Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 18:55, реферат
Предмет – национализм и сепаратизм, как основные составляющие дезинтеграционных процессов в Российской Федерации.
Цель научной работы заключается в исследовании влияния национализма и сепаратизма на проводимую властями Российской Федерации внутреннюю и внешнюю политику, а также определении роли указанных процессов в формировании современного российского государства.
Введение
1 Дезинтеграционные процессы в Российской Федерации
1.1 Общая характеристика проблем национализмаи сепаратизма, причины их возникновения
1.2 Национализм, как один из основных факторов, вызывающихдестабилизацию внутреннего положения в Российской Федерации
2 Влияние сепаратизма на политическоеположение Российской Федерации
2.1 Характеристика сепаратизма как одной из главных проблемв новейшей истории России
2.2 Анализ современного положения в России и оценка деятельностигосударства по решению проблем национализма и сепаратизма
Заключение
Список использованных источников
Подобные действия дали повод известным российским политикам говорить о распаде России как чуть ли не свершившемся факте. О реальной опасности «потерять» Россию 2 сентября 1998 года заявил исполнительный секретарь СНГ Борис Березовский [40]. Вслед за ним 3 сентября такую же опасность признал красноярский губернатор Александр Лебедь и заявил, что в «нынешней сложной ситуации главное не допустить распада России» [23]. Неделей позже, лидер проправительственной думской фракции НДР Александр Шохин уже прямо обвинил главу правительства в том, что он «не сумел сохранить финансово-экономическую, а значит, и политическую целостность России» [21]. Что касается публицистов и ученых, то они буквально соревновались друг с другом в мрачности прогнозов распада России. Если журналист А.Венедиктов исходил из предположения о распаде как одномоментном акте и называл 17 августа днём, «когда в России территории и регионы начинают жить отдельной жизнью от Москвы и от федеральных властей» [41], то историк В.Логинов, признавая распад России неизбежным, отводил ему целую эпоху [30].
В это же время получили распространение идеи введения чрезвычайных административных мер по нормализации ситуации. Губернатор Сахалина Игорь Фархутдинов предложил отменить республики и ввести губернскую форму управления [20]. Губернатор Ярославской области Анатолий Лисицын предложил заполнить вакуум власти за счет усиления роли восьми региональных ассоциаций экономического сотрудничества, «и тем самым помочь Российскому государству, правительству и администрации президента сформировать ту вертикаль власти, которая бы была работающей и взаимообязанной [37]. Эта идея очень напоминает ту, которая впоследствии была реализована президентом Путиным в 2000 году. Те же слова про «вертикаль власти» и та же ставка на общение федеральной власти не с 89 лидерами субъектов Федерации, а с руководителями нескольких региональных округов. Правда, вместо предлагаемых восьми, Путиным было создано семь федеральных округов, и не в рамках экономических ассоциаций, а в границах военных округов. Не была реализована также идея Лисицына о взаимных обязательствах центра и регионов, вместо этого была создана система прямого подчинения нижестоящих звеньев вышестоящим.
Однако ни в то время, ни позднее не было никакой нужды в чрезвычайных административных мерах, поскольку в России уже сложились обычные, классические механизмы, надежно обеспечивающие сохранение целостности Федерации.
Административные
реформы, проводимые президентом Российской
Федерации В. Путинным, чаще всего
связывают с созданием
Основная
функция полномочных
Свои
негативные отношения к преобразованиям
административной системы, большинство
региональных лидеров из-за страха
сначала остерегалось открыто высказывать,
предпочитая действовать
Однако у федеральных округов и их руководителей есть куда более могущественные противники, чем лидеры российских регионов. Федеральные министры прямо, а чаще косвенно, выражают обеспокоенность попытками полномочных представителей президента в округах поставить под контроль финансовые потоки, направляемые из центра в регионы. Они также фактически отказываются признавать роль президентских полпредов - контролировать деятельность региональных отделений федеральных министерств. Чиновники Администрации президента, естественно, не довольны попытками окружных начальников оказать влияние на распределение должностей и наград федеральных служащих в регионах. И нужно сказать, что у федеральных чиновников есть возможность блокировать активность окружных в тех сферах, которые вызывают у них тревогу. Подобная форма конкуренции проявлялась и в советское время во времена правления Никиты Хрущева, и она привела к полному коллапсу его любимого детища Совнархоза – предтечи нынешних административных округов. К тому же Совнархозы, включавшие в свой состав 3-4 области, республики или края, были слишком велики территориально и поэтому сложны в управлении. Однако административные округа еще больше (они включают 12-13 регионов) и, следовательно, ими еще сложнее управлять. Сегодня у полпредов или, как их называют в бытовой речи, «генерал-губернаторов» практически нет ни финансовых, ни административных, ни, тем более, символических ресурсов для осуществления своей деятельности. Они постепенно превращаются в лоббистов интересов регионов на федеральном уровне.
К числу наиболее заметных мер Правительства Российской Федерации, направленных на укрепление целостности страны, можно отнести следующие:
- создание по ряду признаков (географических, экономических, национальных) системы федеральных округов, предназначенной для повышения эффективности государственного управления и усиления позиций федеральной власти.
Следует
также отметить тот факт, что весной
2010 года был создан ещё один федеральный
округ, состоящий из северокавказских
республик и Ставропольского
края. Основные задачи, поставленные перед
руководством данного округа, состоят
в повышении эффективности
- отмена в 2005 году ряда положений Федеративного договора, что, с одной стороны привело к несомненной унификации взаимоотношений между регионами и Федеральным центром, а с другой стороны оставило нерешёнными многочисленные проблемы, касающиеся разграничения компетенции федеральных и региональных органов власти;
- применение вооруженных сил Российской Федерации в 1994 – 1996 гг. и в 1999 – 2009 гг. (контртеррористическая операция в Чечне) с целью поддержания целостности Российской Федерации. При этом в 1999 году в Правительстве России обсуждался вопрос о применении военной силы для решения проблемы Татарстана (в 1999 году Республика Татарстан отказалась перечислять налоги в федеральный бюджет, отправлять призывников на воинскую службу за пределы Татарстана и попыталась провозгласить свою независимость). К счастью, тогда эту проблему удалось решить мирным путём;
- приведение положений региональных конституций в соответствие с Конституцией Российской Федерации 1993 года. Данное решение касалось и всех прочих нормативно-правовых актов, но ввиду большого объема работы и противоречивости поступающих предложений по решению этой проблемы она до сих пор окончательно не решена.
До настоящего времени все реформы в России всегда проводились сверху – без участия населения в принятии решений. Взаимодействие региональных и центральных органов власти в последнее десятилетие определялись в основном стремлением центра к системному реформированию экономики, а регионов – к защите от «негативных» последствий реформ. При этом часть регионов стремилась максимально использовать возникающие в процессе реформ возможности для экономического продвижения, другая часть пыталась скорректировать само направление экономического реформирования. Эти взаимодействия проходят в весьма сложной политической обстановке.
Прекращение активного процесса развития федерализма в России в первую очередь связано с отсутствием согласованной государственной политики в этой сфере общественных отношений. Мнения о путях развития федеративных отношений расходятся не только среди ученых, политиков, но и среди членов Совета Федерации, представляющих российские регионы. Естественно, что при таком разбросе мнений невозможно согласованно принимать федеральные законы, обеспечивающие дальнейшее развитие федерализма в Российской Федерации. Этим объясняется и затягивание процесса их принятия на многие годы.
По-разному рассматривают
ученые и политики проблему сокращения
числа субъектов Российской Федерации.
Одни видят ее решение в «губернизации»
или «республиканизации» субъектов федерации,
т.е. преобразовании субъектов в однотипные
губернии или республики, другие в сокращении
количества субъектов до 8-10, на основе
экономического районирования, третьи
– в административно-
Представленные точки
зрения, как правило, основаны на экономических
расчетах и исходят из понимания
оптимальности отношений «Центр
– регионы». При их рассмотрении
некоторыми авторами сознательно исключается
многонациональный состав Российской
Федерации, или, наоборот, в целях
ухода от советской системы национально-
Все перечисленные варианты фактически означают ликвидацию этнического фактора, как фактора формирования государственности и могут быть реализованы только после внесения изменений в Конституцию Российской Федерации. При рассмотрении вопроса государственного устройства возможен только комплексный подход. Одностороннего решения только в политической, экономической, юридической или этнической плоскости быть не может.
В настоящее время обеспечение государственного единства Российской Федерации, решение проблем повышения эффективности управления государством, устранение экономической и бюджетной асимметрии видится не в сокращении количества субъектов федерации, а в усилении региональной политики, повышении авторитета федерального центра и укреплении доверия к нему со стороны регионов и всего населения.
Региональная политика должна, прежде всего, основываться на идеях:
- национального центризма и
демократического федерализма (обеспечение
всем национально-территориальным и административно-
- преодоления асимметричности нынешнего федеративного устройства. Особое значение приобретают согласование и разграничение полномочий по линиям:
- центр – республики, центр – регионы (края, области, города), освоение специальных механизмов предупреждения конфликтов между нациями;
- укрепления самостоятельности регионов, не противопоставляющих себя центру, но сотрудничающих с ним, что приведет к приоритету наднациональных ценностей.
Важно обратить серьезное внимание на массовое ущемление потребностей и нужд этнического характера (как титульные нации, так и национальные меньшинства), учесть специфику регионов Северного Кавказа, Поволжья, Сибири, Дальнего Востока.
Только такая политика в состоянии обеспечить относительно безболезненный переход от фактически унитарного государства, каким был Советский Союз, к истинно федеративной России. Тем более, что после окончания в России периода двоевластия, в 1993 году в массовом сознании россиян определился перелом и перемены, возникшие с середины 90-х годов ХХ века в улучшении отношений между субъектами федерации и центром, были замечены российским общественным мнением. В массовом сознании россиян начала постепенно расти уверенность в том, что целостность России укрепляется, а главное, уменьшается угроза вооруженных конфликтов, в то время неизбежного спутника распада страны.
В будущем федеративное устройство может измениться в связи с созданием Содружества Независимых Государств [4], а также с тем, что Россия и Белоруссия подписали в конце 1999 года Договор «О создании Союзного государства», а в 2009 году – договор «О создании Таможенного Союза».
После подписания в 1999 году договора «О создании Союзного государства» высшим органом союзного государства стал Высший государственный совет, в состав которого входят главы государств, представители правительств и парламентов. Высший государственный совет занимается важнейшими вопросами развития союзного государства. Представительным и законодательным органом учреждается парламент союзного государства, состоящий из Палаты Союза и Палаты представителей. Исполнительным органом союзного государства является Совет министров, в который входят председатель, госсекретарь, главы правительств и МИД, министры экономики и финансов, а также руководители отраслевых и функциональных органов управления Союзного государства. Председателем Совета министров является премьер-министр Российской Федерации или Республики Беларусь, также на ротационной основе назначается Высший государственный совет.
Подписание в свое время союзного договора России и Белоруссии вызвало довольно резкую реакцию со стороны белорусской оппозиции и ряда российских региональных лидеров (президентов Ингушетии, Башкирии, Татарстана). Тогдашний президент Татарстана Минтимер Шаймиев заявил, что в случае объединения России и Белоруссии Татарстан будет добиваться повышения собственного статуса. По сути, это означало изменение федеративного устройства государства и серьезные коррективы конституционного строя. Но ситуация разрешилась другим образом. Интеграция России и Беларуси до сих пор не завершена из-за целого ряда противоречий и взаимного нежелания сторон идти на уступки.
Информация о работе Влияние сепаратизма на политическоеположение Российской Федерации