Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 11:43, курсовая работа
Естественная убыль населения России в последние годы составляет в среднем более 920 тыс. человек в год. Она коснулась большинства национальностей и этносов, проживающих в стране. В начале 90-х потери компенсировались за счет миграции. В 1994 г. миграционный прирост составил 810 тыс. человек. Но в 2004 году в Россию мигрировало всего 39 тыс. человек. И в отличие от, например, стран Западной Европы у нас не просто депопуляция, а настоящий демографический кризис -- катастрофически падает еще и «качество» населения. В стране 2 млн. беспризорников, 12% детей школьного возраста не ходят в школу, 9 из 10 школьников больны. Только в Москве больше сотни тысяч пивных алкоголиков в возрасте до 14 лет.
Введение
1. Динамика численности населения
2. Возрастная структура населения
3. Степень трудоспособности населения
4. Показатели вариации
5. Корреляционный анализ
Заключение
Список используемой литературы:
Данные показатели рассчитываются как отношение среднего квадратического отклонения к средней величине признака и, как правило, выражаются в процентах:
Корреляционный
анализ — метод обработки
Цель
корреляционного анализа —
Корреляция отражает лишь линейную зависимость величин, но не отражает их функциональной связности. Например, если вычислить коэффициент корреляции между величинами A = sin(x) и B = cos(x), то он будет близок к нулю, то есть (линейная) зависимость между величинами отсутствует. Между тем, величины A и B очевидно связаны функционально по закону sin2(x) + cos2(x) = 1.
Область применения
Данный метод обработки статистических данных весьма популярен в экономике и социальных науках (в частности в психологии и социологии), хотя сфера применения коэффициентов корреляции обширна: контроль качества промышленной продукции, металловедение, агрохимия, гидробиология, биометрия и прочие.
Популярность
метода обусловлена двумя моментами:
коэффициенты корреляции относительно
просты в подсчете, их применение не
требует специальной
Ложная корреляция
Часто заманчивая простота корреляционного исследования подталкивает исследователя делать ложные интуитивные выводы о наличии причинно-следственной связи между парами признаков, в то время как коэффициенты корреляции устанавливают лишь статистические взаимосвязи.
Например, рассматривая пожары в конкретном городе, можно выявить весьма высокую корреляцию между ущербом, который нанес пожар, и количеством пожарных, участвовавших в ликвидации пожара, причём эта корреляция будет положительной. Из этого, однако, не следует вывод «бо́льшее количество пожарных приводит к бо́льшему ущербу», и тем более не имеет смысла попытка минимизировать ущерб от пожаров путем ликвидации пожарных бригад.
В cовременной количественной методологии социальных наук, фактически, произошел отказ от попыток установить причинно-следственные связи между эмпирически наблюдаемыми переменными. Поэтому, когда исследователи в социальных науках говорят об установлении взаимосвязей между изучаемыми переменными, подразумевается либо общетеоретическое допущение, либо статистическая зависимость.
Например,
существует корреляция между размером
обуви и средним доходом
Ложная корреляция вызывается «общей причиной», называемой иногда «агентом ложной корреляции». В случае с пожаром таким агентом является масштаб пожара. На более интенсивный пожар (с большой вероятностью) будет вызвано бо́льшее количество пожарных, и весьма вероятно, что более интенсивный пожар причинит бо́льший ущерб.
Для выявления ложных корреляций рассматривают не пару, а множество «потенциально важных» значений, и используют частные корреляции. Так, если зафиксировать пожары примерно одного масштаба, и посчитать корреляцию между количеством пожарных и ущербом, то корреляция окажется обратной.
Следует также отметить, что симметричность корреляционной функции не позволяет сделать вывод о направлении взаимосвязи. Так, обнаружив корреляцию между склонностью людей к туристическим походам и их склонности к взаимопомощи, невозможно сделать выбор между двумя гипотезами:
Не
являясь доказательством
С 1992 г. в России наблюдается устойчивая тенденция депопуляции, характеризующаяся постоянным превышением числа умерших над числом родившихся в 1,5- 2 раза. Сложившийся в настоящее время в России уровень рождаемости является одним из самых низких в Европе и почти на 40% ниже для простого численного замещения поколений родителей их детьми (около 1,3 детей в среднем на одну женщину). Несмотря на отмечаемое улучшение, в целом ситуация со смертностью в стране остаётся весьма неблагополучной. На 1000 человек населения в среднем регистрируется около 15 умерших. Это самый высокий показатель в Европе. Убыль населения охватывает более 2/3 регионов страны, при этом самый высокий показатель естественной убыли отмечается в областях Центральной России. Общее превышение числа умерших над числом родившихся за 2004-2008 гг. оценивается в 3,5 млн. человек. В то же время общие демографические потери России за эти годы вследствие ухудшения социально-экономического положения, разрушения привычной культурной и бытовой среды оцениваются в 8 млн. человек, из которых около 3 млн. - преждевременно умершие и около 5 млн. - не родившиеся в результате резкого падения детородной активности. Интенсивность ежегодных потерь населения в последние 5 лет более чем вдвое превысила потери периода сталинских репрессий и массового голода. Согласно имеющимся демографическим прогнозам при сохранении сложившихся тенденций к 2013 г. ожидается уменьшение численности населения еще на 9 млн. чел. (6% населения). Прогноз охвативших Россию тенденций вырождения говорит о "периоде полураспада" нации (т.е. двукратного сокращения численности населения страны) в 60-80 лет. В России сложился резко суженный характер воспроизводства населения, когда каждое поколение родившихся количественно меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыль населения. Такой тип воспроизводства населения характерен только для России и обладает большой устойчивостью. В 1994 г. истинный коэффициент воспроизводства населения достиг катастрофической по демографическим последствиям цифры - 0,651, причём у городского населения он еще ниже - 0,570. Такого беспрецедентно низкого уровня воспроизводства ранее не отмечалось ни в нашей стране, ни в других странах мира даже во время войн. Депопуляция и вырождение нации особенно ярко проявляются в сокращении продолжительности жизни, которая за последнюю пятилетку снизилась до 57,5 лет для мужчин и 70,4 года для женщин. При этом в большинстве регионов страны ситуация ещё хуже - в Центральном, Северном, Северо-Западном регионах, в большинстве областей Сибири и Дальнего Востока продолжительность жизни сегодня составляет 49-55 лет для мужчин, 62-68 лет для женщин и 55-63 года в целом по населению. По продолжительности жизни Россия отстаёт от развитых экономических стран на 13-15 лет и находится рядом с Монголией, Марокко и Гватемалой.