Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 21:12, курсовая работа
Все теории анализа девиантного поведения можно разделить на следующие подходы: биологический, психологический и социологический. Биологическое объяснение девиации связано с анализом природы девиантной личности, психологическое – рассматривает девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности, блокированием личностного роста, а также состояниями умственных дефектов, дегенеративности, слабоумия и психопатии, а социологическое – фокусируется на социальных и культурных факторах, предопределяющих отклонения в поведении. Рассмотрим подходы подробнее.
В первой части работы, Э. Дюркгейм анализирует влияние на самоубийства таких факторов как: психоорганическое предрасположение и природа окружающей физической среды. Мы видим рассуждения социолога о различных видах душевного расстройства. В первую очередь социолог рассматривает сумасшествие как причину суицида и приходит к выводу, что «невозможно составить полный список всех случаев самоубийства и показать в каждом из них влияние сумасшествия9». Далее Э. Дюркгейм принимается за рассматривание самоубийства-помешательства и говорит о мономании: «мономан – это душевнобольной, сознание которого абсолютно ясно, кроме одного пункта; поражение его интеллекта строго локализировано. Так, например, в известные моменты его охватывает безрассудная и нелепая страсть воровать, пить или оскорблять окружающих; но все его остальные поступки и мысли вполне нормальны и координированы10». Однако социолог ставит под сомнение существование мономании.
Затем Э. Дюркгейм классифицирует самоубийства, совершенные умалишенными согласно их существенным особенностям, и, таким образом, пытается установить главные типы самоубийств в состоянии психического расстройства и узнать, присущи ли они исключительно умалишенным. Забегая вперед, стоит отметить то, что Э. Дюркгейм всех, ко всем, отнесенных к данной классификации, употребил эпитет «больной».
Первый вид: маниакальное самоубийство. Этот вид самоубийства присущ людям, страдающим галлюцинациями или бредовыми идеями. Человек убивает себя потому, что пытается защитить себя от вымышленной им самим угрозы, позора и т.п. Самые разнообразные и противоречивые чувства и мысли сменяют одна другую в мозгу с необыкновенной быстротой. Внезапно появляется галлюцинация или бредовое состояние, которые побуждают «больного» лишить себя жизни; они влекут за собой попытку самоубийства.
Второй вид – самоубийство меланхоликов. Этот вид встречается у людей, находящихся в состоянии глубочайшей скорби; в таком состоянии человека не привлекают никакие удовольствия, все рисуется ему в черном свете, жизнь представляется утомительной и безрадостной. И, поскольку данное состояние не прекращается ни на минуту и очень сложно находиться в состоянии постоянной апатии, зарождаются мысли о самоубийстве.
Третий тип, который представлен в работе – самоубийство одержимых навязчивыми идеями. В этом состоянии самоубийство не обусловливается никакими мотивами, а только навязчивой мыслью о смерти. Больной одержим желанием покончить с собой, хотя прекрасно знает, что у него нет к этому никакого разумного повода.
Автоматическое или импульсивное самоубийство. «Этот вид самоубийства проистекает от внезапного и непобедимого импульса»11.
Подводя общий итог рассмотренной классификации можно заметить, что все случаи самоубийства лишены всякого рационального мотива, или определяются вымышленными мотивами. Однако далеко не все случаи добровольного ухода из жизни вписываются в параметры описанных выше типов.
Конкретный анализ воздействия различных факторов на процент самоубийств позволяет Дюркгейму открыть и сформулировать некоторые закономерности и тенденции частного характера, касающиеся самоубийств. Так, например, самоубийство, равно как и сумасшествие, сильнее распространено в городе, чем в деревне. Процент самоубийств выше среди мужчин, чем среди женщин (на одну лишающую себя жизни женщину приходится в среднем 4 мужчин); одинокие, вдовые, разведенные делают это чаще, чем женатые, солдаты чаще, чем гражданские лица; процент самоубийств выше летом, чем зимой, и т.д. 12
Э. Дюркгейм делает вывод, что в каждой группе существует совершенно специфическая склонность к суициду, которая не может быть объяснена ни особенностями психической конституции индивидов, ни влияниями физической среды. Главную причину самоубийств французский социолог видит в негативном воздействии социальной среды на поведение личности и целых общественных групп. Социолог выделяет четыре типа суицида.
Эгоистический суицид возникает в результате низкого уровня социальной интеграции. Он характерен для людей, недостаточно связанных с обществом, не ориентирующихся на принятые нормы, ценности и традиции. Это могут быть лица, не состоящие в браке, не имеющие постоянного места работы, жительства и т.д. Чем больше таких социально изолированных людей наблюдается в сообществе, тем выше в нем уровень суицидов.
Альтруистический суицид возникает в результате чрезмерно сильной социальной интеграции. Э. Дюркгейм пишет: «Когда человек отделился от общества, в нем легко зарождается мысль покончить с собой. То же самое происходит с ним и в том случае, когда общество вполне и без остатка поглощает его индивидуальность13».
Как мы видим, первые два типа суицидов являются следствием недостаточной или чрезмерной интеграции индивида в общество.
Следующий тип, выделенный автором – аномический суицид (аномия – беззаконие, от греч. а – отсутствие чего-либо и nomos – закон, порядок) возникает в результате недостаточной регуляции обществом поведения индивида. Аномические суициды характерны для периодов социальной нестабильности (аномии). Аномия порождает состояние отчаяния и раздражительной усталости, которая может обратиться против самого субъекта или против других; в первом случае мы имеем самоубийство, во втором – убийство. Как отмечал Э. Дюркгейм «человек, внезапно вырванный из тех условий, к которым привык, не может не впасть в отчаяние, чувствуя, что из-под ног ускользает почва, хозяином которой он себя считал14». Соответственно, в обществах, переживающих политические и экономические кризисы, показатели суицидов резко возрастают.
Фаталистический суицид противоположен аномическому и возникает в результате чрезмерно жесткой регуляции обществом поведения индивидов. Согласно Э. Дюркгейму, фаталистический суицид совершают люди, будущее которых безжалостно замуровано, страсти которых жестоко ограничены дисциплиной. К данному типу относят все случаи самоубийства, вызванные неумеренным материальным или моральным деспотизмом, когда человек ощущает бессилие перед неизбежностью и непреклонностью установленных обществом правил. В то же время данный тип суицида Дюркгейм упоминает лишь вкратце, считая его редким явлением в современном ему мире15.
Американский социолог Роберт Мертон попытался применить дюркгеймовские понятие аномии, анализируя социальную действительность США. Для большинства американцев жизненный успех, особенно выраженный в материальных благах, превратился в культурно признанную цель. Американцы пытаются добиться престижной цели любыми средствами, включая порочные и преступные.
Под аномией Р. Мертон понимал особое нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы моральных ценностей и вакуумом идеалов16. Причиной аномии он считал противоречие между «нормами-целями» культуры (стремление к власти, богатству, успеху как установки и мотивы личности) и существующими социальными нормами-средствами достижения этих целей.
Изучая социальные и культурные источники отклоняющегося поведения, американский социолог сосредоточил внимание на типах приспособления (адаптации) к культурным целям и институционализированным средствам (нормам) людей, занимающих различное положение в социальной структуре общества. В результате им были предложены пять типов приспособления, схематично представленные в таблице ниже («+» обозначает «принятие», «-» – «отвержение», а «+-» «отвержение господствующих ценностей и замена их новыми»).17
Таблица 1
Типология способов индивидуальной адаптации
Способы адаптации |
Одобряемые обществом цели |
Одобряемые обществом средства |
Конформизм |
+ |
+ |
Инновация |
+ |
– |
Ритуализм |
– |
+ |
Ретритизм |
– |
– |
Мятеж |
+– |
+– |
Как мы видим, конформизм означает полную солидарность личности и с общественными целями, и с социально одобряемыми средствами их достижения. Он основан на зависимости человека от господствующих стандартов, мнений, стереотипов и установок с целью самосохранения, безопасности, выживания. Без наличия конформистского поведения нельзя было бы говорить о стабильности, социальном порядке общества. Чем более широко представлен конформистский тип приспособления, тем более устойчивым и спокойным (надежным) является общественный порядок.
Инновационный способ предполагает согласие с общественно одобряемыми целями и в то же время поиск новых средств их достижения.
Следующий способ адаптации – ритуализм, характеризуется принятием общественно одобряемых средств достижения целей, но отказом от некоторых из самих целей. «Это тип приспособления индивида, лично стремящегося избежать опасностей и неудач посредством отказа от основных культурных целей и приверженности любому обещающему безопасность рутинному распорядку и институциональным нормам»18.
Ретритизм как способ адаптации отмечен двумя отказами. Это такой способ адаптации, который связан с уходом или даже бегством от реальности жизни (термин «ретритизм» происходит от англ. retreat – бегство). Он характерен, прежде всего, для маргиналов – бродяг, наркоманов, бомжей и т.д. Они создают собственную замкнутую субкультуру, которая по своей природе чрезвычайно пассивна и не направлена открыто против общества. Зато последнее не приемлет ретритизм в достаточно жесткой и агрессивной форме, требуя от государства непримиримой борьбы с ним. Ретритизм означает способ самоизоляции от общества, отказа от взаимодействия с ним.
Наконец, пятый способ адаптации и вместе с тем тип девиации – мятеж. Он означает отрицание господствующих в обществе целей и средств и их замену новыми. В сравнении с ретритизмом, который также отвергает принятые в обществе цели и средства, мятеж как способ отклоняющегося поведения характеризуется внутренней и внешней активностью его субъектов, готовностью изменить общество в корне, даже путем социальной революции.
Рассмотренная типология отклоняющегося поведения и способов индивидуальной адаптации свидетельствует о том, что личность пытается противостоять аномии, вырабатывая определенные приспособительные реакции. Важно отметь, что индивид сам ищет пути равновесия с обществом.
Т. Парсонс расширил типологию аномических приспособлений Р. Мертона и сформулировал восемь типов девиантного поведения. Он объясняет возникновение девиантных мотиваций несбывшимися ожиданиями. Поведение подростков и молодежи он рассматривает в свете понятия аномии — состояния, в котором ценности и нормы не являются более ясными указателями должного поведения или теряют свою значимость. Этой причиной объясняется несостоятельность системы ценностей, где центральное место занимает личный успех. В таком обществе растет структурная дифференциация, что ведет к конфликтам и девиантному поведению.
Однако теория аномии не является единственной, чье внимание приковано к изучению девиантного поведении. Так теория субкультур изучает подростковую преступность и бандитизм. Классические работы теории – А. Коэна «Содержание делинквентной субкультуры», посвященная молодежным бандам, и исследование Р. Клауора и Л. Оулина. Все трое подчеркивали значение конфликта между ценностями и целями среднего класса и возможностями подростков из низших слоев достичь эти цели.19
На недоступность
ценностей культуры общества подростки
реагируют созданием
Если в теории субкультур акцент делается на конфликте между ценностями и целями среднего класса и возможностями подростков из низших слоев достичь эти цели, то ключевая идея теории культур такова: если ценности и нормы меняются, то само определение девиации тоже изменяется. Приведем пример: если обычные люди взламывают склепы, их клеймят как осквернителей праха, но если это делают археологи, то о них говорят с одобрением, как об ученых, раздвигающих границы познания. Тем не менее, в обоих случаях в места погребения вторгаются посторонние и выносят оттуда какие-то предметы.
Общество само решает, считать или не считать какое-то поведение отклоняющимся от нормы. Люди по-разному определяют, что следует, а что не следует считать отклонением от социальной нормы, т.е. от совокупности стандартов и правил поведения, разделяемых членами социальной общности или общества в целом и необходимых для совершения совместных согласованных действий, их оценки и регулирования.22 При этом принято выделять правовые (предполагающие наказание за их нарушение), нравственные и этические (отраженные на языковом уровне и обусловленные социальными и культурными особенностями) нормы23.
Теперь коснемся теории стигматизации, или наклеивания ярлыков. Стигматизация – это способность влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов некоторым социальным или национальным группам. Основные приверженцы теории: Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай Эриксон.
Согласно теории, ни один поступок не является девиантным или же приемлемым. «Отрицательность» поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Окружающие как бы клеймят индивида за его поступок и стараются избегать его. Навешанный ярлык мешает дальнейшему функционированию с обществом. Стигматизированные личности создают свою субкультуру. Участие в девиантной субкультуре – это способ найти эмоциональную поддержку и окружение, где тебя принимают таким, какой ты есть24.
Информация о работе Выбор мероприятий по улучшению условий труда