Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 07:15, курсовая работа
Историография: Изучению различных аспектов развития татарского народа в XVIII-XIX вв. посвящено значительное число работ - как отечественных, так и зарубежных. Среди историков, специализирующихся на теме татары южного Урала, одним из первых данной темой начал заниматься Махмуд Кашгарлы. Он был тюрк по происхождению и в своем энциклопедическом труде "Дивану лугат иттюрк" (что переводится "Сборник тюркских наречий") сделал первую попытку изучения татар. "Дивану" был написан в 466 году (по хиджри - мусульманскому летоисчислению, которое соответствует 1072 - 73 году по христианскому летоисчислению - милади) под влиянием арабской культуры для обучения арабов тюркскому языку и был написан на арабском языке. Труд М. Кашгарлы, как и многие другие достижения арабско-тюркской культуры, был утерян и так как его обнаружили только в начале XX в., он постепенно входил в научный оборот.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Основные теории о происхождении татар.
1.1. История возникновения татар и татарского этнонима.. … ….………..7
1.2.Традиционные занятия татар и быт…………………………………….18
Глава II. Оценочные данные и статистика по данным переписи населения в XVIII – XIX вв.
2.1. Первая перепись населения у татар……………………………………22
2.2. Появление татар на территории Среднего и Южного Урала…….. ....25
Список литературы и источников…………………………………………………………………...31
В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары. В моноэтничных селениях могло быть несколько мечетей, а в полиэтничных помимо них сооружались и церкви. На окраине селения располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы. В лесных ареалах, как правило, околицы селений отводились под выгоны, обносились оградой, а на концах улиц ставились полевые ворота (басу капка). Крупные поселения зачастую являлись волостными центрами. В них проводились базары, ярмарки, имелись все необходимые для административного функционирования здания.
Усадьбы разделялись на две части: передняя - чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задняя - огород с гумном. Здесь находились ток, мякинник, иногда баня. Реже встречались однодворные усадьбы, а у богатых крестьян усадьбы, в которых средний двор целиком отводился под животноводческие постройки.
Основной строительный материал - дерево. Преобладала срубная техника строительства. Отмечалось и возведение жилых построек из глины, кирпича, камня, самана, плетня. Избы были наземные или на фундаменте, подклети. Преобладал двухкамерный тип - изба - сени, местами бытовали пятистенки, избы с прирубом. Зажиточные крестьянские семьи строили трёхкамерные избы со связью (изба - сени - изба). В лесных районах преобладали избы, соединённые через сени с клетью, жилища крестообразного плана, "круглые" дома, крестовики и изредка построенные по городским образцам многокамерные дома. Волго-уральскими татарами было освоено и строительство жилищ вертикального развития, также в основном отмечаемые в лесной зоне. В их число входили дома с полуподвальным жилым этажом, двух-, изредка трёхэтажные. Последние, построенные по традиционному крестообразному плану, с мезонинами, девичьими комнатами (айванами) представляли специфику сельского зодчества казанских татар. Состоятельные крестьяне ставили жилые срубы на каменные, кирпичные кладовые, размещали в нижнем этаже лавки, магазины.
Внутренняя планировка северно-среднерусского типа. В отдельных районах лесной и степной зон иногда - восточный вариант южнорусского плана, изредка встречался план с обратным направлением устья печи (к входу) и редко у татар-мишарей Окского бассейна - западнорусская планировка.
2.1.Первая перепись населения у татар
Со времени правления императора Петра I в России начали проводить не подворные, как раньше, а подушные переписи, названные ревизиями. В это время был введен подушный налог, собираемый с лиц податного состояния - крестьян и мещан. Для распределения между ними подушной подати с 1719 г. стали проводить ревизии. Следовательно, главной целью ревизий был не учет населения, а фискальная функция. Поэтому в ревизские сказки (списки населения) с особой тщательностью заносились лица податного сословия. Представители других сословий записывались только для счета. Это был самый существенный недостаток ревизий.
Подушный налог платился податным населением по числу мужчин, учтенных последней ревизией, а демографические изменения, произошедшие между двумя ревизиями, не принимались правительством в расчет. Чем меньше было в обществе лиц мужского пола, тем меньше назначалась общая сумма подушной подати на общину. Ввиду фискальных целей ревизий, население умышленно скрывало реальное количество душ мужского пола. Поэтому можно констатировать, что во время ревизий полного учета жителей не было. Следующим важным недостатком ревизий следует признать неодновременность переписи. Как правило, их производство затягивалось на 2, 3 и 4 года, что самым серьезным образом влияло на собранные статистические данные.
Фактически становление статистического дела в России произошло в XIX в. В 1832 г. при Министерстве внутренних дел было создано статистическое отделение. На него были возложены те функции, которые в 1811 - 1817 гг. выполнялись статистическим отделением Министерства полиции. В 1835 г. были организованы его местные органы - губернские статистические комитеты. Эти учреждения учитывали потребности только одного министерства, а не объединяли статистику всего государства. В этот период каждое ведомство добывало необходимые статистические данные по своим каналам.
Накануне либеральных реформ правительство решило реорганизовать статистическое дело. Общая административная статистика Российской империи была подчинена Министерству внутренних дел. В 1858 г. появился Центральный статистический комитет МВД, который стал исполнительным органом организованного в 1863 г. Статистического совета, призванного наблюдать за статистическими работами в стране. После реорганизации в 1875 г. ближайшей задачей этого Совета стало обсуждение способов производства периодических переписей.
Центральный статистический комитет занимался обработкой, обобщением данных, представляемых губернскими комитетами. В пореформенный период Центральный статистический комитет издавал различные тематические статистические сборники.
Первая всеобщая перепись населения 1897 г. стала явлением, которое, учитывая специфику общественных отношений в пореформенной России, можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, это событие одновременно коснулось всех слоев населения, т.е. перепись имела всесословный характер. Во-вторых, впервые она проводилась в такой аграрной стране, как Россия. В силу вышесказанного, проведение всеобщей переписи населения стало новым и “резко заметным” событием в общественной жизни России.
Перепись 1897 г. была организована силами правительственных структур и преследовала интересы самодержавно-церковной власти. Заложив в основу проведения переписи достижения статистической науки, власти, можно сказать, превзошли сами себя.
Население страны восприняло перепись как очередное нововведение правительства. Здесь необходимо учитывать и то, что она проводилась в период консервативного внутриполитического курса самодержавия, характеризовавшегося “контрреформами”, в условиях ухудшения социально-экономического положения трудового народа.
С предстоящей всеобщей переписью население стало связывать определенные надежды и опасения, среди которых, безусловно, преобладали последние. Иначе и не могло быть - подданные не ожидали от правящих кругов социальной справедливости, что наглядно раскрывает одну из сторон взаимоотношений между народом и властью в России в конце XIX в.
Если для русского православного человека эти опасения и предположения ограничивались в основном вопросами социально-экономического характера, то для русских раскольников на первый план вышел религиозный вопрос. Символично, что в местностях компактного расселения раскольников в ходе проведения переписи наблюдались неповиновение и даже сопротивление властям.
“Инородцы” России, исповедующие “инославные” и “нехристианские” религии, восприняли статистическую операцию как продолжение внутриполитического курса правительства. Если быть точнее, значительной частью этой категории многонационального населения она была воспринята как продолжение национальной политики самодержавно-церковной власти, которая будет способствовать усилению и ожесточению русификаторской политики, ставшей определяющим, главным направлением во внутриполитическом курсе правительства пореформенного периода.
Волнения среди “униатского населения” в связи с переписью были зафиксированы в Курляндской, Люблинской, а также в Привислинской губерниях.
Бойкот переписи и сопротивление властям татар-мусульман произошли в ряде поволжских губерний. Причем в некоторых из них, например, в Казанской, Уфимской, волнения татарских крестьян были подавлены воинскими командами.
2.2. Появление татар на территории Среднего и Южного Урала
Татары появляются на территории Среднего Урала в XVI–XVII вв. в результате миграции средневолжских татар. Изначально они селились в Приуралье на свободных землях или на землях башкир на правах припуска. Чересполосное расселение с башкирами, марийцами, русскими способствовало установлению контактов и взаимодействию, которое отразилось на особенностях формирования локальных этнографических групп. Известно также, что через южную часть Челябинской области проходили торговые караванные пути, торгово-денежные отношения были очень развиты. А такой город, как Троицк, расположен на перекрестке дорог, по которым из древнего Булгарского государства, а затем Казанского ханства (еще задолго до возникновения города) ехали послы, паломники и купцы в Среднюю Азию, Китай, Индию и Аравию.
В первой половине XV века, в ходе продолжавшегося распада Золотой Орды и появления новых татарских (тюркских) государств, территория нынешней Челябинской области была разделена между Сибирским ханством, к которому отошла теперешняя северная часть, и Ногайской Ордой (юг). В документах времен завоевания Сибирского ханства имеются сведения о проживании татар на севере современной области: ясачные татары Южного Зауралья и татары Катайской, Терсяцкой и Бачкырской волостей. Юг нынешней области в конце XVI века – начале XVII века татары покинули под натиском калмыцких отрядов, которые хозяйничали там полвека. Период «обратного» (то есть с запада на восток) заселения татарами территории Челябинской области начался в конце XVI века. Он начался после взятия в 1552 году Иваном Грозным Казанской крепости и распада Казанского ханства.
По татарским преданиям, многие в те времена покидали свои дома и уходили в леса, в Сибирь, за Уральские горы. На территории Южного Зауралья тогда уже жили группы, относившиеся к тюркским родам, не вошедшие в состав главенствовавшего здесь башкирского народа (или вошедшие позже, чем другие группы, не в конце XVII – начале XVIII века, а в конце XVIII – начале XIX века). До революции мишари («мещеряки» в документах XVII – начала XX века) считались самостоятельным этносом, тептяри до 1860-х годов были сословием, а после его отмены часть из них составила новый этнос (народ) «тептяри». Сегодня мишари, тептяри, сибирские и казанские татары считаются частью одного народа – татар. О собственно выходцах из Поволжья можно с уверенностью говорить с середины XVII века – в Исетский (1649–1650 года) и Катайский (1655 год) остроги были набраны, в основном, татары и чуваши. В Курганской области есть группа Ичкинских татар, но данные по ним несколько расходятся: по одной версии, они пришли за Урал еще до похода Ермака, по другой (академик Паллас), – их предки пришли на эти земли в конце XVII века (в молодые годы Петра I).
В начале XVIII века татаро-башкирское население преобладало в численном плане и хозяйственно-культурном укладе над другими нерусскими народами Южного Урала, что нашло отражение в структуре расселения. Еще одними основными причинами, побудившими татар, как и крестьянские массы других народов, к переселению на новые места жительства, являлись малоземелье, крайняя нужда, естественное желание людей улучшить материальное благополучие путем получения земли на Южном Урале, где ее легко можно было приобрести. Для мусульманского мира переход с прежнего местопребывания на другое, более отдаленное, связывался и с боязнью быть обращенными в иную веру. Это являлось своего рода протестом против политики царских властей по насильственному навязыванию христианства. В свою очередь царизм, заинтересованный в освоении свободных земель, не только не запрещал, но и способствовал переселению населения на Южный Урал. Это давало возможность вовлечь в хозяйственный оборот новые земледельческие районы. И, наконец, власти стремились привлечь лиц татарской национальности к налаживанию торговых отношений с мусульманскими народами Казахстана, Средней Азии и даже далекой Индии. Ведь татары считались неплохими торговцами.
Прибывая из разных уездов Среднего Поволжья на земли Южного Урала, татары селились возле ямщицких станций. Они устраивались на самую разную работу: занимались продажей лошадей, верблюдов, овец, становились ямщиками, ремесленниками, шорниками, сапожниками, кожевниками, гуртовщиками, пастухами, скупщиками. В XVII веке появляются первые деревни мишарей (мещеряков) на севере Южного Урала. Зачастую они жили вместе с так называемыми «ясачными» татарами, то есть татарами, платившими налог (служилое население налогами не облагалось).
В 1761 году Исетская провинциальная канцелярия сообщала, что на ее землях служилых мещеряков 166 дворов, татар Багарятских юрт (по рекам Багаряк и Синара) 196 душ, Ичкинских юрт – 419 душ. Те татары, которые вошли в состав сословия тептярей и бобылей, отдельно не указывались. По мере развития экономики, организации при Троицкой крепости Менового двора, затем ярмарки, увеличиваются размеры торговли. Караваны в Среднюю Азию вели зачастую купцы из Казани – они знали язык, были единоверцами с населением Средней Азии, имели давние торговые традиции и государство сочло более выгодным доверить торговлю им.
Постепенно увеличивается число ремесленников, торговцев, земледельцев из татар, переселившихся на Южный Урал. По переписи 1897 года в Троицком уезде было: татар мужского пола 8255 человек, женского – 6585 человек; мишарей мужского – 75, женского – 45; тептярей мужского – 507, женского – 329. В Челябинском уезде: татар мужского пола – 2100, женского – 1855; мишарей мужчин – 1139, женщин – 963; тептярей мужчин – 63, женщин – 45.
После пребывания в Южном Приуралье, татары осваивались на территории современного Башкортостана, а затем они расселились по всему Уралу. Большое количество татар осело в Оренбургском крае. К концу XIX века татары жили повсеместно - в городах и селах. В городах они занимались преимущественно мелочной торговлей, а в селах - земледелием и скотоводством. По подсчетам исследователей, в результате межэтнических взаимодействий к концу XIX в. в состав татар уральского региона вошли до 124 тыс. башкир, 4,3 тыс. бессермян и несколько тысяч чувашей.
Татары являются одним из крупных тюрко-язычных этносов. Общая численность составляет 6.648,7 тысяч человек (по данным переписей населения 1989 г.). Татары - основное население Республики Татарстан (1.765,4 тыс.чел.), в Башкортостане проживает 1.120,7 тыс.чел., в Удмуртии - 110,5 тыс.чел., Мордовии - 47,3 тыс.чел., в Республике Марий Эл - 43,8 тыс., Чувашии - 35,7 тыс. чел. В целом, основная часть татарского населения - более 4/5 живет в Российской Федерации (5.522 тыс.чел), занимая по численности второе место. Кроме того, значительное количество татар живет в странах СНГ: в Казахстане - 300,9 тыс.чел., Узбекистане - 367,8 тыс.чел., Таджикистане - 30,2 тыс.чел., Киргизии - 70,5 тыс.чел., Туркмении - 39,2 тыс.чел. Азербайджане - 28 тыс.чел., на Украине - около 250 тыс. чел., в странах Балтии (Литве, Латвии и Эстонии) около 14 тыс.чел. Имеется также значительная диаспора во всем остальном мире (Финляндия, Турция, США, Китай, Германия, Австралия и др.). Ввиду того, что отдельного учета количества татар в других странах никогда не велось, трудно определить общую численность татарского населения за рубежом (по разным подсчетам от 100 до 200 тыс. чел.).
Информация о работе Оценочные данные и статистика по данным переписи населения в XVIII – XIX вв