Данная географическая конфигурация несомненно приводит к увеличения благосостояния этих стран. Избавление от внутренних таможенных границ, имеют два чрезвычайно важных результата: Во-первых, избавление от большинства пограничных и таможенных пунктов (а именно внутренних), уменьшает коррупционную составляющую данного административного аппарата. Во-вторых, служит толчком для роста внутренних экономических связей, роста среднего и малого предпринимательства в связи с сокращением бюрократических препятствий/33/. Так, например, за два месяца 2010 г. увеличился внешнеторговый товарооборот Мангистауской области РК на 59% и составил 1,5 млрд. долл. США. А за весь 2010 год, внутрисоюзный экспорт между странами-членами ТС увеличился в среднем на 47% и внутрисоюзный импорт также вырос на 32%.В связи с ростом внутренней деловой активности, а так же благодаря дополнительным сборам от импорта из третьих стран, должен вырасти доход в государственные бюджеты стран-участниц Таможенного союза. Очевидно, что первоочередным и наиболее серьезным недостатком Таможенного союза, является рост цен на ряд импортных товаров для потребителей, например сезонных фруктов и овощей, товаров народного потребления из Китая, и т.д. Например, 90% пошлин единого Таможенного кодекса были созданы на основе тарифных ставок Российской Федерации, которые в целом выше, чем у других союзных государств. Импорт легковых поддержанных автомобилей из третьих стран в Беларусь и Казахстан стал дороже на 30%. Однако, как сказано выше, это может компенсироваться улучшением качества продукции отечественного автопрома. Во-вторых, некоторые отечественные отрасли, прежде всего АПК, могут пострадать от возросшей внутренней конкуренции. Например, есть опасение, что более дешевая белорусская молочная продукция задавит более слабого российского производителя. И наконец, в связи с передвижением границ, страны-участницы частично потеряют возможность самостоятельно контролировать поток нежелательных или запрещенных для ввоза товаров. Например, контрабанда наркотиков из Афганистана через Центральную Азию в Россию. Итак, подводя итоги, видно, что с теоретической точки зрения, ТС имеет как свои достоинства, так и недостатки. Его применение оправдывает себя только при определенных условиях и определенных задачах, которые общество и государство намерены достичь.

Во-первых, для целесообразности введения протекционистских мер должна присутствовать необходимость экономической модернизации страны. Во-вторых, протекционизм оправдан также в тех случаях, когда он направлен на преодоление сырьевой зависимости экономики, которая препятствует выполнению модернизации страны. При этом, как мы видим, выполнение этих задач, для определенных стран, является практически невозможным в условиях свободной торговли. Это связано с тем, что отсутствуют возможности (в виду чрезмерной иностранной конкуренции) и стимулы (в виду повышенной прибыльности) развития и инвестирования отечественного производства. А с практической точки зрения, подтвердилось, что Таможенный союз, во-первых, способствует эндогенной модернизации его стран-участниц, и, во-вторых, в некотором смысле содействует преодолению сырьевой односторонности в экономике Российской Федерации и Республики Казахстан. Это происходит потому, что стал подниматься внутренний спрос на товары и услуги обрабатывающих и других отраслей, которые, в связи с ново приобретенной устойчивостью и привлекательностью, по сравнению с энергетически-топливным комплексом, стали более привлекательными для инвестиций.

Основные проблемы, обнаружившиеся в начале функционирования единой таможенной территории, можно условно разделить на экономические и политические. Имеет смысл в первую очередь осветить политические вопросы, так как они быстро приобрели характер межгосударственных кризисов. Особую активность с целью извлечь немедленную выгоду из Таможенного союза проявило белорусское руководство. Так Минск потребовал от Москвы поставок 21,5 млн тонн сырой нефти, свободной от экспортной пошлины, что составляет сырьевую дотацию со стороны России в 5,5-6 млрд долларов.

Вопросы регулирования экспорта энергоносителей не входят в сферу действия Таможенного союза. На первом этапе его создания и с учетом разницы внутренних и мировых цен такая торговля энергоносителями и стратегическим сырьем, включая цветные металлы, выльется в скрытое субсидирование Россией стран ближнего зарубежья. Согласно ноябрьским и декабрьским соглашениям 2009 г., «углеводородная тема» вынесена в ЕЭП, что не помешало Астане и Минску поставить вопрос о немедленном резком снижении транзитных тарифов на поставку казахстанской нефти белорусским нефтеперерабатывающим заводам. «Казахстан подтверждает, что с созданием Таможенного союза открываются широкие возможности для транспортировки казахстанской нефти на два белорусских нефтеперерабатывающих завода», - заявил в январе 2010 г. посол Казахстана в Белоруссии Анатолий Смирнов.

27 января Минск согласился подписать протоколы о поставке в Белоруссию нефти и транзите российской нефти по белорусской территории на российских условиях. Однако белорусская сторона предполагает пересмотреть эти договоренности после 1 июля 2010г., когда утвердят единые таможенные тарифы и введут в действие единый Таможенный кодекс. Минск рассчитывает, что Таможенный союз все-таки обеспечит условия для реэкспорта российских углеводородов. «Мы должны развивать дружественные отношения с Республикой Беларусь и в рамках тех решений, которые были приняты нашим Таможенным союзом, союзом между Россией, Республикой Беларусь и Казахстаном, – заявил в связи с подписанием протоколов Дмитрий Медведев. - Мы сейчас готовимся к целому ряду новых процедур: у нас будет действовать и унифицированный таможенный тариф, будет действовать Таможенный кодекс, а в конечном счете мы работаем на то, чтобы создать основу для деятельности единого экономического пространства».

Факт вхождения Белоруссии и Казахстана в Таможенный союз вызвал активизацию оппозиционных и националистических антироссийских сил в этих республиках. В частности, в Белоруссии высказываются опасения в связи с тем, что участие в Таможенный союз приведет к сужению перспектив Минска на европейском направлении, ограничению статуса республики в программе Евросоюза «Восточное партнерство», участницей которого Белоруссия стала с 7 мая 2009 г. В Казахстане утверждают, что республика не готова ко второму этапу экономической интеграции. «Предприятия Казахстана должны принимать меры к тому, чтобы защитить себя от более сильного давления со стороны российских предпринимателей. Громадные природные ресурсы России и ее сравнительно хорошо развитая промышленность и конкурентоспособные продукты, вероятно, получат преимущество на рынке Казахстана за следующие три или четыре года», - полагает казахстанский аналитик Досым Сатпаев.

Таможенный союз стал экономической реальностью, имея на вооружении фактически лишь один инструмент – согласованные таможенные пошлины. Технология их согласования была непрозрачной и в наибольшей степени учитывала интересы не российского рынка, объем которого превышает 90 % совокупного рынка Таможенного союза , а интересы производителей Белоруссии и Казахстана. К примеру, в определении таможенной пошлины на сельхозтехнику (комбайны) учитывались интересы не российского «Ростсельмаша», а белорусского «Гомсельмаша».

Судьба единого Таможенного кодекса неясна. Формально, согласно Плану мероприятий по введению Таможенного кодекса, утвержденному на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС 27 ноября 2009 г., документ должен быть введен в действие 1 июля 2010 г. До намеченного срока таможенные службы стран - участниц Таможенного союза должны руководствоваться национальным законодательством в таможенной сфере. Иными словами, единой политики в рамках таможенной территории нет.

К примеру, появление с 1 июля 2010 г. единого таможенного пространства означает, что на российско-белорусской и российско-казахстанской границах должны быть сняты все посты. Таможенный контроль переводится на внешние границы Таможенного союза, что должно бы привести к смешанному контролю с российским участием. Однако, как оказалось, внешние границы стран-участниц пока охраняют белорусские и казахстанские специалисты, что повторяет ситуацию второй половины 1990-х гг. в рамках российско-белорусской таможенной зоны. Фактически Россия в очередной раз передает контроль над внешними рубежами соседям, рассчитывая на их добросовестность.

Доступ России к базам данных национальных таможенных комитетов Белоруссии и Казахстана - видимо, в рамках Интегрированной информационной системы (ИНС) - не решает проблему контроля. Во-первых, ИНС пока не создана. Во-вторых, есть сомнения в том, что информация, заложенная в базах данных национальных таможенных комитетов, соответствует реальным товарным потокам, пересекающим внешние рубежи Таможенного союза с запада и востока.

К концу января 2010г. проявились первые тенденции функционирования единой таможенной зоны, в целом негативные и даже опасные для российского бюджета. Прежде всего встал вопрос о разнице в минимальной таможенной стоимости отдельных товарных групп в странах-участницах. Данная разница, к примеру, по обуви (документ из недр ФТС № ПР 6402121000) отличается на порядок, что уже привело к переориентации обувного импорта из Китая с российских таможен на Казахстан и Белоруссию. Стоит напомнить, что в Казахстане ставка НДС составляет 13 % (в России – 18 %). Уже с 1 июля казахстанская и белорусская стороны смогут приступить к реэкспорту сырьевых неэнергетических товаров, экспортные пошлины на которые в России выше, чем у соседей. Например, российские пошлины на круглый лес должны в 2010 г. повыситься с 25 % до заградительного уровня в 80%.

С 1 января 2010 г. действует Единый перечень товаров, к которым применяются запреты либо ограничения на ввоз или вывоз странами – участницами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, а также введены в действие Положения о применении ограничений. По этой причине в январе фактически закрылся импорт радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, так как порядок получения разрешений на ввоз данной техники в рамках Таможенного союза оказался неурегулированным. Только в начале февраля ситуация стала выправляться.

В сфере нетарифного регулирования в отношении третьих стран согласованы Единый перечень товаров, к которым применяются запреты либо ограничения на ввоз или вывоз странами-участницами в торговле с третьими странами, а также Положение о применении ограничений к включенным в этот перечень товарам. Тем не менее зафиксированы факты сохранения и даже расширения практики появления специмпортеров-монополистов (Белоруссия), которые могут обходить любые ограничения. Кроме того, неясно, как можно оградить российский рынок, к примеру, от грузинских вин, беспрепятственно поступающих в Белруссию.

До настоящего времени не решен вопрос о пропорциях распределения ввозных пошлин между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Предложения Астаны и Минска рассчитаны на обширные отчисления в республиканские бюджеты – по причине транзитного статуса данных государств. В итоге, чтобы как-то решить эту проблему, 27 января 2010 г. российская сторона выдвинула идею создания наднационального Казначейства Таможенного Союза (КазТС), что отражает обеспокоенность России относительно жизнеспособности обсуждаемых механизмов раздела поступлений в бюджет от таможенных платежей.

Особое беспокойство вызывает регламент работы первого на территории СНГ наднационального интеграционного органа - Комиссии Таможенного союза (КТС), состоящего из представителей трех стран - участниц Таможенного союза. Считается, что по принципиальным вопросам решения должны приниматься в формате консенсуса. Однако число «принципиальных вопросов», по словам вполне удовлетворенного данным фактом президента Белоруссии Александра Лукашенко, уже достиг 600 пунктов, что в принципе делает работу надгосударственного органа бессмысленной. Фактически Россия, чей рынок является основным для Таможенного союза, оказалась в роли младшего партнера двух транзитных государств. Тем не менее Москва уже передала в КТС предложения об изменении четырех позиций единого таможенного тарифа (25 января 2010 г.).

Начало функционирования Таможенного союза возродило в Белоруссии и Казахстане надежды на быстрые прибыли. Оживляются старые контрабандные схемы, проводятся расчеты и изучаются маршруты. Снятие таможенного контроля с российских границ откроет «окно возможностей» для масштабной товарной интервенции. В этой связи обращает на себя внимание активизация таможенных служб Белоруссии и Казахстана. В частности, белорусская таможня, рассчитывая вновь вернуть себе полномочия регулировать поставки транзитных товаров на российский рынок, в настоящее время активно арендует складские помещения для будущего конфиската. Изучив все аспекты данной экономической проблемы, приходим к выводу, что применение протекционизма на территории евразийского пространства на данном этапе своего экономического развития, является более оправданным, чем для других регионов мира. Исходя из заветов великих отечественных экономистов, таких как: Д.И. Менделеев, С.Ю. Витте и П.С. Савицкий, убежден, что только применением протекционистских мер защиты национального производства, и грамотным их исполнением, Россия-Евразия может осуществить переход к мощной экономике знаний инновационного пути развития.

 

 

2. Анализ работы таможенного союза

 

2.1 Анализ экономических показателей Таможенного союза

 

Россия, Белоруссия и Казахстан, на территории которых проживают около 180 млн человек, обладают почти 83 проц. экономического потенциала бывшего СССР, и их объединенная экономика может существенно возрасти за счет снятия таможенных ограничений. Совокупный ВВП трех стран составляет 2 трлн долларов, а совокупный товарооборот - 900 млрд долларов. По мнению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 млрд долларов, для Белоруссии и Казахстана - более чем в 16 млрд долларов. Кроме того, Таможенный союз может занять ключевые позиции на мировом энергетическом и зерновом рынках, т.к. совокупные резервы нефти трех стран составляют 90 млрд баррелей, а доля в мировом экспорте пшеницы - 17 проц.

По данным таможенной статистики в 2010 году внешнеторговый оборот России со странами СНГ составил 28,1 млрд. долл. США (рост на 3,1 млрд.долларов США);

двусторонний торговый оборот России и Казахстана, по данным Федеральной службы государственной статистики, составляет 16,7% от объема внешней торговли со странами СНГ, а оборот России и Белоруссии - 30,5%/39/.

Согласно трехсторонним договоренностям, импортные пошлины зачисляются на единый счет, а затем распределяются пропорционально между бюджетами России, Казахстана и Белоруссии. В российский бюджет поступает 87,97% от общего объема ввозных пошлин, в казахстанский - 7,33%, в белорусский - 4,7%. Интеграционное объединение стран Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии и Казахстана унифицировало таможенное законодательство в условиях отсутствия таможенного контроля (не применения таможенных пошлин и ограничений экономического характера) на российско-белорусской - казахстанской границе в отношении товаров, происходящих из стран союза.

Информация о работе Проблемы и меры по улучшению работы Таможенного союза