Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 14:45, курсовая работа
Риск – это финансовая категория. Поэтому на степень и величину риска можно воздействовать через финансовый механизм. Такое воздействие осуществляется с помощью приемов финансового менеджмента и особой стратегии. В совокупности стратегия и приемы образуют своеобразный механизм управления риском, т.е. риск-менеджмент. Таким образом, риск-менеджмент представляет собой часть финансового менеджмента.
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Основы риск-менеджмента…………………………………..………..…..5
2. Риск-менеджмент в банках и банковских группах. Проблемы и
направления развития систем управления рисками………...…………..18
3. Проблемы и перспективы развития риск-меджмента на российских
предприятиях………………………………………………………………....27
Заключение………………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………………………………...34
Риск-менеджмент, на словах
провозглашенный в сфере
Необходимо отметить и заметное усложнение самой системы контроля над банковскими рисками. Раньше система риск-менеджмента подразумевала только один уровень – контроль рисков в одном банке, пусть и с разветвленной сетью филиалов. Глобализация финансового рынка на протяжении последних десятилетий привела к появлению ещё одного уровня контроля над рисками – риск-менеджмент в банковской группе.
Внутрибанковские системы риск-менеджмента не были в полной мере приспособлены к современным реалиям финансового рынка, или, скорее ими пренебрегли в пользу сиюминутной доходности. В современных условиях построение эффективного консолидированного контроля над рисками является обязательным элементом обеспечения устойчивости и стабильного развития банковской группы (или шире – финансового холдинга).
Сейчас многие не только глобальные, но и региональные банки образуют вокруг себя финансово – банковские группы, имеющие интересы во всех значимых регионах мирового финансового рынка. Перед этими банками встал вопрос: как построить эффективную систему контроля и постоянного мониторинга рисков в рамках банковской группы? Основная задача, которая при этом ставится перед риск-менеджментом головного банка, - построение такой системы, которая бы соединяла унифицированные процедуры и методологию контроля над рисками во всех банках и финансовых компаниях группы с обеспечением необходимой свободы для принятия бизнес – решений на локальном уровне дочернего банка.6
Занимаются созданием такой системы, как правило, отдельные подразделения внутри службы риск-менеджмента. Их главная цель состоит в создании консолидированной общегрупповой системы контроля над рисками и в поиске баланса между жестким контролем рисков в каждом дочернем банке, местным законодательством и развитием бизнеса. Но, как показала практика, большая часть банковских групп пошла по пути слабого контроля над рисками дочерних структур, что в итоге проявилось в больших убытках для головного офиса. В разгар финансового кризиса 2008 года на мировых рынках многие глобальные банки пострадали из-за потерь своих инвестиционных компаний или дочерних банков в регионах, которые подверглись наиболее острому влиянию кризиса.
Основными составными частями консолидированного, или глобального контроля над рисками в рамках финансово-банковской группы являются:
В ряде развитых рыночных стран, а также стран со значительным уровнем закрытости экономики (например в Беларуси) существует достаточно жесткое законодательство касательно банковской тайны и возможностей иностранных акционеров получать информацию, относящуюся к ней. Например, в некоторых страна (Швейцарии, Германии, Австрии и др.) сложно добиться от местных дочерних банков раскрытия иностранному акционеру наименования клиента. Местное законодательство и регуляторы рынка требуют предоставлять не наименование клиента, а его обезличенный номер, сохраняя, таким образом, банковскую тайну. Предоставление информации в такой форме существенно её обесценивает и затрудняет подготовку глобальных отчетов о рисках принятых финансово – банковской группой. Например, невозможно адекватно оценить объем принятых банковской группой рисков на одного заемщика/группу заемщиков; нельзя перейти к установлению общегрупповых консолидированных лимитов кредитного риска на определенных заемщиков/группу заемщиков, а это следующий шаг в построении жесткого контроля над рисками в банковской группе. Следовательно, работа глобального риск-менеджмента, которая сопряжена с необходимостью собрать максимально полную информацию о принятых рисках, соблюдая при этом законодательство, сильно затруднена.
Определенные затруднения возникают при унификации методологии и методик контроля над рисками в рамках разных банков группы путем принятия общегрупповых документов. Законодательство практически всех стран, в том числе и России (в части норм о защите свободной конкуренции), запрещает регулирование своих банков с помощью методологии, принятой в головном банке. Подобная унификация должна проходить только в форме рекомендаций головного банка или созданного общегруппового органа для банков группы о приведении их методологии и методик к единым общегрупповым стандартам, но с учетом местного законодательства. Данные рекомендации выпускают в виде отдельных инструкций для каждого дочернего банка, которые принимает его орган управления в соответствии с местным законодательством.
Более жестким, продвинутым уровнем контроля является установление лимитов принятия кредитного риска на общих заемщиков/группы заемщиков банковской группы. Такая система может определенным образом влиять на задержку кредитных решений, но зато позволяет жестко контролировать риски всей банковской группы и не допускать чрезмерной концентрации рисков на узком сегменте заемщиков. Разумеется, все лимиты, устанавливаемые сверху головным банком, должны носить только рекомендательный характер.
В России уровень развития систем контроля над рисками во многом находится в зачаточном состоянии. Базель II, который уже внедрен во всех развитых странах мира, у нас находится только на стадии внедрения, да и то лишь в нескольких российских крупнейших банках и кредитных организациях, контролируемых иностранным капиталом. Стресс-тестирование, расчет экономического капитала и прочие привычные для развитых форм риск-менеджмента процедуры в России существуют в ограниченном числе банков, причем в основном формально. Даже в крупнейших российских банках они производятся большей частью формально, а решения о принятии дополнительных рисков принимаются, как говорится, на глазок, без соответствующего математического анализа, или по указке сверху от акционеров банка.
В этих условиях не играет существенной роли тот благоприятный факт, что российская банковская система на данном этапе смогла уберечься от одной из главных бед риск-менеджмента в развитых странах – перехода контроля над стратегическими решениями от акционеров к менеджменту. Естественным следствием такого положения дел стала сложившаяся ситуация с банковской просрочкой в российских банках. Если финансовые институты развитых стран обожглись на пренебрежении риском при существовании достаточно развитых процедур их контроля, то российские банки при нынешнем состоянии систем риск-менеджмента просто не могут адекватно оценить свои риски даже для своего основного бизнеса.
Оценкой рисков и построением системы их консолидированного контроля в банковской группе российские банки, за исключение банка ВТБ и инвестиционных банков, не занимаются в принципе, так как в своем развитии крайне редко переходят границы России. Банк ВТБ, имеющий наиболее развитую среди банков СНГ сеть дочерних банков и компаний на территории разных стран, - один из немногих в России, кто серьезно занимается контролем рисков в рамках группы банков и создал весьма жесткую и эффективную систему глобального риск-менеджмента. Правда, она тоже еще не полностью соответствует лучшим международным стандартам. 7
Направления развития систем управления рисками в российских банках
Недавно разразившийся мировой
экономический кризис наглядно продемонстрировал
недостатки системы, а также проблемы
с качеством управления в банковской
сфере, которое оказалось тесно
связано с качеством риск-
Для этого многим странам
придется отказываться от государственной
политики по стимулированию максимального
размывания акционерного капитала банков
среди акционеров. Такой отказ
может привести к определенным перекосам
в парадигме отношений «
Установление такого контроля позволит банковской системе избавиться от превалирования интересов наемных менеджеров в банках и вернет ее к старому доброму времени, когда акционер, его интересы и доход, а не величина банка, играют решающую роль. Это, в свою очередь, усилит значение качественного риск-менеджмента в банках.
Система внешних рейтингов
стала своеобразным мерилом устойчивости
той или иной компании, государства,
выпуска облигаций. Причем мерилом
общепризнанным и до кризиса практически
не подвергавшимся сомнению. Кризис продемонстрировал
как субъективность и хрупкость,
так и отсутствие ответственности
рейтинговых агентств за свои оценки.
Подобная ситуация нуждается в корректировке.
На мой взгляд, система внешних
рейтингов должна сохраниться, причем
именно в руках частных компаний,
поскольку передача этих функций
тому или иному государству приведет
к злоупотреблениям в оценке компаний
именно данного государства. В качестве
приемлемого варианта можно рассмотреть
постепенный переход к
Менять нужно, во-первых, систему оценки, используя более консервативные ее методы, во-вторых, степень ответственности за свои оценки. Эта ответственность должна быть значительно шире, вплоть до банкротства рейтингового агентства в случае дефолта/банкротства компании, получившего от этого агентства высокий рейтинг.
Государство в нормальных
условиях не должно быть спасателем частных
банков, взявших на себя непомерные
риски; оно должно работать на опережение
и через регулирование
Думается, в ближайшем
будущем следует ожидать
во-первых, роли ведущих государств в качестве регуляторов глобальной финансовой системы. Этому будет способствовать ставшее более активным участие государства в деятельности банковской системы через приобретение контроля над проблемными частными банками, желание государства предотвратить подобные кризисы в будущем, а также вернуть деньги, направленные на спасение финансового сектора;
во-вторых, роли риск-менеджмента в банковской группе, которое произойдет как по инициативе самих, наученных горьким опытом банковских групп, так и по инициативе государства. В этой области вероятны переход к более жесткому контролю рисков финансово - банковской группы со стороны головного банка и более либеральное отношение к этому государства.
В России эти факторы и тенденции будут проявляться не так явно по причине, как уже отмечалось выше, неразвитости риск-менеджмента в банках. Однако в дальнейшем, по мере совершенствования системы контроля над рисками, они также проявятся в полной мере. А превращение развития системы контроля над рисками в одну из приоритетных задач как для самих российских банков, так и для регулятора, не вызывает сомнения. Об этом говорит усилившаяся работа Банка России над внедрение Базеля II, проведение многочисленных семинаров с разъяснением его положений, сбор информации из крупнейших банков о внутренних методиках риск-менеджмента и их соответствии принципам Базеля II. Следует, правда, отметить, что работа эта проводится пока медленно и во многом формально. Поэтому необходима четкая политика Банка России, направленная на скорейшее и полное внедрение в российских банках современных систем риск-менеджмента.8