Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:08, научная работа
В век компьютерных новейших технологий использование виртуальных симуляторов жизни стало уже чем-то обыденным и привычным. Многие ведущие компании, предприятия и банки перешли на компьютеризированное управление, высокие технологии активно используются во всем мире для осуществления сверхбыстрой коммуникации.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Современные теоретические подходы к изучению виртуальной реальности
1.1.Понятие и сущность виртуальной реальности……………………………...5
1.2.Виртуальная зависимость и ее формы……………………………9
Глава 2. Виртуальная зависимость как психологическая и социальная проблема.
2.1. Психологические аспекты виртуальной зависимости……………………11
2.2 Социальный аспект формирования виртуальной зависимости…………..16
Заключение…………………………………………………………………….....20
Список используемых источников……………………………………………..22
Логично предположить, что с увеличением области распространения виртуальной реальности и с усовершенствованием механизмов ее реализации будет расти число людей, поглощенных этим явлением. В какой степени зависимость от виртуальной реальности может повлиять на изменение сознания человека, сейчас очень сложно спрогнозировать. Если верить прогнозам американских ученых, то конвергенция (объединение, слияние) виртуальной реальности и сознания человека происходит гораздо более быстрыми темпами, чем мы это можем себе представить (Тоффлер, 1997; Русский журнал "Net-культура", 12.10.2000). Итак, попробуем рассмотреть такое понятие, как «виртуальная зависимость».
1.2. Понятие виртуальной зависимости и ее формы
Прежде всего, определим само значение слова «зависимость», или «аддикция».
Под аддикцией, или аддиктивной формой поведения, как правило, понимается особая, порабощающего характера поисковая активность человека, как правило, отрицаемая самим ее носителем. Мотивом этой гиперактивности служит обычно стремление достичь определенного эмоционального состояния удовлетворенности, уверенности в себе.
Существуют определенные критерии психических процессов и состояний, в сумме определяющие зависимость:
а) приоритетность (salience) — излюбленная деятельность приобрела первостепенное значение и преобладает в мыслях, чувствах и поступках (поведении);
б) изменение настроения (mood modification) — относится к субъективному опыту человека и сопутствует состоянию поглощенности деятельностью (примерами могут служить состояние эмоционального подъема либо, наоборот, приобретения спокойствия при переходе к любимому занятию);
в) толерантность (tolerance) — для достижения привычного эффекта требуется количественное увеличение параметров деятельности;
г) симптомы разрыва (withdrawal symptoms) — возникновение неприятных ощущений или физиологических реакций при потере или внезапном сокращении возможностей заниматься любимой деятельностью;
д) конфликт (conflict) — относится ко всем разновидностям конфликтов: интрапсихическим; межличностным (с окружающими людьми); с другими видами деятельности (работа, социальная жизнь, хобби и интересы);
е) рецидив (relapse) — возврат к излюбленной ранее деятельности, иногда после многолетнего абстинентного периода.
В ряд различных форм аддикций, таких, как игромания, наркомания, алкоголизм и т.п., которые содержат в себе эти критерии, исследователи в последнее время ставят такое понятие, как «кибераддикция»-или зависимость от виртуального пространства.
Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться американский клинический психолог К. Янг и психиатр И. Голдберг. В России же этот вопрос в настоящее время изучен мало, и обсуждается лишь в узких кругах социологов, принадлежащих к виртуалистике- комплексной социальной дисциплине, изучающей проблемы виртуальности и виртуальной реальности. Сравнительно недавно виртуальная зависимость была областью изучения только лишь психологов.
На данный момент исследователи не пришли к консенсусу в определении единой классификации виртуальной зависимости, поэтому в нашем распоряжении имеются лишь разрозненные данные, которые, однако, возможно использовать, к примеру, в диагностировании виртуальной зависимости.
Классификация форм кибераддикции приведенная ниже, является самой распространенной.
а) обсессивное пристрастие к работе с компьютером (играм, программированию или другим видам деятельности);
б) компульсивная навигация по WWW, поиск в удаленных базах данных;
в) патологическая привязанность к опосредствованным Интернетом азартным играм, онлайновым аукционам или электронным покупкам;
г) зависимость от социальных применений Интернета, т.е. от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в итоге привести к замене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными;
д) зависимость от «киберсекса», т.е. от порнографических сайтов в Интернете, обсуждения сексуальной тематики в чатах или закрытых группах «only adult».
С увеличением масштабов распространения этих форм киберзависимости возрастает число исследований, направленных на выявление психологических аспектов виртуальной зависимости и социального контекста ее формирования.
Глава 2. Виртуальная зависимость
как психологическая и
2.1. Психологические аспекты виртуальной зависимости
Изначально виртуальную зависимость исследовали психологи, которые отводили бОльшую роль именно внутриличностным переживаниям человека, психологическому аспекту, нежели социологическому.
Если обращаться к психологическим исследованиям в этой области, то можно отметить, что еще до того, как приобрел широкую известность и популярность Интернет, психологи уже заговорили о зависимости от компьютеров.
Первое исследование феномена зависимости от компьютера было проведено в 1980-х годах английским психологом Сабби. Исследование, осуществлялось посредством опроса и интервьюирования испытуемых; в нем применялись стандартные психологические тесты и специально разработанные опросники. Согласно этим исследованиям Сабби выделяет четыре стадии развития психологической зависимости от компьютера и компьютерных игр.
1. Стадия легкой увлеченности - человек получает удовольствие, играя или занимаясь на компьютере, чему сопутствуют положительные эмоции. Специфика этой стадии в том, что она носит ситуационный, а не систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность на этой стадии не сформирована и не является значимой ценностью для человека.
2. Стадия увлеченности - фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию формирования зависимости, является появление в иерархии потребностей новой потребности - компьютера. Время, проводимое за компьютером на этом этапе, принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств.
3. Стадия зависимости - характеризуется не только сдвигом потребности в компьютере на нижний уровень пирамиды потребностей, но и другими, не менее серьезными изменениями - в ценностно-смысловой сфере личности.Происходит интернализация локуса контроля, изменение самооценки и самосознания. Зависимость может оформляться в одной из двух форм: социализированной (необходимость общения с единомышленниками, чаще компьютерными фанатами) и индивидуализированной. Для людей с индивидуализированной формой зависимости характерным является нарушение основной функция психики - она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Если в течение какого-то времени такой индивид не имеет доступ к компьютеру, то начинает чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадает в депрессию.
4. Стадия привязанности - это стадия угасания компьютерной активности человека. Человек на этой стадии «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютеру не может. Это самая длительная из всех стадий - она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
Также одним из первых и до сих пор наиболее тщательных исследований феномена зависимости от компьютера было исследование английского психолога М. Шоттона.
В нем принимало участие более 100 человек, проявляющих зависимость от компьютера. Само исследование осуществлялось посредством опроса и интервьюирования испытуемых; в нем применялись стандартные психологические тесты и специально разработанные опросники.
По утверждению Шоттона, компьютер воспринимается зависимыми индивидами как своего рода «конкурент» — рациональный, логичный, высокоинтеллектуальный. К этому можно добавить, что задача, которую ставят перед собой зависимые от компьютера субъекты, состоит в том, чтобы добиться от такого незаурядного «конкурента» полного подчинения. В основе такого восприятия обычно стоят психические травмы, состоящие в том, что индивид, будучи неспособным совершить какое-либо действие в реальной жизни, переносить его на жизнь виртуальную. В большом числе случаев виртуально зависимыми становятся подростки.
Психологический механизм возникновения эффектов виртуальной зависимости от компьютера у подростков может быть обрисован в общих чертах следующим образом.
Если стремление доминировать в личных отношениях, общественной жизни и организационной иерархии постоянно наталкивается на неудачи, это побуждает некоторых молодых людей с высокоразвитыми интеллектуальными способностями и недостаточно развитым социальным интеллектом (под ним можно понимать все, что помогает в отношениях с другими людьми, — эмоциональность, контактность, понимание собеседника, эмпатийность, умение слушать, доверительность, готовность и умение «раскрыться» в беседе и т.д.) сделать вполне рациональный, на первый взгляд, выбор.
Сами индивиды, отвечая на вопрос о том, чем же для них так притягательно времяпровождение в виртуальном пространстве, давали самые разнообразные ответы, которые путем группировки по сходным признакам можно представить следующим образом:
А) возможность анонимных социальных интеракций (здесь особое значение имеет чувство безопасности при осуществлении интеракций, включая использование электронной почты, чатов, ICQ и т.п)
Б) возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.)
В) чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отметить, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника – т.к. в любой момент можно найти нового)
Г) неограниченный доступ к информации (“информационный вампиризм”) Разработанная Шоттон типология зависимости от компьютера включает три разновидности такой зависимости.
Во-первых, это «сетевики» (networkers): они оптимистичны, в наибольшей степени — сравнительно с другими типами зависимости — социально активны и позитивно настроены к другим людям, имеют друзей, в том числе противоположного пола. поддерживают нормальные отношения с родителями: компьютер для них — нечто вроде хобби: они могут интересоваться поиском в удаленных базах данных или. к примеру, играть в ролевые групповые игры типа MUD, однако при этом они меньше, чем другие выделенные типы зависимых от компьютеров людей, самостоятельно программируют, в меньшей степени интересуются приложениями — скажем, компьютерной графикой — или аппаратным обеспечением.
Во-вторых, это «рабочие» (workers) — самая малочисленная группа. Они владеют наиболее современными и дорогими компьютерами. Процесс программирования у них четко спланирован, программы пишутся ими для достижения нужного результата. Как правило, представители этой группы прекрасно учились пли учатся, причем их не удовлетворяет стандартная программа обучения и они посещают дополнительные учебные курсы Для них характерна весьма строгая «рабочая этика»: например, неприемлем всякий род «компьютерного пиратства».
В-третьих, это «исследователи» (explorers) — самая многочисленная группа. Для них программирование сродни интеллектуальному вызову и одновременно развлечению. Они пишут сверхсложные программы, зачастую даже не доводя их до конца и принимаясь за новые, более сложные. Представители этой группы с удовольствием занимаются отладкой программ; компьютерное пиратство и хакерство они приемлют, полагая их «честной игрой» против других программистов (разработчиков программ) и/или администраторов вычислительных систем. С формальной стороны, уровень образования у них ниже, чем, скажем, у «рабочих», — при этом они не только не отстают от имеющих более весомые дипломы коллег, но и зачастую превосходят их объемом знаний. Амбиций также немного: ни высокие должности, ни большие оклады не играют для них главенствующей роли. Таким образом, к социальным критериям жизненного преуспевания они довольно равнодушны. Для «исследователей» компьютер — своего рода партнер и друг, он зачастую одушевлен, с ним проще взаимодействовать, нежели с людьми.
Несомненно, определив предметную область своих исследований, психологи попытались в общих чертах предложить пути ее решения. К примеру, были представлены признаки, по которым возможно диагностирование у индивида виртуальной зависимости.
1)Кимберли Янг приводит 4 признака интернет – зависимости:
2)Иван Голдберг предлагает констатировать Интернет - зависимость при наличии 3 или более признаков из приведенных ниже:
Информация о работе Виртуальная зависимость как психологическая и социальная проблема